Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские до славян

Глава 20. Переформат Европы

На самом деле первая волна степных интервентов в Европе изменила многое, но не всё. Как уже сказано, одних подвинули, других задвинули, третьих заменили, четвёртых переформатировали – но в целом до настоящего переформатирования европейской этнической и цивилизационной карты дело не дошло.
Но шло. К тому шло. И вновь – со стороны понтийских степей.
А там, между тем, продолжались вызванные природным фактором экономические процессы, приводящие к процессам этническим. Будем уж так для простоты называть движения и переформатирование человеческих общин и культур – помня при этом, что об этносах в нынешнем понимании речь зайдёт, быть может, только примерно в 1 - 2 тысячелетиях до нашей эры и то в странах с развитым земледелием – в Египте, Междуречье, Анатолии, Леванте. Этносы рождаются землёю, почвою, процессов владения ею и её обороны. Ещё вернее – самоосознанием себя со стороны некоего коллектива владельцев земли в качестве общности, противостоящей другим общностям. И единство которой выше разногласий внутри её, потому что оно жизненно необходимо для защиты и самой общности, и её права на землю.
Вот это противостояние – в перспективе приводящее к появлению этносов, но пока ещё не в данную эпоху – и развивалось с Степи и смежных с нею пространствах.
Среднестоговская культура никуда не делась – земледельцы её и скотоводы как сидели на своей земле, так и продолжали сидеть. Да, эта общность отстрелила от себя некий побег, состоящий из конных вооружённых мужик, но от этого не перестала быть общностью. Да и далеко не факт, что осознавала этих мужчин своими. Это ведь мы сегодня выстраиваем эти общности в зависимости от формы орудий и рисунков на горшках. А для них конкретно какой-нибудь конный народ с тотемом степного волка в качестве соплеменника никогда и не рассматривался – ибо что общего у этих хищников с народом быка, кроме похожих горшков?
Но в степи уход народа степного волка не изменил ничего. Разве что очистил свои земли для стад других степных народов. А сокращение кормовой базы по-прежнему держало конкуренцию в оживлённом, алертном состоянии. Что приводило естественным образом к борьбе между общинами. В каковой борьбе естественным образом консолидировалась доминантная сила.
Такой силою около 5,6 тысяч лет назад стала общность, в современной научной литературе имеющая кодировку "ямная культура".
Что это такое? О, это очень сложное явление, перенёсшее своё влияние на громадные пространства - от Атлантики до Индии. В конечном итоге, имеется в виду. Ибо до тех пор много трансформация должна была пережить и она сама, и окружающая её этническая и материальная среда.
Но по порядку.
Это культура, в происхождении которой, по верному замечанию мудрого человека, мистическим образом сочетаются степная милитаризованность и высокое земледельческое и строительное мастерство. После проделанного выше разбора этого парадокса, мы, кажется, приблизились к пониманию природы такого сочетания: в степном и лесостепном пространстве северного Причерноморья на протяжении тысячелетий формировалась общность пашенного земледелия и выпасного скотоводства на базе преимущественного коневодства. Срастались – не переставая соперничать, конечно, - развившиеся из европейского охотничьего граветта "фермерские" культуры и пришедшие с закаспийского Востока скотоводческие общины, удачно приручившие лошадь.
В итоге получилось нечто, образно нам, нынешним, напоминающее степное же казачество. И скорее всего, именно так же постепенно разделившееся по стратам: "казаки" воевали, а на их землях "арендаторы" и "иногородние" урожаи выращивали.
А археологическая культура-то одна!..
Как уж тогда земли становились "казачьими", сегодня, конечно, не узнать, но реконструировать несложно. Поскольку все эти днепро-донецкие и среднестоговские общности существовали, значит, между носителями этих культур, пусть и разного происхождения, существовала определённая комплиментарность. С кем не складывалось, тех, как эвфемически сообщают учёные, - вытесняли. С исчезновением. Как носителей сурской культуры. А каковые испытывали менее неприязненные чувства – те продолжали жить и образовывали новые перспективные общности. Типа среднестоговской.
И когда однажды "казаки" собирались от жизни своей тяжкой отправиться "за зипунами", подуванить каких-нибудь сытых и богатых – и главное, чужих! - "фермеров", "иногородние" носители той же культуры оставались на месте. И продолжали заниматься своими сложными сельскохозяйственными делами. Вот отсюда-то и получаются наши оконечные носители культуры воронковидных кубков обросшими совершенно генетически посторонними женщинами. Свои-то, вместе со стариками и детьми, остались дома!
Может быть, кому-то это покажется анахронизмом – такие вот сравнения древних жителей степей с казаками исторического времени? Ну, во-первых, культуры рождаются из быта, а быт – из природно-экологических условий того или иного ландшафта. Ландшафт степей с тех пор мало изменился, так что формы хозяйствования на нём до промышленной революции XIX века должны были оставаться практически неизменными. От казаков легко провести прямую линию в прошлое к половцам, которые хотя и были кочевниками, но подобия городов имели и сельское хозяйство вели, - недаром князю Владимиру Мономаху было что разорять в их "вежах". От половцев мы без всякого напряга нырнём к печенегам, а значит, к хазарам. И у тех увидим и города, и разные общественные страты – "чистые" кочевники, земледельцы, элитные воины, на которых власть стоит.
Где хазары – там и гунны. Где гунны – там и скифы. Где скифы – там и киммерийцы. А от киммерийцев – мы уже видели – два шага до ямной. И нигде мы не видим принципиальной хозяйственной и культурной пропасти между этими народами. Ибо Степь вечна.
А во-вторых, анахронизм анахронизмом выбивается. Ведь мы сами видели образование новой археологической культуры, стартующей от степняков! Вот совсем недавно, даже книжки об этом пишем-читаем! А я так и вовсе в реконструкции её появления недавно участвовал. Когда с казаками, участниками мемориального конного похода в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года в кабачок "У мамаши Катрин" на Монмартре заглянул. И там, под табличкой с извещением, что здесь и родилось первое бистро, решили мы мемориально пообедать. И что характерно, готовили и несли так мемориально долго, что ворчание "Побыстрее нельзя?" – было уже не мемориальным, а вполне себе житейским…



А теперь сравним – что не так? В 1812 году атаман Платов сформировал в дополнение к 65 имеющимся при армии ещё 26 донских казачьих полков. Которые вымели почти всех боеспособных мужчин, оставив на Дону женщин, стариков, детей и небольшие гарнизонные и охранные отряды.
Эти казаки произвели фурор в Европе, причём очень сильный – в моральном плане: так, как они, тут воевать не умели. Сам Наполеон говорил, что дайте ему казаков, и он завоюет весь мир.
Дальше казаки дошли до Парижа, там расположились, стали купать лошадей в Сене, петь свои тягучие песни и устраивать свои весёлые пляски. А также веселить, впрочем, и так готовых веселиться парижанок до проявления через год отдельной демографической волны.
Пока всё сходится, не так ли? Вплоть до появления носителей R1a там, где им, казалось бы, не место.
Далее казаки, в нетерпении не только выпить, но и закусить, криками "Быстро!" и грозным видом порождают новое явление материальной культуры – кабачки быстро обслуживания. Которые, получив и название "бистро", распространились впоследствии по всей Европе. В чём принципиальное отличие от горшков со шнуровой керамикой? Его нет!



Отличие с нашими среднестоговцами только одно: на Дону казачьи семьи охранял закон и твёрдая рука самодержавия, а вот те оставались на месте на свой страх и риск. А поскольку природные условия продолжали порождать в степи новых голодных искателей добычи. А те, соответственно, приходили к земледельцам в поисках комплиментарности. У коих её находили – с теми вступали в связь и становились для них новыми "казаками". У коих симпатии не снискали… что ж, среди небесных героев прибавилось народу. А женщины и дети всё равно влились в новую общность.
Которую и назвали ямной нынешние археологи.
Tags: Русские до славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments