Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские среди славян

Глава 11

А что за разброс дат мы тут учинили: 21 – 17 – 12 – 8 тысяч лет назад?
Очень просто. 20 – 22 тысячи лет назад произошло выделение субклада I1 из гаплогруппы I (разброс, впрочем от 20 до 28 тысяч лет назад). Тогда же, как видим, происходит замена граветта на мадлен и солютре. Связаны ли эти два события? А чёрт его знает!
С одной стороны, мы уже видели, как мутации заметно меняют не только биологический, но и культурный портрет человеческих обществ. И в принципе, носители гаплогруппы С в целом, по природным своим склонностям, развивались в несколько ином направлении, нежели, скажем, носители I, J или R. Ну, скажем, первые больше традиционалисты и "природники-экологи", нежели вторые и третьи, и потому вплоть до времён всеобщего человеческого объединения под эгидой современной "технологической" цивилизации предпочитали больше пользоваться милостями природы, нежели выламывать их из неё. И остались папуасами, австралийскими аборигенами, индейцами. А носители I, в какое-то время основное население Европы, под воздействием неандертальцев пошло как раз по пути технологическому, по пути выделения из природы и промышленного её освоения. Ну, разумеется, в рамках той цивилизации, которая имелась в наличии, - но всё же выгон целых лошадиных и оленьих стад на обрыв, с которого те падали и убивались тысячами, никак не вяжется с единением с природой. Это, извините, жёсткая эксплуатация. А потом именно отчуждённая, интеллигентская, если угодно, рефлексия, когда художник из людей предельно реалистичным, берущим за душу способом изображает голову страдающей и умирающей лошади…
А ребята с гаплогруппой J, похоже, первыми начали осваивать земледелие и выделились из природы вообще паки и паки…
В общем, не знаю. Мы знаем, что гаплогруппы – не этносы. Но с другой стороны, мы видим, что пока ещё их носители не рассеивались волнами потомков от мутировавших предков, а представляли собою некое – скажем, племенное, хотя это неверно, но для простоты – единство, мы можем наблюдать их явные отличия от других гаплоединств.
Второе обстоятельство, которое определило облик эпохи 20 – 22 тысячи лет назад, обстоятельство бесспорное и никак не незаметное, - очень сильный приступ ледниковья во времена Вюрма III. В это время ледник дополз до территории северной Германии, тундра, соответственно, доходила до средней Франции и южной Германии, где начинались снова ледники, уже альпийские, а линия леса начиналась лишь на юге Франции, в Северной Италии, в северной части Балкан. Соответственно, массы (относительные, конечно) вынуждены были сконцентрироваться на Балканах и на юге Франции – в Испании. А как мы видели на примере ближневосточного "котла", где массы – там и мутации. А где мутации, там и разделение на прото-"племена".

Примечание про гаплогруппы и племена

Ещё раз: данными о том, что группа людей несёт в своих хромосомах определённый признак своего предка, располагаем только мы и с очень недавнего времени. Древние люди генетики не знали и в гаплогруппах явно не разбирались. Более того, как мы видим, в одних и тех сообществах уже в древности встречались представители разных гаплогрупп, причём явно никак не делились по этому признаку.
Собственно, то же самое происходит и сегодня. Мы никак не можем сказать, что, например, носители гаплогруппы N – финны, а носители гаплогруппы R1a1 – русские. Нет, сегодня оба носителя этих генетических маркеров чувствуют себя этническими русскими. И ими же являются по национальности, языку, истории и культуре.
Так же – я приводил этот пример в первой книге - обстоят дела с генеалогическими древами, скажем, русских дворян, которые ветвились, переплетались, пускали побеги в другие страны и народы: твоя генеалогия есть только твоя генеалогия. Но не генеалогия твоего народа. Если ты, к примеру, как потомок Пушкина, живёшь ныне в Австралии, являешься гражданином этой страны, говоришь на её языке и участвуешь в делах и жизни её народа – ты австралиец. Ты-то, конечно, можешь ощущать себя русским по происхождению, коим и являешься, – но это не означает, что такими же русскими являются другие австралийцы.
Да и вообще, маркёр гаплогруппы означает всего лишь, что папа данного человека унаследовал его от своего папы, тот – от своего и так далее. И лишь добравшись до первобытной старины мы можем отметить, что первопапа одного пришёл из других мест, нежели первопапа другого.
И вот именно тут, на этом историческом этапе развития человечества, становится видно, где чьи предки бродили и жили, пока не увенчали своё генеалогическое древо нынешним индивидом. И именно тут – точнее, тогда – на коротком временном отрезке, пока генетические потомки первопапы не разошлись по Ойкумене мы, можем говорить о некоей "племенной" идентичности носителей той или иной мутации. Десяток поколений, вряд ли более. В древности, когда жили узкими, опасающимися друг друга сообществами, разделёнными большими территориями, - больше. Позднее, когда людей становилось больше, а контакты между сообществами случались чаще, - меньше.
Иное дело, что когда появляются большие числа – скажем, 47% носителей R1a1 в русском народе, – в силу простого уважения к науке статистике остаётся предположить, что такое множество родственных мужчин когда-то образовывали одну общность.
Но – паки подчеркну! - генетическая идентичность не является этнической идентичностью.
А что ею является? Да очень просто! Определение по маркёру "свой – чужой"!
А что это за маркёр? А язык! Кто говорит на понятном языке – тот свой. Или, по крайней мере, родственный тип. Потому для древних времён весьма важно правило: те, кто говорил на одном языке, чаще всего и образовывали более или менее многочисленную родственную группировку. Которую можно с известной долей условности определить как племя или народ. Но как только группировка разделялась, и её части теряли языковую связь, – они непременно становились и разными народами. Оставаясь при этом представителями одной генетической гаплогруппы.
И точно так же сходившиеся по тем или иным причинам вместе племена вскоре становились одним народом, несмотря на разные генетические маркеры.
Так вот. Где-то на этом временном отрезке – 20 – 8 тысяч лет назад – люди, судя по всему, и приобрели каким-то образом современную языковую мозаику. Не считая, конечно, архаичных языков типа койсанских или аборигенных в Австралии.
Как это произошло?
Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments