Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Славяне до русских

Глава 8. Лесной народ

Понятно, что в генезисе славян участвовали первые две волны, преимущественно, впрочем, вторая. Об этом опять говорит генетика.

Вновь напомню: расходились не гаплогруппы. Расходились люди. А уже затем,после разделения, включались процессы генетического замещения меньшинства большинством. Ничего личного, просто математика.

Поэтому когда носители R1b изначально шли из Закаспия на Урал и Волгу, где и образовали ряд "конных" сообществ, в этих сообществах продолжало сохраняться и подерживаться большинство «бэшек». А когда встретились с начинающими земледельцами, большинство которых принадлежало к R1a, то стали совместно, то сливаясь в общие культуры, то разделяясь, и наконец, слившись в одну, ямную, эксплуатировать ресурсы таврической степи. Хотя и каждый по-своему.

Когда настали плохие времена, то и разбегаться начали эти добрые люди, нимало не заботясь о своей генетической принадлежности. Однако некая генетическая память о предыдущей специализации сохранялась. И среди конников, что взяли на меч Западную Европу, оказалось больше носителей R1b, а земледельцы садились на землю и размножали R1a, к которой у них принадлежало большинство мужчин.

Ну, а дальше вступали в силу самые разнообразные обстоятельства. На какой-то территории оказывалось больше всадников с R1a — или у всадников больше вождей с R1a. И вот мы видим, например, в Скандинавии, куда вышедшие из ямников земледельцы точно не добирались, собственный скандинавский кластер R1a - Z284. А в центральной Европе больше господствует кластер R1a-M458. А в восточной — R1a-Z280. И ребята эти — вполне степного происхождения: их «родительский» (через Z282) субклад - R1a-Z283, появился в степи. И возраст появления как раз укладывается в рассматриваемую эпоху – 5 тысяч лет назад.

Из этих субкладов R1a-Z280 в процессе дальнейшей жизни дал начало прото-балтославянскому субстрату, в то время как кластер R1a-M458 может рассматриваться как просто прото-славянский субстрат.

Повторю и в этой книжке данную часть генеалогического древа R1a:

R1a

|

R-M459

|

R-M198

|

R-M417---------R-CTS4385(ср-стог)-----R-L664

|

R-Z645----------R-Z283----------R-Z282------------------------------R-Y2395

| | | |

R-Z93 R-PF6155 R-Z280(бал/слав) R-Z284(сканд)

| |

R-Z94 R-M458(слав)

Илл.11. Субстраты R1a в Европе. (Источник: Kipchak Håkan/ http://www.theapricity.com/forum/showthread.php?123285-R1a-news-charts-trees-maps-scientific-papers-questions-answers/page6)

Причём необходимо, как видим, очень настоятельно отметить, что для генетических славян основной ареал — отнюдь не тот же, что у будущих балто-славян. Скорее всего, изначально это была какая-то часть конников, по тем же непонятным причинам оставившим здесь значимый ареал R1a, что и в Скандинавии. А славянами они стали — скрупулёзно говоря, славянозычными, ибо славяне не единый народ и никогда им не были, а не более чем представители одной языковой семьи, - гораздо позднее. Во времена экспансии славяноязычных племён в центральной и южной Европе. Об этом будет ещё речь.

А кое-кто из носителей R1a ушёл совсем на восток. Это были – для памяти ещё раз повторимся – преимущественно носители R1a-Z93. Их и можно определить как будущих прото-«ариев» – это как раз андроновцы-синташтинцы. И здесь у этих ребят и развились языки, которые стали называть индо-иранскими.

Соответственно, нас в дальнейшем будет преде всего интересовать путь предков наших, «русских» славян — от кластера R-Z280 до сего дня.

Правда, в этой связи важно здесь ещё и ещё раз подчеркнуть: генетическая история не есть этническая история. Носители R-Z280 — только биологические предки славян. Но никак не исторические, культурные и этнические. Потому что у русских славян нет с ними культурной и этнической идентичности. Не бытуют, скажем, мифы, сказки, героические сказания из тех времён. Неизвестны имена героев и вождей, которые сохранялись бы в преданиях и вызывали бы чувство личной причастности к их памяти. Не передались сказания, былины, легенды, которые заставляли бы до сих пор трепетать сердца от гордости или боли за «наших». Даже язык. Да, тот язык был в опредлённой мере предковым для современного русского. Но - другой.

А одной общей генетической линии, без исторической преемственности, — недостаточно. Ибо генетическая история различается даже у людей, уж точно входящих в один народ и идентифицирующих себя как принадлежащих к этому народу.

Но тем не менее — кто были эти люди? Каковы? Как жили, чем занимались, во что верили?

Что же, давайте полезем вверх по стеблю того генетического ростка, который связывает носителей R-Z280 с нынешними руссими славянами. И проследим за историей этого воистину лесного народа.

Поначалу никакой отдельной археологической культуры мы в населяемом этими людьми ареале не отмечаем. Наоборот, здесь на пржнее местное население наложилась культура шаровидных амфор (КША) — довольно странное на первый взгляд, но логичное с точки зрения теории нелинейных взаимодействий квантовых групп, изложенной в книге «Русские до славян», историческое явление.

Примечание про квантовые интегрируемые системы

Одно из моих любимых мест – уж извините, в собственном творчестве, – описание в рассказе "Солнце Армагеддона" некоей математической модели, применённой одним игроком в "Цивилизацию" к своим юнитам. Выглядело это так:

"Смотри! Вот мы создаём невзаимодействующие сущности, потенциал которых аддитивен. То есть мы просто складываем их энергии-качества - и на том всё заканчивается. А у него - только начинается!

Судя по всему, этот Волк представил стада в виде свободных частиц и начал под них нелинейные интегрируемые уравнения составлять. Грубо говоря, внутри стада он создал набор простых солитонов, но определённым образом чувствующих друг друга. И они деформируют своих партнёров так, что взаимодействие между ними порождает нетривиальную конфигурацию. Внедрил n-солитонное решение, так сказать.

И получается, что внутри одной частицы, стада этого - куча собственно юнитов, с их собственными уже функциями! А это значит, ему надо не просто конфигурации вычислять, а их вероятности. Понимаешь? Это же задача на порядок сложнее. Да какое там - на порядок! На три! Он, по сути, вообще фактически в квантовые группы уплыл! Не просто n-мерное пространство векторов выстроил, а вероятностное пространство с изменяемой размерностью - юниты-то не вечные, одни же по ходу убиваются, другие рождаются... В общем, создал Волк этот, по сути, квантовую интегрируемую систему!"

Беда большинства историков в том, что им не преподают высшую математику хотя бы в рамках матанализа, не говоря уж про алгебры Ли и дифференциальную геометрию. Потому взаимодействие человеческих существ они представляют механически. То есть общества для них – это набор людей, чьи качества и потенциалы складываются вместе. И дальше с ними что-то делается при помощи некоего управляющего-направляющего воздействия.

А на самом деле люди – сами по себе сложные интегрируемые системы, которых в математических понятиях можно сравнить с солитонами. То есть с некими структурно устойчивыми (мы ведь структурно устойчивы?) уединёнными (соединяем тела ведь только во время секса?) волнами-частицами (каждый из нас в человечестве частица, но с волновыми функциями, не так ли?), которые распространяется в нелинейной среде (а таков и есть мир вокруг нас).

А как ведут себя солитоны при распространении? Они при взаимодействии или при возмущениях не разрушаются, а продолжают движение. То есть мы, люди, при взаимодействии с другими нередко, конечно, разрушаемся. Но согласимся, что на фоне преодолённой до того жизни сам момент смерти в случае убийста можно считать пренебрежимо малым. Достаточно ввести статистический коэффициент на убыль – но и на появление новых! – солитонов, чтобы модель стала удовлетворительной.

И вот теперь смотрим. Люди составляют общества, то есть – конфигурации солитонов. И в них свойства-потенциалы не просто складываются, а нелинейно взаимодействуют между собою, подчас полностью меняя функции их носителей. А в зависимости от этого меняются и свойства конфигураций. И вот у нас и получается этакое n-векторное пространство нетривиально меняющихся человеков и их взаимодействий. У нас получаются и квантовые группы над большим полем К человеческой планеты.

Поселения КША маленькие, а культурный слой на них — тонкий. Это заставляет сделать вывод, что носители шаровидных амфор на одном месте долго не сидели. И в то же время они не были кочевниками, хотя здесь и зафиксированы ритуальные захоронения лошадей. Хозяйство было скотоводческо-земледельческое, и памятники этой культуры расположены исключительно в районах плодородных почв.

Вкупе такие данные вызывают ощущение, что эти люди просто были вынуждены часто передвигаться по здешним лесам, отвоёвывая у них один участок за другим. И что на деле мы видим просто некие осколки разных народов, выдавленных с прежних территорий обитания по тем или иным причинам.

Впрочем, в предыдущей работе мы эти причины вполне надёжно установили: шаровидники, по сути, представляют собою "предволну", которую погнали перед собою ямники. То есть это действительно осколки культур и племён, которые согнаны со своих мест даже не самим нашествием ямников, а теми, кого те вытесняют. При квантовой волнообразной природе миграций происходит взаимодействие культур, которое имеет математически нетривиальный характер. В ходе такого контакта происходит взаимовлияние и итоговое взаимное переформатирование, когда люди разных обществ совмещаются друг с другом, приняв наиболее подходящую технологию, быть может, перпендикулярную поначалу обоим. А те, кого они сдвинули, вступают в подобное взаимодействие с третьими — и конце концов на момент затухания волны мы видим образование новых культур и новых обществ.

Как это происходило в природе. Можно видеть на примере взимодействия между нарвской культурой - «старых» европейцев, носителей ещё гаплогруппы I — и теми же шаровидниками.

- Около 3000 г. до н.э. или чуть ранее на территорию нарвской культуры стали проникать носители культуры шаровидных амфор. Не исключено, что овцы, козы и лошади, а кроме того, просо, пшеница и пахотное земледелие и шли в нарвские поселения вместе с первыми мигрантами с юга, которые были носителями культуры шаровидных амфор, поскольку отмечаются они лишь в поздних поселениях нарвской культуры.

Обратим на это внимание: в поздних. Появление шаровиков само по себе обозначало конец нарвской культуры. То есть даже если вторжение носит мирный характер или характер взаимного проникновения, встретившиеся культуры всё равно необратимо меняются. И одна (или обе) наружно, для археологов, исчезают. А на деле эволюционируют во что-то новое, но – сохраняющее часть старого:

Всю первую половину III тыс. до н.э. происходило постепенное изменение нарвской культуры и смешение её носителей с выходцами из Центральной Европы. Однако сохранились такие нарвские традиции, как возведение наземных деревянных построек или приверженность к определённой системе религиозных символов. Именно поэтому символические изображения змей, водоплавающих птиц, лягушек, лосей и других животных отнюдь не утратили своего культового значения. В балтийской мифологии и по сей день можно отыскать имена древнеевропейских богинь, так как местное население никуда не исчезало…

Что же касается самой культуры шаровидных амфор, то она была весьма красива. Например, у её носителей существовал —

очень торжественный обряд погребения в монументальных каменных гробницах, над которыми иногда насыпали курганы. Иногда покойников сжигали. Есть особые захоронения животных. Известны случаи, когда покойника привозили на парной упряжке быков и этих животных хоронили вместе с умершим. Такие пышные похороны свидетельствуют о значительных социальных сдвигах. Ещё ярче об этом говорят парные и коллективные захоронения. В парных погребениях мужчина хоронился в сидячем положении, а женщина — у его ног (предполагается ритуальное убийство). В другом — у ног умершего юноша и девушка. <…> Мужчин хоронили с оружием, женщинам клали костяные и янтарные украшения. 289

Быт свой эти люди тоже делали красивым:

Для памятников культуры шаровидных амфор типичны украшенные резьбой костяные подковообразные поясные пряжки с прорезями и мелкими круглыми
отверстиями, подвески из клыков кабана и зубов медведя, глиняные бусины, янтарные цилиндрические бусины и округлые подвески. Среди янтарных изделий имеется амулет с отверстием в центре. С одной стороны на нём помещен символ солнца — крест, с другой — схематичное изображение трёх человек с луками и стрелами. Известны и медные украшения.
361

При этом набор способов погребений чересчур разнообразен для единого народа —

трупоположение и трупосожжение, подкурганные и бескурганные захоронения, захоронения в простые ямах и каменных ящиках, одиночные и коллективные, совершённые одновременно и последовательно. 155

Что нам уже понятно: шаровики — это ещё формирующийся (покамест продолжается экспансия переформатировавшихся в культуру шнуровой керамики ямников) синтез культур, вовлечённых в волновые миграционные процессы.

Одновременно через те места, куда уже пришли будущие балто-славяне, вовсю продолжают перекатываться волны, поднятые шнуровиками/топорниками, боевая и управляюшая эффективность которых произвела на окружающие народы такое впечатление, что региональными вариантами её начал наполняться весь север Европы. И восток — тоже.

Культуры шнуровой керамики или боевых топоров — это ряд генетически связанных культур, которые широко распространяются от берегов Рейна до Волги. К ним относятся саксотюрингская (или классическая) культура, культура одиночных могил Дании и Шлезвиг-Гольштейна, культуры одерской шнуровой керамики, рейнских кубков, культура ладьевидных топоров Швеции, Финляндии и Эстонии, культура Злота (в Польше), ржуцевская, или висло-неманская, в юго-восточной Прибалтике, среднеднепровская, фатьяновская и ряд более мелких. 155

Вот, в частности, где-то в этих самых «Оковьских» лесах, где нацелилсь жить R-Z280, сформировалась так называемая фатьяновская культура. И именно как региональный элемент шнуровиков/топорников.

Далее фатьяновцы – в основном, классические европеоиды, которые носят генетику R1a, - обрушиваются на ареал волосовской культуры. Которые тоже из «прежних» - присходят от льяловской культуры, а та — от людей културы ямочно-гребенчатой керамики. Так что не исключено, что в образе фатьяновцев в экспансию бросились как раз R-Z280. Хотя бы частично.

Под влиянием культуры шаровидных амфор и возникла очень интересная для нашего рассмотрения среднеднепровская культура. Возникла практически в одно время с культурой шнуровой керамики (она же — боевых топоров): 5200 лет назад. Но — несколько раньше. Что, с одной стороны, доказывает тезис, что родилась она среди эмигрантов, уходивших от потерявших всякую узду конных «сокультурников», а с другой - ещё раз доказывает как точность определения появления новых археологических культур через квантовые интегрируемые преобразования, так и генетические свидетельства миграций ямников.

Потому упоминания о том, что она является ветвью КША, представляются не совсем корректными. Среднеднепровская культура явственным образом является культурой - мигрировавших ямников, впитавших импульсы от КША:

Захоронения проводились в курганах, с положением костяка на левом или на правом боку с согнутыми ногами; некоторые из них использовались ещё со времени ямной культуры.

Но в какой-то мере это родичи «топорников»:

В захоронениях обнаружены каменные топоры.

Жили эти люди на территории примерно от нынешнего Киева и севернее, по территории Белоруссии. Особенно примечательно, как мы увидим дальше, что этот ареал не раз будет становиться ещё регионом зарождения и бытования всё новых и новых культур.
Занимались эти добрые люди скотоводством (найдены кости мелкого и крупного рогатого скота, лошади и свиньи) и земледелием (найдены обломки зернотерок, каменная мотыга, а также отпечатки выгоревших зерен пшеницы, обнаруженные на некоторых сосудах).

Жили в наземных жилищах столбовой конструкции с очагами:

Поселения этой культуры расположены в поймах рек на песчаных дюнах или останцах, по краю боровой террасы, на высоких мысах, часто на площади предшествовавших им поздненеолитических поселений. Это были небольшие поселки, застроенные наземными, по-видимому, деревянными жилищами, внутри которых обнаруживаются выложенные из камней открытые очаги. http://arheologija.ru/srednedneprovskaya-kultura/

В качестве посуды изготавливали плоскодонные горшки шаровидной формы. Орнамент которых, кстати, представлен отпечатками шнура.

Верили во что-то, где присутствовал культ огня и солнца.

В этом, конечно, нет ничего необычного — подобные культы бытовали практически всегда и у всех народов. Тем не менее, аллюзия на религиозные представления ранных восточноевропейских славян может быть признана. Особенно, если учесть генетическую непрерывность этого генетического субклада именно в этой местности.

Есть и ещё одна традиция восточных славян, которая отмечена у среднеднепровского населения — височные женские кольца:

Из украшений известны очковидные привески, височные кольца и браслеты с суживающимися и заходящими друг за друга концами.

А это очень важный культуроопределяющий признак — в более поздние времена по характеру височных колец определялась принадлежность женщин тому или иному славянскому племени. Наряду с преемственностью языковой и генетической, это лишнее подтверждение тому, что среднеднепровцев можно рассматривать в качестве славянских предков.

Дожила эта культура — кстати, как и культура боевых топоров — до примерно 4,3 — 4,1 тысяч лет назад. А эта дата просто в ногах валяется, прося связать гибель этих культур с новой эпической засухой.

Tags: Славяне до русских
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments