Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Уроки литературы или уроки жизни?

Для чего мы учим наших детей? Чтобы они что-то знали? Да, но не совсем так. Прежде всего мы передаём им умение. Ходить, разговаривать, ложку правильно держать, шнурки завязывать.
Но когда-то наступает и такой возраст, когда детям надо учиться жизни.
Это учение предельно сложно и сильно вариативно. Но общие «инструкции» человечество накопило.
Руководством для пользователя жизнью служит мировая литература. Опыт, занесённый на скрижали книжных страниц.
В этой связи показателен случай с заявлением президента Владимира Путина на съезде организации "Всероссийское родительское сопротивление". Он призвал составителей новых школьных программ по литературе прислушаться к замечаниям общественности. Ибо когда из обязательной школьной программы исчезают Лесков, Алексей Толстой, "Медный всадник" Пушкина, "Дама с собачкой", "Человек в футляре" Чехова, стихи Ахмадулиной, Высоцкого, Окуджавы, то это вызывает справедливые вопросы. Ещё большие вопросы вызывает список тех, кто вытесняет классиков. В нём, в частности, значатся Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Юрий Рытхеу и уж совсем мало кому известный Асар Эппель.
Нет смысла приводить аргументы и контраргументы сторон в пользу включения тех или иных книг в школьную программу по литературе. Конфликт обозначен и без того яснее некуда: поскольку линейка писательских произведений постоянно пополняется, а мозги детей пока ещё не безразмерны – что-то из старого должно заменяться новым. Предложенная замена Чехов на Эппеля придаёт лишь оттенок гротескности нынешнему варианту, но проблема, тем не менее, существует.
Но кого же убирать, кого – вводить в программу? Вопрос гораздо менее сложный, чем кажется. Если исходить из обозначенной в начале максимы – что дети растут, чтобы жить, - то ответ приходит сам собой. А именно: в программе должна быть та литература, которая помогает новым поколениям наиболее правильно войти в жизнь и наилучшим для себя и для общества образом себя в ней проявить.
Вот и давайте взглянем на школьную литературу под этим углом. И тут же обнаружим удивительную вещь: список произведений в ней подобран таким образом, что трудно расстаться с чувством неловкости и даже гадливости за своё Отечество! Если для 5-го класса в курсе уроков ещё значатся такие темы как «Герои, живущие по законам чести», «Самоотверженность и мужество», «Человек в единоборстве с судьбой», «Ответственность человека за свои поступки» – то далее, говоря тем же языком методичек, начинается полный и безудержный «пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе».
Вольность и свободолюбие – это, конечно, хорошо. Вот только трактуется это нашей школой, мягко говоря, специфически. Курс литературы больше всего напоминает торный идеологический большак, где главный герой почти исключительно противостоит тупой, косной, угнетающей государственной машине. И в зависимости от успеха в противостоянии с ней становится либо примером для подражания, либо «лишним человеком».
«Евгений Онегин» - это о любви, смерти и верности? Нет – это о протесте! Гоголь – это что? Это «протест против социального неравенства и несправедливости. Булгаков? – конечно же, протест: «Собачье сердце». Довлатов – «тема эмиграции». Лермонтов – ну, разумеется, «пафос непокорности, вольности, бунтарства». Островский – без вариантов: косные, зверовидные купцы с их косными, зверовидными нравами. Тургенев – естественно, «Отцы и дети» с Базаровым, который хорош только потому, что нигилист. И так далее, и так далее: «Обличительный пафос поэзии», «Тема «Униженных и оскорблённых», «Размышление о человеческой свободе и независимости»… Словно идеологический отдел ЦК КПСС до сих пор жив и управляет школьным образованием!
Мы спорим о Лескове или Пелевине, когда после прочтения тематического плана уроков великой русской литературы хочется вымыть руки!
Повторюсь: мы учим детей не для того, чтобы они знали. Нет, мы их учим для того, чтобы они умели знать! А с этим умением они сами себя выучат всему, что поможет им строить свою жизнь.
А теперь осталось только задуматься, какие «инструкции по эксплуатации» нынешней жизни мы им вручаем на уроках литературы? Инструкции, как ненавидеть и презирать собственную историю, в которой, как показывает школьная программа, только и было, что негодяи угнетали свободолюбивых борцов? Не давая им взлететь, словно птицам!
«Либературы», сделал я случайно описку. Но случайную ли?
Tags: Заметки на манжетах жизни
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments