Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Россия и Нагорный Карабах: игра на выбывание

Правительство Армении согласилось с проамериканской оппозицией по поводу признания Нагорного Карабаха

Правительство Армении согласилось признать Нагорный Карабах. На заседании в четверг 5 мая оно одобрило законодательную инициативу оппозиционных депутатов о признании этой непризнанной республики и направило ее на рассмотрение в парламент.
Это произошло впервые: до сих правительство всегда отклоняло подобные инициативы, ссылаясь на то, что такой шаг может помешать переговорному процессу по урегулированию карабахского конфликта. На сей раз представлявший в парламенте документ с содержащимся в нём положительным заключением замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян обосновал этот шаг "результатами обсуждений между Арменией и Нагорным Карабахом с учетом возможного развития" обстановки. "В том числе внешних факторов", - добавил он, оставив, однако, непонятным, о каких "внешних факторах" идёт речь. Известно, что великие державы, в первую очередь Россия, негативно относятся к перспективе признания Нагорного Карабаха Арменией, не без оснований полагая, что это будет подобно подталкиванию вниз камня с горы.
"Это обострит ситуацию дополнительно, - полагает один из видных российских политологов Семён Багдасаров. – Это перепутает все карты так называемых международных посредников".
Под международными посредниками в данном конфликте принято понимать действующую с 1992 года Минскую группу. Одним из её сопредседателей является Россия.
"Для России это сигнал о том, что в Армении начались процессы – как это ни кажется сейчас невероятным - отхода от Российской Федерации, - считает Багдасаров. - А это означает потерю Россией Южного Кавказа. Легко представить, что это означает, - с учётом того, что там находятся и наши пограничники, и 102-я база, и прочие интересы".

Праздник непослушания?

Российские интересы в Закавказье понятны вообще всем участникам процесса. Это, как постоянно подчёркивают эксперты, критически важный регион для России как самой крупной кавказской державы. Здесь она не гость, и всё здесь происходящее происходит на её прежней имперской территории. На которой, по большому счёту, нет "своих" и "чужих" – все, как говорится, наши люди, люди Большой, то есть Великой России. Потому и стратегия её на Кавказе, говоря словами заместителя директора Российского института стратегических исследований Тамары Гузенковой, - "создание условий для долгосрочного устойчивого поступательного развития, укрепление политической стабильности и устойчивости экономического развития в регионе".
Но как теперь этого добиться, если признание Нагорного Карабаха со стороны Армении окончательно обрушит и так крайне хилый мирный процесс? Азербайджан устами заведующего отделом внешних связей администрации президента Новруза Мамедова пока считает это "очередной провокацией руководства Армении", "продолжением провокации, предпринятой ими в начале апреля". Но он же вполне прозрачно намекает и на логично-негативные международные последствия этого шага: "Армянская сторона ещё раз доказывает, что для них международное право, резолюции Совета Безопасности ООН, а также переговорный процесс ничего не значат".
Между тем, итоги "четырёхдневной войны" между республиками в начале апреля далеко не таковы, чтобы Ереван мог позволить себе рисковать обструкцией со стороны мирового сообщества. Некоторые военные эксперты называют их даже "удручающими". Они показали техническое и технологическое превосходство азербайджанских ВС, что позволило им силами всего до двух батальонных тактических групп (БТГ) легко взломать оборону армян и закрепиться на нескольких господствующих высотах. Лишь довольно большими усилиями армянскому командованию удалось блокировать дальнейшее продвижение азербайджанцев и частично вернуть себе утраченные позиции. Как отмечают наблюдатели, "в самый ответственный момент в армянских боевых порядках не оказалось ни современных средств связи, ни ночных прицелов и приборов ночного видения. Разведка сработала также неудовлетворительно.
Понятно, что учесть эти уроки и модернизировать свою армию Нагорный Карабах может только через Армению, а та, в свою очередь, - только через Россию. И в этих условиях, как сравнил один из опрошенных +Царьградом+ экспертов, возможное признание Ереваном Нагорного Карабаха это не просто праздник непослушания, но ныряние с головой в омут, где много злых крокодилов с острыми зубами. И в случае чего вытаскивать её оттуда придётся России.

Россию вынуждают к уходу

"Очень многих, если не всех российских политиков и дипломатов такая армянская инициатива застала врасплох, - признаёт возглавляющая в РИСИ Центр исследований проблем стран ближнего зарубежья Тамара Гузенкова. – И это говорит о том, что сама по себе данная политическая сфера, где заложены такие острые проблемы, слабо контролируема, трудно предсказуема и в ней могут в любой момент возникнуть такие процессы, на которые никто не рассчитывал и никак не ожидал".
Судя по всему, рассуждает эксперт, дипломатическая Россия оказалась к этому демаршу не готова, потому что совсем недавно её министр иностранных дел Сергей Лавров озвучивал достаточно успокоительные заявления.
"Влияние Турции в Азербайджане на порядок больше, чем влияние России – надо отдавать себе в этом отчёт, - поясняет причину дипломатического, мягко говоря, "не всесилия" России Семён Багдасаров. - И в силовых структурах, и в Генштабе – везде турецкие инструктора, советники. И экономически они там преобладают. То есть Турция гораздо сильнее привязала к себе Азербайджан, чем это сделала Россия".
В Армении тоже не всё под контролем, уверен он: "Ведь на положение дел в стране тоже оказывает влияние американская армянская диаспора, французская и так далее, которые, кстати, дают достаточно приличные деньги. Там на самом деле процессы серьёзные. Американцы там очень активно работают. Одно из самых крупных их посольств – в Ереване. Потому что они знают: если Россия уйдёт из Армении – она уйдёт и с Южного Кавказа. Всё очень серьёзно, на самом деле".

Очень похоже на операцию спецслужб

Дополнительное измерение ситуации придёт тот факт, что принятый правительством проект документа предложили депутаты Заруи Постанджян и Грант Багратян. А это представители не просто оппозиции, а оппозиции проамериканской, образованной политиками, которые являются аналогами наших деятелей гайдаровско-чубайсовского разлива. Юрист Заруи Постанджян - депутат от партии "Наследие", основателем и лидером которой является Раффи Ованнисян, министр иностранных дел в 1991 – 1992 годах, который родился, учился, вырос в США, и по преданности этой стране являлся аналогом своего тогдашнего российского коллеги Андрея Козырева. Второй инициатор признания Нагорного Карабаха Грант Багратян представляет партию "Армянский национальный конгресс", которую основал и возглавляет первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Тоже сильно прозападный и, что любопытно, ушедший в 1998 году в отставку с поста президента из-за конфликта по поводу урегулирования в Нагорном Карабахе в частности с… нынешним президентом Армении Сержем Саргсяном. Причём Тер-Петросян предлагал возвращение Азербайджану ряда населенных пунктов, занятых в ходе боевых действий 1992—1994 годов. Сам Грант Багратян тоже человек, на Западе не безызвестный: в 1995 году был признан человеком года Американским институтом биографии, в 1998 году был признан человеком тысячелетия ООН и Кембриджским биографическим центром, И всё – за "лучшие на постсоветском пространстве" рыночные реформы.
"Словом, готовые агенты влияния, которые в целом провели нечто похожее на провокационную операцию спецслужб, нацеленную на втягивание России в ситуацию цугцванга", - как определил ситуацию тот пожелавший остаться анонимным эксперт из Армении, что ранее высказался о готовности Еревана нырнуть в омут с крокодилами.

Но не рано ли говорить о готовности?

Рано, считает Тамара Гузенкова. "Здесь ещё много будет политической игры, - убеждена она. – Выдвижение инициативы, её прохождение, её результат – тут всё достаточно неоднозначно. Такие инициативы армянская оппозиция выдвигала не раз и не два. Да, ранее их прохождение пресекалось на уровне правительства, а сегодня этого не случилось. Но и в парламенте путь этого документа может быть тернистым и непростым, здесь могут быть разные варианты. Документ может быть не проголосован, либо так изменён в процессе обсуждения и внесения поправок, что нынешняя прямолинейность формулировок сильно изменится, и всё превратится в некое предупреждение или условие со стороны армянских политиков".
Но в любом случае нынешнее событие – проявление необходимости того, что карабахскую проблему надо так или иначе решать, считает Гузенкова. Иначе неприятные сюрпризы будут происходить снова и снова.

http://tsargrad.tv/article/2016/05/05/kavkaz-zhdet-vojna
Tags: Гряды либерализма, Очерки текущей войны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments