Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян. Глава 3.6. Соседи. Глава 3.6.2. Скандинавы

Скандинавам в русской истории и повезло, и не повезло.
Не повезло в том смысле, что после прямого указания летописца на варяжскую принадлежность руси необозримые силы славянолюбов направлены на то, чтобы скрутить скандинавов и выбросить их из русской истории.
Беда, правда, в том, что на замену им некого найти. После краха попыток сколь-нибудь научно обоснованно найти русь среди местного славянского материала патриоты славян в отчаянии бросаются буквально ко всему, что движется – может, хоть эти подойдут, наконец, на роль чаемой руси?
Например, одни, исходя из факта, что новгородские словене вышли откуда-то из Южной Балтики, возводят и Рюрика в западные славяне. Хотя, в общем, непонятно, чем поляки в роли зачинателей Русской земли лучше, нежели скандинавы. Да к тому же как из факта населённости Приильменья поляками результируется славянство Рюрика – неясно вдвойне. Означает ли, например, нападение Гитлера на Польшу в 1939 году то, что фюрер был поляком?
Другие с той же целью кидаются к хазарам, чтобы «отыскать» русов среди носителей подчинённой им и наполненной хазарским влиянием салтово-маяцкой культуры. Для многих энтузиастов, получается, данники иудейского раввината предпочтительнее скандинавов в качестве создателей Руси. Основатели русского государства – беспомощная креатура иудеев. Доисторились!
Ну, и промолчим уже о любителях экзотики возводят русов к осетинам, сарматам, ругам – вплоть до синдо-меотов. При этом осетинской – то есть сарматской – гаплогруппы в русских хромосомах практически нет, кто такие синдо-меоты неясно было ещё древним грекам, а руги – вполне себе благополучные германцы или, во всяком случае, выходцы из германской ясторфской культуры всего через одну транзакцию.
В общем, создаётся впечатление, что подобного круга исследователи готовы записать в русов даже и папуасов – лишь бы не скандинавов.
Повезло же последним потому, что как раз эти идиосинкратические репрессии в их адрес и заставляют всё новые и новые поколения исследователей задумываться о причине такого отношения и искать подлинное место русов среди современных им этносов. Потому что синдо-меоты, высаживающиеся в Ладоге и оставляющие там скандинавскую археологию – это за гранью добра и зла. Как и осетинские корабелы, заставляющие славян из Смоленска делать им однодеревки и дающие названия днепровским порогам, но которых европейцы при этом называют норманнами.
Но как бы то ни было, о русах речь впереди. Может, они вообще нганасанами окажутся. Чем чёрт не шутит, коли их так мотает от поляков до синдо-меотов…
Мы же пока займёмся теми, чьи неоспоримые следы фиксирует археология на территории будущей Руси. И которые, следовательно, так или иначе присутствовали при её зарождении.
Но в расстановке действующих лиц на доске нашей драмы мы не будем рассматривать Скандинавию саму по себе. Изучение истории данов, свеонов, норманнов и прочих её жителей не входит в задачи этой работы. Так же как прослеживание истории викинговских походов на Европу и далее.
Наша задача – посмотреть, что делали скандинавы у нас, на Руси. Коли уж оставили здесь свои мечи и молоточки бога Тора.
Единственное, с чем надо определиться и для чего нам пока нужны «классические» викинги, - это определиться с одним мучительным вопросом славянофильского дискурса. Который заключается в излюбленном славянофилами тезисе о том, что скандинавы никак не могли образовать государство на территории Руси, поскольку сами у себя не смогли ещё образовать государств.
И снова: не будем повторять уничижительного вопроса о том, кто же тогда создал Русское государство, коли оное создаётся насилием или союзом, но ни следов славянского насилия, ни признаков славянского союза мы в соответствующую эпоху не наблюдаем. Нет, зайдём не с этнической, а с социальной стороны.
Первое, что необходимо сказать по этому поводу – государство государству рознь. Не в том смысле, что они возникают на фундаменте розни одних с другими, отчего становится необходимой армия и, следовательно, власть приказа. А с нею – и аппарат обеспечения действенности такой власти и исполнения её приказов.
Нет: рознь в смысле - разница. В самом бытовом, приземлённом понятии государства.
Ибо дело всё в определении.
Для одних государство – это что-то из марксизма: аппарат для подавления прочих классов правящим в условиях классовой борьбы. Это, понятное дело, глупость, вызванная лишь вульгарно-упрощённым социологическим подходом на базе воззрений XIX века. Впрочем, и на той-то базе пришлось автору данного тезиса предельно упростить общественную стратиграфию и разбить историю на искусственные отрезки – первобытный коммунизм там, рабовладение, феодализм… Будто бы есть принципиальная разница между римским всадником III века, на земле которого трудятся рабы и колоны, и римским же всадником VI века, на земле которого трудятся рабы и колоны. Этнически, конечно, первый из них – латин, а второй – гот, но мы же пока не берём этнические вопросы…
Впрочем, я отвлёкся. Речь шла о том, что для одни государство – понятие классовое. Для других – всего лишь управленческое. Когда военно-демократические франки оккупировали Галлию и устроили там своё государство, они вовсе не создавали при этом новую классовую структуру. А просто пришли, вырезали нобилей и сами стали всем владеть и править. Заменили чисто управленческий модус, настроив его под себя. Аналогично и готы в Италии – просто стали властью и подстроили под свои представления государственный механизм. Из-за чего, в общем, героический король Тотила всё-таки победил византийцев, несмотря на то, что пал в бою с ними. Ибо готы настроили государство так, что под византийские нормы оно уже лечь не могло. А потому после ряда мучительных судорог в Италии всё равно сложилось в целом не византийское, а ряд германских государств.
Отсюда после столь долгой интермедии мы и переходим к крайне практическому вопросу. Могли ли викинги создать своё государство? В означенную эпоху?
Что ж, на этот вопрос у нас есть вполне доказабельный ответ.
Начало 800-х годов. Викинги образуют ряд ярлств на северных территориях будущей Великобритании – в Шотландии и на острове Мэн. К середине IX века власть их настолько сильна, что они покоряют никому дотоле не покорных пиктов.
841 год. «Бертинские анналы» сообщают:

Харальд

- то есть Харальд Клак, -

- который вместе с другими датскими разбойниками много лет в угоду ему

- Лотарю –

- навлекал на Фрисландию и другие христианские районы на побережье столь много бед, чтобы нанести урон его отцу –

- Людовику Благочестивому, -

- получил за эту услугу от него –

- Лотаря же –

Вальхерен и несколько других близлежащих территорий.

Коими и правил в дальнейшем, хотя и недолго, и несчастливо.
Тем не менее это было вполне себе государство, управляемое скандинавскими властителями.
Значит, могут, когда захотят?
850 год. Некто Рюрик/Рорик/Хрорик и проч. получает в своё владение Дорестад. Это мы уже знаем. Тоже не очень счастливое оказалось приобретение, но – ещё одно скандинавское государство, хотя бы и вассальное.
853 год. В Дублине, Ирландия, два хёвдинга, норвежец Улав Белый и датчанин Ивар объединились и создали королевство, собравшее под свою крышу многочисленные скандинавские поселения и ярлства на «Зелёном острове».
876 год. Англия.

В этом году Халфдан стал раздавать земли нортумбрийцев, и они –

- викинги –

- стали возделывать их и собирать урожай.

К 886 году викинги завоевали три из четырёх английских королевств и тогда же были признаны единственным оставшимся королём из англосаксов Альфредом Великим в качестве владельцев земель к северу от Темзы. Там образовалась так называемая «область датского права» – Дэнло.
880-е. Некто Хастинг правит большими землями вдоль Луары и пытается диктовать условия императору Карлу Толстому.
911 год. Некто Ролло он же Хрольв получает во владение Руан и всю Нормандию.
Будем ли на этом фоне вспоминать про создание скандинавами своих государств на Шетландских и Оркнейских островах, в Исландии и Грендландии? Будем ли пристёгивать сюда же создание ими государств на Сицилии и в южной Италии?
Нет, не будем. Ибо уже достаточно для любого непредвзятого человека, чтобы убедиться: нет ничего в приведённых фактах, что делало бы невозможным создание скандинавами государства на территории Восточно-Европейской равнины. Тем более в условиях, когда никто, как ни тщился, так и не сумел доказать существование в этих местах в эти времена какой-либо славянской, финской, балтской и прочей государственности. 
И даже синдо-меотской.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments