Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян-итог

Глава 2.4. Обстоятельства причины

Есть одно «но». Аллах - он, как известно, ар-рахман и ар-рахим. И каждый, даже совсем никудышный правоверный может рассчитывать на слова: "О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный".
Но тем не менее, насколько мне известно, мусульмане никогда не верили в спасение души только благодаря убедительному исполнению роли Санта-Клауса. Точнее, они в это не верили именно в силу содержащейся в 53-м айате 39-й суры индульгенции. Санта-Клаус – это явно избыточная опция для гарантированного попадания в рай. Поэтому скандинавы-норманны-викинги едва ли могли рассчитывать на то, что в Багдаде или Рее их ждут мешки серебра в подарок. К тому еж они – неверные.
Конечно, его и отнять можно, серебро-то. Но это не было и не могло быть основным способом экономических взаимоотношений между контрагентами. Во всяком случае, не с арабами. Отнимали, не без того, - но прежде всего торговали.
А значит, имели что продать.
А что можно продать? Чем таким особенным владели русы, чтобы их твоаром заинтересовались обладатели сказочных богатств Востока?
Благодаря тем же арабским и – шире – восточным свидетельствам мы знаем, что продавали русы.
Ибн-Мискавейх:

Мечи их… имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.

Ибн-Хордадбех:

они возят меха белок, чёрно-бурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства к Румскому морю…

Ибн-Русте:

Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. … Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям.

Есть ещё свидетельства, но они уже вторичны. Да оно понятно и так: статьи русского экспорта в ту эпоху – мечи, меха и рабы. Как, впрочем, и позже. Вспомним уже приводившие слова князя Святослава и его святой матушки:

…изъ Руси же — скора, и воскъ, и медъ и челядь… челядь, и воскъ и скору, и воя многы в помощь… /*/

То есть и во времена уже вполне себе конституировавшегося Древнерусского государства на внешние рынки оно поставляло рабов, мёд, воск, меха – ну, и воинов.
Таким образом, мы обнаруживаем первую и, со всею очевидностью, самую важную причину первоначальных скандинавских визитов на данную территорию – бесхозные меховые богатства. Ничьи. Не принимать же за хозяина того, кто собрать их может, а защитить – уже нет? Зато этих сборщиков-охотников защитить можем мы. От таких же, как мы. Ходи, стреляй белок в глаз, лови горностаев. А чтобы не отобрали бандюганы какие залётные, отдашь затем шкурки нам. Часть – в качестве дани за защиту, а часть – за всякие блага цивилизации. Мы ж не беспредельщики какие, мы своему человечку всегда порадеть готовы. Ножик там ему продать за кун сорок. Или глазок стеклянных жене на колье. В общем, договоримся. И –

- имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ.

Но "имать дань" хорошо, когда ты делаешь это по поручению и под защитой твоего конунга. Как то, например, описывается в сагах, частенько упоминающих, что тот-то ил тот-то конунг отправляет своего верного ярла походить повзыскивать дань где-нибудь в Финнмарке. Ну, и самому подкормиться.
А если ты – сам по себе? Во главе, скажем, хорошей такой, ярой ватажки сотоварищей, которые с тобою вместе решили приподняться в Гардах немного. На мехах, на рабах, на торговлишке, если уж совсем на худой конец. Ведь как бы хороша ни была ватажка, а постоянно контролировать доходное место она не сможет.
Во-первых, домой возвращаться надо. К жене-деткам-хозяйству. Деньжат добытых привезти, раба-трэля, в лесах здешних взятого, к полезному делу пристроить – по землице там или за скотом. Девку, неожиданно из просто добычи во что-то большее превратившуюся за время пути до Булгарского рынка, - пускай тоже в Страндбигден поедет, пусть и деньги за неё пришлось из доли вынуть и товарищам отдать. Да и Буи, бонду соседнему, нелишне показать будет, как мудрые люди в руси за сезон поднимаются. А куда следующая русь ляжет, одной только Вёр и известно, богине всеведения…
Во-вторых, даже если и вернёшься – не факт, что застанешь давешних обложенных данью туземцев своими – не не так: СВОИМИ – подданными. За это время к ним может пробраться другая банда русингов, либо свора кульфингов и отобрать приготовленную для тебя добычу. Ибо чем ты можешь обосновать свои права на эту дань? Бересту с рунами оставишь? Да они, находники-то, плевали нанеё! А то и вовсе неграмотными прикинутся. И хорошо, если потом повезёт, как Торольву из «Саги об Эгиле», который -

- разъезжал по всему Финнмарку, а когда он был в горах на востоке, он услышал, что сюда пришли с востока колбяги и занимались торговлей с лопарями, а кое-где — грабежами. Торольв поручил лопарям разведать, куда направились колбяги, а сам двинулся вслед. В одном селении он застал три десятка колбягов и убил их всех, так что ни один из них не спасся. Позже он встретил ещё человек пятнадцать или двадцать. Всего они убили около ста человек и взяли уйму добра.

А ежели ты окажешься менее удачлив, то будь любезен – клади зубы на полку или плыви дальше. В места, где живёт ещё не покорённый русами народ. А это значит – снова воевать. И, может быть, голову сложить. Оставив привезённую из Гард конкубину на произвол жены, а жену – на обольстителя Буи.
Это неприятно.
Наконец, в-третьих, никто не мешает твоим подданным сняться с прежнего места и удалиться куда поглубже в эти бесконечные леса. А дальше ищи их там! Только теперь они тоже умные-опытные, и ты можешь запросто превратиться в ёжика помимо собственного желания. Недаром тема противостояния с лесными северными охотниками бьярмами красной нитью проходит через скандинавские саги. И далеко не всегда в столкновениях с ними удача оказывалась на стороне скандинавов.
Таким образом, остаётся только один выход на тот случай, если ты прибыл пограбить эти места не на один раз, а планируешь делать это систематически. А именно – тем или иным способом обеспечить постоянство своего присутствия здесь.
Опорный пункт тебе нужен. Форт. Фактория.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments