Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 29

Распад гуннского решения

Но посмотрим, что происходило дальше.
Итак, после 375 года гунны сметают черняховскую культуру и устремляются на Римскую империю. Мы уже видели, что они вовсе не были исполнителями роли Снежинки на детском утреннике. То есть там, куда они приходили, люди оставались. Не все, но оставались. А вот археологические культуры – то есть этносы и даже протогосударства – растворялись. Растворялись, имеется в виду, не в гуннах, а вообще. Ибо гуннской культуры как таковой мы не отыскиваем.
Последующие 80 лет характеризуются –

значительным запустением территорий Северного Причерноморья и лесостепного Поднепровья, в частности.

Соответственно, археология отмечает и то, что население сильно поредело. А часть его – вероятно, самая развитая из уцелевших – была либо уведена насильно (как впоследствии татаро-монголы оставляли в живых умелых русских ремесленников и отправляли их в Орду), либо ушла сама. Ибо за победителем уходить тогда было не стыдно. А даже выгодно.
Коснулся этот процесс и киевцев. Свидетельством тому могут служить поселения

типа Злехов в Моравии, лепная керамика откуда удивительно напоминает киевскую.

Итак, гунны сметают черняховскую культуру, собирают вокруг себя большую кучу племён и народов и устраивают обеим частям Римской империи адскую жизнь. Но коллектив оказался сильнее. И в конечном итоге гунны сперва терпят поражение от коалиции других племён в знаменитой «Битве народов» на Каталаунских полях – почти случайное, надо признать!
После этого интервенты ещё могли оправиться и даже затеяли новый большой поход на Рим. Но однажды одна из новых жён вождя гуннов Аттилы убивает его прямо во время брачной ночи. То ли любовник он был уже неважный, то ли обидел чем. А может, политика.
Женщина вообще без правильного ухода становится иногда существом до крайности коварным. И если в таком состоянии уйдёт в политику – тут жди беды. То голову кому снимет, то гражданскую войну спровоцирует, то ирландских инсургентов голодом заморит, то «Газпром» из терпения выведет. В случае же с Аттилой женщина само его государство разрушила.
Ибо в схватке за его наследие – и наследство – схлестнулись очень многие силы. И покорённые, а теперь восставшие народы. И сыновья-племянники-прочие родственники. И оставшиеся без верховного главнокомандующего генералы.
В общем, представить себе Золотую Орду, которая рухнула лет на двести раньше, чем в нашей реальности. И сыновей-внуков Батыя, режущихся друг с другом. В то время как от Орды отпадают кусок за куском, и покорённые народы начинают гнать монголо-татарские тумены…
Как следствие, в 454 году в битве при Недао (ныне река Недава, приток Савы) сошлись гепиды и их союзники под предводительством короля гепидов Ардариха, который командовал правым флангом войск Аттилы в битве на Каталаунских полях. И с другой стороны - их теперь уже бывшие покорители гунны и оставшиеся в их подчинении племена. Кто на чьей стороне конкретно был, неясно. Трудно понять что-либо из вот этого описания Иордана:

…можно было видеть и гота, сражающегося копьями, и гепида, безумствующего мечом, и руга, переламывающего дротики в его ране, и свева, отважно действующего дубинкой, а гунна — стрелой, и алана, строящего ряды с тяжелым, а герула — с легким оружием.

В общем, гепидская коалиция в этом сражении гуннскую разгромила. И выгнала её в Причерноморье. Где распад гуннского образования продолжился, и на арене истории стали появляться новые народы. Например, болгары.
Пометочку посоветовал бы сделать: распад гуннов – появление новых народов. Что естественно: на пути от Китая до Франции гунные давно перестали быть чистым племенем, а стали сборным войском из покорённых и добровольно присоединившихся племён, осколков племён, воинских отрядов и просто шаек. Типа холдинга. В условиях же, когда головная корпорация обанкротилась, и денег платить перестала, всяческие дочерние фирмы, производственные площадки и простые франшизеры испытывают неодолимое стремление перейти к тому, кто в состоянии обеспечить хотя бы сохранение дебета в активных счетах. Ну, или бороться за нишу на рынке самостоятельно.
Очень трогательно это описал наш Иордан:

…отпадают друг от друга королевства с их племенами, единое тело обращается в разрозненные члены; однако они не сострадают страданию целого, но, по отсечении главы, неистовствуют друг против друга.

Но основные проблемы вновь испытали уцелевшие – или вернувшиеся – жители лесостепей. Вассалитет их, данничество кончились, да. «Нет же никого в таможне!» Но зато по степям стали рыскать тысячи, если не десятки тысяч «басмачей». Сталкиваясь друг с другом. Убивая и поглощая. Образуя банды и шайки. А то и народы. Утигуры, кутригуры, оногуры, савиры… -
- забурлила Степь.
Кровушкой.
Ну и, естественно, земледельцы лесостепной – а то и лесной – полосы без внимания этих банд не остались. С ним ведь легко бороться, с пахарем. Это тебе не в степи, где охотник на охотника охотится. Не огляделся вовремя, не просканировал заросли ковыля, не услышал конного топота по балке – и свистнет стрела, и ворон летит, и хорошо, если дружок, а не ты сам неживой лежишь… С осёдлым же совсем другое дело! Подобрался тайно, дождался, когда мужики в поле уйдут – а там гикнул, свистнул, и –
- кто-то с раскроенным черепом на пороге дома лежит, бабы визжат, что-то загорелось. И вскоре ты довольный, сытый и сексуально удовлетворённый гонишь стайку девок и молодых ребят на продажу…
Показательна в этом смысле прослеживаемая археологически судьба городища Демидовка в верховьях Днепра. Оно возникло во времена первого нашествия гуннов и дальнейших освободительных войн с готами - в конце IV века. А в середине V века оно уже погибает –

- как и ряд укреплений Прибалтики –

- когда остатки распущенных из истории гуннов вернулись в Причерноморье.
Вот именно тогда и кончились – совсем – и черняховская, и киевская культуры. Точнее, черняховская – та да, та совсем. А венеты поступили привычным образом. Мы уже знаем, каким.
Это ведь и в это время тоже –

- племена, жившие в лесостепной зоне, спаслись от нашествия, спрятавшись в лесах.

А -

- по Псёлу и Суле возникают поселения «посткиевского» характера.

Тогда и стали возникать новые культуры. Очень интересные хотя бы тем, что подводят нас к концу цепочки потомков товарища Гы, что пережили оледенение, гуннов, фашистов и первыми вынесли свою гаплогруппу в космос.

Пеньковская культура

Мы говорили о том, что часть населения киевской культуры постепенно начала смещаться на юго-восток, по пути подчищая то, что ещё оставалось от черняховцев после гуннов. Так вот, теперь можно посмотреть, что из этого получилось после гуннского времени.
От нижнего Днестра на западе и до Северского Донца на востоке археология видит сегодня единую культурную общность. Это характерная посуда, откапываемая сегодня по Днепру от устья Роси до Запорожья, по Южному Бугц и в междуречье Днестра и Прута. В основном это горшки со слабо профилированным верхним краем и овально-округлым туловом, плоские глиняные диски и сковороды и изредка миски.
Миски – это важно. Миски характерны для черняховского населения. И вообще их считают как раз отличительным признаком германских по генезису культур. В отличие от славянских – «горшечных». Так что пеньковцы очевиднейшим образом являются людьми, которые освоили и приняли часть германского культурного наследия. Даже если выражается оно не в «Мерседесе», а всего лишь в миске.
Но в целом посуда этой общности имеет довольно непритязательный облик: толстые стенки, поверхность неровная, украшения и орнамент редки. Что характерно, как мы опять же помним, для лесных, венедских жителей.
Это основной тип жилища этой культуры – полуземлянка площадью от 12 до 20 кв.м, с глубиной котлована до 1 метра и с земляным, «материковым», полом. Стены по преимцществу срубного типа. Крыши в оснолном были двускатными и состояли из жердей, перекрытых слоем утрамбованной глины. Встречаются также и дома с центральным опорным столбом, от которого скаты шли на четыре стороны. Это, видимо, аналоги жилищ наших «новых русских». Пеньковская «Рублёвка».
Интерьер, впрочем, убогенький у всезх. Из меблировки – только пристенные лавки. Печь – сначала очаг, затем, с развитием инноваций – каменка. В общем, никакого сравнения с «длинными домами» готов, но мучительно знакомо по прежним земледельческим культурам среднего Поднепрровья. Включая киевскую.
Хоронили своих покойников эти люди в грунте. Курганов эта культура не знает. Обычное трупоположение соседствовало с захоронениями кремированных останков в неглубоких, преимущественно цилиндрических ямках диаметрами 0,4-0,6 м и глубиной 0,3-0,5 м. И что характерно: этот биритуализм отличает данную культуру с самого начала. Словно принадлежит продуктам пограничной метисации: живём одинаково, говорим на одном языке, но предков своих помним и почитаем по-разному.
Впрочем, такое же характерно и для черняховских погребений.
Оружия найдено немного. Надо полагать, не из-за миролюбия носителей этой культуры, а в силу того, что оружие было дорого. И за здорово живёшь в могилу его тебе не положат. Ножик, горшочек с едой – это пожалуйста. Но оружие…
Возможно, считалось, что оно покойникам – не игрушка…
Но стрелы здесь находят гуннского – трёхлопастные – и германского – ланцетовидного типа. Ланцетовидны же и наконечники копий.
На этой же территории от Днестра до Северского Донца встречаются практически однотипные поселения. При этом примечательная их «гнездовая» структура: Несколько мелких посевлений явно тяготели друг к другу. А вместе – с очевидностью составляли территориальную общину. Тот же самый принцип мы увидим далее и у другой посткиевской культуры. И вставим сюда термин «задруга» - пока для памяти, а позже – для понимания.
В работе одного из ярчайших наших археологов В.В.Седова, из чьей работы «Славяне раннего Средневековья» я и привожу многие данные, приводится карта. На ней видно, как распределяются эти послеения – вдоль русел рек, этакими ласточкиными гнёздами по их берегам. Что, в общем, понятно и определяемо природою: в безводной степи земледельцу особенно не развернуться. Да и ареал это другого типа хозяйствования – скотоводческого. А там такой тип хозяев, с которым лучше не делить одного пространства.
Хотя, судя по поселениям этой культуры, при наличии кардинальной разницы в экономическом укладе, коренных политических противоречий с кочевниками у их жителей не было. Поселения открытые, защищённые лишь естественными преградами – реками, лесами да болотами. То есть от небольшой самодеятельной банды экспроприаторов укрыться-отбиться возможно. А постоянной опасности нападения, судя по всему, здесь не ощущали. И это в гуннкое и послегуннское время!
Запомним это. И вспомним при взгляде на устройство укреплённых поселений этой культуры – были и такие.
Одно из них – исследованное почти полностью городище Селиште в Молдавии. Небольшое – размером 130 на 60 метров, оно, однако, весьма хорошо приспособено для обороны: на возвышенном мысу с крутыми обрывами, а единственная доступная сторона защищена оборонительной стеной. Точнее, две стены на расстоянии от полуметра до метра друг от друга, пространство между которыми забутовано суглинком. Перед стеной - глубокий каньон в роли защитного рва. Пешему войску ещё можно думать о каком-то штурме, а конникам – безнадёжно.
В этом городище зафиксированы следы ремесленной деятельности, в основном по ювелирной и гончарной части. Художественный стиль большинства украшений имеет придунайские истоки.
Таким образом, мы видим типичный «бург» - административно-ремесленный центр округи. Место пребывания «мирного» вождя окрестного племени, локализации племенной индустрии, проведения ежегодных торгов и племенных собраний. Примерно в таком же городке - хотя географически и в другой местности, - видно, и понуждали злостастного Лжехильбудия принять роль византийского генерала.
Впрочем, я чуть забежал вперёд – до поселений этой культуры на границах Империи мы ещё доберёмся. А пока отметим очень важное обстоятельство: на 16 местных полуземлянок в городище приходится 4 жилища, -

- определённо свидетельствующих об оседании тюркоязычных кочевников.

Это, конечно, может ничего не значить. Мало ли, приехали южные гастарбайтеры на заработки, да так и прижились. Но тогда времена были другие. И чужаков тогда не просто не жаловали – их боялись. И от страха этого избавлялись сразу крайне радикальным способом.
Так что, чтобы прижиться в укреплённом центре некоей племенной территории, надо было принадлежать к этому племени. Или быть его союзником.
Или –
- сюзереном.
Ну что же, а теперь кошка громким мявом требует назвать её кошкой. Культура эта называется пеньковской. И В.В.Седов считает её принадлежащей антам. С чем я лично склонен согласиться – как бы забавно ни звучала эта фраза в сравнении наших с ним учёных весов.
В самом деле. Явный венедский быт – и германское оружие. Типичные для киевцев жилища – и постоянное гуннское присутствие в административных центрах. Единый образ жизни – и остатки имперского черняховского биритуализма. Культура явно двусоставная – как имена её представителей.
Любопытно, что сам В.В.Седов, в целом аттрибутируя пеньковскую культуру как славянскую, отмечает, что –

- её создателями были потомки черняховского населения, сохранившегося в Подольско-Днепровском регионе после гуннского разорения севернопричерноморских земель.

Сохранившегося-то сохранившегося… Но только вот археология это население всё-таки делит на вельбаркское и киевское… - и некую общую область.
Биритуальную?
Хронологический разрыв между черняховцами и пеньковцами практически незаметен: Самые поздние черняховские памятники фиксируются в первой половине V века, а наиболее ранние пеньковские тогда же начинаются. Так что мы получаем ещё одно подтверждение версии, что пеньковцы – анты: Иордан не заметил перетекания подчинённых черняховцам и восставших венедов Божа в народ антов. Да и где там, если на Черняховские погосты пеньковцы действительно без вякого перерыва стали подкладывать уже своих покойничков…
Бедные готы! Вот, небось, то же думали о Винитарии, что немцы военного поколения о Гитлере: и чёрт его дёрнул будить лихо, напав на венетов…
Но что характерно: по словам В.В.Седова, киевского в пеньковской культуре меньше, чем всего иного. Точнее, меньше следов тех, кто переселился -

- из Верхнеднепровского региона.

То есть анты у нас – вовсе не прямые и полные наследники венедов. Это не те, кто отстоял родину в развалинах Сталинграда. Это как раз самый несчастный тип – жители порубежья, впитавшие в себя обе культуры. И становящиеся самыми несчастными жертвами их разрыва, буде такой случается. Как сегодня туркестанские или прибалтийские русские – застраяшвие меж двух реальностей, ни одна из которых своими до конца их не признаёт…
Правда, антам выпал в этих обстоятельствах удачный лотерейный билет. Одну реальность вырезали гунны. Не совсем, но так, чтобы обеспечить её анемию. Винитарий помог своим восстанием. Вторая реальность по привычке порскнула по лесам. И оказалась, как говорили в культовом фильме «Ликвидация» - «картина маслом». Степь, пространство и никого. Кроме гуннов, которые только что наказали твоего обидчика… -
- и родственника.
Растоптанного теперь до утери контакта с реальностью. Который, если подумать трезво, уже не родственник, а просто некто, занимающий пространство, где могло бы быть хорошо тебе.
Собственно, этим родственникам тоже станет лучше, если туда придём мы. Мы сильнее, и за нами гунны.
Хотя, конечно, никаким подобным образом тогдашние анты не разссуждали. Не были у тогдашнего человечества мозги в направлении справедливости повёрнуты. Просто кто-то, кого ныне принято называть национальной элитой, решил, что с гуннами можно заполучить новые пространства. А те, кто на них жил, по здравому размышлению предпочли сохранить свои маленькие пространства – своих жизней и своей собственности, - войдя в пространство новых победителей.
Кого не вырезали, конечно. При освоении новых пространств…
Такое объективно-трагическое наблюдение делает археология:

исчезает из обихода… гончарная черняховская посуда.

В общем, передовые достижения научно-технического прогресса новая культура впитывать была не расположена.
Справедливости ради надо отметить, что целая когорта подчас весьма авторитетных авторов относит пеньковскую, антскую культуру к результату

славяно-иранского симбиоза.

Базируются эти гипотезы на
а) антропологии – и связывается с тем, что значительная часть населения X-XII вв. Южной Руси характеризуется мезокранией при относительной узколицести
б) лингвистике – что базируется на убеждении в значительном воздействии скифо-сарматской фонетике и синтаксисе на славянский язык и доказывается через –

- изменение взрывного g, свойственного праславянскому языку, в задненебный фрикативный у(h), [которое] произошло в ряде славянских языков в условиях скифо-сарматского воздействия.

и
в) религиоведении – которое отмечает две группы среди славянских языческих богов раннего средневековья: одна, в которой Перун и Велее, была распространена во всём славянском мире, а вторая, где Хорс и Симаргл, известна лишь в восточноевропейском регионе, и боги её – иранские.
Трудно спорить с авторитетами, но придётся.
Во-первых, эти гипотезы строятся на априорном посыле, что анты – одни из предков нынешних славян, и их языковое и культурное наследие до славян дошло и ими впитано. Едва лишь мы эту априорику исключаем, то те же факты получают вполне удовлетворительное объяснение из комплекса сегодняшних знаний.
Во-вторых, история. Где, интересно, могли осуществляться симбиотические контакты славян и иранцев в условиях черняховской культуры? На роль предков славян здесь подходят немногие – киевцы и, может быть, зубрецкая группа. А сарматы и аланы жили гораздо южнее – по берегам Меотиды и Чёрного моря. Зато с киевцами граничили вельбаркцы. То есть готы. Как и с сарматами. Через готов, что ли, киевцы и сарматы сливались в культурном экстазе? Большая тайная любовь? Не проще ли иранизмы в славянском языке объяснить общим арийским происхождением обоих народов? Иначе остаётся только одно логически непротиворечивое объяснение: анты есть продукт гото-иранского симбиоза. На который уже затем пали сверху освобождённые гуннами киевцы и ославянили обоих симбиотов. В том числе и заменив иранские и германские гаплогруппы своею арийскою.
Что ж, вот это как раз и мыслимо. И возможно, как раз и осуществилось во время победоносного шествия киевцев на юг, когда черняховские памятники и стали замещаться пеньковскими. Но тут восстаёт генетика. Всё та же пресловутая балканская группа I1. Именно в южнорусских пространствах от Прута до Дона она больше всего и распространена. А значит, когда-то сюда пришли по крайней мере мужчины из Иллирии – и что там они принесли с собою в лингвистическом смысле – один лишь Б-г весть. Это вообще не индоевропейское население, и какое «г» оно произносило изначально, когда ещё волосатых носорогов гоняло, сказать невозможно. Во-всяком случае, это не иранцы и/или аланы, которые несут группу G3. Каковая и должна была бы быть представлена в Южной России, буде анты тут сохранились.
И в-третьих, религия. Насколько я владею источниками по древнерусским языческим богам – а их не так много, этих источников, - невозможно точно определить, когда эти Хорс и Симаргл появились в древнерусском пантеоне. То есть пределы гипотетирования здесь огромны – от унаследования неких божеств из общеарийского круга до включения их в круг избранных лично князем Владимиром. И что влияло на его выбор, сказать столь же трудно. Ибо крутенёк был князь Владимир Равноапостольный и амбициозен. Составить в качестве общегосударственного свой личный языческий пантеон, раз уж он взялся реформировать религию – это он как раз сделать мог легко. Коли уж всю Русь в жристианство обратил – а где не слушались, крестил огнём м мечом, – то уж реформировать языческий культ, сделав себя его главным жрецом по образцу римских императоров было ему как раз по характеру. Боги и их функции.
А вообщзе, раз уж зашёл о том разговор, давайте-ка пройдёмся по славянским богам, воспользовавшись для этого бессмертным «Язычеством древних славян» моего исторического «крёстного» Б.А.Рыбакова и прекрасным обзором М.Гимбутас в её «Славянах».
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments