Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Славяне до русских

Глава 4. Будущие славяне осваивают Евразию

Каким образом люди Р продвинулись в Сибирь – не очень понятно. С одной стороны, они вполне могли идти в массиве (если он был массивом) NO. Пусть каким-то своим родом вокруг нескольких авторитетных мужчин-родичей. Никто же, повторю ещё раз, не знал, из какой он гаплогруппы. Кто-то вообще остался на Андаманских островах производить там фурор среди дам. Кто-то в папуасы ушёл, но там явно не повезло – не успел сильно свою хромосому раскидать, покуда не поймали, не сварили и не съели. А кто-то до Монголии дошёл, где-то там на Алтай свернул, через него в Центральную Азию пришёл.

А что, климат позволял. За время, пока группа Р вынашивала в себе группу RQ), в Сибири шурышкарское потепление 50 - 44 тысяч лет назад сменилось кратковременным, на тысячу лет, кирьясским похолоданием, которое 41 тысячу лет назад сменилось золотомысским потеплением, а ему на смену пришло лохподгорское похолодание 34 - 30 тысяч лет назад. Это я к тому, что разнообразие климатов и, следовательно, ландшафтов было большим, и люди могли находить на этих огромных пространствах и места для жительства по вкусу, и маршруты миграций, вполне комфортные.

На китайский маршрут Р и затем R указывают также некоторые исследователи, которые наблюдают наличие маркёров R исходных типов именно в Китае, на юго-западе этой страны.

С другой стороны, люди Р могли не тянуться за людьми NO, а пойти обратно по прежним следам. Ибо вот какие есть наблюдения:

Около 8% найдено в Гуджарате (Индия) у представителей религиозной общины Давуди Бахра. В Уттар-Прадеж (Индия) и на севере страны у брахманов найдено около 3-4% линии P*. На Северо-Западе Китая в этнической группе киргизов - 2%, у этнической группы таджиков - 3%, а в целом на Северо-Западе Китая полпроцента линии P*. У северных алтайцев и в Пакистане найдено около 1%.

То есть могли эти люди пойти и обратно через Индию, а далее через незанятые тогда "земли племён" в Пакистане – Афганистане выйти на земли цветущей Центральной Азии. А что, вполне мыслимо: надо думать, в ожерелье горных долин, словно нанизывающихся бусинами на дороги, жил вполне себе непуганый зверь, позволявший собою подкормиться людям с копьями и луками.

Не исключены и оба пути.

Но так или иначе, в дальнейшем именно люди Р должны были на юге Сибири и в Центральной Азии встретиться с неандертальцами и с денисовцами.

Со вторыми (а также с неведомыми пока археологически, но вычисляемыми генетически ориенталензисами), надо полагать, встречались они ещё в Юго-Восточной Азии и в Китае. И по итогам этих встреч ничего положительного для них не оказалось (если, видимо, не считать гастрономических ощущений у сапиенсов) – оба альтернативных человечества родом из эректусов исчезли.

Первых, впрочем, постигла та же участь: ещё 45 – 36 тысячелетий назад мы встречаем неандертальское мустье и сами останки неандертальцев (пещеры Страшная и Окладникова на Алтае и проч.), а уже к минус 35 тысячелетию от наших дней – никого и ничего…

Хотя тепло было – как раз время Каргинского потепления в Сибири. На суровый климат исчезновение неандертальцев и денисовцев не спишешь.

Зато примерно тогда же появляются толбагинская культура в Забайкалье, макаровская культура Прибайкалья, кара-бомовская культура Алтая, которые вели происхождение от центральноазиатских мустьерских культур с техникой леваллуа. А рядом, в Бурятии, существовала параллельная куналейская культура, исповедовавшая альтернативную технологию – отщепа. Очень хочется найти в этом признак того, что здесь тогда совпали вновь тропки прежних родичей – тех, что начинались как NO и тех, что несли маркёр Р…

На это указывает и дальнейшее различие двух культурных ареалов. Та же уже известная нам мальтинско-буретьская культура в основе своей так и продолжает держать кремнёвые пластины призматической формы, а, скажем, синхронная ей макаровская в верховьях река Лена явно несёт в себе давние традиции отщепов.

Впрочем, этакое "противостояние" пластинчатой и отщепной технологий отмечают и профессиональные археологи. В их воззрениях материалы Мальты и Бурети относятся к "эталонным комплексам средней поры позднего палеолита" и вместе с подобными им комплексами выделяются в некую культурную область пластинчатых индустрий. Довольно обширную, надо признать – от Томи до Лены.

При этом важно, что –

- сходство этих индустрий прослеживается по целому ряду параметров, однако вопрос о культурной принадлежности комплексов остаётся открытым. Прослеживаемые параллели с верхним палеолитом Европы нашли отражение в выделении "классического" мальтинского комплекса [Медведев и др., 2001] и в гипотезе [Окладников, 1950] о привнесении в Сибирь культуры европейского происхождения. Особое внимание было обращено на микролитизацию инвентаря и его сходство с граветтскими индустриями [Лисицын, 2000]. / Зенин Василий Николаевич. ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ. АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук. Новосибирск – 2003/

Нет, сходство с граветтом тут вряд ли географическое – далеко, да и нет свидетельств такого переброса населения из Европы. Сходство, надо полагать, технологическое: если технологии исходят из одного мустьерского корня, то и путей развития их не так и много, если учесть материал и ограниченность средств воздействия на него. И "европейские" корни объясняются куда логичнее всё теми же контактами зашедших в Сибирь сапиенсов с неандертальцами – сначала на стадии гаплогруппы К с ближневосточными, затем, уже на стадии Р и начальной R – с центральноазиатскими и алтайскими.

Тот же случай, что в Европе. И даже во времени совместного бытования сходство – около 8 – 10 тысяч лет. Чёрт, и на Ближнем Востоке – тот же срок! Уж не закономерность ли тут какая? – за какое время сапиенсы перенимают у неандертальцев технологии, а самих их переваривают. В хорошем смысле. Хотя и в плохом – тоже не исключено.

Зато "отщеповые" индустрии (от Енисея же до Забайкалья - Шестаково, Уй1, Куналей и др.) представляются учёным более архаичными и сложившимся на основе местного мустье. А что такое – местное мустье? Это культура, очевидно, тех, кто пришёл в эти суровые места до появления в них "пластинщиков". То есть это, всё с тою же очевидностью, люди N, по пути сюда утерявшие своих собратьев гаплогруппы О, оставшихся осваивать будущую Срединную империю.

Tags: Славяне до русских
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments