Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян. Глава 4. Кто такие русы? 4.1.2. Археологическ источники. 5

«Призвание» Рюрика в показаниях, данных археологией, выглядит так:

…между слоями 840-860 гг. и … 860/870-890 гг. археологи фиксируют огромный пожар… В огне… погибли и все остальные известные крепости Руси (Новые Дубовики, Сясьское городище, Холопий городок, Рюриково городище, Труворово городище, Камно и др.).


Очень забавно при этом выглядят гипотезы призвания северными словенами своих добрых друзей западных славян во главе с князем Рарогом. Добёр был князь, ничего не скажешь. Установил порядок так, что –

- в 860-е гг. на севере Руси шел рост монетных кладов.

Деньги закапывают в землю, как известно, для того, чтобы сберечь.
Деньги не забирют из земли, как известно, потому, что некому забрать. То есть можно с уверенностью сказать, что владелец клада пал жертвою миротворческой операции. Добёр, добёр был братский князь Рарог…
Судя по этому «кладному» показателю, затихать война начала там же, откуда началась, – в Поволховье. Но зато, как видно, захватчики концентрической влоною продвигались отсюда далее: в 1-й половине 870-х годов клады –

- ещё многочисленны везде, кроме района Волхова.


Утихомирилось всё, похоже, лишь после 875 года – вплоть до конца века оставлено всего 2 клада.
К любопытным гипотезам приводит анализ количества серебра, приходящего в на Русь и в Скандинавию, сделанные великим нашим археологом и историком Г.С.Лебедевым. В частности, -

- нижняя точка серебра в России и Скандинавии – между 880 и 890 г. Их количество вновь растет в 1-м десятилетии Х в., -

- говорит он.
При скудости других данных толковать этот факт можно двояко.
Первая гипотеза – на Руси появилась некая сила, которая попросту перестала пускать транзитников к источникам восточного серебра. «Теперь это – моя добыча», - заявил некто и стал забирать всё серебро себе.
Вторая гипотеза – равноправна, но всё же чуточку является следствием из первой: война закончилась, и все деньги понадобились на восстановительное строительство. Но это – именно следствие первой гипотезы. Раз деньги не доходили и до Скандинавии, значит, дело, очевидно, не в том, что жители Уппланда или Готланда проявили беспреедльый гуманизм и пожертвовали свою добычу на реконструкцию пострадавших Гард. А в том, что там появилась некая сильная власть, которая либо забрала всё себе, либо – возврат – перестала пускать чужаков на восток, объявив данную территорию собственной вотчиной. И сумев остро-убедительно добиться согласия с такой трактовкой принципа свободы рекоплавания.
Судя по материалам раскопок в Ладоге, новое конунгство окончательно окрепло как раз в 890-х годах. Символом этого можно считать построенный в городе в 894 году «большой дом» из частей разобранных судов. Что также символично – явный конфискат. Контрабандисты не прошли. Этот дом так и называют сегодня – «дворец князя Рюрика». Это не слишком исторично, но в том, что здание принадлежало некоему местному конунгу, сомнений нет:

В его середине располагался очаг, на нижнем ярусе широкие лавки для дружинников, на втором ярусе полати.

То есть действительно дворец, да построенный в типичных северных традициях. Ещё один ответ самой истории энтузиастам идеи польского происхождения Руси: добряк Рарог строит себе дворец в скандинавском стиле.
Это же, кстати, ответ на предположения о том, что пожары и разрушения середины 860-х годов – следствие той самой войны «род на род», о которой говорится в летописи. А Рюрик-де с русами были приглашены местной славянской и финской верхушкою ради умиротворения конфликта. И тот Рюрик-де княжил по ряду-договору со славянами. (Пометим, кстати, в скобочках, что почти всегда приверженцы данной гипотезы очень быстро и почти незаметно выпускают из дальнейшихз своих построений местных финнов. А ведь славян-то среди «призывальщиков» была только четверть!).
Не знаю, возможно, внутренний конфликт был. Возможно, он послужил для некоторых тогдашних политиков поводом для призыва иностранного миротворческого контингента. Но предельная опустошительность разрушений и их распространение на новые и новые территории говорят о том, что даже если призвание и было, в овчарню попала не добрая овчарка, а хищный волчище.
И волчище этот был скандинавом.
Скандинавы, как мы уже видели, и захватили власть над территорией Северо-Восточной Руси. Об их княжеском статусе говорят и уже упоминавшиеся громадные курганы скандинавского могильника в урочище Плакун. А одно из захоронений - №11 - возможно, является косвенным подтверждением гипотезы о связи летописного Рюрика с исторический Рёриком Ютландским:

оно включало первое на Руси захоронение в деревянном гробу, установленном в деревянной камере, что было тогда характерной датской чертой.

Возможно, это захоронение Рюрика, -

- делает предположение Глеб Лебедев. Правда, относится могила примерно к 900 году, что, в общем, хоронит идею об именно Рёрике Ютландском, который должен был бы в этом случае прожить лет 90. Но гипотезу о русах-ютландцах из Рустрингена это, надо признать, подкрепляет.
Правда, есть и другие данные. В одной из работ со ссылкой на данные исследований А.Н. Кирпичникова, И.В. Дубова и того же Г.С. Лебедева это же захоронение называется характерным для знати, сидевшей «за морем» - в Бирке и Хедебю и датируется уже  временем около 880 года.
В общем, учёные, как водится, спорят. Но неопровержим факт, что бенефициариями этой революции стали вновь скандинавы. При том, что плотность застройки в городе не восстановилась вплоть до 920-х годов, скандинавский элемент в нём явственно присутствует самым приоритетным образом. Более того:

…с этого момента можно говорить о сходстве его топографии с североевропейскими виками и т. н. «открытыми торгово-ремесленными поселениями» Восточной Европы.

При этом скандинавы распространяются довольно широко. Так, нумизматические и археологические данные указывают на их пребывание на северном участке Шексны во второй половине IX века. Богатый археологический материал свидетельствует об основании норманнами поселения на Рюриковом городище. Здесь скандинавы – явно не командированные военные: они здесь - княжеские дружинники, торговцы, ремесленники, частично даже жившие семьями. Они жили тут не одни – местное население присутствовало также. Но они составляли практически всю элиту.
Тогда же годы возле Ладоги появляются уже упомянутые «большие курганы». В том же урочище Плакун, о котором мы уже говорили.
Погребения в них скандинавского типа. И таким образом наша цепочка, тянущаяся сверху, от русских Святослава, вниз, до русов Рюрика, как оказывается, разрывов не имеет. Ибо на примере этого погребения мы видим практически полное совпадение его реальной датировки с летописной датой смерти легендарного Рюрика - 879 год. Конечно, не факт, что захоронен тут Рюрик (хотя некоторые исследователи обосновывают это мнение даже в диссертациях на соискание доктора наук). Не факт, что Рюрик вообще существовал, а не был назидательно реконструирован летописцем. Но факт, что от условного Рюрика до вполне реального Святослава протянулась неразрывная культурная линия между русами разных эпох.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments