Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 46

Лука-райковецкая культура

А на Руси, в лесостепной части правобережной Украины – всё в той же лесостепной! - пражско-корчакская культура к началу VIII века постепенно трансформировалась в лука-райковецкую.
Почему – не очень ясно. Я имею в виду – с точки зрения чисто археологической. На завоевания, ни смены этноса. Даже поселения VIII–IX веков по топографическим условиям не отличаются от прежних. Правда, число населённых пунктов растёт, растут их площади. Значит – увеличивается и население, значит – налицо и рост экономики.
Да, и землянки, наконец, начинают – правда, только начинают – уступать место срубным жилищам.
По керамике чёткой грани лука-райковецкой посудой и пражско-корчакской тоже не отмечается. Постепенное развитие к более профилированным сосудам. Появляются узоры и орнаменты. В IX веке появляется и посуда, изготовленная на гончарном круге.
По не очень понятным причинам в IX–X веках курганные погребения –

- полностью вытесняет захоронения в грунтовых могильниках.

Но тут тоже – никакой особенной смены ориентиров – курганная обрядность начиналась ещё у праго-корчакцев. По не очень понятным причинам. Сейчас эта обрядность победила. Возможно, местный языческий патриарх провёл церковную реформу.
В общем, всё спокойненько, всё пристойненько, исключительная благодать.
А может быть, в этом и дело? Я уже писал о том, что впервые за долгие века на эти лесостепные земли никто не вторгался ни с юга, ни с запада. Авары – не в счёт, с ними к VIII веку как-то сжились. Да и слабели они.
И народ просто зажил! И что характерно - лука-райковецкая культура получила распространение только в восточной части пражско-корчакского ареала! От верхнего течения Западного Буга до правобережья Киевского Поднепровья. Ещё бы! Там, на западе и юго-западе, бьются. Теряют и приобретают. Покоряют и покоряются. А здесь – живём, ребята! Кто же на ны? Когда иет тут никого, кроме ны…
А рост населения и экономики привёл к ещё одному закономерному явлению. Люди начали осваивать пространства, уже не слишком близко строя свои «соты» задружные. Расходятся по рекам, по поймам, расширяя свои пространства… и в то же время оставляя их между собой.
И вот мы сначала видим неравномерное распределение лука-райковецких памятников. Подметивший это В.В.Седов указывает в этой связи –

- четыре более или менее крупных региона концентрации памятников, отделенных друг от друга незаселенными лесными или болотистыми пространствами:
1) верховья рек Буга, Стыри и Горыни;
2) бассейны рек Тетерева и Ужа;
3) среднее течение Припяти (округа Турова);
4) киевское поречье Днепра с Ирпенью и устьем Десны.

И вот здесь мы уже стыкуемся с летописными нашими племенами:

Так, первый регион в общих чертах совпадает с областью волынян. Скопление памятников VIII–IX вв. в верховьях Ужа и Тетерева соответствует коренной территории древлян. Группа памятников VI–IX вв., сосредоточенная в той части Припятско-го Полесья, где позднее был основан племенной центр дреговичей – Туров, надежно связывается с ранними дреговичами. К полянам должен быть отнесен регион правобережной Киевщины.

Почему обособились? А потому, что между реками водоразделы, лесами густыми укрытые. Порядочному человеку там и делать нечего: пахать неудобно, воды из ручьёв не наносишься, а на каботажной лодке-однодеревке полноценный речной транспорт не разовьёшь. Да и не нужен он особо – что там продавать-то друг другу? Хлеба лишнего не бывает, мёд каждый сам добывает, серп на месте скуют. Разве что височные кольца для девок? О! Кстати, височные кольца.
Только ими тоже нет смысла торговать. У этих племён, прямых и непосредственных наследников славян, эти кольца практически одинаковые:

В курганах волынян, древлян, полян и дреговичей нередко встречаются эсоконечные кольца, которые… были характерны для славян раннесредневекового образования, вышедшего из пражско-корчакского культурного круга. В тех же курганах обычны и полутораоборотные височные кольца (сравнительно небольшие проволочные кольца, концы которых на пол-оборота, иногда несколько больше, заходят на кольцо так, что получается полутораоборотная спираль), которые следует рассматривать как этнографический маркер юго-западной группы восточных славян.

Второй тип колец ещё называют бениях волынян являются небольшие перстнеобразными с заходящими концами).
Впрочем, едины не только кольца:

Еще А. А. Спицын в работе, положившей начало археологии восточнославянских племен, писал о полном единстве элементов обрядности и вещевых инвентарей курганов IX–XII вв. этой группы племен. Действительно, этнографические черты женского убранства волынян, древлян, полян и дреговичей бесспорно общие. Для всех этих племен свойственны простота и скромность украшений, отсутствие шейных гривн, нагрудных привесок, малочисленность браслетов и перстней и малочисленность перстнеобразных височных колец общеславянского облика. Только крупнозерненые металлические бусы в составе шейных ожерелий выделяют дреговичей среди иных племен юго-западной группы.

Итак, вот мы и вышли на «подлинных» славян из списка «Повести временных лет». Чуть поподробнее об особенностях тех, кто в нём, поговорим в следующем обзоре.

«Истинные» славяне

Начнём с «банды четырёх», о ком речь шла только что.

Дреговичи
Название произошло от древнего слова «дрягва», «дрега» - болото. Племя обитало по реке Припять и севернее по днепровскому Правобережью до Западной Двины. Этноним, как считается, возник из «дрегва»(белорусск.- трясина в болоте; смоленское диалектное - болото, зыбун, трясина; украинск.-"дряговина"- болото; литовское - "dregnas"- сырой, влажный). Ну, это понятно: Полесье – земля болотистая. Племенным центром был позднее Туров.
Археология – практически та же , что у древлян, полян и волынян. Разве что в курганы часто клали крупные зернёные бусы.

Древляне
Их пространство - территория Полесья, бассейны рек Тетерев, Уж, Уборть и Ствига. Западная «граница» - по реке Случь, где начиналась земля волынян. Древляне былм восточными соседями волынян и западными – полян (если последние существовали).
Археологически – при всёй одинаковости лука-райковецких культур в целом – древляне отличаются тем, что на их курганах оставался тонкий слой пепла и угольков выше погребения. Есть часть погребений в бескурганных могильниках. В Х веке обряд сожжения сменился обрядом трупоположения – головой на запад. Это важно отметить, потому что чутьпозднее мы увидим тот же обряд у культуры, которая нынешними археологией не признаётся вышедшей из праго-корчакского «гнезда». Хотя летописец записывает её в славянские вместе с теми, кто из этого гнезда вышел.
Височные кольца - перстнеобразные височные кольца со сходящимися концами. Остальной инвентарь тоже подобен волынскому.

Волыняне
Жили на территории Волыни по обеим берегам Западного Буга и в истоках Припяти.
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments