Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Славяне до русских

Глава 4. Будущие славяне осваивают Евразию

Каким образом люди Р продвинулись в Сибирь – не очень понятно. С одной стороны, они вполне могли идти в массиве (если он был массивом) NO. Пусть каким-то своим родом вокруг нескольких авторитетных мужчин-родичей. Никто же, повторю ещё раз, не знал, из какой он гаплогруппы. Кто-то вообще остался на Андаманских островах производить там фурор среди дам. Кто-то в папуасы ушёл, но там явно не повезло – не успел сильно свою хромосому раскидать, покуда не поймали, не сварили и не съели. А кто-то до Монголии дошёл, где-то там на Алтай свернул, через него в Центральную Азию пришёл.

А что, климат позволял. За время, пока группа Р вынашивала в себе группу RQ), в Сибири шурышкарское потепление 50 - 44 тысяч лет назад сменилось кратковременным, на тысячу лет, кирьясским похолоданием, которое 41 тысячу лет назад сменилось золотомысским потеплением, а ему на смену пришло лохподгорское похолодание 34 - 30 тысяч лет назад. Это я к тому, что разнообразие климатов и, следовательно, ландшафтов было большим, и люди могли находить на этих огромных пространствах и места для жительства по вкусу, и маршруты миграций, вполне комфортные.

На китайский маршрут Р и затем R указывают также некоторые исследователи, которые наблюдают наличие маркёров R исходных типов именно в Китае, на юго-западе этой страны.

С другой стороны, люди Р могли не тянуться за людьми NO, а пойти обратно по прежним следам. Ибо вот какие есть наблюдения:

Около 8% найдено в Гуджарате (Индия) у представителей религиозной общины Давуди Бахра. В Уттар-Прадеж (Индия) и на севере страны у брахманов найдено около 3-4% линии P*. На Северо-Западе Китая в этнической группе киргизов - 2%, у этнической группы таджиков - 3%, а в целом на Северо-Западе Китая полпроцента линии P*. У северных алтайцев и в Пакистане найдено около 1%.

То есть могли эти люди пойти и обратно через Индию, а далее через незанятые тогда "земли племён" в Пакистане – Афганистане выйти на земли цветущей Центральной Азии. А что, вполне мыслимо: надо думать, в ожерелье горных долин, словно нанизывающихся бусинами на дороги, жил вполне себе непуганый зверь, позволявший собою подкормиться людям с копьями и луками.

Не исключены и оба пути.

Но так или иначе, в дальнейшем именно люди Р должны были на юге Сибири и в Центральной Азии встретиться с неандертальцами и с денисовцами.

Со вторыми (а также с неведомыми пока археологически, но вычисляемыми генетически ориенталензисами), надо полагать, встречались они ещё в Юго-Восточной Азии и в Китае. И по итогам этих встреч ничего положительного для них не оказалось (если, видимо, не считать гастрономических ощущений у сапиенсов) – оба альтернативных человечества родом из эректусов исчезли.

Первых, впрочем, постигла та же участь: ещё 45 – 36 тысячелетий назад мы встречаем неандертальское мустье и сами останки неандертальцев (пещеры Страшная и Окладникова на Алтае и проч.), а уже к минус 35 тысячелетию от наших дней – никого и ничего…

Хотя тепло было – как раз время Каргинского потепления в Сибири. На суровый климат исчезновение неандертальцев и денисовцев не спишешь.

Зато примерно тогда же появляются толбагинская культура в Забайкалье, макаровская культура Прибайкалья, кара-бомовская культура Алтая, которые вели происхождение от центральноазиатских мустьерских культур с техникой леваллуа. А рядом, в Бурятии, существовала параллельная куналейская культура, исповедовавшая альтернативную технологию – отщепа. Очень хочется найти в этом признак того, что здесь тогда совпали вновь тропки прежних родичей – тех, что начинались как NO и тех, что несли маркёр Р…

На это указывает и дальнейшее различие двух культурных ареалов. Та же уже известная нам мальтинско-буретьская культура в основе своей так и продолжает держать кремнёвые пластины призматической формы, а, скажем, синхронная ей макаровская в верховьях река Лена явно несёт в себе давние традиции отщепов.

Впрочем, этакое "противостояние" пластинчатой и отщепной технологий отмечают и профессиональные археологи. В их воззрениях материалы Мальты и Бурети относятся к "эталонным комплексам средней поры позднего палеолита" и вместе с подобными им комплексами выделяются в некую культурную область пластинчатых индустрий. Довольно обширную, надо признать – от Томи до Лены.

При этом важно, что –

- сходство этих индустрий прослеживается по целому ряду параметров, однако вопрос о культурной принадлежности комплексов остаётся открытым. Прослеживаемые параллели с верхним палеолитом Европы нашли отражение в выделении "классического" мальтинского комплекса [Медведев и др., 2001] и в гипотезе [Окладников, 1950] о привнесении в Сибирь культуры европейского происхождения. Особое внимание было обращено на микролитизацию инвентаря и его сходство с граветтскими индустриями [Лисицын, 2000]. / Зенин Василий Николаевич. ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ. АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук. Новосибирск – 2003/

Нет, сходство с граветтом тут вряд ли географическое – далеко, да и нет свидетельств такого переброса населения из Европы. Сходство, надо полагать, технологическое: если технологии исходят из одного мустьерского корня, то и путей развития их не так и много, если учесть материал и ограниченность средств воздействия на него. И "европейские" корни объясняются куда логичнее всё теми же контактами зашедших в Сибирь сапиенсов с неандертальцами – сначала на стадии гаплогруппы К с ближневосточными, затем, уже на стадии Р и начальной R – с центральноазиатскими и алтайскими.

Тот же случай, что в Европе. И даже во времени совместного бытования сходство – около 8 – 10 тысяч лет. Чёрт, и на Ближнем Востоке – тот же срок! Уж не закономерность ли тут какая? – за какое время сапиенсы перенимают у неандертальцев технологии, а самих их переваривают. В хорошем смысле. Хотя и в плохом – тоже не исключено.

Зато "отщеповые" индустрии (от Енисея же до Забайкалья - Шестаково, Уй1, Куналей и др.) представляются учёным более архаичными и сложившимся на основе местного мустье. А что такое – местное мустье? Это культура, очевидно, тех, кто пришёл в эти суровые места до появления в них "пластинщиков". То есть это, всё с тою же очевидностью, люди N, по пути сюда утерявшие своих собратьев гаплогруппы О, оставшихся осваивать будущую Срединную империю.

Tags: Славяне до русских
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments