Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

ПРАЗДНИК ПЛУГА

Труп дороги упал прямо посреди села. Грязь застыла в последнем броске на юг, высушенная жестоким солнцем, и теперь била по колесам ребрами взбитого шинами суглинка.
Асфальт давно отстал от нас, наскучив бежать в эти дальние от города края. Впрочем, его здесь, собственно, никто и не ждал - деревня встречала каждый новый рассвет во всеоружии "Нив" и тракторов. И лошадей.
Правда, лошади здесь были несознательные. Их отыскалось всего две, когда они потребовались по программе. Между тем, без них теряло смысл все, ради чего наш "Жигуленок" приносил в жертву различные части своего организма.
А именно: смысл терял сабантуй. Ибо какой сабантуй без конных скачек! В которых победителю достается сочный барашек или огонь-девица (в зависимости от гастрономических и иных наклонностей).
Тут надо сказать, что такое сабантуй. Это татарский и башкирский (в какой-то мере и общетюркский) народный праздник. Вроде дня пограничника, но только без зеленых фуражек и купания в фонтане Парка культуры и отдыха. Только если погранцы празднуют в этот день подписание вождем указа о своем создании, то татары отмечают более прозаические вещи - окончание весенних полевых работ. Сабантуй так и переводится с тюркского: "сабан" - плуг и "туй" - праздник. При сложении получается хорошо. Это если говорить об этимологии. А корни отыскать еще более просто - чтобы осенью был урожай, весной не вредно богов о том попросить, да и самим кстати повеселиться. У русских в свое время тоже существовал соответствующий языческий аналог, но затем он под давлением церковников был заслонен Троицей - хотя тоже, в общем, не грустным праздником.
Сабантуй избежал участи быть погребенным под религиозным обрядом. То ли терпимость ислама сыграла свою роль, то ли пророк, когда завещал не пить, забыл про эти заволжские степи и леса - но, в общем, старая добрая "Пшеничная" славно украсила праздник, что бы по этому поводу ни думала насупивашаяся на краю деревни мечеть. Правда, за весь день урезонивать пришлось, кажется, всего одного или двух перебравших мужичков - боюсь, в этом пункте программы деревня проиграла бы ежевечернему сборищу у палаток возле нашего метро. Словом, пара прибывших на сабантуй органов правопорядка бездельничала.
В общем, если вернуться к лошадям, то на "Формулу-1" их выставлять не стоит. Конечно, как-то они ногами перебирали, но когда всадники их в конце концов догнали до финиша, бурного скопления восторженных девиц не наблюдалось. Зато лошади нагло смотрели на толпу и требовали узды, когда изъявлялось желание на них покататься.
Впрочем, и еще одна категория участников праздника проявляла крайне мало энтузиазма. Более того, проявляла нервозность, когда покидала ристалище на плечах у победителя. Видно, что-то не сложилось во взаимоотношениях...
Между тем даже баран мог бы понять, что это, в общем, честь - быть поднятым победителем борцовского состязания. Это действительно круто - обороть всю деревню. Мужики здесь вообще не худосочные, а татарская национальная борьба требует к тому же немалой силы, хитрости и ловкости. Это сначала так кажется - просто: обмотал соперника полотенцем и ну тянуть на себя. И даже спасибо, что он упирается - чуть поддался, упал на него, и вот он на лопатках. Ан нет, бараны за так не достаются. Надо извернуться иначе - чтобы противник на твоем кушаке в воздухе повисел, а потом упал.
Да и черт с ним, с бараном. Куда бы я его положил в "Жигуленке" с рваным глушителем?
Вообще, сабантуй только в русском языке носит оттенок какого-то разгула. На самом деле праздник достаточно регулируемый. В центре его - местное колхозное руководство, сельская интеллигенция (очень здорово, кстати, разбирающаяся в политике, делающейся отсюда в тысячах верст). Все идет установленным порядком: рассказывается об успехах, объявляются конкурсы, представляются гости - "Огонек"асы, корреспондентары, не без того, не без того. Не-джентльменов, как уже сказано, просят удалиться. Торговлишка развернута. Словом,
порядок: это вам сабантуй, а не гулянка какая-нибудь.
Ну, а вечером, как водится, - продолжение банкета. Тут уже собираются по домам, по компаниям. В точности, как в русском деревенском доме - только ни один механизатор сюда не войдет в сапогах. Для обуви - специальный помостик во дворе, обитаемом, среди прочего, костью, цепью и черной собакой.
Собственно, на том сабантуй кончается, Начинаются разговоры. Передавать их нет нужды - каждый говорил и слушал много их за свою жизнь. Разве что одно важно.
У нас, говорят, с татарами трудности. Кто-то что-то делил, кто-то подписывал какие-то договоры, кто-то за что-то голодал, требовал конституций, субъектитуры в международных отношениях... Другие в это время попутно гнали на сторону нефть, переключали на себя собственность, гоняли оппозиционеров, становились президентами... Третьи еще что-то...
Так вот. Сабантуй проводится, как чемпионат по футболу, почти по кубковой системе. Сперва в деревнях, потом в округах, потом в городах, республиках. И чем выше, тем больше знамен с национальными цветами, меди в лозунгах и металла в голосе суверенных лидеров.
А там, где одинокий флаг кое-как виснет над сельской конторой, там у нас трудностей с татарами нет. И с башкирами. И с другими. А у них - с нами.
Все равно не поймешь - какого суверенитета этот флаг. Все цвета на нем давно выцвели...

Александр ПЕРЕСВЕТ
1995
Tags: Пешком по жизни
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments