Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Уроки литературы или уроки жизни?

Для чего мы учим наших детей? Чтобы они что-то знали? Да, но не совсем так. Прежде всего мы передаём им умение. Ходить, разговаривать, ложку правильно держать, шнурки завязывать.
Но когда-то наступает и такой возраст, когда детям надо учиться жизни.
Это учение предельно сложно и сильно вариативно. Но общие «инструкции» человечество накопило.
Руководством для пользователя жизнью служит мировая литература. Опыт, занесённый на скрижали книжных страниц.
В этой связи показателен случай с заявлением президента Владимира Путина на съезде организации "Всероссийское родительское сопротивление". Он призвал составителей новых школьных программ по литературе прислушаться к замечаниям общественности. Ибо когда из обязательной школьной программы исчезают Лесков, Алексей Толстой, "Медный всадник" Пушкина, "Дама с собачкой", "Человек в футляре" Чехова, стихи Ахмадулиной, Высоцкого, Окуджавы, то это вызывает справедливые вопросы. Ещё большие вопросы вызывает список тех, кто вытесняет классиков. В нём, в частности, значатся Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Юрий Рытхеу и уж совсем мало кому известный Асар Эппель.
Нет смысла приводить аргументы и контраргументы сторон в пользу включения тех или иных книг в школьную программу по литературе. Конфликт обозначен и без того яснее некуда: поскольку линейка писательских произведений постоянно пополняется, а мозги детей пока ещё не безразмерны – что-то из старого должно заменяться новым. Предложенная замена Чехов на Эппеля придаёт лишь оттенок гротескности нынешнему варианту, но проблема, тем не менее, существует.
Но кого же убирать, кого – вводить в программу? Вопрос гораздо менее сложный, чем кажется. Если исходить из обозначенной в начале максимы – что дети растут, чтобы жить, - то ответ приходит сам собой. А именно: в программе должна быть та литература, которая помогает новым поколениям наиболее правильно войти в жизнь и наилучшим для себя и для общества образом себя в ней проявить.
Вот и давайте взглянем на школьную литературу под этим углом. И тут же обнаружим удивительную вещь: список произведений в ней подобран таким образом, что трудно расстаться с чувством неловкости и даже гадливости за своё Отечество! Если для 5-го класса в курсе уроков ещё значатся такие темы как «Герои, живущие по законам чести», «Самоотверженность и мужество», «Человек в единоборстве с судьбой», «Ответственность человека за свои поступки» – то далее, говоря тем же языком методичек, начинается полный и безудержный «пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе».
Вольность и свободолюбие – это, конечно, хорошо. Вот только трактуется это нашей школой, мягко говоря, специфически. Курс литературы больше всего напоминает торный идеологический большак, где главный герой почти исключительно противостоит тупой, косной, угнетающей государственной машине. И в зависимости от успеха в противостоянии с ней становится либо примером для подражания, либо «лишним человеком».
«Евгений Онегин» - это о любви, смерти и верности? Нет – это о протесте! Гоголь – это что? Это «протест против социального неравенства и несправедливости. Булгаков? – конечно же, протест: «Собачье сердце». Довлатов – «тема эмиграции». Лермонтов – ну, разумеется, «пафос непокорности, вольности, бунтарства». Островский – без вариантов: косные, зверовидные купцы с их косными, зверовидными нравами. Тургенев – естественно, «Отцы и дети» с Базаровым, который хорош только потому, что нигилист. И так далее, и так далее: «Обличительный пафос поэзии», «Тема «Униженных и оскорблённых», «Размышление о человеческой свободе и независимости»… Словно идеологический отдел ЦК КПСС до сих пор жив и управляет школьным образованием!
Мы спорим о Лескове или Пелевине, когда после прочтения тематического плана уроков великой русской литературы хочется вымыть руки!
Повторюсь: мы учим детей не для того, чтобы они знали. Нет, мы их учим для того, чтобы они умели знать! А с этим умением они сами себя выучат всему, что поможет им строить свою жизнь.
А теперь осталось только задуматься, какие «инструкции по эксплуатации» нынешней жизни мы им вручаем на уроках литературы? Инструкции, как ненавидеть и презирать собственную историю, в которой, как показывает школьная программа, только и было, что негодяи угнетали свободолюбивых борцов? Не давая им взлететь, словно птицам!
«Либературы», сделал я случайно описку. Но случайную ли?
Tags: Заметки на манжетах жизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments