Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян-итог

Глава 2.4. Обстоятельства причины

Есть одно «но». Аллах - он, как известно, ар-рахман и ар-рахим. И каждый, даже совсем никудышный правоверный может рассчитывать на слова: "О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный".
Но тем не менее, насколько мне известно, мусульмане никогда не верили в спасение души только благодаря убедительному исполнению роли Санта-Клауса. Точнее, они в это не верили именно в силу содержащейся в 53-м айате 39-й суры индульгенции. Санта-Клаус – это явно избыточная опция для гарантированного попадания в рай. Поэтому скандинавы-норманны-викинги едва ли могли рассчитывать на то, что в Багдаде или Рее их ждут мешки серебра в подарок. К тому еж они – неверные.
Конечно, его и отнять можно, серебро-то. Но это не было и не могло быть основным способом экономических взаимоотношений между контрагентами. Во всяком случае, не с арабами. Отнимали, не без того, - но прежде всего торговали.
А значит, имели что продать.
А что можно продать? Чем таким особенным владели русы, чтобы их твоаром заинтересовались обладатели сказочных богатств Востока?
Благодаря тем же арабским и – шире – восточным свидетельствам мы знаем, что продавали русы.
Ибн-Мискавейх:

Мечи их… имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.

Ибн-Хордадбех:

они возят меха белок, чёрно-бурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства к Румскому морю…

Ибн-Русте:

Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. … Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям.

Есть ещё свидетельства, но они уже вторичны. Да оно понятно и так: статьи русского экспорта в ту эпоху – мечи, меха и рабы. Как, впрочем, и позже. Вспомним уже приводившие слова князя Святослава и его святой матушки:

…изъ Руси же — скора, и воскъ, и медъ и челядь… челядь, и воскъ и скору, и воя многы в помощь… /*/

То есть и во времена уже вполне себе конституировавшегося Древнерусского государства на внешние рынки оно поставляло рабов, мёд, воск, меха – ну, и воинов.
Таким образом, мы обнаруживаем первую и, со всею очевидностью, самую важную причину первоначальных скандинавских визитов на данную территорию – бесхозные меховые богатства. Ничьи. Не принимать же за хозяина того, кто собрать их может, а защитить – уже нет? Зато этих сборщиков-охотников защитить можем мы. От таких же, как мы. Ходи, стреляй белок в глаз, лови горностаев. А чтобы не отобрали бандюганы какие залётные, отдашь затем шкурки нам. Часть – в качестве дани за защиту, а часть – за всякие блага цивилизации. Мы ж не беспредельщики какие, мы своему человечку всегда порадеть готовы. Ножик там ему продать за кун сорок. Или глазок стеклянных жене на колье. В общем, договоримся. И –

- имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ.

Но "имать дань" хорошо, когда ты делаешь это по поручению и под защитой твоего конунга. Как то, например, описывается в сагах, частенько упоминающих, что тот-то ил тот-то конунг отправляет своего верного ярла походить повзыскивать дань где-нибудь в Финнмарке. Ну, и самому подкормиться.
А если ты – сам по себе? Во главе, скажем, хорошей такой, ярой ватажки сотоварищей, которые с тобою вместе решили приподняться в Гардах немного. На мехах, на рабах, на торговлишке, если уж совсем на худой конец. Ведь как бы хороша ни была ватажка, а постоянно контролировать доходное место она не сможет.
Во-первых, домой возвращаться надо. К жене-деткам-хозяйству. Деньжат добытых привезти, раба-трэля, в лесах здешних взятого, к полезному делу пристроить – по землице там или за скотом. Девку, неожиданно из просто добычи во что-то большее превратившуюся за время пути до Булгарского рынка, - пускай тоже в Страндбигден поедет, пусть и деньги за неё пришлось из доли вынуть и товарищам отдать. Да и Буи, бонду соседнему, нелишне показать будет, как мудрые люди в руси за сезон поднимаются. А куда следующая русь ляжет, одной только Вёр и известно, богине всеведения…
Во-вторых, даже если и вернёшься – не факт, что застанешь давешних обложенных данью туземцев своими – не не так: СВОИМИ – подданными. За это время к ним может пробраться другая банда русингов, либо свора кульфингов и отобрать приготовленную для тебя добычу. Ибо чем ты можешь обосновать свои права на эту дань? Бересту с рунами оставишь? Да они, находники-то, плевали нанеё! А то и вовсе неграмотными прикинутся. И хорошо, если потом повезёт, как Торольву из «Саги об Эгиле», который -

- разъезжал по всему Финнмарку, а когда он был в горах на востоке, он услышал, что сюда пришли с востока колбяги и занимались торговлей с лопарями, а кое-где — грабежами. Торольв поручил лопарям разведать, куда направились колбяги, а сам двинулся вслед. В одном селении он застал три десятка колбягов и убил их всех, так что ни один из них не спасся. Позже он встретил ещё человек пятнадцать или двадцать. Всего они убили около ста человек и взяли уйму добра.

А ежели ты окажешься менее удачлив, то будь любезен – клади зубы на полку или плыви дальше. В места, где живёт ещё не покорённый русами народ. А это значит – снова воевать. И, может быть, голову сложить. Оставив привезённую из Гард конкубину на произвол жены, а жену – на обольстителя Буи.
Это неприятно.
Наконец, в-третьих, никто не мешает твоим подданным сняться с прежнего места и удалиться куда поглубже в эти бесконечные леса. А дальше ищи их там! Только теперь они тоже умные-опытные, и ты можешь запросто превратиться в ёжика помимо собственного желания. Недаром тема противостояния с лесными северными охотниками бьярмами красной нитью проходит через скандинавские саги. И далеко не всегда в столкновениях с ними удача оказывалась на стороне скандинавов.
Таким образом, остаётся только один выход на тот случай, если ты прибыл пограбить эти места не на один раз, а планируешь делать это систематически. А именно – тем или иным способом обеспечить постоянство своего присутствия здесь.
Опорный пункт тебе нужен. Форт. Фактория.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments