Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян. Глава 3.6. Соседи. Глава 3.6.1. Другие славяне

Радимичи

Радимичи близки вятичам. И по месту в летописи, и по географии, и по культуре.
Их территория - земли, лежащие в восточной части верхнего Поднепровья, по реке Сож и её притокам. Эта география хорошо представима по расположению позднейших радимичских городов - Гомий (Гомель) и Чичерск на Соже, Вщиж на Десне, Воробеин, Ропейск (Пропошеск), Стародуб и др. То есть стык Брянской области с Белоруссией и Украиной – место, где и сегодня этнографы неровно дышат, забираясь в глухие лесные деревушки, и где сохранились славяне, ещё с Соловьём-разбойником на промысел выходившие…
Есть у них своя археологическая особенность, у радимичей. При нормативном славянском трупосожжении у кургана они своих мёртвых кремировали на месте, прямо на основании насыпи.
Височные кольца родственны вятичским, но всё же специфичны чисто для радимичей - семилучевые подвески из бронзы или серебра. Щитки у них гладкие или орнаментированные дугообразными полосками. Интересно, что более ранние височные кольца, IX-X веков, украшены богаче, чем поздние. В XI-XII веках эти кольца часто вовсе без узоров.
Больше о них ничего выдающегося сказать не могу.

Бужане

И про этих сказать практически нечего. Упомянуты в ПВЛ, но ничего внятного про них не заявлено. Археология тоже как-то не выделяется. Потому исследователи то ль от отчаяния, то ли от равнодушия приравнивают их к дулебам и/или волынянам и на том тему закрывают. Возможно, они не так уж и не правы: автор ПВЛ употребил их в том же ключе, что и полочан, за которыми собственного археологического и этнографического материала не просматривается.
Правда, уже разбиравшийся ранее «Баварский географ» упоминает –

- Busani habent ciuitates CCXXXI -

- то есть 231 город бужан.
Однако касается ли это «наших» бужан или речь идёт о каких-нибудь «бусанах» вообще сказочных, – неясно. Во всяком случае, оказываются они для Баварского географа во «второй» зоне племён – которые не граничат непосредственно с землями франков и сведения о которых он явно имеет баснословные. Тут у многих – невероятное количество городов:

(18) Глопяне (Glopeani), у которых 400 или чуть более городов.
(19) Журяне (Zuireani) имеют 325 городов.
(20) Бужане (Busani) имеют 231 город.

(22) Стадичи (Stadici), в которой 516 городов и народу без счёта.

(24) Унлицы (Unlizi, уличи ?) – многочисленный народ, 418 городов.

(27) Эптарадичи (Eptaradici) имеют 243 города.
(28) Увилерочи (Uuilerozii) имеют 180 городов.
(29) Заброчи (Zabrozi) имеют 212 городов.

(32) Хозирочи (Chozirozi, хазары ?) имеют 250 городов.

(34) Тафнечи (Thafnezi) имеют 257 городов.


Всё же такое количество городов должно бы оставить следы в археологии. Даже если это не города, а просто «круглые замки» западных славян. Но в случае с бужанами археология, как я сказал, практически нулевая. Словом, бужане в этом документе явно находятся в области недостаточного знания. А коли так, то и нам полагаться на это свидетельство трудно.

Тиверцы

Это племя занимало территорию между Днестром, Прутом и Дунаем, а на юге доходило до Чёрного моря. При такой географии они очень требовательно просятся в потомки антов. Хотя с тем же успехом могут быть и потомками славян – тех самых, что вместе с антами осваивали будущую Румынию.
Как считают историки, -

- тиверцы в VI веке уже прочно владели Приднестровьем и отчасти Прибужьем.

Летописец это подтверждает:

уличи, тиверци сѣдяху по Бугу и по Днѣпру, и присѣдяху къ Дунаеви. И бѣ множество ихъ, сѣдяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря, и суть городы ихъ и до сего дне, да то ся зовяху от Грѣкъ Великая скуфь.


Утверждается, что –

- греческий город Тира стал центром тиверско-уличской округи и получил имя Белгорода (Днестровского).

Кроме того, -

- в междуречье Днестра и Прута сохранились остатки нескольких групп славянских поселений и городищ (Алчедар, Екимауцы и др.), которые связываются археологами с летописными тиверцами: «за деревянным тыном и земляными валами их поселений обычно располагались небольшие полуземляночного типа жилища с глинобитными стенами, служившие также и мастерскими ремесленников: кузнецов, гончаров, оружейников, ювелиров».

Алчедарское городище - город Чёрн - был покинут славянами в XII веке.
При этом интересно, однако, что собственно тиверских черт в таком важном обряде как погребение археология не выделяет. Тела кремировались на стороне, а пепел хоронился в глиняных урнах.
Но в истории, в летописи тиверцы остались именно отдельным племенем и упоминаются в качестве толмачей-переводчиков во время похода князя Олега на Царьград.
Более про них ничего не известно.

Уличи

Иначе их зовут угличами. А также, если считать, что «Баварский географ» говорил именно о них, - унличами. Что вполне вероятно, ибо эта гнусавая славянская «н» могла одними приниматься как отдельный звук, а другими – нет.
«Баварский географ» же упоминает об их многочисленности –

- Unlizi populus multus civitates

Уличи жили когда-то «по Днепру вниз». Одна из древнейших, Первая Новгородская летопись уточняет:

И беша седяще уличи по Днепру вънизъ, и по семь преидоша межю Бъгъ и Дънестръ, и седоша тамо.


Некоторые исследователи считают, что они населяли область между реками Орель, Днепр и Самара. Это и есть в их понимании тот «Угол», от которого пошло название уличей-угличей-уголичей. Не знаю. Более убедительным кажется происхождение от «улучье» - излучина, изгиб. И тогда у нас без трения укладывается и излучина Днепра, и излучина Южного Буга, и лиманы у их устьев, и изгиб берега Чёрного моря, называемый Лукоморьем. И незлобивый, но слабовольный дедушка с золотою рыбкою был у нас, в таком случае, тоже уличем.
Уличи – потомки «пеньковцев» очевидные. И наличие среди них нескольких племён становится объяснимым. Так же, как понятно деление на племена славян лука-райковецкой культуры. Всё дело опять в реках и их водоразделах. Если вспомнить карту расселения «пеньковцев», то сразу видно, как они облепляли реки и как мало они селились между ними. При тогдашних средствах коммуникации и отсутствии объединяющего всех телевидения вскоре группы одной культуры неизбежно должны были обособляться. И вот мы и застаём по днепровскому «улучью» уличей, по Бугу – бужан (условно, ибо в таком случае они выпадают из списка «славянских языков»), по Днестру – тиверцев.
Подтверждение этой мысли находим у В.В.Седова, прямо указывающего, что –

- в ареале пеньковской культуры по географическим мотивам вычленяются следующие локальные группы: верхнеднестровская, средне-днестровская, южнобужская, днепровско-тясминская и днепровско-орельская, которые отделены друг от друга более или менее широкими незаселёнными территориями.

И вывод:

Среднеднестровский регион их координируется с тиверцами, южнобужский – предположительно с бужанами, днепровско-тясминский и днепровско-орельский – с ранними уличами.

К верхнеднепровской группировке Седов относит уже хорватов, о которых речь впереди.
Возможно, поэтому уличи долго не давались славянам, нападавших на них с севера под водительством русов, - что чувствовали себя продолжателями традиций прежней антской независимости. Кажется, были они даже союзниками хазар. Во всяком случае, покоряли их и Олег Вещий, и Игорь, и Святослав Игоревич и воевода Свенельд.
Главным их городом считается Пересечен (современное село Пересечина под Кишинёвом). Он был завоёван и освоен русами только в 940-950 годах (три года Свенельд его осаждал, но взять не мог). Впрочем, скоро вошли в силу печенеги, и эта победа во многом обессмыслилась.
В состав Руси уличи так и не вошли. Нет, в принципе, город Пересечен ещё включался в список древнерусских городов XIV века – но сколь-нибудь заметной роли в политических процессах уличи никогда не играли.
Археология уличей, несмотря на вроде бы видимую из источников мощь, не ясна. В Поросье по реке Тясмин раскопаны поселения вроде бы их. Картина – типично пеньковская –

- посёлки с 5-6 полуземлянками с печками-каменками, лепной керамикой.

Могильники этого племени той поры неизвестны.
Интересно, что у уличей и тиверцев отсутствуют височные кольца. Что опять-таки отдаляет их от славян и сближает с антами-«пеньковцами».

Хорваты

Хорваты – последнее племя, упоминавшееся в ПВЛ. Во всяком случае, из этого списка –

- а се ти же словѣне: хорвати бѣлии, серпь и хорутане –


- на территории Руси фиксируются только хорваты.
Нет оснований считать, что они не являлись частью большого народа, который и по сей день населяет Хорватию. Просто во время прежних дославянских и праславянских миграций части его, как всегда и у всех, отделялись, оставались в полюбившихся местах или вообще уходили от основного потока в края дальние.
Кое-кто, впрочем, считает их не очень славянами. А скорее иранцами. Или племенем из времён –

- разъединения индо-иранцев и праславян.


Опираются эти построения, по сути, лишь на одно соображение: наименование племени не славянское, зато находит много аналогов в иранских языках.
Ну и что?
Мы уже видели: никакой особенной археологии под «ирано-славянскими» симбиотами нет. Зато наличие височных колец у хорватов - перстнеобразных с заходящими концами – доказывает их вполне славянское самосознание.
Нет под это дело и генетики – практически не присутствует группа G3 в хромосомах славянских народов. И у хорватов, в частности.
Считается, что центром хорватов был город Краков. Византийский император Константин Багрянородный застаёт их как раз где-то рядом:

хорваты, ныне живущие в краях Далмации, происходят от некрещёных хорватов, называвшихся «белыми», которые обитают по ту сторону Туркии, -

- то есть «выше» Венгрии –

- близ Франгии, -

- то есть восточнее нынешних Баварии и Австрии –

- и граничат со славянами - некрещеными сербами

- то есть «ниже» недавней ГДР. В общем, получается как раз Чехия-южная Польша.
Оттуда они переместились в Далмацию, спасаясь от авар (по версии Константина Багрянородного – победив их). Ну, а часть – как сказано выше, такая часть находится всегда – осталась на месте. Какая-то часть осталась на Верхнем Днестре. Оттуда их вытеснили (точнее, ассимилировали) уже тиверцы. Которых самих очень круто прижали печенеги.
Кстати, насчёт иранских корней в названии. Тот же Багрянородный говорит, что -

[Имя] хорваты на славянском языке означает «обладатели большой страны».

Если учесть продуктивный славянски корень «хоро-» - «большой», «много», «кругло» - то почему бы и нет…

Совсем другие славяне

Ну, а на закуску можно почитать сочинения арабских авторов о славянах, так сказать, дальних – дунайских, европейских. Занимательное чтение, особенно если пытаться нащупать за вязью слов ральное историческое содержание…

Описание Славян, их обиталищ, рассказы об их царях и о расселении их племен.
Сказал Масуди: Славяне суть из потомков Мадая, сына Яфета, сына Нуха; к нему относятся все племена Славян и к нему примыкают в своих родословиях. Это есть мнение многих людей сведущих, занимавшихся этим предметом. Обиталища их на севере, откуда простираются на запад. Они составляют различные племена, между коими бывают войны, и они имеют царей. Некоторые из них исповедуют христианскую веру по Якобитскому толку, некоторые же не имеют писания, не повинуются законам; они язычники и ничего не знают о законах.
Из этих племён одно имело прежде в древности власть (над ними), его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо (верховная) власть была у него и прочие цари ему повиновались.
Затем следует славянское племя Астабрана, которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба, царь же их называется Ванджелава.


Под астабраны так и подмывает увидеть «остерабтречи» (Osterabtrezi) или восточных ободритов. Дулаба – ясно: дулебы.

Затем племя, называемое Бамджин, а царь называется Азана; это племя самое храброе между Славянами и самое искусное в наездничестве.


Не бужане ли? Однако есть существенное сомнение: в другом месте Масуди точно так же называет явных богемов. Очевидный Дунай -

- занимает более трёх миль в ширину и течет на пространстве многих дней за Константинополем. На берегах этой реки живут Бамджины и Марава, народы славянские. Теже самые берега были обитаемы Булгарами, когда они приняли христианскую веру.

Богемы и моравы, ясно.

Ещё племя, называемое Манабан, а царь называется Занбир. Затем племя, называемое Сарбин; это славянское племя грозно (своим противникам) по причинам, упоминание коих было бы длинно, по качествам, изложение которых было бы пространно, и по отсутствию у них закона, которому они бы повиновались.


Очень похоже на сербов. Кто такие манабаны под руководством никак не славянского Занбира – неясно.

Затем идёт племя, именуемое Марава; затем племя, называемое Харватин; затем племя, называемое Сасин, и племя, по имени Хашанин; затем племя, по имени Баранджабин. Названные нами имена некоторых царей этих племен суть имена известные (общепринятые) для их царей.

Моравы, хорваты… Под «сасин» некоторые исследователи видят саксов. Но, в общем, в столь детальном тексте, как этот, допустить такой прокол, перепутав германцев со славянами… Сомнительно. Хашанин, баранджабин – загадка.

Упомянутое нами племя под именем Сарбин сожигают себя на огне, когда умирает у них царь или глава; они сожигают также его вьючный скот. У них есть обычаи, подобные обычаям Гинда; мы уже об этом отчасти упомянули выше в этом сочинении, при описании горы Кабха и страны хазарской, когда мы говорили, что в хазарское стране находятся Славяне и Русы, и что они сожигают себя на кострах. Это славянское племя и другие примыкают к востоку и простираются на запад.
Первым из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами. Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но войны эти не решительны. Затем с этим славянским царём граничит царь Турка. Это племя красивейшее из Славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них силой.


А с другой стороны, перепутал наш Масуди венгров («Турка») со славянами…
Ифрандж – это франки. Нукабард – это предалагют переводить как «лангобрды», а по другой версии – унгары. Но коли принять первую точку зрения, то царь Аванджа получается у нас знакомым уже царём аваров. Ибо именно ои воевали и с Византией, и с франками, и с лангобардами. Тогда текст Масуди несёт в себе элемент очень давней старины – максимум VIII век. Но в таком случае мы и ситуацию застаём для славян практически дописьменную, раннеисторическую. И значит, можно никогда не найти, кто такие «сасины» или «хашанины» - возможно, это племена, не оставившие по себе свидетельства в истории. Кроме данного.
Но, в общем, совершенно ясно, что речь идёт о славянах, живших вдоль Дуная. И наших, восточных, среди них можно даже не искать.
И ещё одно надо отметить для чистоты совести. Те названия, имена и этнонимы, что приведены здесь – лишь один из вариантов. А на самом деле этих вариантов очень много, причём начинающихся даже не на этапе толкования, а ещё на этапе прочтения. Так что во многом эти толкования – гадание на кофейной гуще. И на том материале, что нам известен. А если те же «хашанины» не уцелели для истории – то идентифицировать их, как уже сказано, невозможно вообще.
А вот интересный кусок о явных славянских храмах.

Описание зданий, почитаемых Славянами.
В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них одно здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире. Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения над восходом солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нём, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков.
Другое здание было построено одним из их царей на чёрной горе; его окружают чудесные воды, разноцветные и разновкусные, известные своей пользой. В нём они имели большого идола в образе человека, представленного в виде старика с палкою в руке, которою он двигает кости мертвецов из могил. Под правой его ногой находятся изображения разнородных муравьёв, а под левой - изображения пречёрных воронов, чёрных крыльев и других, также (изображения) странных Хабашцев и Занджцев.
Ещё другое здание имели они на горе, окруженное морским рукавом; оно было построено из красного коралла и зелёного смарагда. В его средине находится большой купол, под которым находится идол, коего члены сделаны из драгоценных камней четырёх родов: зелёного хризолита, красного яхонта, жёлтого сердолика и белого хрусталя; голова же его из червоного золота. Насупротив его находится другой идол в образе девицы, которая приносит ему жертвы и ладан. Это здание приписывают какому-то мудрецу, бывшему у них в древнее время; в предыдущих книгах наших мы уже привели рассказ о нём, о его делах в славянских землях, о колдовстве, хитрости и механизмах его, которыми он пленил их сердца, овладел их душами и прельстил их умы, не смотря на грубость нравов Славян и различие их природных качеств. Бог же владетель милости.


Воистину…

Tags: Русские - покорители славян
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments