Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Повести исконных лет

В лето 6375 (867). Ходил Рюрик на Смоленск, и не покорились ему. Сказала русь сюрнесская: "Да живём своим законом, как отцы нам заповедали; а тебе, Рюрику, путь чист. А не то волоки закроем войску твоему и русингам от Ладоги и Ильменя, а с Двины пустим". Сговорились бо смоленские русы уже с полоцкими, и ряд заключили, да не берут мыта друг с друга. А с хазарами в Самвате заключили ряд тож, и пускали гостей хазарских к морю через Двину.
А Рюрик сказал: "Да будет мир меж сюрнесской и альдейгьюборгской русью на вечные времена, а не налезаю на ваши земли". Спала бо ему уж на ум похоть путь прямой себе открыть на Булгар и на Хазаран, а для того думал через Сясь и волоки, а и волоки Белозерские на Волгу идти. А идти через Полу-реку и через Серегер-озеро и через Осугу и Тверцу реки в Волгу не можно ему было, зане стерегла на Волге русь Ростовская.
И пошёл Рюрик на Ростов, и весь белозерскую по пути покорил, и многих по пути избил. А ростовские русы воззвали к мери, да станет с ними против Рюрика; и не пошла меря: сказал бо Рюрик, что в соузии он с ладожской мерью, и то подтвердили меряне, что в войске у него были. Стал ведь Рюрик снова русь создавать из всех народов местных, не доверяли тут бо норманнам и варягам.
И подступили к Ростову, а русь Ростовская закрылась в городе. И бились крепко день и ещё полдня, затем пали ворота Ростовские.
Не стал Рюрик жечь города, но пошёл далее через Клязьму-реку на мурому, дабы до конца открыть себе путь в Хазаран. А в Ростове воеводу своего посадил.
И победил мурому, и город её Муром взял, и там тоже воеводу своего посадил.
В те лета стали на Руси Русь Ладожская, иже подчинила себе Русь Ростовскую и Плесковскую, а в Алаборге, Хольмгарде и Исуборге сидела по старине; а иные две – Русь Смоленская, сиречь Сюрнесская, да Полоцкая. Да под хазарами сидела Русь Тмутараканская; а в Самвате Киевском хазары стояли.
Патриарх Фотий созвал Собор; на оном же еретическим было объявлено латинское учение об исхождении Святого духа ересью; и папу низложили, а императора франкского Людовика просили о выполнении этого решения. Вмешательство Римской Церкви в дела Константинопольской признали незаконными. Се был первый разрыв Церквей.
В то же лето сентября 23 дня скончался в Боге император Михаил; убит же он был во дворце своём в 3 часа ночи по слову Василия Македонянина.
Фотий же патриарх был низложен им после того, как обличил нового базилевса как узурпатора. Василий же возвернул на престол патриарший Игнатия.
В Хазаране царь многих хазар принудил в иудейство перейти, и были волнения среди чёрных хазар.
В лето 6376 (868). Начал царствовать Василий.
В лето 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.
В Константинополе патриарх Игнатий собрал новый собор. Здесь воссоединились Церкви Христианские; споры же по Болгарии отдали в руки третейского суда. Но не решил тот ничего же; а позднее сам Игнатий вернул Болгарию под руку свою, подчинив престолу патриаршему Константинопольскому.
На соборе же сём блаженный Фотий был анафематствован; и невдолге сослан в заточение в строгий монастырь.
Но сие не сломило благочинного, ни сторонников его. В противность Игнатию патриарху ни один епископ из признавших ранее Фотия не принял соборных уложений, и сами игнатиане скоро отступились от деяний собора. Святитель же Игнатий, обретя кафедру свою во второй раз, увидел вскоре, что прав был Фотий в деяниях своих относительно Церкви западной, и в отношении к власти светской. И снял с него проклятие своё, и из заточения вернул его, говоря с императором, и звал его к себе. И сошлись они, и плакали вельми оба на плече другого, и было блаженство среди паствы Божией. Так ведь и случается со святителями искренними, самые ссоры которых исходят из ревности в служении Господу нашему; а Господь, видя сие, вразумляет сердца, и исполняются те любовью. Потому и по сей день чтят христиане обоих патриархов великих; а лик святителя Игнатия изображён в Константинопольском соборе Св.Софии на вечные времена.
В се же лето успе блаженный Кирилл Философ, просветитель славян, иже крестил русь первее в Тмутаракани.
В лето 6378 (870). Продолжался ещё собор Константинопольский. А как окончился, вернул патриарх Игнатий царя Михаила со всею Болгарией под свой омофор; но получила Болгарская епархия широкую автономию.
Оставил Рюрик Ладогу и уехал во Фризию, зане освободилась земля та от франков после смерти короля Лотаря. Стол же свой в Ладоге оставил родичу своему именем Квиллан; а никто не знает, откуда он взялся: приехал из-за моря невдолге перед отъездом Рюриковым.
А ходил тот Квиллан всегда в маске, и никто не видел его лица; говорили иные, что болезнь его изуродовала чёрная.
И позвал Рюрик Кетиля Лосося, иже правил именем Рюрика в Плескове, и просил его быть наставником Квиллана в делах русских, и рукою его верною. И поклялся в том Кетиль. И порукою в том сына своего сделал Грима; привезли того по слову Рюрика в Ладогу, и воспитывался при дворе Квиллана, как то принято у норманнов. Отправляют бо норманны старших сыновей своих на воспитание к тем, кому клялись верностью. А было Гриму 7 лет в то лето; и жил в Ладоге 10 лет.
Немцы взяли в плен правителя Моравии Ростислава, ослепили и сослали в монастырь. А помогал им в том нитранский князь Святополк.
Там же в Моравии суд был над св. Мефодием, братом св. Кирилла Философа. По приговору сослали его в монастырь.
В лето 6379 (871). Ходил Квиллан на весь и на пермь и много родов их примучил под руку руси ладожской.
В се же лето отложилась ростовская русь от Ладоги, прослышав, что нет там более Рюрика. И мерь подняли: недовольна бо была та насилиями Рюриковыми. И убили воеводу Рюрика, наместника его.
И вышла русы ростовские на лодьях навстречу Квиллану – шёл бо тот на обратном пути к ним, чтобы наказать за измену.
Говорил князю своему Кетиль, чтобы не делал так – мало бо сил осталось у руси после битв славных с весью и пермью. Но не послушался Квиллан и построил корабли свои против ростовских. А ростовские русы связали корабли свои вервиями крепкими и притопили вервия в воде, дабы не видно их было. И когда устремился Квиллан на них, разошлись лодии ростовские, и подняли то вервие – как поднимают ромеи цепь в Суде. И врезались в строй ростовский, таким образом сомкнутый, корабли ладожские, и, вперёд устремясь, сами себя вражескими кораблями окружали.
И была сеча крепка. Сражались долго, и немало народу пало в этом бою. Кетиль сразил многих воинов. Один из воинов ростовских, именем Халльгрим с братом перескочи¬ли на корабль, где сражались Кетиль и князь Квиллан. Кетиль повернулся к ним, закрывши собою князя своего. Халльгрим замахнулся па него копьём. Там поперёк судна шла балка, и Кетиль отскочил за неё, а щит выставил перед ней. Халльгрим пронзил щит и всадил копье в балку. После того Кетиль нанёс ему удар по руке и раздробил кость, но меч в руку не врезал¬ся. Копьё выпало у Халльгрима из рук. Кетиль поднял его и убил Халльгрима наповал.
Но неравны были силы, и, увидев это, дал Квиллан приказ отступить. И не стали ростовцы преследовать ладожских русов, ибо много они потеряли великих воинов, и сил на преследование у них не осталось.
И никто не выиграл, а добычу смогли лишь ту взять, что была на воинах, убитых на чужих судах. А Кетиль оставил себе копьё, которым убил Халльгрима, и доспехи его взял. И сказал тогда Кетиль: "Хорошим воином был Халльгрим; рад я, что сын мой наполовину его имя носит, как если бы был он нашего рода; да будет сын мой таким же воином, но с удачей отца своего, ибо я убил Халльгрима". Есть бо обычай такой у норманнов и русов – так они сыновей своих называют, чтобы часть имени его была такой же, как у родича близкого или уважаемого, а то деда или отца. И потому все поняли, что честь великую оказал Кетиль убитому им, родичем его назвав.
И сказал ему Квиллан князь: "Воистину буду держать тебя у сердца, спас ведь ты мне жизнь ныне". И возвысил Кетиля, сделав его герцогом своим, сиречь воеводою.
В лето 6380 (872). Умер в Ладоге Кетиль Лосось, прадед великого князя Киевского Олега, а сын его Грим остался жить при дворе князя Квиллана.
Ходил Квиллан снова на Ростов и мир с русью ростовской заключил. И поделили землю, и ловы, и подписали ряд, по которому русь ладожская через ростовскую русить будет безданно, безмытно и беспошлинно; тако же и наоборот.
Восстали в Моравии против немцев; а во главе стоял ученик Константина и Мефодия Славомир. И пошёл с ними нитранский князь Святополк, и побили немцев. Святополк стал править Моравией.
Взяли ромеи город Тефрику, и павликиан разбили, а вождя их Хрисохера казнили смертию.
В лето 6381 (873). Воевал Квиллан корелу.
Рюрик остался во фризах и пошёл под руку Людовику Немецкому; принёс ему клятву на верность и стал править Фризией.
В лето 6382 (874). Заложил Квиллан в Ладоге дворец княжий. А сидел он до того в Хольмгарде, но не делал его своею столицею, а желал Ладогу восстановить. И отстроилась несколько Ладога к этому лету, и выехал Квиллан туда.
В лето 6383 (875). В то лето налезла корела на Ладогу, совокупясь с сумью и свеями. Отбила русь нападение то, но вернулся Квиллан в Хольмгард, сказав: "Надёжное се место – заранее узнаем мы, ежели кто на нас налезет".
И был в Ладожской Руси мир, а Ростовская русь воевала с мерью.
Ходили угры на тиверцев, а более ничего о том не знаем.
В лето 6384 (876). Патриарх Фотий возвратился в Константинополь из изгнания. Приняли его ко двору базилевса, где стал он учить его детей.
Князь Святополк ходил на вислян и победил их.
Tags: Повести исконных лет
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments