Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян-итог

1.5.3. Установители государственной традиции

И кто же «становит» эту государственную традицию?

Характерные для больших курганов Руси и Скандинавии черты погребального обряда — «языческое» трупоположение или трупосожжение (на Руси), часто в ладье, использование оружия и пиршественной посуды, иногда размещённых на кострище особым образом (оружие — в виде «трофея»), жертвоприношения. Жертвенный котёл со шкурой и костями, съеденного во время погребального пира козла (или барана) располагался в центре кострища курганов Гнёздова и Чернигова; в кургане Скопинтул на королевской усадьбе Хофгарден возле Бирки котёл содержал человеческие волосы (принадлежавшие жертве?), как и в самом большом кургане могильника Кварнбакен на Аландских островах. Вся обстановка погребального обряда свидетельствует о том, что совершавшие ритуал следовали представлениям о Вальхалле, загробном чертоге Одина, где бог принимал избранных героев — ярлов и конунгов, павших в битве, зале, украшенном доспехами, с пиршественным котлом, где варится мясо «воскресающего зверя» и т.д. /*/

Подобных захоронений не так и мало на Руси. В Гнёздове, к примеру, -

- в 11 богатых погребениях из 95 найдены ладьи со скандинавскими признаками… Среди них только одно мужское погребение и 1-3 женских. Если исходить из диаметра кострищ, то все умершие захоронены в кораблях, а не лодках. Здесь, как и в Скандинавии, женщины удостоены корабля. Однако бросается в глаза относительно большое число парных погребений, 8-10 из 11 погребений с ладьёй… Только состоятельные люди имели экономическую возможность похоронить с ладьей одного члена семьи, даже если «только» женщину. /*/

Та же картина, что и в Шестовицах: наиболее богатые курганы представляют собою захоронения скандинавского типа, а покойники в них принадлежали к высшим и весьма богатым слоям тогдашнего общества. К тому же слоям военизированным.
И это – не единственный случай. Так, нумизматические и археологические данные указывают на пребывание скандинавов на северном участке Шексны во второй половине IX века. Богатый археологический материал свидетельствует об основании норманнами поселения на Рюриковом городище. Здесь они – явно не командированные военные: они - княжеские дружинники, торговцы, ремесленники, частично даже жившие семьями.
Словом, ещё раз – это элита. И не импортная, несмотря на "скандинавские признаки". А здешняя.
И вот что мы видим в итоге:

Характерной чертой скандинавских древностей X – XI в. Южной Руси является их исключительно богатый контекст (роскошные погребения, вещи из кладов), что, очевидно, может свидетельствовать о существовании здесь знатных фамилий, которыми скандинавское происхождение было осознано. /*/

То есть это не варяги-находники, это не скандинавские наёмники. Это местные жители, полноправные граждане. Но – скандинавского происхождения. Которое ими осознано.
Судя по скандинавским древностям Киева, та их группа из местных, что была связана со Средней Швецией, жила здесь в 930 – 950-е годы. То есть при Олеге из «Кембриджского документа» - он же Х-л-г-у.
Не очень понятно, правда, импортировала ли эта группа скандинавов милые сердцу вещицы с исторической родины или представляла собою группу эмигрантов из Уппланда. Вообще-то женские скорлупообразные фибулы и мужские мечи типа Y и N встречены в захоронениях на Старокиевской горе, то есть в элитарных, что больше говорит в пользу того, что в Киеве тогда селилась именно группа эмигрантов. Вряд ли можно предполагать, что некий местный воин выписывал себе меч из Швеции. А с другой стороны – почему нет? Живёт себе человек на Днепре, пошёл на рынок, купил себе оружие по своей руке да культуре, да жене украшения…
А вот позже, в 950 – 1000 годах появляется в могильниках Киева уже южноскандинавский флёр. Ютландский. Любопытно, что вскоре после этого времени, в эпизоде, относящемуся к 1018 году, появились строчки в хронике Титмара Мерзебургского о «быстроногих данах» на Руси:

В том большом городе, который является столицей этого королевства, имеется 400 церквей, 8 ярмарок, а людей – неведомое количество; они, как и вся та провинция, состоят из сильных, беглых рабов, отовсюду прибывших сюда, и, особенно, из быстрых данов (ех velocibus danis); до сих пор они, успешно сопротивляясь сильно им досаждавшим печенегам, побеждали других. /*/

Возможно, речь идёт о скандинавах вообще, или о варягах-наёмниках, которых достоверно нанимал князь Ярослав, пока Хромой, но в будущем Мудрый. Но вряд ли. Те же богатые захоронения версию о варяжских наёмниках опровергают. Ибо тяжело себе представить продающим свой меч и жизнь человека, который способен обеспечить себе на похоронах целый корабль в качестве реквизита для сожжения.
Солдаты дачи не строят. Дачи строят генералы.
Правда, многие задаются вопросом, отчего же это в Киеве, вроде бы столице русов, нет или почти нет подобных богатых скандинавских погребений. Именно – флёр.
В.Я.Петрухин высказывает предположение, что там большие курганы снивелированы, как памятники языческого культа. Но отчего они тогда не были снивелированы под Новгородом или Смоленском?
Куда более соответствует тому, что мы знаем о Киеве в тот период истории, мысль, что княжеских курганов там и быть не могло. Судя по тому, что мы видим в других местах, крепость Самват(ас), была ли она изначально хазарским опорным пунктом или нет, вскоре стала крепостью русов. К которой затем потянулись люди. И лишь со временем само положение товарных и таможенных ворот в и из Византии помогло Самвату стать тем Киевом, столичный статус которого настойчиво пытается вложить нам в мозги киевский летописец.
А до этого Киев никакой столицей не был.
Проверяемо ли это предположение? Косвенно – да. Через всё тот же русский-скандинавский-древнесеверный язык:

sam-

- очень продуктивный корень, которые в различных сочетаниях даёт значение «вместе, собирать, собираться» и т.д., исходя из этого смысла; и –

vatn – «вода».

То есть – «Соединение вод»! Иными словами, - вспомни Багрянородного - собираются ладьи не где-то там в Киевской земле, а у крепости, которая находится у соединения рек. Почайна – удобное место для сбора лодок для заграничного турне. И именно благодаря этому Киев, выросший как поселение вокруг русской фактории и традиционного места обслуживания экспортных-импортных поставок, постепенно стал столицей.
Но самое главное – вот в чём. Если вести речь об эмиграционных пополнениях, то в Южной Руси их фиксируется всего два. Зато севере же они накатываются с неумолимостью морского прибоя. На севере в изобилии представлены практически все известные скандинавские стили вплоть до начала XI столетия: «Хватающий зверь», он же Оссберг, типичный для IX века, Борре (конец IX – первая половина X вв.), Эллинг и Маммен (вторая половина X – начало XI вв.). И это, в общем, одностилевые комплексы. На юге же Осеберга нет, зато есть Рингерикс и Урнес XI века.
А значит, судя по этому наблюдению, первоначально власть «государственных» русов и концентрировалась на юге, вокруг Киева. И там они быстро обрастали теми самыми иноэтническими элементами, из которых формировалась та самая «интернациональная» русь, о которой мы говорили ране.
Зато на севере по-прежнему ватажничали всё новые и новые выходцы из Скандинавии. Иными словами, уйдя из Ладоги или Рюрикова, Олег это сделал по принципу «уходя – уходи». Ни Ладогу, ни Рюриково, ни Тимерёво с Сарским и Михайловским он больше не контролировал. Строительство и расширение Русского государства началось действительно из района Киева.
Это, кстати, объясняет многие до сих розно трактуемые факты. То, почему в дальнейшем восприятии жителей Древней Руси «Русская земля в узком смысле» ассоциировалась с Киевом и ближайшими к нему землями – отсюда «государственные» русы начали свою экспансию, отсюда выходили они покорять древлян, северян и прочих радимичей, создавая, собственно, Русь. То, почему киевские великия князья стремились рассадить своих сыновей по дальним городам: завоевали – посадили. То, почему Владимир брал Полоцк, – не только потому, что Рогнеда была непослушна, а заодно и потому, что это была земля, русам отродясь не подчинённая. А совсем не бесполезно было её подчинить. И тем более не вредно было бы её обложить данью.
Кстати, в этой связи и в скобочках укажем:

…при частичном доследовании инвентаря Чёрной могилы, самого большого древнерусского кургана, выяснилось, что на кострище размещались ладейные заклёпки - это характерно и для обрядности гнёздовских больших курганов; более всего сближает гнёздовские и черниговские большие курганы уникальная обрядовая черта - жертвенные котлы. Единственный большой курган, раскопанный на королевской усадьбе на о.Адельсё, возле Бирки, также содержал заклёпки на кострище и жертвенный котел. Большие курганы в Киеве… были разрушены… но, судя по тому, что Чернигов входил в состав Русской земли - княжеского домена в Среднем Поднепровье, а Верхнее Поднепровье со смоленскими кривичами платило дань Киеву, большие курганы принадлежали высшему властному слою Руси, возможно, представителям княжеского рода - «рода русского», упомянутого в договорах с греками. Можно предполагать, что этот род, судя по данным антропонимии и погребального обряда, сохранял свои «генеалогические связи» со скандинавскими - свейскими конунгами, что, естественно, способствовало «бесперебойным» контактам поселений, на которые опиралась власть княжеского рода, со Скандинавией. /*/

И в этом свете мы вновь видим придурочность вековечного спора антинорманистов с норманистами. Да, русы были родом из Скандинавии. Но Русь они строили-завоёвывали уже на паях с местными элитами, включая их в свой состав и сами растворяясь в них. Оставляя им лишь своё имя. И отвоёвывали её как раз у скандинавов, вновь и вновь посылавших свои отряды в Восточную Европу, ходивших по тамошним рекам, захватывавших и продававших местных рабов и – главное! - везущих серебро мимо натруженных рук киевских володетелей прямо в Скандинавию.
Это было неприемлемо, этого было не должно быть.
И этого не стало.
Впрочем, мы отвлеклись. Это – тема дальнейших глав.
Пока же вернёмся к нашему пути в глубь русской биографии.

ИТАК:
Русы поколения Олега Вещего являются полными культурными и политическими предками достоверных русов Игоря и Святослава. При этом они культурно представляют собою один из вариантов скандинавов, но не чистых норманнов с севера, а скандинавов местных, местного происхождения и, прежде всего, продуктов местных элитарно-политических условий. При этом они уже настолько отличаются от «чистых» скандинавов, что разница между ними улавливается археологически, хотя «чистые» и продолжают периодически без особых трений подпитывать собою русскую элиту.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments