Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян. Глава 3.6. Соседи. Глава 3.6.2. Скандинавы

Скандинавам в русской истории и повезло, и не повезло.
Не повезло в том смысле, что после прямого указания летописца на варяжскую принадлежность руси необозримые силы славянолюбов направлены на то, чтобы скрутить скандинавов и выбросить их из русской истории.
Беда, правда, в том, что на замену им некого найти. После краха попыток сколь-нибудь научно обоснованно найти русь среди местного славянского материала патриоты славян в отчаянии бросаются буквально ко всему, что движется – может, хоть эти подойдут, наконец, на роль чаемой руси?
Например, одни, исходя из факта, что новгородские словене вышли откуда-то из Южной Балтики, возводят и Рюрика в западные славяне. Хотя, в общем, непонятно, чем поляки в роли зачинателей Русской земли лучше, нежели скандинавы. Да к тому же как из факта населённости Приильменья поляками результируется славянство Рюрика – неясно вдвойне. Означает ли, например, нападение Гитлера на Польшу в 1939 году то, что фюрер был поляком?
Другие с той же целью кидаются к хазарам, чтобы «отыскать» русов среди носителей подчинённой им и наполненной хазарским влиянием салтово-маяцкой культуры. Для многих энтузиастов, получается, данники иудейского раввината предпочтительнее скандинавов в качестве создателей Руси. Основатели русского государства – беспомощная креатура иудеев. Доисторились!
Ну, и промолчим уже о любителях экзотики возводят русов к осетинам, сарматам, ругам – вплоть до синдо-меотов. При этом осетинской – то есть сарматской – гаплогруппы в русских хромосомах практически нет, кто такие синдо-меоты неясно было ещё древним грекам, а руги – вполне себе благополучные германцы или, во всяком случае, выходцы из германской ясторфской культуры всего через одну транзакцию.
В общем, создаётся впечатление, что подобного круга исследователи готовы записать в русов даже и папуасов – лишь бы не скандинавов.
Повезло же последним потому, что как раз эти идиосинкратические репрессии в их адрес и заставляют всё новые и новые поколения исследователей задумываться о причине такого отношения и искать подлинное место русов среди современных им этносов. Потому что синдо-меоты, высаживающиеся в Ладоге и оставляющие там скандинавскую археологию – это за гранью добра и зла. Как и осетинские корабелы, заставляющие славян из Смоленска делать им однодеревки и дающие названия днепровским порогам, но которых европейцы при этом называют норманнами.
Но как бы то ни было, о русах речь впереди. Может, они вообще нганасанами окажутся. Чем чёрт не шутит, коли их так мотает от поляков до синдо-меотов…
Мы же пока займёмся теми, чьи неоспоримые следы фиксирует археология на территории будущей Руси. И которые, следовательно, так или иначе присутствовали при её зарождении.
Но в расстановке действующих лиц на доске нашей драмы мы не будем рассматривать Скандинавию саму по себе. Изучение истории данов, свеонов, норманнов и прочих её жителей не входит в задачи этой работы. Так же как прослеживание истории викинговских походов на Европу и далее.
Наша задача – посмотреть, что делали скандинавы у нас, на Руси. Коли уж оставили здесь свои мечи и молоточки бога Тора.
Единственное, с чем надо определиться и для чего нам пока нужны «классические» викинги, - это определиться с одним мучительным вопросом славянофильского дискурса. Который заключается в излюбленном славянофилами тезисе о том, что скандинавы никак не могли образовать государство на территории Руси, поскольку сами у себя не смогли ещё образовать государств.
И снова: не будем повторять уничижительного вопроса о том, кто же тогда создал Русское государство, коли оное создаётся насилием или союзом, но ни следов славянского насилия, ни признаков славянского союза мы в соответствующую эпоху не наблюдаем. Нет, зайдём не с этнической, а с социальной стороны.
Первое, что необходимо сказать по этому поводу – государство государству рознь. Не в том смысле, что они возникают на фундаменте розни одних с другими, отчего становится необходимой армия и, следовательно, власть приказа. А с нею – и аппарат обеспечения действенности такой власти и исполнения её приказов.
Нет: рознь в смысле - разница. В самом бытовом, приземлённом понятии государства.
Ибо дело всё в определении.
Для одних государство – это что-то из марксизма: аппарат для подавления прочих классов правящим в условиях классовой борьбы. Это, понятное дело, глупость, вызванная лишь вульгарно-упрощённым социологическим подходом на базе воззрений XIX века. Впрочем, и на той-то базе пришлось автору данного тезиса предельно упростить общественную стратиграфию и разбить историю на искусственные отрезки – первобытный коммунизм там, рабовладение, феодализм… Будто бы есть принципиальная разница между римским всадником III века, на земле которого трудятся рабы и колоны, и римским же всадником VI века, на земле которого трудятся рабы и колоны. Этнически, конечно, первый из них – латин, а второй – гот, но мы же пока не берём этнические вопросы…
Впрочем, я отвлёкся. Речь шла о том, что для одни государство – понятие классовое. Для других – всего лишь управленческое. Когда военно-демократические франки оккупировали Галлию и устроили там своё государство, они вовсе не создавали при этом новую классовую структуру. А просто пришли, вырезали нобилей и сами стали всем владеть и править. Заменили чисто управленческий модус, настроив его под себя. Аналогично и готы в Италии – просто стали властью и подстроили под свои представления государственный механизм. Из-за чего, в общем, героический король Тотила всё-таки победил византийцев, несмотря на то, что пал в бою с ними. Ибо готы настроили государство так, что под византийские нормы оно уже лечь не могло. А потому после ряда мучительных судорог в Италии всё равно сложилось в целом не византийское, а ряд германских государств.
Отсюда после столь долгой интермедии мы и переходим к крайне практическому вопросу. Могли ли викинги создать своё государство? В означенную эпоху?
Что ж, на этот вопрос у нас есть вполне доказабельный ответ.
Начало 800-х годов. Викинги образуют ряд ярлств на северных территориях будущей Великобритании – в Шотландии и на острове Мэн. К середине IX века власть их настолько сильна, что они покоряют никому дотоле не покорных пиктов.
841 год. «Бертинские анналы» сообщают:

Харальд

- то есть Харальд Клак, -

- который вместе с другими датскими разбойниками много лет в угоду ему

- Лотарю –

- навлекал на Фрисландию и другие христианские районы на побережье столь много бед, чтобы нанести урон его отцу –

- Людовику Благочестивому, -

- получил за эту услугу от него –

- Лотаря же –

Вальхерен и несколько других близлежащих территорий.

Коими и правил в дальнейшем, хотя и недолго, и несчастливо.
Тем не менее это было вполне себе государство, управляемое скандинавскими властителями.
Значит, могут, когда захотят?
850 год. Некто Рюрик/Рорик/Хрорик и проч. получает в своё владение Дорестад. Это мы уже знаем. Тоже не очень счастливое оказалось приобретение, но – ещё одно скандинавское государство, хотя бы и вассальное.
853 год. В Дублине, Ирландия, два хёвдинга, норвежец Улав Белый и датчанин Ивар объединились и создали королевство, собравшее под свою крышу многочисленные скандинавские поселения и ярлства на «Зелёном острове».
876 год. Англия.

В этом году Халфдан стал раздавать земли нортумбрийцев, и они –

- викинги –

- стали возделывать их и собирать урожай.

К 886 году викинги завоевали три из четырёх английских королевств и тогда же были признаны единственным оставшимся королём из англосаксов Альфредом Великим в качестве владельцев земель к северу от Темзы. Там образовалась так называемая «область датского права» – Дэнло.
880-е. Некто Хастинг правит большими землями вдоль Луары и пытается диктовать условия императору Карлу Толстому.
911 год. Некто Ролло он же Хрольв получает во владение Руан и всю Нормандию.
Будем ли на этом фоне вспоминать про создание скандинавами своих государств на Шетландских и Оркнейских островах, в Исландии и Грендландии? Будем ли пристёгивать сюда же создание ими государств на Сицилии и в южной Италии?
Нет, не будем. Ибо уже достаточно для любого непредвзятого человека, чтобы убедиться: нет ничего в приведённых фактах, что делало бы невозможным создание скандинавами государства на территории Восточно-Европейской равнины. Тем более в условиях, когда никто, как ни тщился, так и не сумел доказать существование в этих местах в эти времена какой-либо славянской, финской, балтской и прочей государственности. 
И даже синдо-меотской.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments