Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян-итог

Итак, варяги – наёмники. Что-то вроде известных истории «воюющих народов», о которых напомнил один из интереснейших комментаторов этих заметок в сети, varthan, - то есть народов, мужчины которых, собравшись в воинские корпорации, уходили воевать за плату.
А значит они – не русы. Ибо нельзя нанять самого себя.
Загнём на этом первый пальчик.
Но, может, всё проще? Варяги – варягами, а Русь-то – славянская. Вот и «сажали» летописцы русов на славянские земли!
Не совсем так. Летописцы сначала «сажали» на неё… самих славян. Ибо под славянами понимали только славянских жителей Дуная, и таковых на Руси поначалу, естественно, не видели. В представлении первых авторов летописи Русь – страна не славянская! Славяне на ней – такие же пришельцы, как русы или варяги!
Вспомним ещё раз:

Въ Афетови же части сѣдить русь, чюдь и вси языцѣ: меря, мурома, всь, мордва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, югра, литва, зимигола, корсь, лѣтьгола, либь. Ляховѣ же, и пруси и чюдь присѣдять к морю Варяскому. По сему же морю сѣдять варязи сѣмо къ вьстоку до предѣла Симова, по тому же морю сѣдять къ западу до земли Агаряньски и до Волошьскые.

Заметили? Все есть в этой номенклатуре! Даже югра и зимигола! А кого нет?
Славян нет!
Загнём здесь второй пальчик.
Более того, летописец, словно издеваясь над славянофилами, не указывает их и среди народов «Афетова колена»:

Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ, русь, аглянѣ, галичанѣ, волохове, римлянѣ, нѣмци, корлязи, венедици, фряговѣ и прочии, присѣдять от запада къ полуденью и съсѣдятся съ племенем Хамовомъ.

Но как же так? А всякие поляне-древляне? Кривичи-дреговичи? Они же тоже упоминаются в летописи. И даже прямо говорится…
А что, собственно, говорится?
А говорится о славянах вот что:

А Афетови же вся полунощная страна и западная: Мидия, Олъвания, Армения Малая и Великая, Каподокия, Фефлагони, Галатия, Кольхысъ, Воспорий, меоти, дереви, сармати, тавриани, Скуфия, фраци, Македония, Далматия, молоси, Фесалия, Локрия, Пеления, яже и Полопонисъ наречется, Аркадия, Ипириноя, Илурикъ, словене, Лухития, Аньдриакия, Аньдриатиньска пучина.

В общем, ясно без перевода: «словене» - это ни в коем случае не страна, а некий народ без определённого места жительства. Где-то между Иллириком и некоей Лухитией.
Это явно не Русь.
Во-вторых, мы уже знаем, с чьего голоса поёт наш летописец. С византийского. Переписывает Нестор, попирая конвенцию об авторских правах, византийский атлас стран мира. Который, в свою очередь, называет оные страны, начиная от соседей Византии на востоке и затем идее против часовой стрелки вдоль берега моря. Сначала Чёрного, а затем и Средиземного. Илурик здесь – Иллирик, то есть, по сути, территория всей бывшей Югославии. Лухития – это Дассаретия античных источников. Сегодня, грубо, Албания.
Вот тут и помещены славяне - в некое неопределённое место в районе югославских Балкан. И помещены, в общем, с точки зрения науки текстологии, довольно небрежно. Если для других представленных в списке народов существует вполне внятная географическая локализация – именно там, где они и должны были находиться, - то славяне воткнуты в прямом смысле в географическую пустоту. Создаётся чёткое впечатление, что туда их воткнул сам летописец, таким образом как бы «узаконив» их существование.
При втором «подходе» он уточняет эту локализацию:

По разрушении же столпа и по раздѣлении языкъ прияша сынове Симовы въсточныя страны, а Хамовы же сынове полуденныа страны. Афетови же сынове западъ прияша и полунощьныя страны. От сихъ же 70 и дву языку бысть языкъ словенескъ, от племени же Афетова, нарѣцаемѣи норци, иже суть словенѣ.

Дотоле общий для впавшего в манию величия человечества язык, информирует нас автор сего исторического обзора, был разделён решительным в воспитательных вопросах Иеговою на 72 диалекта. Один из них стал славянским. На нём говорили некие норики, которые вместе с сыновьями Афета дошли до северных стран.
А Норик – это и было как раз за Иллириком. Сегодня там южная Австрия.
И вот тут, наконец, вписав в нужное место нужных славян, летописец с облегчением вышел на торную дорогу и начал расписывать известные ему славянские племена по местам:

По мнозѣхъ же временѣхъ сѣлѣ суть словени по Дунаеви, кде есть нынѣ Угорьская земля и Болгарьская. От тѣхъ словенъ разидошася по земьли и прозвашася имены своими, кде сѣдше на которомъ мѣстѣ. Яко пришедше сѣдоша на рѣцѣ именемъ Моравѣ, и прозвашася морава, а друзии чесѣ нарекошася. А се ти же словѣне: хорвати бѣлии, серпь и хорутане. Волохомъ бо нашедшим на словены на дунайскые, и сѣдшимъ в нихъ и насиляющимъ имъ. Словѣне же ови пришедше и сѣдоша на Вислѣ, и прозвашася ляховѣ, а от тѣхъ ляховъ прозвашася поляне, ляховѣ друзии — лютицѣ, инии мазовшане, а инии поморяне.

То же было и с теми, кто дошёл до будущих русских пределов:

Такоже и тѣ же словѣне, пришедше, сѣдоша по Днепру и наркошася поляне, а друзии деревляне, зане сѣдоша в лѣсѣхъ, а друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною и наркошася дреговичи, и инии сѣдоша на Двинѣ и нарекошася полочане, рѣчькы ради, яже втечеть въ Двину, именемь Полота, от сея прозвашася полочанѣ. Словѣне же сѣдоша около озера Илмера, и прозвашася своимъ именемъ, и сдѣлаша городъ и нарекоша и́ Новъгородъ. А друзии же сѣдоша на Деснѣ, и по Семи, и по Сулѣ и наркошася сѣверо. И тако разидеся словенескъ языкъ, тѣмь же и прозвася словеньская грамота.

Но самое важное в этом повествовании – что нет в нём русов! Все славянские племена перечислены, и не только пути их миграций названы, но и полные социально-бытовые и моральные характеристики даны. И только русы среди славянских племён не названы. В официальном историко-этнографическом очерке о начале государственности на руси отсутствуют зачинатели того государства, в котором жил и творил наш летописец! Это как если бы в курсе «Истории КПСС» были подробно описаны программы всех партий в революционном 1917 году, а про большевиков не сказано ни слова.
Более того, наша летопись спокойно переходит к описанию «победносного шествия русской власти», вполне последовательно вноь разделяя русов и те славянские племена, о которых ранее шла речь:

В лѣто 6391. Поча Олегъ воевати на древляны, и примучивъ я, поча на них дань имать по черьнѣ кунѣ.
В лѣто 6392. Иде Олегъ на сѣвяры, и побѣди сѣверы, и възложи на нихъ дань легъку, и не дасть имъ козаромъ дани даяти, рекъ: «Азъ имъ противенъ, а вамъ не чему».
В лѣто 6393. Посла Олегъ к радимичем, ркя: «Кому дань даете?» Они же рѣша: «Козаром». И рече имъ Олегъ: «Не давайте козаромъ, но мнѣ давайте». И вдаша Олгови по щелягу, якоже и козаромъ даяху. И бѣ обладая Олегъ деревляны, полями, радимичи, а со уличи и тиверьци имѣяше рать.

Таким образом, перед нами предстаёт покорение славян русами. Это русы славян примучивали. И примучили.
Таким образом, русы – не славяне. Ибо нельзя покорить самого себя.
Тут мы загнём третий пальчик.
После чего перейдём к выводам.
А выводы получаются следующие.
1. Русы – не варяги, а варяги – не русы. У них общее происхождение, но русы стали народом, а варяги стали их наёмниками. Что, разумеется, никак не запрещало полезным наёмникам вливаться в русь, а авантюрным русам уходить в наёмники. Что, конечно, добавляло путаницы в мозгах летописцев, творивших двести лет спустя после того, как происходили описываемые ими события.
2. Русы – не славяне. У них разное происхождение: одни появляются в регионе Иллирики, Лихнитии, Адриатики, другие – где-то в Иафетовой части среди «всяких народов»: мери, муромы, чуди, мордвы… Они различаются статусно: славяне указаны среди древних известных территорий, а вот русь – среди тех «колен», то есть потомков Иафетовых, что обозначены лишь названиями народов. Они различаются государственно: славяне разбиты на племена, а русы их покоряют.

ИТАК:
Древний летописец ничего не знал про происхождение русов. Но гораздо лучше зная происхождение славян, он всё же не осмелился причислить русов к ним, а отнёс к одному из народов варяжских. Под которыми, в свою очередь, понимал народы скандинавские, каковыми варяги в его время, собственно, и были. Однако более внимательное рассмотрение вопроса с варягами заставляет сделать вывод, что русы к ним не относились.
Таким образом, русы – не славяне и не варяги.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments