Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Славяне до русских

Глава 9. Смена культур как следствие смены климата

Дело в том, что через некоторое время после начала «ямного» переформатирования Европы снова начал меняться климат. Вместо засухи наступило так называемое раннесуббореальное похолодание, захватившее время с 4,8 до 4,2 тысяч лет назад. Средняя температура была тогда более чем на 2 градуса ниже современной. Одновременно усилилась влажность: осадков выпадало пример­но на 100 мм больше, чем сейчас. По всей северной Евразии разлились озёра, увеличилась площадь болот.

В это время на месте ямников осваиваются люди катакомбной культуры. Это тоже полуоседлые-полускотоводы, и в той мере наследники ямников, в коей это наследство уцелело в ходе волнового переформатирования этих культур. Которое, кстати, длилось достаточно долго — около полутысячелетия Причём на одной территории, отчего я лично склонен считать катакомбцев просто переформатировавшимися ямниками — из тех, кто остался, а не отправился в Европу, чтобы ТАМ переформатироваться в носителей культуры шнуровой керамики.

Но около 4200 лет тому назад на Земле происходит новая смена климата, которая стала для тогдашнего человечества настоящей экологической катастрофой. Наступил среднесуббореальный термический максимум. Иначе говоря, новая засуха, когда среднегодовая температура на 2–2,5 градуса превышала современ­ную, а осадков выпадало на 50–100 мм меньше.

Что это означало? А означало это крайне трагическое развитие событий.

Началось иссушение планеты. Именно всей планеты: следы того экологического бедствия и до сих пор находятся археологами и климатологами по всему миру — от Индонезии до Гренландии.

Засуха была такая, что в благословенном Египте люди своих детей ели! Ибо Нил… пересох! Ну, почти. Во всяком случае, обмелел до состояния едва ли не ручейка. Его переходили вброд.

Именно в это время здесь отмечено и прекращение существования Древнего Царства. Как раз около 2200 года до н.э. страна распадается на множество независимых областей — номов, причём в результате ожесточённых военных действий. Резня длилась с 2250 по 2070 годы до н.э. Правда, до самого пика засухи было ещё далеко, но хватило уже и этого её первого дыхания. Дело ведь ещё в том, что войны эти против центрального руководства, приведшие к распаду страны, - были фактически битвами с богом. Ибо именно таковым считался фараон в Древнем Египте. И отвечал, в частности, за климат.

И уж если в Священной Та-Кемт люди подняли руку на бога, то что творилось в других, менее цивилизованных местах?

А творилось то же самое. Великая Сушь. От неё скисла и свернулась осенним листиком знаменитая и высокоразвитая харппская цивилизация в долине реки Инд. Рухнула Аккадская империя в опустынившейся Месопотамии. Произошёл ряд других подобных катастроф.

И по меньшей мере часть из них были спровоцированы новыми степными всадниками. Потому что их тоже очень болезненно затронула засуха в дотоле изобильных степях и лесостепях. И они, естественно, по старой привычке отправились искать более уютное место для жительства, нежели ксерофитные степные ландшафты с преобладанием маревых и полыней.

Обездоленные, потерявшие свои стада, но крепко военизированные и уже вооружённые изобретёнными ими к тому времени колесницами, примерно на рубеже 5 — 4 тысячелетий до н.э. орды степных воинов покатились через Месопотамию, Малую Азию, Сирию вплоть до дельты Нила. Как бы ни высохли тут великие реки, а возле них есть селения и города, а в городах есть чем поживиться.

И поживились. Это бедствие и породило первые легенды о вторжениях страшных северных народов, Гога и Магога, от которых нет спасения и нет убежища.

Но и плохое кончается. Около 3900 — 4000 лет назад климат становится мягче, влажнее. И на месте сухих степей появляется экосистема уже лесостепи.

Условия, в которых они жили, необходимо описать.

Примечание про раннюю лесостепную культуру

Здесь сама природа требовала даже от прежнего кочевого населения сменить род занятий. Реки, разливающиеся по поймам, и сами поймы с их лёгкими, пригодными для деревянного рала почвами, просто молили: паши! Выращивай хлеб! Коси траву! И скотину не надо уже гонять по степи за прокормом. Строй дом, заводи хозяйство — земля даст всё!

И люди действительно быстро перешли к оседлому земледелию.

Вот как выглядела ещё одна культура, которую можно соотнести с предками славян.

В XV — XII веках до н.э. образуется тшинецкая (или тшинецко-комаровская) культура. Она простирается от Судетских гор и Татр куда-то за Днепр в Подесенье, а дальше сходит на нет в степях. Эта общность была уже почти чисто сельскохозяйственной, оседлой, занималась в своих небольших деревеньках земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой. Ушицу любили… Но орудия труда — топоры, ножи, серпы — здесь делали из камня. Бронза, похоже, была слишком дорога — её употребляли прежде всего для украшений. Впрочем, отсталости в этом искать не надо: одновременные с этой культурой герои Ахайи и Трои тоже считали бронзу великой ценностью.

Религиозные воззрения этих людей явно базировались на идее переселения душ, что роднит её с более ранними идеологиями индоевропейцев. Любопытно, впрочем, что есть указания на то, будто в одном из селений было раскопано два святилища:

Одно было посвящено богу земледелия Святовиту, а другое — богу скотоводства Велесу.

Не знаю, как к этому относиться. Боги явно славянские — но до настоящих, исторических славян отсюда ещё тысяча лет расстояния. Так что просто привожу эту цитату из книги великого Б.А.Рыбакова. Который, впрочем, был склонен к «удревлению» славян всеми возможными способами.

То, что о славянах в строгом смысле говорить ещё нельзя, доказывает то, что как-то без особых трений и возражений со стороны людей тшинецкой культуры часть её влилась в состав другой — лужицкой. Которая была мультиэтнична, но несла большой оттенок кельто-иллирийского субстрата. Ничего похожего на славянское у этой культуры нет. И могилы другие — целые поля погребальных урн. И дома другие — не полуземлянки, а столбовые, с плетнём, обмазанным глиной. И технологии — бронзу и другие металлы здесь лили много и умело.

Отметим: география примерно совпадает, а вот по времени между растворением среднеднепровской культуры 4,2 тысячи лет назад и возникновение тшинецкой 3,5 тысяч лет назад виден разрыв в 700 лет. Неужели на это время люди отсюда ушли? Нет, не совсем. Место среднеднепровской культуры занимает сосницкая, возникшая 3,8 — 3,9 тысяч лет назад. Совсем чистой преемственности тут нет, да и лаг временной присутствует, но тем не менее всё очень похоже на то, что сосницкая образовалась из каких-то остатков среднеднепровцев, переживших смену климата на месте, н ушедших куда вместе с более мобильными соплеменниками.

А вот тишенцкое население было явно пришлым — это наследники и носители местных вариаций культуры шнуровой керамики на территории Польши распространились до этих мест.

Судя по всему, особого контакта между этими культурами, которые вызвали бы заметные квантовые преобразования, не было. Во всяком случае, сосницкая культура благополучно дожила до примерно 1000-го года до н.э. (т. е. до 3000 года назад), когда плавно переходит в лебедовскую.

Тогда же тихо заканчивается и тшинецкая, растворившись в лужицкой и белогрудовской культурах.

А знаете, с чем это совпадает? Наверное, догадаться не трудно: с очередным изменением климата — с так называемым событием Бонда 2, то есть с очередной засухой 2900 лет тому назад.

Но до этого пока далеко. А пока есть смысл кратенько проследить судьбу другой части ямеников — тех, что ушли на восток, унося, или получив в процессе, мутацию R-Z93. Потому что однажды они вернутся на землю предков и окажут важное влияние на судбы предков восточных славян.

Подробно их транзакции мы рассматривать не будем, уопмянем лишь, что в результате новое важное ядро носителей гаплогруппы R1a сложилось на Южном Урале и распространилось по степям вплоть до Монголии.

От этих людей остались памятники, зафиксированные в потаповско-синташтинских, синташтинских и петровских комплексах. Все они входят в состав так называемой андроновской культуры. Ей, в свою очередь, предшествует абашевская, той — уже известная нам катакомбная, напрямую связанная с ямной.

Между прочим, именно синташтинское население «отметилось» таким памятником как Аркаим.

К сожалению, здесь не место для разговора об этом цивилизационном феномене. Можно лишь отметить, что просуществовал он не очень долго — порядка 150 — 200 лет. И был покинут населением — всей «Страны городов», частью которой был Аркаим, около 3500 года назад. И это совпадает со временем, когда разразился крупный внезапный катаклизм, — взрыв вулкана на острове Санторин.

Немалая, судя по всему, была катастрофа. Например, страшное извержение вулкана Кракатау на Яве в конце позапрошлого века вызвало гибель 36 тысяч человек и выбросило столько пепла, что громадные пространства Азии погрузились в сумрак на несколько дней. А взрыв на острове Санторин был в пять раз мощнее!

Может быть, именно с этим явлением связаны строки из древнеиндийского эпоса «Ригведы» о том, что «ночь длилась сто дней», «было два месяца лета и десять месяцев зимы», «холод проник повсюду»? Долгая и страшная «зима» из-за поднятого в воздух вулканического пепла — вполне закономерное явление.

Кстати, и «Библия» говорит о чём-то похожем. В части, связанной с исходом евреев из Египта, которое произошло, согласно авторитетным оценкам, тоже около маркера полутора тысяч лет до нашей эры. Помните этот пепел «во всей земле Египетской», вызывавший «воспаление с нарывами»? Испорченную воду в «воссмердевших реках», и густую «осязаемую тьму»?

Конечно, от Египта и Крита до Урала далеко. Но если извержение Кракатау отразилось на всей планете, то более страшное санторинское тем паче имело все шансы войти в эпос. В качестве примера гнева богов, скажем.

И вот тут — очень важная историческая метка! Где-то в это же время на пришедших в упадок землях индийских цивилизаций Хараппы и Мохенджо-Даро появляются завоеватели с севера, которых называли ариями.

Слово «арья» — самоназвание предков индийцев и иранцев, представлявших тогда индоиранскую языковую и культурную общность. Отсюда — арийцы.

В Индии, как сейчас полагают, индоарии представлены археологической культурой «серой расписной керамики». Она, как показали раскопки, была распространена в Восточном Пенджабе, вплотъ до впадения Ямуны в Ганг. И вот нижняя её граница относится примерно к XII веку до н.э. А поскольку культура «серой расписной керамики» создалась уже в Индии, то начало проникновения ариев сюда относится к XIV— XIII векам до н.э.

То есть вскоре — по тем временным масштабам передвижений народов — после извержения Санторина и ликвидации Аркаима...

Связаны ли эти явления между собою?

Археологического материала мало, и он может интерпретироваться различно. Но у нас есть важный — и объективный! — инструмент. Генная генеалогия.

Давайте снова заглянем в хромосомные «дневники» народов. И тут же выясним: по меньшей мере четверть населения Индии сейчас имеет ту самую гаплогруппу R1a1. Более того — у значительной группы исследованных индийцев и пакистанцев обнаружился гаплотип 16-12-25-11-11-13. А какой базовый гаплотип у русских славян? Тот же самый: 16-12-25-11-11-13. Очень большая похожесть суещствует и в «облаках» гаплотипов между русскими славянами и индусами.

Но кто-то, естественно, как всегда, остался дома. Ибо ландшафты, как мы уже знаем, исторгают только «лишнее» для данных природных и климатических условий население. Остальные продолжают жить на месте.

И вот в Степи примерно 3,5 тысяч лет назад наряду с андроновской, которая бытовала в пространстве от Урала до Енисея, формируется другая большая культурная общность — срубная. Она занимает место от Урала до Днепра, замещая катакомбную общность и включая её носителей в свой состав.

И вот из срубной общности исходит народ, наводивший ужас на современников, и одновременно вновь напомнивший ушедшим в леса земледельцам о существовании конных «кузенов».

Tags: Славяне до русских
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments