Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян. Глава 3.6. Соседи. 3.6.2. Скандинавы. 4

И вот одно из таких мест легендарного призвания важно для нашего дальнейшего рассмотрения. Это так называемое Рюриково городище под Новгородом.
Точнее говоря, это и подразумевается под Новгородом, так сказать, «призванческим». Ибо как такового Новгорода в то время ещё не было, – а вот некое поселение в двух километрах от него, будущего, - да.
Оно находилось – а как место раскопок находится и сегодня – на месте истока Волхова из озера Ильмень, на противоположном от Юрьева монастыря берегу реки.
По утверждениям археологов, -

- Самые ранние слои городища восходят еще к неолиту (3 - 2 тысячелетия до РХ) и к дьяковской культуре… Судя по недавним раскопкам, финно-угорские аборигены жили на холме городища, обнеся его примитивным частоколом, и с помощью столь же примитивных орудий занимались земледелием прямо у подножия холма.


К сожалению, нам, видимо, не дано узнать, как называлось это место. Новгород? Может быть, Городище и называлось Новгородом, а потом название было перенесено на позднее выросшее рядом поселение? При примеру Ростова, скажем. Возможно, но сомнительно. Рюриково, как мы увидим вскоре, - типичный скандинавский вик. Та самая фактория. Едва ли они называли его по-славянски.
С другой стороны, сам Новгород для скандинавов в их сагах – Хольмгард. От «holm» - остров. Но проблема в том, что Рюриково не расположено на острове. Ложное впечатление об этом даёт вырытый гораздо позже канал. С большим основанием такое название может относиться именно к Новгороду: по крайней мере, наполовину он находится действительно на острове между Волховом и Волховцом.
Поэтому я бы счёл привлекательной версию, что Городище так и называлось – Городище. Как оно, кстати, и называлось, что зафиксировано, ещё в XII веке:

…оно значится в летописях, начиная с 1103 г.


. Вот только было это славянской калькой с того самого таинственного Gaðar, о котором мы недавно говорили. Его основу, особенно с учётом манерности древнеисландского (как и нынешнего, впрочем) языка, восстановить сложно – слишком много вариантов образуется. Но один из них – с пропущенной буковкой –r – мне кажется наиболее адекватным. Во-первых, указывается, что в отдельных вариантах саг их переписчики, повинуясь своей языковой логике, эту самую буковку вставляли. А во-вторых, получает логичное объяснение парадокс с поименованием Руси среди скандинавов – Гарды, Гардарики. Руси, напомним, в те времена вовсе городами не изобиловавшей. Как и укреплёнными пунктами.
Но – как с сожалением, слишком часто приходится констатировать в данной работе, - это всё спекуляции. Вольная игра ума. Доказательств что верности, что неправильности данной версии всё равно нет.
Судя по археологии, Гардар – а вот вольно мне его так называть будет! – тоже был типичной факторией. То есть местом, куда доставлялись материальные ценности, где они складировались, учитывались, коммерциализовались и уходили в оборот.
Соответствующая инфраструктура, включая вооружённую и властную, также присутствовали.
Здесь обнаружены остатки крепости IX века. Выстроена она была в виде городни, то есть деревянных клетей, на которые насыпался вал, над которым стоял уже собственно крепостной частокол. Возможно – спекулируем дальше, - у местных словен из-за этого данное поселение так и называлось: Городня. Что в силу уже отмеченной бивалидности подобных имён одинаково устраивало и славян, и скандинавов. Как Ладога и Альдейгьюборг.
И в силу того же обстоятельства Новгород на холме стал у скандинавов Хольмгардом. Ибо это была уже не собственная фактория, построенная изначально в чистом поле, как Сарское или Рюриково, а город, сложившийся из трёх местных деревенек.
То, что Гардар-Городня выстроен на свободном месте (несмотря на наличие древних находок в округе), доказывается тем обстоятельством, что культурный слой под валом стерилен.
Любопытно время существования крепости. Она выстроена явно до Рюрика. Имеется бронзовая монета 839 года, что была найдена в одном слое с брёвнами. Дендрохронология подтверждает эту же эпоху. И это наводит на определённые ассоциации с Ладогой. Помните? – в 840 (примерно) году здесь появляются очевидные скандинавские агрессоры, которые после краткого эпизода разрушения города при штурме затем обосновываются в нём и округе? Мы, кстати, знаем, что и в районе Пскова-Изборска в это же время происходило нечто похожее. И не будет, вероятно, большою наглостью предположить, что и Рюриково-Гардар было основано этими же пришельцами.
После чего, кстати, напрашивается аллюзия, что знаменитое посольство русов в Византию и Ингельгейм 839 года (о чём ещё будет речь), также направлено этими самыми оккупантами, только что устроившими в Поволховье своё государство и возжелавшими добиться признания его со стороны главных держав тогдашнего мира.
Но торопиться мы не будем, ибо «впоследствии» не означает – «вследствие». По меньшей мере, не всегда. Но интересно, когда крепость прекращает своё существование – крепость, не поселение. Это также надёжно датируется 889 годом, когда на остатках городней была поставлена хлебная печь. И эта дата коррелирует с началом биения торговой и общественной жизни в… Киеве! Куда, по летописи если судить, в 882 (а по нашей ранее приводившейся здесь более корректной хронологии – в 887!) году удалился из этих мест великий князь Олег. И великокняжеская власть вообще. Навсегда.
Ни на что, как говорится, не намекаю, но ведь и Ладога теряет своё значение где-то с этих же пор. Так что если не сам русский каганат, то что-то от русской государственности именно здесь и начиналось…
С точки зрения археологической скандинавской материальной культуры Рюрикова городища не вызывает сомнений даже у самых лютых славянофилов. Не оспаривается вывод, что число скандинавских находок здесь не меньше, чем в Скандинавии, что по структуре оно весьма напоминает вики – разве что с поправкою на наличие двух разных частей города: крепости и посада. Но это связано с местной географической спецификой, так что картины принципиально не меняет.
В целом же из скандинавский вещей здесь фибулы разных типов, всё те же распространённые амулеты с молоточком Тора, бога скандинавов, подвески с руническими знаками, и –

- даже серебряная фигурка Валькирии.


Обнаружено немало артефактов, свидетельствующих о бурной торговле с миром юга –

- византийские монеты, монеты Арабского халифата, в том числе три клада, иностранные бусы, и даже такие лакомства, как грецкие орехи.

Деталей весов с гирьками – чисто купеческого атрибута – также в достатке. А к купеческому бизнесу примыкал и производственный в лице местных ремесленников.
Многие находки свидетельствуют об уже отмечавшемся интернационализме подобных поселений: славянские дома и финские гребни вновь говорят нам об очень важном для процесса генезиса Древней Руси обстоятельстве. А именно: хоть чучелом, хоть тушкою, но в нём не было некоей ведущей национальной силы. Ведущая политическая – была: те самые пресловутые русы. А вот какого-то национального государства (при всей, разумеется условности термина «национальный» для данного времени) она не возводила. Физически не могла, если опиралась на население таких вот виков-факторий. А она опиралась на них – ибо больше просто не что было опираться!
Но вернёмся к Гоðару-Гардару. Исследователи отмечают тут одну важную странность: здесь отсутствуют погребения. Языческий храм присутствует – усадьба, окружённая шестами с водружёнными на них конскими черепами. А вот кладбища не нашли. Так что, возможно, покойников хоронили где-нибудь на другом берегу Волхова, либо погост оказался ныне под водою из-за изменений русла рек или подъёма уровня Ильменя.
Примечательно и ещё одно обстоятельство. Состоит оно в том, что Рюриково городище также подчиняется закономерности, характерной для других виков-факторий. Все они – за исключением Ладоги – являют собою парные случаи. Рюриково – Новгород. Гнёздово – Смоленск. Сарское – Ростов. Тимерёво – Ярославль. Шестовицы и Чернигов.
Некоторые – например, выдающиеся историки В.Я.Петрухин и Т.А.Пушкина – полагают, что эти пары символизируют противостояние центров местных культур и центров пришельцев, -

- ориентированных на внешние связи и оторванных от местной округи.


Я позволю себе с этим не согласиться.
Логика страдает, когда они связывают наши случаи со скандинавскими Биркой – Сигтюной, Хедебю – Шлезвиком и так далее, утверждая, что –

- из параллельно развивающихся центров жизнеспособными оказались те, которые больше были связаны с местной экономической средой, а не внешней экспансией.

Простите, товарищи историки, но это снова кабинетное теоретизирование. Чего такого особенно ценного могла произвести местная экономическая среда, что должна была выиграть в конкуренции с мировой торговлей? Каким таким образом просо да ячмень могут победить серебро и меха?
Вон и сегодня умные люди России противостоят настойчивым попыткам агентов влияния Запада втянуть страну во Всемирную торговую организацию. Они вполне справедливо опасаются, что сначала её сельское хозяйство, затем промышленность атрофируются и в конечном итоге диссипируют под ничем не сдерживаемым давлением той самой «внешней экспансии».
В конечном итоге та же участь будет ожидать даже сырьевиков, главных нынешних лоббистов присоединения к ВТО. По той же простой причине: хороший бензин в Европе и Америке делать умеют, и получше нашего, а потому требуется там лишь сырое российское сырьё. И вследствие этого неизбежно вымрут сначала местные плохонькие перерабатывающие производства, а затем и сами добытчики – энтузиасты ВТО окажутся затянутыми под пяту верикально интегрированных мировых энергетических корпораций.
То есть именно потому, что все экономисты хоть и шарлатаны, но базовых экономических законов никто не отменял, та же картина обязана была нарисоваться в первом на нашей земле столкновении «местной экономической среды» и тогдашней ВТО.
Эта обязательная картина и нарисовалась.
Местная обрабатывающая промышленность так и осталась на уровне производства серпов и наральников, а местная добывающая – на лазании по бортям и стрельбе белки в глаз. А вот мечи и доспехи оказались привозными, и барыши от обработки и продажи мехов получали далеко за пределами лесных деревенек. А затем вертикально интегрированная корпорация, выросшая как раз на внешнеторговой экспансии, пришла и приняла всё под свою тяжёлую лапу.
То, что в силу тогдашних социально-исторических условий корпорация эта имела феодальную форму, - сути дела не меняет. Во-первых, не меняет с точки зрения экономической. Во-вторых, потому, что имела как раз корпоративную организацию иерархизированной, но коллективной собственности на подведомственное имущество.
А в-третьих, потому, что и сегодняшняя ипостась этой корпорации в виде Российской Федерации поныне носит ярко выраженные феодальные формы.
Tags: Русские - покорители славян
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments