Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские среди славян

Но вернёмся к неандертальцам.
 С ходом времени они адаптировались к суровым климатическим условиям северных широт. Это были коренастые ребята, обладавшие большой физической силой. Объём их головного мозга составлял 1400 кубических сантиметров и не уступал среднему объёму мозга современных людей, а вернее – даже превосходил его, достигая 1740 см³. Внешность их нас не очень интересует в данной работе, но отметим, что один из депутатов нашей Государственной Думы, будучи, несомненно, кроманьонцем, визуально может дать примерное представление об облике неандертальца. Именно визуально, потому что просить его дать физическое представление я бы лично не решился…
Что у них общего с нами, у неандертальцев? С нами первобытными, имеется в виду? Да всё практически!
Во-первых, речь:

Идентичность гена FOXP2 (связанного с речью) у современного человека и неандертальца,[9] а также строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли обладать речью.

Во-вторых, быт. Особенно ярко выражающийся в разделении жилищ на функциональные зоны:

В первой из них, в верхней части жилища, располагалась "кухня", о чём свидетельствуют найденные в этой зоне останки животных и следы охры, которая применялась для выделки шкур, в качестве клея и как антисептическое средство. Во второй зоне, которая была самой просторной, размещался очаг, и здесь было спальное место. В третьей зоне была "мастерская", где изготавливались каменные инструменты, так как здесь было больше всего солнечного света и минимальный риск, что кто-то помешает работе[53].

Это говорит о том, что у неандертальцев, выражаясь современным языком, была некая профессиональная специализация, была обрабатывающая промышленность, существовал определённый социум с необходимым общением в том числе и на абстрактные темы, мышлению был присущ элемент планирования. Мы можем заключить также, что социальное устройство опять-таки не усложнилось до уровня семейного, а оставалось родовым. Лишь крайне лёгкого подтягивания понятий достаточно, чтобы сравнить это с "длинным домом" скандинавской "большой семьи", хотя, конечно, ничего общего тут нет. Кроме, разве что, природных условий присеверного климата.
В-третьих, относительно высокая степень социальности. Ряд находок свидетельствует о вполне человеческой системе заботы о раненых и больных, о некоем институте социальных гарантий для стариков, о наличии начатков медицинской помощи. Так, в пещере Шанидар (Ирак) обнаружены останки двух инвалидов, которые погибли, скорее всего, при обвале в гроте. История случилась 50 тысяч лет назад, то есть ещё до начала плотных контактов между неандертальцами и кроманьонцами. То есть это собственной культуре неандертальцев уже было свойственно заботить о больных и раненых, так как в пещере, словно в лазарете лежали один человек со свежими ранами на рёбрах и второй с заживающим переломом черепа.
О том, что это не изолированное явление, свидетельствует также факт, что по меньшей мере 36 скелетов неандертальцев носят следы залеченных переломов. Правда, в 11 случаях результаты лечения были неудачными, но главное – что лечение было!
Известна также находка останков уже явно не способного к активной деятельности старика. Значит, он находился на чём-то вроде пансионата от своего рода – получал пищу, можно сказать, за прежние заслуги. Или же за свои, так сказать, интеллектуальные услуги – если служил кем-то вроде опытного советника в делах. Но это, в свою, очередь, опять-таки означает, что было что советовать, кроме как с какого бока тыкнуть копьём какую-нибудь козу – это охотники и без него знали. А значит, в неандертальском обществе существовали абстрактные ценности, суждение о которых стоило того, чтобы кормить и поить своих стариков.
Об абстрактных ценностях говорят и несомненные следы наличия культуры и искусства, а также заботы о мёртвых – то есть, соответственно, веры в посмертие и, следовательно, религиозного культа.
Так, в конце 1990-х была найдена дудочка – костяная "флейта" с четырьмя отверстиями. Правда, учёные оговариваются, что это могут быть следы гиены, но это из серии нелепых кабинетных предположений, сделанных только для того, чтобы выделить себя в качестве особого, выделяющимся среди коллег критическим мышлением исследователя. С трудом модно себе представить, как и ради чего гиена будет аккуратно прокусывать пустотелую кость, да ещё так аккуратно, чтобы оставить лишь дырки от клыков – к тому же, вероятно, вращающихся, ибо как ещё появились отверстия в кости, а не проломы?
В любом случае, известны ещё находки из области искусства:

Образцами настоящих рисунков являются изображение леопарда, процарапанное на кости зубра со стоянки Пронятин (Подолье, Украина) с датировкой около 30—40 тыс. лет назад, и не очень чёткая фигура оленя или лося на лопатке мамонта со стоянки Молодова I (Буковина, Украина)[60].

Известны и элементы личных украшений – просверленные зубы животных, продырявленные и раскрашенные ракушки. Кроме того, -

- В ходе раскопок стоянки неандертальцев возле Вероны учёные из университета Феррары обнаружили останки 22 видов птиц, у которых были срезаны перья. Окрас этих птиц варьируется от чёрного и серого до голубого и оранжевого, а перья достаточно длинные. Предполагается, что неандертальцы украшали себя перьями, варьируя цветовой орнамент[58][61].

А это уже – свидетельства общественной стратиграфии. То есть звериные клыки на шее могут свидетельствовать об охотничьих заслугах. Которые, конечно, в тогдашнем обществе должны были приводить к некоему авторитету и в обществе, в том числе выражавшемуся в повышенных общественных полномочиях, в том числе и власти. Но украшение себя абстрактными знаками статуса – а только этим могло быть украшение разноцветными перьями птиц – означало также и наличие самого по себе абстрактного социального ранга. То есть зависящего не от непосредственного убийства волосатого носорога, а от комплекса личных заслуг и качеств, каковые в человеческом обществе и результируются в признанном общественном статусе. Каковой и показывают соответствующие обозначения статуса.
Образно говоря, зубы на шнурке – это ордена и медали за конкретные деяния. Тот или иной набор перьев в волосах – звёздочки на погонах.
Наконец, твёрдо установлено наличие у неандертальцев культа посмертия:

Известно более 20 случаев захоронения тел неандертальцев: в пещере Спи (Бельгия), в Ла-Ферраси (Франция), на горе Кармель в пещерах Табун и Схул (Израиль), в Крыму в пещере Киик-Коба, в гроте Тешик-Таш (Узбекистан), в пещере Шанидар (Ирак). В гроте Ла-Шапель-о-Сен во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в позе эмбриона. Рядом с телом были оставлены цветы, яйца и мясо, что может свидетельствовать о вере в загробную жизнь и наличии религиозно-магической практики. В захоронениях найдены тела взрослых и детей. В пещера Киик-Коба (Крым) обнаружена могила с останками женщины и ребёнка. ...
Широко известна находка останков 40-летнего неандертальского мужчины в Ираке (пещера Шанидар). Обнаружение большого количества цветочной пыльцы в останках интерпретировалось как результат преднамеренного захоронения тела с цветами.

Интересно, что многие погребения расположены в культурном слое стоянок. Это может говорить о том, что умерших пытались оставить как рядом с собою, так и на том месте, где они отошли в мир иной.
Толкование этих фактов однозначно: у неандертальцев присутствовал не только инстинктивный, как у всего живого, но и, так сказать, социально-чувственный страх перед смертью как перед уходом из этого мира в мир иной. На личностном уровне этот страх неизбежно конвертировался в веру в жизнь после смерти, а на общественном – нежелание отпускать близкого человека навсегда в неизвестное. Но раз уж смерть неоспорима, то необходимо возникает культ – как инструмент управления последствиями смерти.
А где культ – там и служители культа. Следовательно, у неандертальцев должно было возникнуть некое подобие института шаманства как предтечи церкви. А значит, религиозное учение. А значит, учение о морали, потому как мораль, конечно, возникает из негласного оформления по правилам общественных взаимоотношений между особями, но формализуется и оформляется гласно она именно через религиозные учения.
Таким образом, мы видим у неандертальцев:
- общество с известной социализированностью;
- промышленность и общественное разделение труда;
- мораль, веру и религию;
- культуру и искусство.
Что ещё нужно, чтобы признать их таким же человечеством, как и наше?
Которому просто не повезло.
Возможно, из-за того, что наше человечество с ним и столкнулось…
Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment