Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские до славян

Итак, 5900 лет назад наступает она, засуха. Судя по результатам, даже не нынешнее потепление, которое ещё называют глобальным. Нет, тут целая Сахара из благодатной степи-саванны голой пустынею стала! Средняя Азия – вся, кроме оазисов, где и сконцентрировались разные люди, заложив от безысходности начала будущих здешних цивилизаций.
Соответственно, иссушилась и Степь. Годовое количество осадков уменьшился вчетверо - до Ос = 100-200 мм, как в полупустыне, коэффициент увлажнения упал раза в три – до Ку = 0,2-0,3. Прежние луговые травы в рост лошади (преувеличение, но чуть-чуть) скукожились до ковыля и прочих дерновинных злаков. А это мало того что снизило запасы фитомассы не менее чем в четыре-пять раз — до 5 т/га, так ведь и пищевая ценность ковыля значительно меньше, чем у других многолетних трав.
А кроме того, крупный рогатый скот ковылём питаться не может, зато семена этой травы впиваются в кожу животных, вызывая её воспаление.
В общем, можно представить себе такой гигантский полигон Капустин Яр, только без обломков ракет:


 Автор Fotograf Chulymsky

А можно представить или вспомнить времена наступления тотального дефицита в позднем Советском Союзе – когда количество доступных продуктов питания упало даже не в пять, а лишь в два-три раза. И, да, тогдашний аналог лошади для кочевника – сельскохозяйственное производство – тоже сплошняком воспалилось. Чем кончилось?
Вот и тогда засуха мгновенно (учёные считают, что она наступила из-за обрушения больших массивов ледникового льда в Атлантику и её резкого похолодания с соответствующим влиянием на полноту осадков) осложнила жизнь всем степным и лесостепным сообществам. Причём кочевым сообществам – существенно. А они, надо сказать, уже настолько специализировались, что археологи говорят даже о появлении в степном ареале днепро-донецкой цивилизации другой культуры – азово-донецкой.
Каков ответ степняка на сокращение ареала его кочёвок? Опять же ничего додумывать не надо. Видели в историческое время – гунны, авары, скифы, истребляющие киммерийцев под вечно актуальным лозунгом: "Твои земли мне нужны, а ты – нет"…
При общей скудости населения времён 6-го тысячелетия назад до таких геноцидов, конечно, не могло доходить, но общее смещение масс населения, безусловно, имело место. Хотя бы такое же, как при гуннах. Которые, конечно, истребили при вторжении на готские земли многих, но не всех. А кого недоистребили, тех подвинули – вон, визиготы аж до Испании и Северной Африки добежали. А кого догнали, тех подчинили. И видим мы, к примеру, как в битве на Каталаунских полях одни готы против Аттилы бьются, а другие – за него. И не будь, например, этот суровый старикан столь падок на девушек, в результате чего порезался от одной до смерти, не довершив государственное устраивание своей империи, - может быть, изучали бы мы сейчас некую готско-гуннскую культуру. А то и жили бы в государстве, где её изучали бы в школах в качестве своей предковой…
То же творилось и в рассматриваемые нами времена. Ибо природа человеческая неизменна, особенно в условиях, когда природа земная создаёт угрозу самому его существованию. Особенно, если учесть открытия, сделанные по природе климата в наши годы, на материале глобального потепления. Ведь одним из его следствий стало не смещение самих природных зон – скажем, тайги на тундру, а пустынь на степи. До этого пока ещё не дошло. А вот нарастание числа опасных климатических явлений – уже налицо. Изменение циркуляции атмосферных массивов, в результате чего в одних местах стоячие антициклоны на всё лето, выжигающие все посевы, в других – дожди, заливающие всё и вся и вызывающие громадные наводнения. Нарастание числа и интенсивности бурь и гроз. Сползание в Северный Ледовитый океан больших кусков размываемого им берега. Поздние зимы и поздние вёсны. И так далее.
А люди и 5900 лет назад слепыми не были. И как они должны были интерпретировать тогдашние климатические аномалии? Как гнев богов, не иначе. А раз боги гневаются, значит, что? Значит, надо изменить образ жизни. В сторону более нравственную. Правда, в понимании тогдашних богов…
Про тогдашних богов мы знаем так мало, что почти ничего. Многие, в том числе днепро-донецкие люди присыпали покойничков охрою. Наследие граветта? Слишком смелым кажется предположение. С другой стороны, "европейцы" наши – корнями оттуда. А "азиаты" самарцы начинают пусть к курганам – пока с могильных холмов и каменных пирамидок-каирнов. А вот ямники унаследовали оба ритуала (что ещё раз говорит об обоснованности предположения, что в них соединились традиции "европейских" охотников и потом скотоводов и "азиатских" коневодов) – у них покойники лежали под курганами, присыпанные охрою.
Что это значило? Охра, говорят – и убедительно! – археологи из "старых" ещё, является олицетворением крови и огня. А вместе – надежды на воскресение покойного. В сочетании с ориентаций погребения. А в ориентации всегда учитывался фактор солнца. Даже когда она делалась на север – это явно что-то значило в связи с солнечным дневным циклом. А что значили курганы? Память о покойном. Скорее всего. Памятник ему.
Судя по останкам лошадей в могилах у самарцев, оное животное было у них, видимо, не только транспортом и пищею, но и тотемом. В засмертной жизни покойник тоже должен был стать кочевым охотником. На керамике у них, как и многих других, - солярные мотивы. Значит, поклонялись Солнцу. Но как именно?
В общем, относительно тогдашних богов всё снова грозит уйти к банальным предположениям, что древние религиозные представления должны были быть связаны с Солнцем, с климатическими явлениями, с небом и землёю. Я их повторять не буду, ибо моё стремление в этой работе – выходить на максимально возможную точность в интерпретации объективных свидетельств, а не придумывание сущностей по косвенным данным и предположениям. Одно лишь скажу в связи с богами: ведь именно здесь, в будущих русских степях меж Днестром и Уралом, зарождался индоевропейский язык и, следовательно, индоевропейская прародина. А богов и, шире, мифологию индоевропейцев мы примерно (а подчас и детально) знаем. "Мифы Древней Греции" Николая Куна до сих пор продаются как бестселлеры. Да и "Ригведа" и древнескандинавская мифология дают свои грани в представление о доисторической теогонии.
Ну а далее мы видим первые результаты климатических изменений. Оголодавшие и утерявшие былой экономический потенциал кочевники окончательно сбиваются в кучу. По тем временам это означало выяснение самого сильного вооружённым путём. Что, понятное дело, вводило в идеологию этих людей культ оружия, необходимость жестокости и поклонение личной доблести и героизму. Вовсе не исключаю, что будущий культ скальпов и голов врагов у скифов мог зародиться именно во времена переформатирования прежних степных охотничьих культур в военизированную захватническую ямную. Но это, что называется, - опционально: предположение из ряда тех, от которых я предпочитаю воздерживаться. Три тысячи лет временной пропасти между культурами – не шутка.
С другой стороны, скифы-то как-то пришли к этому обычаю. Почему другие степные всадники не могли? Те же киммерийцы, их предшественники? А вот между этими ребятами и конечным этапом ямной культуры разница в годах уже не столь велика – 1100 лет. И в неё попадают по очереди – среднеднепровская, абашевская, срубная культуры. Все – преемственные, и, что, очень важно, преемственные в биологически генетическом смысле: во всех у них мужчины носят гаплогруппу R1a. Вплоть до одной и той же мутации - R1a1a1b2a2a-Z2123.
Tags: Русские до славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments