Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

А забавные персонажи некоторые славянопяты!

Стоит всего лишь отметить их козявки, не говоря уж о покритиковать - тут же следует реакция обиженной мегеры климактерического возраста. То есть истерика, метание какашек и стирание реплик оппонентов.
Вот один из них написал:

О предыстории Волынской земли (VI – начало X в.) [1]
26.10.2009 05:56 Жих М.И.
E-mail Печать PDF

В Галицкой и Волынской землях в домонгольское время сложились, как известно, одни из основных городов-государств Древней Руси [2]. Однако, их возникновению предшествовал длительный период развития восточнославянских догосударственных и предгосударственных социально-политических объединений в указанных регионах. В Галичине этнополитическое развитие проходило относительно «спокойно»: с VI в. и вплоть до формирования Галицкой земли здесь проживали хорваты [3], создавшие мощное этнополитическое объединение – Великую Хорватию, как называет её Константин Багрянородный [4].


К северу от Великой Хорватии – в будущей Волынской земле тоже возникли мощные этнополитические объединения восточного славянства, но здесь их развитие проходило более дискретно, что породило путаницу в источниках и как следствие – крайне противоречивую историографию. Пересказывать её здесь мы не видим смысла, так как множество гипотетических концепций предыстории Волынской земли скорее запутали исследование этого вопроса, чем способствовали его решению. Поэтому, на наш взгляд, лучше подойти к проблеме непосредственно ad fontem, не обращая внимания на многочисленные противоречащие друг другу и зачастую ничем не подкреплённые историографические построения.
Повесть временных лет, говоря о предыстории этого региона, свидетельствует, что сначала здесь жили

бужане, зане седоша по Бугу, послеже велыняне [5];

дулеби живяху по Бугу, где ныне велыняне [6].

Если следовать её тексту буквально, то получается, что дулебы и бужане – это названия древних славянских этнополитических объединений, существовавших некогда там, где ныне – во времена летописца – находятся волыняне [7]. Летопись помогает пролить свет и на причину исчезновения дулебов и смены их волынянами, говоря о том, что

Въ си же времяна (во времена византийского императора Ираклия (610-641) – М. Ж.), быша и обри (авары – М. Ж.), иже ходиша на Ираклия царя и мало его не яша. Си же обри воеваху на словенех и примучиша дулебы, сущая словены и насилье творяху женам дулебськимъ: аще поехати будяше обърину, не дадяше въпрячи коня, ни вола, но веляше въпрячи 3 ли, 4 ли, 5 ли женъ в телегу и повести обърина и тако мучаху дулебы [8]. Бысть бо объре теломъ велици и умом горди, и Богъ потреби я, и помроша вси, и не остася ни единъ объринъ. И есть притъча в Руси до сего дне: погибоша аки обре; ихъ же несть племени ни наследъка [9].

Здесь автор этого летописного фрагмента пересказал, по всей видимости, какое-то славянское эпическое сказание о войне между аварами и дулебами [10], в котором авары наделены чертами мифических великанов, предшествовавших заселению земли обычными людьми, что говорит о его очень глубокой древности [11]. В ходе этой войны славяне были разгромлены и завоеватели возложили на них иго – так в древней Руси обозначались угнетение и насилие, а первоначально – по всей видимости во времена авро-дулебской войны – ‘ярмо, воловья упряжь’ [12], в которую завоеватели запрягали дулебских женщин. В. Я. Петрухин и Д. С. Раевский верно, на наш взгляд, отмечают по этому поводу, что «видимо, в летописи мы имеем дело с фрагментами «земледельческого» эпоса, где эпические враги используют женщин в качестве тягловых животных, налагая на них ярмо – «иго». Обычай брать дань с плуга – с «рала» (в Древней Руси и других ранних славянских государствах – М. Ж.) – подкреплял это значение» [13].

Л. В. Войтович, довольно обоснованно, на наш взгляд, датируют эту авро-дулебскую войну 561-562 гг. [14] После неё дулебский союз распался, и часть дулебов ушла на запад – в Чехию и Польшу, где хорошо известна по ряду источников [15]. Последнее обстоятельство побудило некоторых исследователей относить летописную легенду об аваро-дулебской войне к западнославянским дулебам и видеть в ней отражение их эпоса [16], или же к дулебам паннонским [17]. На наш взгляд, эти построения неосновательны [18]. Славянские легенды об авро-дулебской войне – общие для всех ветвей дулебов – относятся к тому времени, которое предшествовало распаду их единства. И они сохранились и у восточно- и у западнославянских дулебов [19].

Судьба раннесредневековых дулебов была, в известной мере, сходной с судьбой соседних с ними хорватов: одно из древнейших славянских этнополитических объединений [20], оно было разгромлено в ходе аварского нашествия и распалось, а значительная часть дулебов ушла на запад [21], где впоследствии приняла участие в чешском и польском этногенезе. Но, в отличие от хорватов, дулебам после аварского разгрома не удалось сохранить доминирующего положения в исходном регионе своего проживания, и они уступают лидирующее место на Волыни волынянам, о чём говорят приведённые выше летописные свидетельства. В то же время, часть дулебов остаётся на месте, хоть и теряет своё былое политическое значение. В начале Х в. летопись упоминает о вхождении их в войско Олега при его походе на Константинополь [22]. И нет достаточных оснований считать это летописное свидетельство книжным и недостоверным [23]. Оно отражает представления летописца о существовании в то время – в начале Х в. – восточнославянских дулебов и о сохранении ими определённого этнополитического единства и значения. О том же свидетельствует и фиксация их эпоса на страницах Повести временных лет.


И т.д.

В ответ на что было отмечено:

Да-да! Разбиты аварами на Случи и ушли в Паннонию! Мазохисты?

То есть логика простая и понятная: степные всадники авары, имея центром своей земли Паннонию и рядом лежащие придунайские области, идут гнобить и терзать дулебов в перевитые реками леса Волыни. Откуда дулебы, желая спастись от гибели и рабства, убегают от авар... в Паннонию же! Евреи прятались от немцев в Освенциме...
Каковая мысль с добавлением критики уже по существу была развита уважаемым http://pantoja.livejournal.com/:

Юноша так шустро оперирует арабскими «источниками», что диву даешься :)

Однако же, не может отличить несториан от яковитов :) (или это галкинский фейл, но без разницы, оба хороши).

Еще поцыент ссылается на работы, которые в глаза не видел (и видеть не мог ;)

А главное, вывод, вывод: Как видим, этнополитическая карта волынского региона в предгосударственный период его истории была очень пёстрой и здесь наряду с большим этнополитическим объединением – волынским союзом – существовало и множество маленьких славиний (скорее всего, входивших в его состав). Очень любопытен и нуждается ещё в глубоком исследовании вопрос о соотношении этнополитической карты региона в предгосударственный период с возникшими здесь впоследствии городами-государствами.

Какова же реакция?
Естественно, сие замечание стирается из треда дискуссии:

Ошибка

Этот комментарий удалён. Вы не можете на него ответить.
 

По каковому поводу я его восстанавливаю тут, опустив лишь сравнение героя с персонажами книги о бравом солдате Швейке, которая к дулебам отношения не имеет, хотя и весьма выразительна.
Ну, и для коллекции оставлю реакцию на аза, многогрешного, замечание:

[info]a_pereswet
2009-10-27 06:23 am (local) (ссылка) СтеретьОтслеживать
Да-да! Разбиты аварами на Случи и ушли в Паннонию! Мазохисты?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sverc
2009-10-27 12:29 pm (local) (ссылка) Отслеживать
А Вы, уважаемый, законный клиент (точнее экспонат) вот этого славного музея: http://community.livejournal.com/ist_freaks_ru/ Скоро Ваш недавний опус займёт в его залах своё достойное место.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]a_pereswet
2009-10-27 10:48 pm (local) (ссылка) СтеретьОтслеживать
Ну, после того, как я с вашим творчеством ознакомился, это для меня сродни удостоверению слона, полученного от моськи. Давайте, прославляйте меня дальше.

И вот теперь понять бы: с чего они сразу так ощетиниваются, деятели подобные?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments