Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские среди славян

И как же жили наши прадедушки времён ориньяка-граветта и охоты на, в общем-то добрых и честных "беовульфов"? Это мы можем твёрдо установить по быту и культуре очень интересных поселенцев в местечке Костёнки подле Воронежа, о чём мы уже упоминали.
Нам этот памятник интересен тем, что он очень иллюстративен – много находок и разных, он очень объёмен - 26 стоянок разного времени, принадлежащих к ориньякской культуре, он комплексен – можно увидеть практически всё, чем и как жили тогда люди, от их жилищ до женских мод.
Вот, скажем, жилище. Это здоровенный барак из костей мамонта размером 36 x 15 метров, возраст около 20 тыс. лет). Может быть, это было даже не жилище, а склад-мастерская: на его территории обнаружено 12 ям, которые использовались как костехранилища. Но жилые помещения тоже были вытянуты в длину; по продольной оси расположен ряд очагов. Любопытно, что позднее очень похожи будут "длинные дома" скандинавских северян, в том числе и тех, которые на нашей почве выделились в русов.
Обратим внимание: Костёнки-1 имеют много общего с верхним слоем Авдеевской стоянки в Курской области.

Костёнки 1/1, Костёнки 4/II (Александровская стоянка), Костёнки 8/2, Костёнки 21/3 относят вместе со стоянками Пушкари 1, Борщёво 1, Буран-Кая, Хотылёво 2, Гагарино, Зарайск, Виллендорф, Дольни-Вестонице, Пршедмости, Павлов, Авдеево, Петржковице и Бердыж к восточной граветтской культуре.

Чем занимались эти люди? Ну, в частности, очень много внимания уделяли одежде, её изготовлению, качеству и форме. То есть понятие "мода" было нашим предкам отнюдь не чуждо, особенно представительницам женского пола. И что примечательно: точно так же, как и сегодня, мода далеко не равнозначная функциональности и пользе одежды. Вот, например, что показывают реставрации древней одежды и причёсок, сделанные по материалам раскопок людей рассматриваемого нами времени и культур.

Чешский художник-археолог Libor Balák, автор картинок, попытался посмотреть на эти скульптуры глазами кроманьонцев, как они сами видели своих женщин. Может кое-где его понесла фантазия – но не будем слишком строго судить его за это. По сути он прав. (http://2009-da.livejournal.com/139574.html, Источник иллюстраций - http://www.anthropark.wz.cz/venus.htm)

1. "Танцовщица Фанни", Fanny vom Galgenberg, Австрия - фигурка размером 7.2 см, 30 000 лет до н.э., одна из самых древних находок палеолитических Венер

Tanečnice Fanny – Rakousko

Интересно, что на стенах пещер кроманьонцы рисовали, чертили зверей – мамонтов, быков, оленей, пещерных медведей и т.д. И никогда - людей. А вот скульптура, маленькие фигурки из камня, кости или бивня мамонта – это наоборот почти исключительно человеческие фигурки, а именно - женские фигурки так называемых Венер, палеолитических богинь любви и женской красоты. Почему так? Предметом изображения, древнего искусства было самое главное в жизни, то что цепляет за нутро, определяет жизнь. Звери на стенах священных пещер – это было магическое хранилище душ зверей - вожделенная добыча. А фигурки Венер? Они изображали дам сердца, тех, для кого и предназначалась эта добыча.
Надо сказать, что женщины каменного века, очаровательные кроманьонки – прекрасно осознавали свою красоту и привлекательность. Причёски, уборы, и, это не шутка – моды каменного века – все это было. Конечно одежды на кроманьонских девушках было мало, она не столько прикрывала девичьи прелести, сколько подчёркивала их. Но я думаю, мужчинам-кроманьонцы как раз это и нравилось. Да ведь и сейчас встретившись на улице с вот такой кроманьонкой – наверно и современные парень, каждый мужчина – засмотрелся бы, остановился и долго смотрел вслед. (http://2009-da.livejournal.com/139574.html)
Кроманьонка с палеолитической стоянки Костёнки, 20 тысяч лет назад:



Кроманьонка в меховой шапочке (стоянка Павлов в Чехии), 25 000 лет назад:


Палеолитическая причёска (Мальта-Буреть, 20 000 лет до н.э.):

Кроманьонка-хохотушка (палеолитическая стоянка Костёнки Воронежской области):

Кроманьонки за домашней работой (реставрация по стоянке Костёнки):


Палеолитическая Венера (стоянка Авдеево Курской области):

Причёска кроманьонки из Brasempoy:

Другой вариант восстановления образа дамы из Brasempoy, Франция:

Девушка в модной шляпке (стоянка Павлов,Чехия):

16. Наверно, без парикмахера ей было трудно сделать такую причёску (Мальта-Буреть,25 000 лет до н.э.):

Снова девушка из Костёнок:


Причёска девушки со стоянки Dolní Věstonice,Чехия:

Реконструкция палеолитических бюстгальтеров из кожи мамонта (стоянка Авдеево)


Женственность Венеры (Мадленская палеолитическа культура, Франция)

Как видно из этих реконструкций, у кроманьонского нашего предка вполне себе хватало времени и сил заниматься не только непосредственным жизнеобеспечением – охотой, разделкой мяса, приготовлением пищи, - но и посвящать себя фантазиям, особенно эротического свойства. В конце концов, скульптурки, о которых идёт речь, - именно искусство, то есть занятие отвлечённое и непосредственных жизненных потребностей не покрывающее. Но зато, как и всякое искусство, это занятие базируется на одном из "Трёх Великих", о которых шла речь ранее, - на инстинкте размножения. И само наличие этих фигурок – а также моды, отображённой на них, - говорит о том, что уже ко времени ориньяка – 35 – 30 тысяч лет назад в человеческом обществе царили точно не инстинкты, в вполне современные человеческие эмоции и потребности. В частности, любовь. Со всеми прилегающими обстоятельствами – определёнными правилами сексуального поведения, женским кокетством, самоукрашательством. Семьёю – раз уже есть любовь. Верностью и неверностью, страстями и наверняка выяснениями отношений вплоть до дуэлей между мужчинами. Ибо женственность от этих "Венер" исходит явственная, а женское не может существовать без мужского.
Для производства одежды обрабатывали шкуры и меха животных. Применяли для этого массу инструментов: лощила, струги, шилья и разного рода острия, предметы для разглаживания швов одежды. В качестве ниток использовались сухожилия животных.
А вот что интересно: всё в той же Денисовской пещере исследователи из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН недавно обнаружили иглу возрастом в 50 000 лет. Да-да – когда сапиенсов тут ещё с гарантией не было, и индустрия развивалась развивающимися, эволюционирующими эректусами.

Игла сделана из кости крупной птицы. Несмотря на годы, прошедшие с момента её изготовления, она всё ещё достаточно острая, чтобы служить по назначению. Длина её равна 76 миллиметрам, на конце орудия — высверленное ушко.
Способность денисовцев сверлить твёрдые поверхности уже была известна ранее. Именно эти люди изготовили браслет с декоративным отверстием, созданным при помощи скоростного станкового сверления (с каменным сверлом на статичных зажимах) и чего-то по форме близкого к рашпилю. Для нашего собственного вида, Homo sapiens, следы таких сложных инструментов известны лишь из времён неолита. То есть денисовцы могли опередить людей в области технологий эффективного сверления на десятки тысяч лет.

Это ещё раз к вопросу о "закономерности" нас, сапиенсов. Вовсе не закономерна она была, как оказывается. На чём-то ещё поднялся сапиенс – но никак не на повышенном относительно других человеческих видов интеллекте…
Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments