Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - не славяне-2

Похожая картина у болгар. Они тоже считаются славянами. А имя – не славянское. От чужого племени то имя, от народа-завоевателя.
Но с болгарами всё понятно: некий конгломерат славянских племён, покорённый тюркским, оно же постгуннское, племенем. Поскольку завоеватели образовали хорошо вооружённую элиту, поставившую себя над завоёванными – их властью и хозяевами, то и ни разу не единые племена, оказавшиеся под ними, приняли имя своих повелителей. Точнее, сами они не принимали, но поскольку все дела от имени захваченной территории вели болгары, то подвластное им население и стали называть по именованию начальников.
А как иначе? Вот пошёл некий болгарский князь Телец на Византию, повёл с собою славян болгарских же. Побили византийцы Телеца, но славян от болгар ещё отличали и многих – ещё в ранге союзников обретавшихся – приняли к себе, когда те бросили болгарского князя-хана и перешли на сторону ромеев.
А вот уже через всего 40 лет хан-князь Крум идёт на войну с византийцами, собирая и ведя с собою только болгар. И славяне в его армии – только из сторонних, чужих, на тех же позициях нанятых союзников, что и авары, тоже за Крумом на ромеев пошедшие. И когда победил Крум византийцев, а из черепа императора их Никифора чашу сделал, то пил за здоровье союзных славянских вождей – союзных, но сторонних, не в его государственной юрисдикции пребывающих.
А ещё через 40 лет, в 860-х годах, уже князь Борис опять воюет с Византией. Довоевался до того, что крестился сам и крестил Болгарию, но – уже никоим образом не отдельных болгар и отдельных славян, а весь свой народ, называемый уже только болгарским.
Правда, говорил этот Борис и его болгары уже по-славянски…
Может, и с русскими та же история? Жили же на нашей территории всяческие поляне, древляне, северяне… А потом появилась некая русь, под началом которой и соединились все тамошние славяне в одно государство.
Тем более, что летописец так и пишет:

Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля.

Пришли варяги-русь – и назвалась земля по их племенному имени.
Но здесь начинается место, где первоначальная дымка в вопросе о происхождении русских сменяется полнейшим туманом. Ибо болгары в истории зафиксированы. Были такие ребята – болгары. Происходили себе из гуннов, даже первого своего легендарного хана Авитохола выводили из Аттилы, а сына его Ирника – из сына Аттилы Эрнака. Были у них свои проблемы-трудности, по результатам которых хан Аспарух во главе своего племени оногондуров откочевал на Дунай, где и стал в 679 году благополучным основателем Первого Болгарского царства. Всё ясно, всё прозрачно.
 А вот племени русь никто не знает. Его вообще в истории нет. Даже и не славянского. Никакого.
Конечно, первая русская летопись – «Повесть временных лет» – объясняет, что это за племя:

Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.

Варягами в Древней Руси, а тем более во времена написания первой русской летописи в XI веке, называли наёмников - выходцев из Скандинавии. И только оттуда. Что и подтверждает данный летописцем список. Свеи – шведы, урмани – норманны, норвежцы, аньгляне – в те времена датчане, готы – выходцы то ли с острова Готланд, то ли из земли Гёталанд, тогда ещё не инкорпорированные в состав шведского этноса…
Ну, и русы – оттуда же. Звахуть их так, как других – шведами, данами, норвегами…
Вот только оказывается – нет, не так. Откуда бы ни взял русов летописец, к кому бы он их ни привязывал - но в этом списке они явно ни к чему. Ибо не нашли такого народа среди "варягов" в Скандинавии. Ни историки не нашли, ни археологи. Ни знатоки древних документов. "Яко се друзии" не зовутся они. Шведы с норвегами есть – а этих в Скандинавии никто не видел и не знает.
Получается, славянские племена в русский народ объединили неизвестные истории наёмники (ибо, повторюсь, именно так и понимался на Руси термин «варяги»). Причём наёмники чужеродные.  И объединили явно насильственно:

В лѣто 6391. Поча Олегъ воевати на древляны, и примучивъ я, поча на них дань имать по черьнѣ кунѣ.
В год 6391 (883). Начал Олег воевать с древлянами и, покорив их, начал брать дань с них по черной кунице.

В лѣто 6392. Иде Олегъ на сѣвяры, и побѣди сѣверы, и възложи на нихъ дань легъку, и не дасть имъ козаромъ дани даяти, рекъ: «Азъ имъ противенъ, а вамъ не чему».
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их, и вам <им платить> незачем».


В лѣто 6393. Посла Олегъ к радимичем, ркя: «Кому дань даете?» Они же рѣша: «Козаром». И рече имъ Олегъ: «Не давайте козаромъ, но мнѣ давайте». И вдаша Олгови по щелягу, якоже и козаромъ даяху. И бѣ обладая Олегъ деревляны, полями, радимичи, а со уличи и тиверьци имѣяше рать.

Олег – князь русский. То есть – от никому не известной руси.
И что же получается? Русский народ – творение находников, как в старину говорили? То есть оккупантов, захватчиков, взимателей дани? Да к тому же, в отличие от болгар, неизвестно какого происхождения…
Не обидно ли? Под русским зданием нет фундамента!
Вот поиском этого фундаментамы и займёмся.
Но сначала нельзя не оговориться, что до фундамента докапывались многие и до меня. Что значит многие? Сотни, если не тысячи авторов научных монографий, тысячи, если не десятки тысяч историков и археологов, десятки, если не сотни тысяч сочинителей самых разных жанров – от научно-популярного до фэнтэзийного. Перечислять все идеи и теории нет никакой возможности. Но можно описать две основные.
Первая теория – так называемая норманская – опирается на сообщения русской летописи и ряд других свидетельств. Прежде всего археологических.
Вторая, соответственно, антинорманская. И тоже опирается на летописи и ряд свидетельств. И археология соответствующая тоже, вроде бы, имеется.
В пользу первой теории прямо высказывается наша «Повесть временных лет». Согласно ей, новгородские славяне и другие племена, дотоле платившие уже упоминавшимся варягам дань, по неизвестной причине –

– изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти.

Но тут же перессорились между собой:

И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша.


Однако затем то ли оставшиеся в живых, после того как буйные друг друга повырезали, миролюбивые силы, то ли устрашённое результатами независимости межплеменное вече, то ли коллаборационистски настроенная аристократия (которая, впрочем, одновременно могла быть и умной, и устрашённой), а может, вовсе некий Комитет общественного спасения вызвали миротворческую миссию из-за моря:

И ркоша: «Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву». Идоша за море к варягом, к руси. <…> Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами».

Что уж там была за русь, так и неизвестно, Но написано в летописи:

И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля.

Русь успокоила страсти на севере, в Ладоге, а через двадцать лет захватила Киев и начала присоединение к нему земель и народов. А поскольку проходило всё под эгидой русов, то и стало государство прозываться Русью, и народ – русским.
Всё логично. Тем более, что кое-что подтверждается и археологически:

…Ладогу населяли долгое время славяне. <…> Скандинавы появляются вновь около 840 г. путём вражеского вторжения.
...
В середине 860-х гг. (около 865 г.) поселение в очередной раз подвергается полному разгрому.
...
Плотность застройки на площадке Земляного городища на уровне
VI (около 865-890-е гг.) и VII (890-е – 920-е гг.) ярусов заметно ниже, чем в предшествующие десятилетия IX в. <…> С этого момента можно говорить о сходстве его топографии с североевропейскими виками и т.н. «открытыми торгово-ремесленными поселениями» Восточной Европы.


То же касается и Изборска с соседним Псковом:

Во второй половине IX в. (вскоре после 860 г.) в низовьях Великой появляется группа варягов. Пришельцы уничтожают и торгово-ремесленное поселение на Труворовом городище, и племенной городок на Псковском городище, а на месте последнего возводят собственную крепость. В составе городской общины вплоть до XI в. сохраняется заметное варяжское присутствие…

Казалось бы, чего ещё искать? Есть свидетельство летописи, есть подтверждающие его археологические данные. Но остаётся одна очень серьёзная проблема. Заключается она в том, что вообще дошедшая до нас русская летопись писалась во времена и (как утверждают ведущие аналитики летописей, начиная с А.А.Шахматова) по заказу великого князя киевского Владимира Мономаха.
То есть двести лет спустя после реальных событий писалось то место в летописи…
Много бы мы знали о временах Наполеона, не будь у нас о том письменных источников? Многие ли помнят устные легенды, песни и анекдоты про Кутузова и Багратиона? Так и летописец – в лучшем случае вписал в свои анналы смутные предания о неизвестно ком, в худшем же… В худшем – просто присочинил полезную байку, ибо нужно ему было подвести историческую и идеологическую основу под призвание киевлянами в великие князья Владимира Мономаха, прав на великое княжение не имевшего…
Tags: Русские - не славяне
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments