Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские среди славян

Итак, мог бы я принадлежать к гаплогруппе N1c. Но… оказалось, что и в этом случае прогноз мой был неверный.
Кого ещё можно было бы ожидать? Тюрка? Всё же и монгольские набеги Рязанщина пережила, и до того сюда постоянно кто-то наведывался – то гунны, то хазары, то ещё какие-то отряды разнообразных каганатов, отлепившихся от степного "конвейера номадов", проходившего от Байкала до Балатона…
Нет, тюркских следов также нет. Хотя где-то в гаплотипе есть следы каких-то азиатов – 3,7%. Впрочем, даже от обитателей Океании и от американских индейцев есть 0,05% - это, похоже, остатки от тех предков, когда мы ещё все вместе выходили из Африки. Это я к тому, насколько высокая точность исследования была.
Хотя на тюрка я и внешне не похож. Может быть, еврейские корни. Я небольшой спец в еврейской антропологии, но вот на тот тип этого народа, где больше губастенькие и курчавенькие, - нет, не похож. Зато на другую группу, более европейской внешности, с остреньким носом и удлинённым лицом, - есть сходство, надо признать. Хотя тяжело представить, какой еврей полезет в глубину мордовских лесов – или в шахтёрский посёлок посреди Подмосковного буроугольного бассейна, - чтобы там размножиться. Да настолько бурно, чтобы походил я одновременно и на мордвина, и на… немца. А было дело: когда учился я в Лейпцигском университете, на потоке было как минимум двое немцев с абсолютно моей внешностью! Настолько, что на путали окружающие студенты же!
Как бы то ни было, ни одной из примерно равных по процентному составу гаплогрупп у евреев - J1c3d, E1b1b1, J2a4, R1b - в моём генокоде не обнаружено. А ведь даже неандертальца нашли – 2,8%...
Так кто же я по наиболее близкому к нашим временам генетическому предку?
Результат исследования поверг в шок: отцовская линия - I1a1b3, материнская линия - V19.
Ну, материнская пока не очень интересует – всё-таки женщины на протяжении почти всей известной истории самостоятельного значения в смысле передачи генного материала не имели. И гаплогруппа по материнской линии интересна только с точки зрения того, откуда предки-мужчины брали или захватывали себе жён. А вот массовые миграции, археологические культуры, народы и империи устраивали мужчины. И в этом смысле очень интересный предок мне попался…

Глава 1
Интересный предок

Итак, что есть такое – гаплогруппа I1a1b3?
Зайдём с конца. Эта группа – скандинавская! Два основных ядра локализации. Немцы в своей датабазе гаплогрупп указывают на шведское побережье Финского залива. Ближе к границе между Швецией и Финляндией. Шведы в своей базе данных гаплогрупп (http://dna.scangen.se/index.php?show=stats&stat=haplomap&lang=en&typ_sel=Y&haplo_sel=I1a1b3&haplo_level=99&region_sel=lan&database=shd&map_region=0) – области Йончёпинг, Эребру, Западный Готаланд и Сконе. В меньшей концентрации – вообще весь юг Швеции.
Итак, швед в рязанско-мордовских лесах? Каким таким ветром его занесло в деревеньку Колетино? Или пусть в любую другую – но такую, где он смог размножиться в количествах, ныне составляющих десятую часть местного населения?
Пометим себе этот вопрос, поместим пока шведа на полочку, куда мы ещё за ним вернёмся. Потому как знающие люди сразу возразят: а с чего это, собственно, швед? Гаплогруппа I1 представлена достаточно массово среди многих уральских народов. Например, среди башкир.
Как указывает Б.А.Муратов на ресурс БЭИП «Суюн», "в настоящее время среди имеющихся открытых данных в базах National Geographic, ИБГ УНЦ РАН и FTDNA по башкирским тестам — 57 из них приходится на представителей гаплогруппы I1". Однако, указывает здесь же исследователь, "башкирские I1 характеризуются четырьмя линиями Z140, A196, M227 и L22".
Z140, рассказывает он дальше, типична для башкирских мурзалар  (улаште)  и тырнаклинцев, для части кудейцев; L22 — типична  для  башкирских  гэрэ,  характерна  для части сары-мингов и юрматов; M227 — характерна башкирским кыргызам и так далее.
Так вот – мой личный предок отмечается по линии Z74. По представителям эрзя и мокши у меня данных нет, я их не нашёл, но скорее всего, они ближе к этому варианту, нежели к башкирским. Ибо дело тут явно в разном происхождении носителей этих линий.
Вот, например, что рассказывает известный исследователь Анатолий Клёсов, про которого говорят всякое, но в профессионализме которому не откажешь, хоть он лично про мои изыскания откликается довольно злобно, несмотря на то, что я всего лишь повторял его же доводы:

"Эти башкирские субклады очень молодые, всего по несколько сотен лет каждый.
Все I1 гаплотипы имеют общего предка, который жил примерно 3600  лет  назад,  и  потомки  которого  сейчас  заселяют  Европу. Глубже 3600 лет ДНК-генеалогия их не просматривается, если исходить  из  современных  носителей I1,  эта  линия  прошла бутылочное  горлышко  популяции,  видимо,  примерно 4500 – 4000 лет   назад,   когда   эрбины   заселяли   Европу.  Тогда практически все гаплогруппы из Европы исчезли, включая I1.
Так  вот,  после  прохождения  этого  бутылочного  горлышка две ветви  гаплогруппы, M227  и Z140,  ушли  на  восток,  там  опять висели  на  волоске,  и  вместо  3600  лет  назад,  общие  предки нынешних башкирских I1 прошли бутылочное горлышко и жили всего несколько веков назад.
Базовый    гаплотип башкирских Z140 отличается    от общеевропейского I1 на 14 мутаций (в 67-маркерном формате), что и помещает их общего предка с европейскими I1 на те же 3600 лет, то есть к самим европейским выжившим I1. Базовый  гаплотип  М227  определить  трудно,  данных  в  таблице по протяженным гаплотипам нет, но на первых 12 маркерах они почти  идентичны  с  европейскими,  разница  всего  в  одну мутацию".

Наконец, Анатолий Клёсов даёт общую картину происхождения гаплогруппы:

"Гаплогруппа I образовалась  около  43  тысяч  лет  назад  (из  сводной  гаплогруппы  IJ),  около  28  тысяч  лет она  разошлась  на  гаплогруппы  I1  и  I2,  из  первой  (как  и  из  второй)  образовалось множество  субкладов.  Гаплогруппа  I  была  найдена  в  ископаемых  костных  останках  с датировкой  7  тысяч  лет  в  Швеции  и  Центральной  Европе.  В  интервале  4600 - 4000  лет назад, в ходе заселения Европы эрбинами,  носителями  гаплогруппы  R1b, гаплогруппа  I1 из  Центральной  Европы  практически  полностью  исчезла,  но  кто-то  выжил,  и  как результат  этого  современные  носители  гаплогруппы  I1  имеют  относительно  недавнего общего  предка,  который  дал  выживших  потомков  примерно  3700  лет  назад,  то  есть  в первой  половине  II  тыс.  до  н.э.".
(http://dna-academy.ru/wp-content/uploads/ID00020-result.pdf)
И, наконец, исследователь делает вывод:

"По-видимому,  представители  гаплогруппы  I1 попали  в Поволжье и на Урал с той же волной миграций эпохи ранней бронзы, что привела туда некоторые ветви субклада R1a (Z280). И  те,  и  другие  в  начале  своего  численного  роста  жили  по соседству  где-то  в  Центральной  или  Восточной  Европе,  а потому вполне могли входить в состав одних и тех же народов. О  том,  что  I1  (Z140)  обосновались  на  Урале  давно,  косвенно говорит  и  солидная  мутационная  дистанция  двух  башкирских участников  проекта  с  европейскими I1-Z140 — 13  шагов  на  67 маркерах".
(http://suyun.info/userfiles/bulletin/2015-6/Bashkirian_I1_2_14062015_6.pdf)

Это представление о "бутылочном горлышке" можно смело отнести к классическим =- вернее, к мгновенно такими ставшим. О том говорят многочисленные ссылки на кусочек из википедии, который кочует по интернету:

"Ветвь I1 (основные мутации M253, M307, P30 и P40) отделена от других пятнадцатью уникальными маркерами, что указывает на её обособление уже 20—15 тыс. лет назад, однако либо она до момента около 5 тыс. лет назад была распространена в совершенно изолированной небольшой популяции (что маловероятно), либо примерно в то же время эта группа пережила серьёзную «горловину», скорее всего, приведшую к исчезновению всех её подветвей, кроме одной, локализованной в северной Европе. Последний общий предок всех зафиксированных на настоящий момент носителей I1 жил 10—7 тыс. лет назад, вероятно, на юго-западном побережье Анцилового озера или на Доггерланде.
В эпоху Великого переселения народов и Средневековья I1 разнесена по всей Европе до Испании, Сицилии, Балкан, Турции, России, Украины. Является одной из меток, характеризующей потомков викингов".

Итак, ещё раз: моя группа оказалась - I1a1b3!!!
Скандинавская!
Начальные предки мои, оказывается, принадлежали к граветтской археологической культуре.
А ещё вот что:

Также считается, что эту гаплогруппу несли создатели древних европейских мегалитов (5000 — 1200 гг. до н. э.).

Это тоже википедия. Но поскольку этот источник не принято относить к совсем надёжным, то есть смысл попробовать пройтись по следам предка самому.
Поскольку он у нас оказывается скандинавом, да явно не современным, то имя ему подберём из древнесеверного ономастикона.
Александр – это в переводе с древнегреческого будет означать "защитник-мужчина" (хоть и принято переводить как "защитник мужчин", но это, признаем, глупость – какой мужчине ещё нужен защитник?). У древних скандинавов такого аналога, собственно, и нет. Можно было бы образовать что-то вроде Högni + veri, но мы этим заниматься не будем. Пусть так и остаётся – Хёгни. Тем более что такое имя было.
Итак, Хёгни отправляется в путь по истории – ко мне, своему потомку.
Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments