Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян. Глава 5. Покорение славян русами. 2

«Как это было?» в конкретном контексте

А вот теперь стоит вспомнить ту реконструкцию, что была сделана в начале этой книги. Да, она, конечно, несёт в себе изрядную долю шутки. С нарочитыми анахронизмами. Которые, однако, помогают нам вспомнить собственную недавнюю смуту. И убедиться, что вариаций у всех смут не так уж много. И в той или иной комбинации составные элементы могут сложиться в любую эпоху.
Давайте посмотрим, их каких камешков сложилась первоначальная Древняя Русь.
Собственно, если оглянуться назад, вспомнить текст этой работы, то лично я с удивлением обнаруживаю: а ведь ничего больше писать и не надо! Пока мы разбирали свидетельства источников и археологии с лингвистикой, детали русского завоевания Славинии сами собою проступили из-за тумана времени. Осталось только собрать всё воедино и в кратком обзоре увидеть основные тенденции.
Се начнём повесть сию…
Но первым делом откажемся от летописной датировки событий начальной Руси:
862 год – призвание варягов во главе с Рюриком,
882 – вокняжение «родича» Рюрика Олега в Киеве,
912 – вокняжение пожилого по тем временам, как минимум 35-летнего сына Рюрика Игоря,
945 – гибель Игоря, в 68 лет бойко бегавшего за данью и оставившего малолетнего единственного сына Святослава –
и так далее.
Это – очевидная нелепица. И лучше всего – вообще по возможности отказаться от информации, приведённой в «Повести временных лет». Как мы уже убедились, она не ложная полностью. Но настолько искажена и легендарна, что опираться на неё положительно невозможно! Разве что для иллюстрации – когда она упоминает некую живописную деталь, помогающую не узнать, а УВИДЕТЬ. Вроде как с теми же парусами из шёлка. Когда это было, с каким походом можно ассоциировать – непонятно. Но плач славян и хохот русов настолько явственны, что очевидно становится: вся сцена взята из подлинных рассказов или воинских легенд о том событии. Тоже, конечно, источник не объективный, но в качестве картинки…
Словом, пойдём вдоль истории, как она представляется из совокупности источников – зря, что ли, мы их так нудно разбирали?
Итак.
Давно, со времён отступления ледника на Русской равнине и – шире – по степям от Енисея до Дуная живут люди, получившие однажды хромосомную мутацию M198 и образовавших гаплогруппу R1a1. Долго живут, бурно, образуя цивилизации и захватывая те, что образованы были без них. Арии – от них, киммерийцы, скифы – от них. Славяне во многом – от них же.
Севернее, бочком, вдоль этого массива по тайге просачиваются в сторону Запада будущие финны или, точнее, финно-угорские народы. Их тоже немало, и они тоже представляют собою не некий единый этнический массив, а калейдоскоп из разных культурно-традиционных общностей. В местах соприкосновения и контактов эти общности подчас смешивались, создавая новые этносы и народы – как, например, возникли балты, до сих пор носящие и «финскую», и «славянскую» гаплогруппы. Оно и понятно: следы соответствующих мутаций в хромосомах – признак не социальный, а чисто биологический, а люди всё-таки живут именно социумами. Где их объединяет не генетика, а язык, культура, история, обычаи. Наконец, просто симпатия к «своим».
Именно так создавались многие - да практически все! - нынешние народы. Те же литовцы, латыши, болгары, немцы, французы… И почему на этом фоне русских требуется столь решительно, до крошения зубов, относить строго к народу славянскому – мне решительно непонятно.
Как бы то ни было, однажды из таких вот камешков этнических групп сложились новые узоры – славянские племена. Они ни разу, с самого начала своего, не представляли единой общности, ни разу не жили общим хозяйством или даже модным у историков, но совершенно непонятным в истории «союзом племён». Одни из них длинным языком расселились от Волыни до Дуная и, собственно, и вошли в хроники окружающих народов как славяне. Другие, создав узор с местными «камешками», образовали ряд славянских народов вдоль южного берега Балтики, войдя в археологию под именем суковско-дзедзицкой культуры. Третьи расселились по речным руслам в степи и зафиксированы историей как анты. Четвёртые, наиболее спорные археологически и наиболее бесспорные генетически, которых я в предыдущей книге назвал венедами, остались в лесах, куда когда-то отбегали от очередной степной опасности и где образовывали разные культурные комбинации с жившими здесь же балтами и финнами. С ними археологам действительно тяжело определиться – всё очень похоже в натуральных хозяйствах лесовиков, и культурно эти народы взаимодействуют действительно подчас до полного слияния. Но вот генетически всё ясно: кто-то должен был сохранить в лесах Восточной Европы 70% гаплогруппы R1a1, и других кандидатов на это нет.
Это – уже 500-е годы. Говоря языком модным, на Русской равнине сосуществуют несколько цивилизаций. Это – кусок пражско-корчакской, славянской по источникам, достигающий почти меридиана Киева. Это – балты, расположенные севернее. Это – несколько финских цивилизаций, расположенных севернее и восточнее, с мощной дьяковской культурой среди них. Это – венеды по смоленским, брянским, калужским, московским, рязанским лесам. Это – анты в степях. Это – тюрки и хазары в степях же, но восточнее.
В 600-х годах на север, сквозь славянские, венедские, балтские и финские земли продвигаются племена, позднее названные кривичами. Кто они генетически, не ясно – или, во всяком случае, я исследований на эту тему не встречал. Но культурно они своеобычны, отличаются обрядом захоронений от других славянских племён, хотя и явно ведут его от некоего общего корня – впрочем, общего для многих первобытных культур. Кроме того, кривичи достаточно явственно принимают ряд культурных особенностей балтов и финнов, что пять-таки понятно: в столь дальние походы редко уходят всем племенем, обычно это только некая мужская его часть, решившая поискать себе земли и добычи на стороне. А поскольку по пути обязательно встречаются женщины, то их забирают тоже – вместе с тою культурою, которую как раз женщины всегда бережно сохраняют. Одно-два поколения – и к месту окончательной дислокации приходит совсем другой этнос, нежели тот, от которого оторвались энергичные мужчины.
Где-то к началу 700-х годов кривичи добираются до Пскова, Новгорода и даже Ладоги, но в основном расселяются в нынешних Псковской, Смоленской областях и в северо-восточной Белоруссии.
По их следам, однако, пробираются словене. Эти – явные выходцы из суковско-дзедзицкой культуры, точнее – из одного из её приложений – фельдбергерской культуры. Это южная Балтика. Словене даже антропологически – западнославянский тип, черепа их учёные называют «ободритскими». Правда, «ободриты» - это тоже расширительное понятие, но в 700-е годы, когда словене от них оторвались, могли представлять собою ещё единое племя.
С юга же, с Балкан и Румынии продвигаются не то чтобы племена – но группы людей славянского языка. Генетически они со славянами имеют меньше общего, нежели славяне имеют с австралийскими аборигенами, - они потомки балканских народов, оторвавшихся от общего массива ещё кроманьонских переселенцев из Африки около 45 тысяч лет назад. Но культурно и по языку они – славяне, ибо были славянами завоёваны и предпочли ассимилироваться, а не погибнуть. Именно они принесли в состав нынешнего русского народа заметную – 22 – 25% долю гаплогруппы I1a.
Сдвигались они в рамках некоей «ротации», ибо крупных движений племён мы не фиксируем, но люди явно обновлялись – подчас настолько, что и называния племён менялись. О том же, об этой же «ротации», говорит и тот факт, что немало названий славянских племён встречаются не по одному разу в разных местах. Какие-то дреговичи, например, были и в Белоруссии, и в Болгарии, некие хорваты - и в Прикарпатской Руси, и в Польше, и на Балканах. Та же история с сербами-сорбами, полянами-поляками и так далее.
И вот тут, с середины 750-х годов, сюда, на Русскую равнину начинают с севера проникать скандинавы. Сама по себе викинговская экспансия была ещё впереди, но уже сейчас скандинавские колонисты и воины начинают обустраиваться в нынешних Эстонии, Латвии, в Поволховье.
Поначалу они, судя по материалам археологии, больше именно переселенцы, нежели профессиональные воины-грабители. Они разводят скот, ковыряют болотистую землю, занимаются ремёслами. Но прежде всего их занимает охота на пушного зверя. Мех которого очень хорошо идёт на родине, в Скандинавии и далее по Европе.
Но вот здесь с необходимостью обязан был начаться процесс, который в конечном итоге и запустил проект Древнерусского государства. Во-первых, в лесах скандинавским трапперам встретились их подлинные хозяева – местные финские «индейцы». Причём «индейцами» они были разными по силе и организации, ибо представляли подчас довольно мощные цивилизации – такую, например, как дьяковская. «Дьяковцы», правда, были уже в упадке, угасали по какой-то причине. Но женщины их ещё плавили хорошее железо, крепости их ещё стояли вдоль рек, а слава чародеев и волшебников опережала их угасание.
Каким-то образом скандинавам необходимо было находить модус вивенди с этими добрыми людьми.
В Средневековье понятно было, что за этим кроется. Если можешь – отними, вот и вся философия. А уж когда заплатить за продукт не можешь – а чем скандинав заплатит финну? селёдкою? – больше ничего, кроме как отнять, и не остаётся.
Таким образом скандинавы ещё во времена оны начали взаимовыгодный обмен со «своими» скандинавскими финнами и лопарями – шкурки в обмен на жизнь. У норвежцев это называлось «вейцла», у шведов - «ёрда», что на славянский прекрасно переложилось термином «полюдье». Дань эта собиралась регулярно, и совершенно очевидно, что нечто подобное скандинавы должны были развернуть и в Восточной Европе, ограничиваясь только масштабами того сопротивления, что им окажут местные охотники.
А во-вторых, в процессе самостоятельных ли охот, молодецких ли налётов, сбора ли регулярной дани – но скандинавы не могли не столкнуться с ещё одним фактором, также в конечном итоге определявшим экономический смысл Древней Руси. А именно – с конкурентами, но они же и покупатели, также транзитёры мехов. С волжскими булгарами. За которыми и через которых открывался могучий канал доступа к сказочному Востоку с его сказочными запасами серебра…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment