Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Повести исконных лет

В лето 6375 (867). Ходил Рюрик на Смоленск, и не покорились ему. Сказала русь сюрнесская: "Да живём своим законом, как отцы нам заповедали; а тебе, Рюрику, путь чист. А не то волоки закроем войску твоему и русингам от Ладоги и Ильменя, а с Двины пустим". Сговорились бо смоленские русы уже с полоцкими, и ряд заключили, да не берут мыта друг с друга. А с хазарами в Самвате заключили ряд тож, и пускали гостей хазарских к морю через Двину.
А Рюрик сказал: "Да будет мир меж сюрнесской и альдейгьюборгской русью на вечные времена, а не налезаю на ваши земли". Спала бо ему уж на ум похоть путь прямой себе открыть на Булгар и на Хазаран, а для того думал через Сясь и волоки, а и волоки Белозерские на Волгу идти. А идти через Полу-реку и через Серегер-озеро и через Осугу и Тверцу реки в Волгу не можно ему было, зане стерегла на Волге русь Ростовская.
И пошёл Рюрик на Ростов, и весь белозерскую по пути покорил, и многих по пути избил. А ростовские русы воззвали к мери, да станет с ними против Рюрика; и не пошла меря: сказал бо Рюрик, что в соузии он с ладожской мерью, и то подтвердили меряне, что в войске у него были. Стал ведь Рюрик снова русь создавать из всех народов местных, не доверяли тут бо норманнам и варягам.
И подступили к Ростову, а русь Ростовская закрылась в городе. И бились крепко день и ещё полдня, затем пали ворота Ростовские.
Не стал Рюрик жечь города, но пошёл далее через Клязьму-реку на мурому, дабы до конца открыть себе путь в Хазаран. А в Ростове воеводу своего посадил.
И победил мурому, и город её Муром взял, и там тоже воеводу своего посадил.
В те лета стали на Руси Русь Ладожская, иже подчинила себе Русь Ростовскую и Плесковскую, а в Алаборге, Хольмгарде и Исуборге сидела по старине; а иные две – Русь Смоленская, сиречь Сюрнесская, да Полоцкая. Да под хазарами сидела Русь Тмутараканская; а в Самвате Киевском хазары стояли.
Патриарх Фотий созвал Собор; на оном же еретическим было объявлено латинское учение об исхождении Святого духа ересью; и папу низложили, а императора франкского Людовика просили о выполнении этого решения. Вмешательство Римской Церкви в дела Константинопольской признали незаконными. Се был первый разрыв Церквей.
В то же лето сентября 23 дня скончался в Боге император Михаил; убит же он был во дворце своём в 3 часа ночи по слову Василия Македонянина.
Фотий же патриарх был низложен им после того, как обличил нового базилевса как узурпатора. Василий же возвернул на престол патриарший Игнатия.
В Хазаране царь многих хазар принудил в иудейство перейти, и были волнения среди чёрных хазар.
В лето 6376 (868). Начал царствовать Василий.
В лето 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.
В Константинополе патриарх Игнатий собрал новый собор. Здесь воссоединились Церкви Христианские; споры же по Болгарии отдали в руки третейского суда. Но не решил тот ничего же; а позднее сам Игнатий вернул Болгарию под руку свою, подчинив престолу патриаршему Константинопольскому.
На соборе же сём блаженный Фотий был анафематствован; и невдолге сослан в заточение в строгий монастырь.
Но сие не сломило благочинного, ни сторонников его. В противность Игнатию патриарху ни один епископ из признавших ранее Фотия не принял соборных уложений, и сами игнатиане скоро отступились от деяний собора. Святитель же Игнатий, обретя кафедру свою во второй раз, увидел вскоре, что прав был Фотий в деяниях своих относительно Церкви западной, и в отношении к власти светской. И снял с него проклятие своё, и из заточения вернул его, говоря с императором, и звал его к себе. И сошлись они, и плакали вельми оба на плече другого, и было блаженство среди паствы Божией. Так ведь и случается со святителями искренними, самые ссоры которых исходят из ревности в служении Господу нашему; а Господь, видя сие, вразумляет сердца, и исполняются те любовью. Потому и по сей день чтят христиане обоих патриархов великих; а лик святителя Игнатия изображён в Константинопольском соборе Св.Софии на вечные времена.
В се же лето успе блаженный Кирилл Философ, просветитель славян, иже крестил русь первее в Тмутаракани.
В лето 6378 (870). Продолжался ещё собор Константинопольский. А как окончился, вернул патриарх Игнатий царя Михаила со всею Болгарией под свой омофор; но получила Болгарская епархия широкую автономию.
Оставил Рюрик Ладогу и уехал во Фризию, зане освободилась земля та от франков после смерти короля Лотаря. Стол же свой в Ладоге оставил родичу своему именем Квиллан; а никто не знает, откуда он взялся: приехал из-за моря невдолге перед отъездом Рюриковым.
А ходил тот Квиллан всегда в маске, и никто не видел его лица; говорили иные, что болезнь его изуродовала чёрная.
И позвал Рюрик Кетиля Лосося, иже правил именем Рюрика в Плескове, и просил его быть наставником Квиллана в делах русских, и рукою его верною. И поклялся в том Кетиль. И порукою в том сына своего сделал Грима; привезли того по слову Рюрика в Ладогу, и воспитывался при дворе Квиллана, как то принято у норманнов. Отправляют бо норманны старших сыновей своих на воспитание к тем, кому клялись верностью. А было Гриму 7 лет в то лето; и жил в Ладоге 10 лет.
Немцы взяли в плен правителя Моравии Ростислава, ослепили и сослали в монастырь. А помогал им в том нитранский князь Святополк.
Там же в Моравии суд был над св. Мефодием, братом св. Кирилла Философа. По приговору сослали его в монастырь.
В лето 6379 (871). Ходил Квиллан на весь и на пермь и много родов их примучил под руку руси ладожской.
В се же лето отложилась ростовская русь от Ладоги, прослышав, что нет там более Рюрика. И мерь подняли: недовольна бо была та насилиями Рюриковыми. И убили воеводу Рюрика, наместника его.
И вышла русы ростовские на лодьях навстречу Квиллану – шёл бо тот на обратном пути к ним, чтобы наказать за измену.
Говорил князю своему Кетиль, чтобы не делал так – мало бо сил осталось у руси после битв славных с весью и пермью. Но не послушался Квиллан и построил корабли свои против ростовских. А ростовские русы связали корабли свои вервиями крепкими и притопили вервия в воде, дабы не видно их было. И когда устремился Квиллан на них, разошлись лодии ростовские, и подняли то вервие – как поднимают ромеи цепь в Суде. И врезались в строй ростовский, таким образом сомкнутый, корабли ладожские, и, вперёд устремясь, сами себя вражескими кораблями окружали.
И была сеча крепка. Сражались долго, и немало народу пало в этом бою. Кетиль сразил многих воинов. Один из воинов ростовских, именем Халльгрим с братом перескочи¬ли на корабль, где сражались Кетиль и князь Квиллан. Кетиль повернулся к ним, закрывши собою князя своего. Халльгрим замахнулся па него копьём. Там поперёк судна шла балка, и Кетиль отскочил за неё, а щит выставил перед ней. Халльгрим пронзил щит и всадил копье в балку. После того Кетиль нанёс ему удар по руке и раздробил кость, но меч в руку не врезал¬ся. Копьё выпало у Халльгрима из рук. Кетиль поднял его и убил Халльгрима наповал.
Но неравны были силы, и, увидев это, дал Квиллан приказ отступить. И не стали ростовцы преследовать ладожских русов, ибо много они потеряли великих воинов, и сил на преследование у них не осталось.
И никто не выиграл, а добычу смогли лишь ту взять, что была на воинах, убитых на чужих судах. А Кетиль оставил себе копьё, которым убил Халльгрима, и доспехи его взял. И сказал тогда Кетиль: "Хорошим воином был Халльгрим; рад я, что сын мой наполовину его имя носит, как если бы был он нашего рода; да будет сын мой таким же воином, но с удачей отца своего, ибо я убил Халльгрима". Есть бо обычай такой у норманнов и русов – так они сыновей своих называют, чтобы часть имени его была такой же, как у родича близкого или уважаемого, а то деда или отца. И потому все поняли, что честь великую оказал Кетиль убитому им, родичем его назвав.
И сказал ему Квиллан князь: "Воистину буду держать тебя у сердца, спас ведь ты мне жизнь ныне". И возвысил Кетиля, сделав его герцогом своим, сиречь воеводою.
В лето 6380 (872). Умер в Ладоге Кетиль Лосось, прадед великого князя Киевского Олега, а сын его Грим остался жить при дворе князя Квиллана.
Ходил Квиллан снова на Ростов и мир с русью ростовской заключил. И поделили землю, и ловы, и подписали ряд, по которому русь ладожская через ростовскую русить будет безданно, безмытно и беспошлинно; тако же и наоборот.
Восстали в Моравии против немцев; а во главе стоял ученик Константина и Мефодия Славомир. И пошёл с ними нитранский князь Святополк, и побили немцев. Святополк стал править Моравией.
Взяли ромеи город Тефрику, и павликиан разбили, а вождя их Хрисохера казнили смертию.
В лето 6381 (873). Воевал Квиллан корелу.
Рюрик остался во фризах и пошёл под руку Людовику Немецкому; принёс ему клятву на верность и стал править Фризией.
В лето 6382 (874). Заложил Квиллан в Ладоге дворец княжий. А сидел он до того в Хольмгарде, но не делал его своею столицею, а желал Ладогу восстановить. И отстроилась несколько Ладога к этому лету, и выехал Квиллан туда.
В лето 6383 (875). В то лето налезла корела на Ладогу, совокупясь с сумью и свеями. Отбила русь нападение то, но вернулся Квиллан в Хольмгард, сказав: "Надёжное се место – заранее узнаем мы, ежели кто на нас налезет".
И был в Ладожской Руси мир, а Ростовская русь воевала с мерью.
Ходили угры на тиверцев, а более ничего о том не знаем.
В лето 6384 (876). Патриарх Фотий возвратился в Константинополь из изгнания. Приняли его ко двору базилевса, где стал он учить его детей.
Князь Святополк ходил на вислян и победил их.
Tags: Повести исконных лет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments