Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 46

Лука-райковецкая культура

А на Руси, в лесостепной части правобережной Украины – всё в той же лесостепной! - пражско-корчакская культура к началу VIII века постепенно трансформировалась в лука-райковецкую.
Почему – не очень ясно. Я имею в виду – с точки зрения чисто археологической. На завоевания, ни смены этноса. Даже поселения VIII–IX веков по топографическим условиям не отличаются от прежних. Правда, число населённых пунктов растёт, растут их площади. Значит – увеличивается и население, значит – налицо и рост экономики.
Да, и землянки, наконец, начинают – правда, только начинают – уступать место срубным жилищам.
По керамике чёткой грани лука-райковецкой посудой и пражско-корчакской тоже не отмечается. Постепенное развитие к более профилированным сосудам. Появляются узоры и орнаменты. В IX веке появляется и посуда, изготовленная на гончарном круге.
По не очень понятным причинам в IX–X веках курганные погребения –

- полностью вытесняет захоронения в грунтовых могильниках.

Но тут тоже – никакой особенной смены ориентиров – курганная обрядность начиналась ещё у праго-корчакцев. По не очень понятным причинам. Сейчас эта обрядность победила. Возможно, местный языческий патриарх провёл церковную реформу.
В общем, всё спокойненько, всё пристойненько, исключительная благодать.
А может быть, в этом и дело? Я уже писал о том, что впервые за долгие века на эти лесостепные земли никто не вторгался ни с юга, ни с запада. Авары – не в счёт, с ними к VIII веку как-то сжились. Да и слабели они.
И народ просто зажил! И что характерно - лука-райковецкая культура получила распространение только в восточной части пражско-корчакского ареала! От верхнего течения Западного Буга до правобережья Киевского Поднепровья. Ещё бы! Там, на западе и юго-западе, бьются. Теряют и приобретают. Покоряют и покоряются. А здесь – живём, ребята! Кто же на ны? Когда иет тут никого, кроме ны…
А рост населения и экономики привёл к ещё одному закономерному явлению. Люди начали осваивать пространства, уже не слишком близко строя свои «соты» задружные. Расходятся по рекам, по поймам, расширяя свои пространства… и в то же время оставляя их между собой.
И вот мы сначала видим неравномерное распределение лука-райковецких памятников. Подметивший это В.В.Седов указывает в этой связи –

- четыре более или менее крупных региона концентрации памятников, отделенных друг от друга незаселенными лесными или болотистыми пространствами:
1) верховья рек Буга, Стыри и Горыни;
2) бассейны рек Тетерева и Ужа;
3) среднее течение Припяти (округа Турова);
4) киевское поречье Днепра с Ирпенью и устьем Десны.

И вот здесь мы уже стыкуемся с летописными нашими племенами:

Так, первый регион в общих чертах совпадает с областью волынян. Скопление памятников VIII–IX вв. в верховьях Ужа и Тетерева соответствует коренной территории древлян. Группа памятников VI–IX вв., сосредоточенная в той части Припятско-го Полесья, где позднее был основан племенной центр дреговичей – Туров, надежно связывается с ранними дреговичами. К полянам должен быть отнесен регион правобережной Киевщины.

Почему обособились? А потому, что между реками водоразделы, лесами густыми укрытые. Порядочному человеку там и делать нечего: пахать неудобно, воды из ручьёв не наносишься, а на каботажной лодке-однодеревке полноценный речной транспорт не разовьёшь. Да и не нужен он особо – что там продавать-то друг другу? Хлеба лишнего не бывает, мёд каждый сам добывает, серп на месте скуют. Разве что височные кольца для девок? О! Кстати, височные кольца.
Только ими тоже нет смысла торговать. У этих племён, прямых и непосредственных наследников славян, эти кольца практически одинаковые:

В курганах волынян, древлян, полян и дреговичей нередко встречаются эсоконечные кольца, которые… были характерны для славян раннесредневекового образования, вышедшего из пражско-корчакского культурного круга. В тех же курганах обычны и полутораоборотные височные кольца (сравнительно небольшие проволочные кольца, концы которых на пол-оборота, иногда несколько больше, заходят на кольцо так, что получается полутораоборотная спираль), которые следует рассматривать как этнографический маркер юго-западной группы восточных славян.

Второй тип колец ещё называют бениях волынян являются небольшие перстнеобразными с заходящими концами).
Впрочем, едины не только кольца:

Еще А. А. Спицын в работе, положившей начало археологии восточнославянских племен, писал о полном единстве элементов обрядности и вещевых инвентарей курганов IX–XII вв. этой группы племен. Действительно, этнографические черты женского убранства волынян, древлян, полян и дреговичей бесспорно общие. Для всех этих племен свойственны простота и скромность украшений, отсутствие шейных гривн, нагрудных привесок, малочисленность браслетов и перстней и малочисленность перстнеобразных височных колец общеславянского облика. Только крупнозерненые металлические бусы в составе шейных ожерелий выделяют дреговичей среди иных племен юго-западной группы.

Итак, вот мы и вышли на «подлинных» славян из списка «Повести временных лет». Чуть поподробнее об особенностях тех, кто в нём, поговорим в следующем обзоре.

«Истинные» славяне

Начнём с «банды четырёх», о ком речь шла только что.

Дреговичи
Название произошло от древнего слова «дрягва», «дрега» - болото. Племя обитало по реке Припять и севернее по днепровскому Правобережью до Западной Двины. Этноним, как считается, возник из «дрегва»(белорусск.- трясина в болоте; смоленское диалектное - болото, зыбун, трясина; украинск.-"дряговина"- болото; литовское - "dregnas"- сырой, влажный). Ну, это понятно: Полесье – земля болотистая. Племенным центром был позднее Туров.
Археология – практически та же , что у древлян, полян и волынян. Разве что в курганы часто клали крупные зернёные бусы.

Древляне
Их пространство - территория Полесья, бассейны рек Тетерев, Уж, Уборть и Ствига. Западная «граница» - по реке Случь, где начиналась земля волынян. Древляне былм восточными соседями волынян и западными – полян (если последние существовали).
Археологически – при всёй одинаковости лука-райковецких культур в целом – древляне отличаются тем, что на их курганах оставался тонкий слой пепла и угольков выше погребения. Есть часть погребений в бескурганных могильниках. В Х веке обряд сожжения сменился обрядом трупоположения – головой на запад. Это важно отметить, потому что чутьпозднее мы увидим тот же обряд у культуры, которая нынешними археологией не признаётся вышедшей из праго-корчакского «гнезда». Хотя летописец записывает её в славянские вместе с теми, кто из этого гнезда вышел.
Височные кольца - перстнеобразные височные кольца со сходящимися концами. Остальной инвентарь тоже подобен волынскому.

Волыняне
Жили на территории Волыни по обеим берегам Западного Буга и в истоках Припяти.
Tags: Откуда взялись русские
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments