Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские до славян

Но это всё же – тезисы. Логика и моделирование. А что говорит наука? А наука это подтверждает.
Вот, например, поделились со мною недавним комментарием Клейна на статью Re-theorising mobility and the formation of culture and language among the Corded Ware Culture in Europe. Вот что пишет этот, несомненно, один из первых наших аналитиков по археологии:

К. Кристиансен, М. Аллентофт и др., включая Э. Виллерслева на последнем (командном) месте, опубликовали новую статью в самом популярном и престижном английском археологическом журнале «Антиквити». Суть сводится к трём тезисам:
- В умеренной зоне Европы, по данным генетики, резко сменился генофонд ок 3000 г. до н. э.: тот, что был распространён до того, сменился новым, который до того был там лишь маргинальным.
- Такая резкая и кардинальная смена могла произойти только благодаря миграции, а не медленному просачиванию.
- Наиболее подходящим источником на сегодня должна быть признана ямная культура понтокаспийских степей.
Авторы выявляют высокую мобильность с наступлением бронзового века и подтверждают преемственные связи культур шнуровой керамики с ямной культурой.
Что из изложенного является несомненным, это смена в умеренной зоне Европы неолитического генофонда другим, фондом шнуровой керамики, который появился в то же время или чуть раньше у ямной культуры степей, а чуть позже – у культуры колоколовидных кубков. Заманчиво было нарисовать на этом основании массовую миграцию, которая из ямной культуры направилась в Центральную Европу и создала там культуры шнуровой керамики и боевого топора, а оттуда – на Запад, где создала культуры колоколовидных кубков.


Дальше, правда, Л.Клейн возражает против некоторых тезисов авторов статьи. Они, в основном, и сводятся к археологическим противоречиям:

Странно, что эта миграция археологически не видна. Подтверждения преемственности, собранные в статье, слабоваты. Ямные погребения не знают раздельности по полу, а шнуровики четко делят погребения по полу, да и не везде у них курган привился. В керамике и там и тут есть верёвочный орнамент, но в Европе он есть и в предшествующем неолите, а кроме него керамика совершенно различна.

Как видим, это как раз то самое – слабое владение моделями. На уровне бытового осмысления эмпирических наблюдений. Раз генетика та же – значит, и носители её те же. А раз культуры разные – значит, и носители разные. То есть то же самое, что сказать: французы дошли до Москвы – это факт. Но у них не было трёхлинеек, а в Москве конца того же века мы видим трёхлинейки. Значит, французы до Москвы не доходили. А век туда-сюда – это нормально: мы видим, что десятком тысяч лет туда-сюда историки пробрасываются.
Но ямники не были Великой армией. И у них не было Наполеона. А если и был какой и слетал от Дона до Рейна во главе лихой казачьей лавы с каменными топорами – то археологически этого действительно не заметишь. И тут совершенно справедливо замечает Л.Клейн:

Высокая мобильность несомненна. Но от неё до массовой миграции – большой рывок. Все эти блоки культур четко привязаны к своим экологическим нишам: ямная – к степи, шнуровики – к лесной зоне. Нет случаев пересечения этих границ. Есть обмен вещами, возможно, женщинами (экзогамия). Это всё. В Карпато-дунайском бассейне есть степи. Вот там ямники похоже смешивались с местными жительницами. Там есть ямные курганы с местной керамикой – то есть смешанная культура. Но и ее миграция на север, в леса, не видна. Видны лишь обычные связи и отношения. Кристиансен и его соавторы обращают наше внимание на то, что культура шнуровой керамики вскоре после появления вырубила леса, создав пастбища для скота, то есть зону, похожую на степь и удобную для ямников. Но это было уже после возникновения культуры шнуровой керамики, а ямники должны были прийти до того.

Не должны были! Ямники только отправились в путь! Причём в обычный с тех пор путь всех степняков – через Днестр-Прут на Дунай, вдоль него по лугостепи до Паннонии через Железные ворота, а там по Мораве вверх и дальше через небольшие горки путь в Северную Европу. Что по Эльбе, что по Одеру, что по Висле. И сколько обществ они встретят на этом пути? Сколько конфигураций и реконфигураций претерпят? Сколько их останется на месте, найдя своё богатство и власть?
Так он, может, и стих бы, натиск этот, разлившись по близлежащим обществам и подмяв их под себя, но вместе с ними видоизменившись. Но это не был единовременный натиск. Это было движение общее и волновое. Отцы осаживались, найдя свою долю, но сыновья продолжали движение, пока волна не исчерпывала себя или не упиралась в край земли. Там, где уже были протогосударственные или предгосударственные, да просто мощные по тем временам цивилизации – они поглощали эту волновую энергию, даже если сами разрушались при этом. Государство, построенное хеттами, или государство хурритов – тому примеры. Но в то же время мы видим – смутные, но всё же видим археологически – следы прохождения будущих хеттов с Дуная через Балканы, где, судя по всему, баденцы и были увлечены некоей волной, точнее, некоей местной инкарнацией ямников на восток.
Волновая природа этого явления, а не корпускулярная – вот чего не могут понять гуманитарии-историки!
А роль частиц, фотонов в волне света, в этих волнах и играла Y-хромосома. Ну, точнее, половой инстинкт её носителей, но это уже, что называется, аппарат. Мы, люди, вообще, быть может, сами только аппарат для развития цивилизации хромосом. Их боевые скакуны, как под ямниками. И вот она-то и передавалась всё вперёд и вперёд, когда сами физические носителя её уже спали вечным сном, пав в схватке с какими-нибудь носителями культуры лендьель.
И язык. Ещё они передавали язык. Это несколько отдельный феномен, хотя и как-то связанный с базовыми гаплогруппами, как мы это проследили в первой работе этого цикла.
И вот тут интересно. В этой работе я прослеживаю, слава Богу, несколько другую тему, нежели генезис и распространение индоевропейских языков. Однако не вызывает сомнения, что они изначально связаны с гаплогруппой R, а через давнее-давнее родство с урало-алтайскими языками – и с метагруппой К.
И вот стойкость индоевропейских диалектов поразительна. Не раз умные люди замечали поразительное сходство между русским языком и санскритом. Да, санскрит в какой-то мере искусственный язык, богослужебный. Но лексика у него с русским всё равно из одного корня. В свою очередь, русский считается довольно архаизированным из индоевропейских диалектов, хотя ещё более архаизированным оказывается балто-славянский диалект времён мифического балто-славянского единства. Ступая по лесенке архаизации языка – и археологических культур! – вниз, мы найдём только одно место и время, где могли пересекаться русский и санскрит. И это, конечно, не русский и санскрит, а их общий предковый диалект, на котором общались люди синташтинской культуры андроновской общности. Это те самые, которые строили знаменитый Аркаим, а потом, прожив в нём чуть больше века, бросили и куда-то ушли.
Куда ушли – в общем, ясно. Ибо часть из них – их потомков, конечно! – оказалась в Индии, где были названы ариями и стали носителями высших каст (и гаплогруппы R1a1). Это те, у кого светлые боги назывались дэвами. А другие – у кого дэвы оказались вредными враждебными существами, типа чертей, разошлись с первыми и ушли в нынешний Иран. Где оставались элитою до тех пор, покуда уже в историческое время их не вырезали арабские завоеватели времён первых Халифатов.
При этом кто-то из этой же компании остался в Степи. Это непременно, потому что синташтинцы входили в большую андроновскую общность, а она оставила по себе много этнических, культурных и, следовательно, языковых осколков. Которые позже стали скифами и прочими их родичами, которые говорили – и, как считается, привнесли многое из своего наречия в русский язык – на неких "иранских" диалектах. Ну, то есть понятно, что диалекты эти не иранские, к каковой биографии скифы никакого отношения никогда не имели, а как раз – "синташтинские", "аркаимские".
Но поскольку привнесение фиксируется, значит, прото-русский язык уже при скифах имел более древние корни, нежели язык "аркаимский". Следовательно, его носители не принадлежали к аркаимской общности. Да и трудно представить себе, что те самые, так яро разделённые религиозной реформацией "аркаимцы" бросят своих коняшек и уйдут по какой-то причине в глухие "Оковьськие" леса и расположатся в периметре между Вислою и Волгою по долготе и Новгородом и Брянском по долготе. А между тем, именно здесь наблюдается второй яркий (точнее, первый по яркости и географии) ареал гаплогруппы R1a1. И лингвисты говорят, что по их данным, где-то здесь и формировались первоначально балто-славянский язык.
И тогда у нас остаётся только одна удовлетворяющая все эти посылы гипотеза: первоносители и этой гаплогруппы, и будущего этого языка очутились в этом периметре только с носителями, самое позднее, ямной культуры. С тою её волною, которая ширанула не вдоль Дуная, а на север, взаимодействуя и пуская перед собою осколки конфигураций тамошних культур – трипольцев, нарвцев, носителей ЯГК, льяловцев и так далее. И, как уже сказано, образуя вместе с ними новые конфигурации – волосовцев, трипольцев третьего этапа, среднеднепровцев. И все эти обрезки культуры ЯГК непредставимо широкого распространения – от Нарвика до Самары.
А просто это – представить: технология ЯГК, а общества – разные. И друг от друга разные. И генетикой разные.
Вот где-то на этом этапе, похоже, и сложилась та картина, которую мы видим сегодня в Европе.
Кстати, на этой картине дивно сочетаются генетические и лингвистические маркёры.
Судя по этому сочетанию, ямники с преимущественно R1b пошли вдоль Дуная. Это могла быть чистая случайность: подобрались ребята из единой команды-банды, отправились в путь, а там как-то больше повезло "эродинбам" – больше их выжило, чем "родинавов". А на другом направлении – наоборот.
Ведь, посмотрите, до сих пор так и не видно, где и когда сумели разделиться две эти генетические группы. У ямников мы видим статистически больше R1b: 11 из 12 образцов. Это, конечно, ни о чём не говорит. Кроме того, что - именно после них мы видим значимое разделение носителей дальнейших культур по этим двум гаплогруппам. Причём те, что нас в данный момент в первую очередь интересуют – "шаровидники", показывают статистически незначимый, но всё же странный разброс: G, J, I. Две первых – ближневосточные земледельцы. Третья – скорее всего, из местных.
Зато их будущие соседи, о которых вот-вот зайдёт речь – культура шнуровой керамики/боевых топоров – показывает мощное и статистически значимое (на безрыбье, впрочем) участие R1a. И, значит, что же у нас получается?
А вот что. Культура шаровидных амфор, как мы знаем, не была характерна именно для ямников. У них мы помним мотивы шнуровой керамики, усилившиеся после первых конфигураций с трипольцами. И когда я говорил про удобство шаровидных амфор для перевозки на телеге, это я некоторым образом играл в слова для большей выпуклости образа. На деле шаровидники были преимущественно свиноедами, первые следы которых проявляются в Белоруссии. То есть это как раз с очевидностью не "казаки"-ямники и не западноямные разводители крупного рогатого скота. Это как раз люди, похожие на пересмотревших свои вкусовые ориентации "фермеров", сдвинутых первой волною ямников или из трипольского ареала, или даже наследников древней, исчезнувшей, кстати, в это же время неманской культуры. И, кстати, неманцы, как мы помним, - наследники свидерцев, а те как раз и есть носители гаплогруппы I.
Так что проявляется довольно логичная схема того, что было. Шаровидники – это и есть та "предволна", которую погнали перед собою ямники. Среднестоговцы, которых мы подозревали в первом полноформатном приходе к Скандинавии, по пути видоизменившиеся до культуры воронковидных кубков, приняли "предволну" с востока. Та несла с собою технологии шаровидных амфор, но ещё не были полноценными с археологической точки зрения её носителями.
Далее произошло то самое взаимовлияние и итоговое взаимное переформатирование, которое, как мы видели, неизбежно проистекает из законов математики – и стали культурой шаровидных амфор. При этом кто кого победил физически мы не знаем и знать не можем. Слишком непредставительна статистика по Y-гаплогруппам. Но в любом случае мы видим блестящее подтверждение изложенной выше волнообразной природы миграций и соответствующего преобразования культур: люди разных обществ совместились друг с другом, приняв наиболее подходящую технологию, быть может, перпендикулярную поначалу обоим. И все вместе стали жить-поживать и добра наживать, не подозревая, что участвуют в волнообразном процессе взаимодействия, формирования и изменения квантовых групп.
Но процесс продолжался. И вскоре до этих добрых людей дошла волна, вызванная основным колебанием солитонов ямной культуры. Это была волна культуры шнуровой керамики. И боевых топоров. Что важно для определения дальнейшей судьбы прадедушки прадедушки моего Хёгни…
Tags: Русские до славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments