Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские до славян

И вот на примере мадлена мы видим, как по мере отступления ледника её носители продвигаются на север Европы. Или, если рассматривать человеческую историю в виде метаистории развития информации, - то сама культура продвигается на своих носителях людях. Это продвижение можно проследить как раз по мадленским материалам. Именно в этом случае впервые видно, как археологическая культура продвигается вместе с её носителями, в то же время соприкасаясь краями с другими культурами и вызывая, следовательно, трение и взаимодействие с их носителями. При этом то поглощая соседей, то меняяясь под их давлением. А то поглощая и всё равно меняясь под влиянием перевариваемого. Не исключено также, что и - разделяясь на подкультуры в зависимости от природных условий и изолированности сообществ, их носителей. Нередки и примеры, когда такие подкультуры становятся фундаментов новых, уже независимых от материнской, культур.
Продвижение идёт тремя путями – с юго-запада, от Испании и юга Франции, с Альп и с юго-востока, из "Балканского убежища".
Человека с Y-хромосомной гаплогруппой I мы видим на стоянке Burkhardtshöhle в Швабских Альпах, как раз на северной их границе, где изрезанный ущельями  горный массив переходит в предгорья. Местные экскурсоводы рассказывают про некую костяную флейту возрастом 35 тысяч лет. Может, и привирают, но в любом случае здесь хорошее место для стоянок в каменном веке – невысокие (самая высокая точка Швабских Альп - гора Лемберг 1015 м), но богатые лесом и зверьём горы, много рек, а главное – удивительно хорошо защищённое от морозных ледниковых северных ветров место. Тем лучше жилось тут тому прадедушке Хёгни, что остался здесь после смерти около 15 тысяч лет назад. А жил он в культуре мадлен.
Ещё два мадленских человека жили спустя полторы тысячи лет (между 13 300 и 14 000 лет назад) немного севернее – в районе нынешнего Бонна возле Оберкасселя. Это женщина лет 25 и мужчина лет 45 – 50. Кое-где, правда, относят их выложенные рядом инструменты к культуре федермессер, но это непринципиально. Эта культура раньше считалась просто азильской, а азильская, в свою очередь, считалась позднемадленской. В общем, похоже, что это тот самый случай, когда археологам очень хочется открыть свою собственную культуру, а не часть уже известной. Имеется соблазн вписать своё имя в историю науки, признаем это. С другой стороны, вроде и полезно – потренировать студентам мозги на запоминании археологической номенклатуры, которая для их же преподавателей была в их время в три раза короче…
Материнская ДНК здесь - U5b1 у обоих. Правда, разные мутации. Жаль, но принадлежность по Y-хромосоме не определена.
Теперь есть смысл построить примерную линеечку этих культур во времени.
Мадленская культура процветает после окончания самой тяжёлой стадии оледенения и по время отступления ледника.

по окончании ледникового периода сменилась азильской, хотя и в различных её вариантах на севере Европы, северной Испании и на юго-западе Франции.

Она же на деле – поздняя мадленская. И почему-то азильские орудия и искусство — более грубые. Искусство вообще уходит в абстрактные рисунки. Зато возрастает количество микролитов.
Как носителя азильских технологий определили обитателя Бишонского грота в Швейцарии (13 560 – 13 770 лет назад). В подтверждение "горской" версии бытования людей гаплогруппы I у этого, как кго называют, "охотника на медведей", была обнаружена субгруппа I2a, а митохондриальная гаплогруппа – опять U5 в субкладе U5b1h. Относительно близкий сосед человека из Буркхардской пещеры, и родственник по матери паре из Обекасселя.
Таким образом, мы видим вариации мадленской культуры в далеко не явной зависимости от географии и времени. Значит, не будем множить сущности (и далее так и будем поступать в этой работе), а просто примем как данность: разные виды мадлена существовали до 10 тысяч лет назад, когда постепенно из него и сквозь него начала прорастать культура Совтер (Sauveterre).
Оговоримся, впрочем: где-то параллельно с позднемадленскими культурами существует на территории нынешней Польши, заходя в Прибалтику аж до Псковщины, важная для наших будущих размышлений свидерская культура. В какой-то мере она – тоже мадленская, но вот выделялась она из общего тренда в силу того, что сформирована была, скорее всего, выходцами из третьего потока I-реконкисты. То есть из уже культурно отделившихся от общей предковой массы людей, к тому же начавшими испытывать постоянные воздействия заходящих с юго-востока "гастарбайтеров".
В итоге получается у нас логичная, вяжущаяся со здравым смыслом картина. Одни носители I-гаплогруппы, кто пережил ледниковье на юго-западе Европы, в Испании, на юге Франции, на Сардинии и на дне моря между ними, начали сдвигаться на север примерно по территории нынешней Франции. Они дошли до северы нынешней Франции, до Бельгии и Голландии, зашли на Британский тогда полуостров, где сформировалась кресвельская культура. Она, в свою очередь, имеет сильное сходство с культурой Федермессер и через неё – с гамбургской культурой. Их время 11 800 — 10 800 лет назад.
Эти культуры принадлежат, как считается, охотникам за оленями, откуда мы непротиворечиво заключаем, что различия в разных вариантах позднего мадлена происходили из того, что в разных географических зонах люди охотились на разных животных. Ну, если совсем условно: гамбургцы – на оленей, а азильцы – на медведей.
К северу же смещаются и альпийские I-горцы, идя, скорее всего, вдоль Некара и Рейна. Два маршрута продвижения людей I соединяются на северо-западе нынешней Европы – север Франции, Англия, северная Германия с Данией.
Те же, кто задержался во Франции – напомню, люди не смещались сразу все, но кто-то отделялся, уходил, приобретая заодно новые мутации, в то время как "консерваторы" оставались на месте. Вот среди этих консерваторов мадлен и пророс в совтерскую культуру:

Культура занимала значительную часть западной и центральной Европы. Характерные артефакты: геометрические микролиты, углубления для пальцев на микрорубилах. Деревянные орудия отсутствуют. Имеются свидетельства совершения ритуальных погребений.

Совтерская культура в период с 10 до 9 тысяч лет назад постепенно эволюционировала в тарденуазскую (с теми же отличительными характеристиками), которая существоала с 9 до 6 тысяч лет назад. Она постепенно распространяется на места обитания прежних культур - в Бельгию, Англию и Германию, а её варианты отмечаются на Пиренейском полустрове.
Tags: Русские до славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments