Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Папка

В Тмутаракани дела творились тёмные. И жестокие.
Здесь, на Киаове, было не очень ясно, с чего всё началось. Недостаточно было точных сведений, а гости рассказывали прямо противоположное – в зависимости от того, откуда приходили с товаром.
По словам гостей хазарских, смуту начал ромейский император Роман Лакапин.
Уже отец его носил характерное прозвище Невыносимый, и сынок вполне унаследовал его качества. Интриган и честолюбец, узурпатор, отодвинувший законного кесаря Константина от престола, неверный по отношению к друзьям и немилосердный по отношению к врагам. Настоящий автократор. Самодержец.
Вот он и начал в своей империи гонять иудеев. Что значит, гонять? Изгонять. Тех, кому повезло. Голыми и босыми – имущество их отходило в казну. А кого-то – и убивать. Многих. Объяснял это тем, что иудеи грабят христиан, которые и так не могут оправиться после безжалостной зимы пять лет назад.
Насчёт зимы – это верно. Оно и здесь, на Руси, пришлось тяжко тогда – как раз после волынской войны. Деревья от морозов лопались. Народ на промысел не выходил – замёрзнуть можно было чуть ли не мгновенно. А с костром на плечах охотиться – такого ещё не видано в свете. Да и зверь не пойми куда запрятался – и ему холодно было. Одни лишь волки да лисы по весям и деревням едва не жили, рядом с людьми. Вот только не жили, разумеется, а сами промышляли. Немало скота зарезали, немало и людей поели.
На Волыни даже шепоток пошёл – не Ходына ли волхв мстит за смерть свою: не все верили, что он был Велесом живым взят.
Но на Руси это бедствие особо плохо не сказалось. К морозам здесь люди привычные, а по весне отсеялись – и дальше пошло, как по-прежнему. А в Ромеях неурожай за неурожаем последовали. Отсюда – голод. Гости русские, что туда с традиционными караванами торговыми ходили, рассказывали, что смерды собственную землю за хлеб отдавали! А сколько в долги влезли, сколько похолопились!
А к кому влезли? К иудеям же! Они в империи рост держали. Они затем неисполнимых должников и холопили. А потом продавали.
А уж когда и самого Романа они по богачеству превзошли… Как уже тут было не вспомнить, что иудеи бога ромейского убили!
И деваться Роману некуда было – вспухла его империя восстаниями да мятежами. В Опсикии, сказывали, появился даже какой-то хоробор Базилий, у которого одна рука нормальная была, а другая – медная. И та нечеловечески сильная рука громадный меч держала и сама врагов разила!
В общем, натравил Роман на иудеев отчаявшийся народ. И сам их вволю пограбил, кого отловил в Царьграде.
Но в ответ получил то, что хазарский царь Иосиф устроил ответную резню "необрезанных" у себя. И открыл двери каганата для единоверцев, бегущих из Рома. А те, естественно, тоже добродушием по отношению к людям Христа не пылали. И добавили крови христиан к тем рекам, что потекли по Хазаристану…
В ответ, естественно, поднялись аланы – они были, в основном, за ромейским богом. Иудеи хазарские их победили, царя аланского заставили от веры отречься и обрезаться, перейти в иудейскую веру. А священников христианских, кого не убили, заставили бежать в Ром. В основном, в Крым.
И всё бы оно ничего – Руси это никак бы не касалось. Ну, за исключением того, что от кагана слы прибыли, которые велели Хельгу, как вассалу кагана, не принимать у себя беглых алан и русов. И вот в последних-то всё дело и было.
Дело это состояло в том, что в самой Хазарии жило и служило немало русов. Это были чужие русы, не киавские. Хотя, сказать по правде, киавские тоже были: немало удальцов желали попробовать удачу, послужив варягом у кагана. А что? – служба вполне неплохая. Охраняй дворец да сторожи кагана с царём – а деньги совсем неплохие за то даются! Драться, разве что, редко приходилось: на такую силу как четыреста варягов мало кто смел покуситься. Потому многие, подзаработав на первые нужды, снимали с себя вару кагану и возвращались обратно.
Но этих никто и не тронул: эти русы верили в настоящих богов, с которыми иудейский бог не враждовал. Однако со старых времён ещё на Русском острове, что лежал меж Русским и Меотийским морями и Русской рекою, - ну, то есть, в тмутараканской земле – сидела своя русь. Она тоже служила хазарскому кагану и, в общем, входила в состав Каганата. То есть не самостоятельный вассал, как русь киавская, а ходит прямо под каганом.
Вернее, теперь уже – ходила. Потому как русь эта была остатком той, что семьдесят лет назад на Миклагард ходила. Хаскульдова русь, можно сказать. Правда, тогда, в тот поход, на ромеев пошло немало разного народа – и как бы не больше норманнов с Северного пути, нежели русов.
Тогда по зову хазарского кагана собирали русы воинство большое для нападения на Миклагард. Норманнов приглашали, славян звали, что под каганом ходили, - всех, кого можно, в общем. Но не каган, конечно, а именно Хаскульдова русь собирала всех в Тмутаракани, искусно пряча огромный флот в тамошних плавнях. А где ещё? На Белобережье, у Березани? Так там постоянно рыбаки греческие из Корсуни шныряют, да сброд всякий из Прекрасной Гавани. Да солевары тамошние. Никакую подготовку и дня в секрете не удержишь!
А тут – земля хазарская, русь кагану ещё и за тридцать лет до того уже служила, появление новых русов там никого не удивит и не насторожит – мало ли, может, они на касогов собираются по Русской реке подняться, к рудникам серебряным, с принадлежностью которых русам местные племена никак не смирятся. И есть, где целый флот спрятать. Да хоть по той же реке чуть подняться!
Так и собрали войско неслыханное. Да на Миклагард напали. Да добычу взяли невиданную. Да сюда и вернулись.
А там уж кто как. Кто, с хазар взяв оговорённую за нападение плату да деньги за добычу проданную, на родину подался. Вон, до сих пор скальды поют, как потом в Бирке да на Уппсале серебро хазарское несколько лет пропить не могли! Кто по Русям своим подался: с таким количеством серебра на руках можно и на конунгство претендовать, а уж ярлом стать – точно. Неплохая карьера – за один поход из простых воинов в ярлы выйти! А кто и на месте остался, в Тмутаракани – местная русь, да к ней немало людей прибилось. А что – никто же не мешал и далее ромеев на щит пробовать. На Миклагард, правда, уж не ходили, но по побережью Пафлагонскому и Понтийскому немало гуливали. И в Вифинию ходили.
Но потом как-то приехал туда из Рома проповедник некий учёный. Пленных приехал выкупать, но заодно как-то взял и крестил русь Хаскульдову! Сказывали, немало чудес показывал: по огню ходил, книгу свою священную в костёр бросал, а она не горела… Что там правда, что неправда – уж и не поймёшь – давно было. Но русь оказалась крещёной, волхва из самого аж Миклагарда приняла, стала ромейскому богу молиться.
Вот только начала хиреть с тех пор Русь Тмутараканская. Понятное дело: на своих единоверцев ромейских ходить им волхв запрещал. На хазар с аланами тоже не попрыгаешь. А на касогах какая добыча? Лепёшка да баран? Только и жили, что рудником своим серебряным да службою кагану. На арабов тот их пускал по морю Хазарскому…
А теперь вот оказались русы тмутараканские в одночасье врагами кагана. Именно в одночасье: они-то ни слухом ни духом про дела ромейские не знали, про гонения на иудеев. И когда войско царское к ним заявилось – с аланами, на сторону кагана переметнувшимися, - русы оказались к нападению не готовы. И были уничтожены за малым не все. Кто-то успел лишь к ромеям единоверным уплыть, а кто-то – до родственных киавских русов добежать. Пятеро человек.
От них Хельги и узнал об этих событиях на Тмутараканской Руси. И тогда же подумал: а ведь тоже Русь! И что, что чужая? Вон Сюрнес тоже когда-то чужой Русью был. А потом Орвар-батюшка её наполовину убедил, наполовину примучил, - и вот она, вполне себе хорошо под киаовской Русью ходит! И сама довольна прямою беспошлинной дорогою на Царьград, и для зловредной полоцкой Руси киавской занозой в заднице служит. Почему бы Тмутараканской Руси – уже, получается, бывшей – под него, под Хельга киаовского не лечь?
Вот об этом он и хотел говорить с ближними своими. Самыми мудрыми и верными…
Tags: Папка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments