Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские среди славян

Все северные народы славятся выдающимся гостеприимством. Даже суровые чукчи, которые чуть ли не до советской власти при случае лихо резали юкагиров и другие окрестные племена, не боясь и русских казаков. Поскольку заметна корреляция между а) гостеприимством и суровостью климата (положительная) и б) между гостеприимством и стадией общественных отношений (отрицательная), то можно без большого допуска предполагать, что люди эпохи граветта были в целом гостеприимны. Хотя, конечно, по факту и месту это зависело от конкретных обычаев и табу конкретной общности. Где-то, возможно, гостя кормили, женщину давали, подарок вручали, а как только он от стойбища на сто метров отходил, ловили и съедали.
Но, возможно, даже пестрота гаплогрупп в том же Вестонице или Костёнках объясняются теми же обычаями, что уцелели на Севере вплоть до 1970-х годов, - гостю можно было даже женою хозяина попользоваться. В Вестонице, например, встречаем на 6 черепов и фрагментов скелетов – причём некоторые индивидуумы явные родстенники по матери - Y-хромосомные гаплогруппы CT, BT, F, IJK. Как видим, все – достаточно архаичные. Но примечательно, что антропологи и черепа этих людей находят архаичными же! А по материнской линии у троих (калибровання дата 31 155 лет назад) – одна и та же митохондриальная гаплогруппа U5 (как утверждает А.Клёсов, вторая по численности в России, но в любом случае распространённая в Европе, наиболее частая у северных саамаов, финнов и эстонцев - кажется, пример ненцев пришёлся мне в руку). Ещё у двух – "чистая" U (выделилась 60 тыс. лет назад, похоже, на Ближнем Востоке и распространилась затем по Северной Африке, Аравии, Индии и так далее). У одного — U8c (ничего не известно по поводу происхождения, но в потомстве она проявляется в унетицкой культуре раннего бронзового века 2300—1600 года до н. э., а названа по могильнику Унетице в… Чехии!).
Досуг свой – как мы теперь знаем, довольно объёмный – жители Вестонице проводили, надо полагать, в разных формах. Но творчество занимало неожиданно (для нашего инстинктивно-снисходительного отношения к "людям каменного века") большое место. Об этом можно судить, например, по погребению женщины, которую укрыли двумя лопатками мамонта, одна из которых была украшена росписью.






Нет, уже тогда, разумеется, дорогих людей на тот свет хотелось проводить, дав им в дорогу что-нибудь полезное. Но рукотворная роспись – вещь штучная, не сравнить даже с дорогущим, но всё же промышленно выделанным чужими руками мечом, который клали в могилу выдающимся вождям позднейшего времени, скажем, во времена нашего дедушки Хёгни. Следовательно, в самом по себе художественном творчестве не было чего-то уникального и поразительного – так, норма. Как рушничок позднее вышить.
О том же говорят и найденные здесь же комки приготовленной для лепки глины, не говоря о собственно изделиях из неё – наших любимых "Венер"


и скульптурок животных.
Вместе с кусками уже обожжённой глины таких заготовок найдено примерно 2,3 тысячи! И это глины, которая быстро высыхает! Прямо художественная мастерская какая-то, а не стоянка первобытных охотников на мамонтов! Вот и оцените уровень досуга и уровень творчества первобытного человека, представив себе Зураба Церетели, ваяющего статую Лужкова в промежутках между охотами на слонов в Лосином острове!
Более того, тогдашние церетели запросто перевоплощались в Эрнстов Неизвестных. Во всяком случае, образы абстрактного направления были им вполне доступны. Как, например, видно вот по этой скульптурке, разместившейся на блестящей художественной грани между абстракцией и густейшим натурализмом с намёком даже на порнографию:


Кстати, из бивня мамонта тоже есть художественные изделия, включая скульптурки людей. Одна из них изображает портрет какого-то конкретного человека с отчётливо выраженными чертами лица: молодой человек с тяжёлым скуластым черепом, я тяжёлыми же длинными волосами до плеч и, главное! – ведь облик действительно архаичен! И африканские черты приметны, и, не побоюсь сказать, неандертальские!


А подчас начинаешь вообще подозревать то ли мистику, то ли – не знаю уж, как и сказать – увековечивание памяти, что ли. Судите сами. У той женщины, что была погребена и укрыта мамонтовыми лопатками, оказался повреждённый с левой стороны череп. Но затем обнаружилось, что точнотакая же травма лица изображена на портрете женщины на мамонтовой кости, который тут приводился в качестве материала для удачной реконструкции первобытной причёски! Вот он в первозданном виде:


Так что получается? Этот скульптурный портрет оказывается портретом той конкретной женщины? То есть существовал даже посмертный культ той женщины? Или, по крайней мере, она была настолько ценна для общины, что её образ решили сохранить навеки?
Кстати, а ведь получилось…
Вообще говоря, захоронение говорит о чём-то в этом роде. Смотрим. Женщине за 40 лет. То есть по тем временам и нравам (впрочем, как и сегодня у народов Севера или, скажем, гвинейских папуасов или амазонкских индейцев) - старуха. Могила засыпана охрой, что, в общем, традиционно, но всё же говорит о повышенном статусе дамы. О том же говорят лопатки мамонта с мемориальным узором. Рядом с черепом лежал кремнёвый наконечник копья, а одной рукой похороненная женщина держала тело лиса или песца. Наконец, само наличие отдельного захоронения – всё же вокруг стоянки не кладбищенские поля, а лишь несколько могил. Чем-то, видимо, особо выдающихся.
Исследователи считают это захоронением шаманки. Полагаю – нет. Копьё в руках – атрибут охотника. "Мятая" травма черепа очень похожа на рану, полученную в схватке – либо от медвежьей лапы, либо от дубины. Посмертный культ очень похож на тот, о котором мне доводилось слышать от человека, несколько сезонов жившего с новогвинейскими папуасами и принятого даже в состав племени. Там – видимо, за отсутствием художественных талантов – попросту засушили тело умершего, некогда выдающегося, вождя и оставили на хранение в доме шамана. И когда перед племенем возникает трудная проблема, старого вождя достают из шаманской подсобки и советуются с ним. Покойничек всегда улыбается и советы, видимо, даёт дельные, раз по-прежнему пользуется уважением – по крайней мере, до более выдающегося наследника, который и заменит его в качестве тайного статского советника.
Так не о женщине ли вожде мы говорим сейчас? А лис/песец – тотем её рода…
Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment