Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Славяне до русских

Глава 10. Киммерийцы

«Отец поэзии» Гомер рассказывал в «Одиссее» о киммерийцах так:

Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звёздное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростёрта над жалкими смертными…

Кажется, это первое известие о них, ведь поэмы великого грека датируются VIII веком до н.э. То есть — 2,7 тысяч лет назад, что подводит нас по времени непосредственно к событиям, отображённым в предыдущей главе. Тем более что, возможно, этот кусок был взят им, как и, собственно, сюжеты его поэм, из преданий, легенд и песен более ранних времён, времён Троянской войны. Судя по результатам раскопок в Трое, это примерно 1260-е годы до н.э.

В таком случае мы можем фиксировать отсутствие какого-либо разрыва в истории синташтинцев, андроновцев, людей срубной культуры и киммерийцев.

Появление этой группы кочевых племён Степи на горизонте ахейских греков опять совпадает с тем же событием Бонда 2, то есть с тем самым ухудшением природно-климатических условий, которое, естественно, затронуло и степи.

Итог, по данным археологии:

В XIIX вв. до н.э., по сравнению с предшествующим периодом, в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. Те же тенденции сокращения населения проявляются в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит своё отражение в отсутствии на этой территории поселений и стационарных могильников.

Налицо деградация на фоне жесточайшей войны и резни всех против всех. И куда в этих условиях податься естественным или насильственным образом обедневшему и деградировавшему из-за потери прогрессивных форм хозяйствования населению?

Два пути у него. На север — укрыться среди лесов нынешней центральной России. Это путь для жертв и небоеспособных беженцев. Часть населения — тоже как обычно - осталась в степях, избрав наиболее пригодные для жизни места, например в долинах больших рек. Именно с таким населением –

– следует связывать другую группу киммерийских памятников. Она названа «черногоровской» по захоронению в кургане у хутора Черногоровский в Донецкой области. Эта группа памятников локализовалась на широкой территории от Заволжья на востоке до низовий Дуная на западе. Именно черногоровское население более тесно связано по обряду погребения и общему облику материальной культуры со степными культурами эпохи поздней бронзы юга Восточной Европы. 230

И есть ещё путь на юг. К тёплым морям и богатым городам. Население которых, конечно же, не откажется восполнить дефицит наличных продовольственных и денежных средств у грозных воинов Севера.

Этот выбор, похоже, и заставил развалиться уже новую земледельческо-скотоводческую общность — в данном случае срубную культуру — на две части: земледельческую, снова отправившуюся в леса на севере, и конную кочевую. Она же — конная боевая.

И вот сначала мы видим –

– территории предгорного Крыма и Северного Кавказа, в частности Закубанья, где в предскифский период отмечен резкий прирост могильников. Многие из них несут в себе черты, свидетельствующие о контактах со степными племенами. Данное обстоятельство явилось важным фактором формирования одной из групп киммерийских памятников, получивших в науке название «новочеркасской». Основной территорией распространения «новочеркасской» группы является Предкавказье и лесостепное Днепровское Правобережье. Культура этого населения сформировалась преимущественно в процессе тесных контактов ранних кочевников и местного населения Северного Кавказа. 47

Здесь помещает киммерийцев и «отец истории» Геродот. Правда, в своём V веке до н.э. он пишет о старине, и в его время киммерийцев вытеснили уже скифы. Но он упоминает ещё о могиле киммерийских царей у реки Тирас (Днестр) и называет ряд топонимов —

– и теперь ещё есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор.

Итак, два «отца» — поэзии и истории — дают нам картинку движения этого народа. От «севера дальнего», где полярная ночь (явно отголоски индоевропейских же преданий о Заполярье, кое и для древних ариев было краем света), до Причерноморья.

Ну, а оттуда — понеслись дальше на юг конные лавы яростных и умелых северных бойцов.

Необычный внешний облик этих варваров был запечатлён на вазах, а античные литературные и ассирийские клинописные тексты сохранили некоторые имена их военачальников:

Теушпа, Лигдамис (или, по синхронным ассирийским документам, Дугдамме), Сандакшатру.

Явно индоевропейского происхождения имена.

А вот что об этом натиске можно узнать по аутентичным источникам.

Народ гамирра стал тревожить северные границы государства Урарту начиная с последней четверти VIII века до н.э. Около 714 года до н.э. царь урартов Руса I решил их проучить. Были собраны едва ли не все урартские войска, –

– причём в них находился и сам царь, его туртан (главнокомандующий), и к тому же по меньшей мере 13 областеначальников. Несмотря на концентрацию сил урартов, киммерийцы нанесли им сокрушительное поражение, наголову разгромив войска туртана и ещё 2 областеначальников и захватив их самих в плен. Остальные 11 областеначальников были вынуждены отступить, а сам царь поспешил в Урарту, оставив свои войска. 230

Получается, что эти степные воины были посильнее армии целого государства, мощного и стабильного.

И это понятно. Судя по археологии, киммерийское войско было чем-то весьма похожим на позднейшее монгольское. Не исключено поэтому, что тот самый грозный «народ Рош» из Библии, столь любимый всеми нашими удревнителями отечественной истории, обозначает именно киммерийцев. Во всяком случае, вот эти строки —

– не будет в нём ни изнемогающего, ни утомлённого; он не будет дремать и не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвётся ремень у сандалий его; стрелы его заострены и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колесницы его, как вихрь… —

– исследователи связывают именно с нашими героями.

Впрочем, объективности ради скажем, что с тем  же успехом это может обозначать и любую предыдущую волну тех, «кто вторгался с севера». Как и последующую.

Основой киммерийского войска были конные бойцы, тесно спаянные в отряды. Они были прежде всего лучниками, то есть самым неприятным противником для пеших армий. Подскакал, выстрелил, ускакал, построился в «карусель», где один стреляющий конник сменяет другого… — а ты ничего не можешь с ними поделать! Ибо их не то что догнать, в них и попасть практически невозможно.

Луки киммерийцев — составные. Они монтировались из двух продольных полос дерева, обмотанных, по-видимому, берестой. Бронзовые наконечники стрел были втульчатыми. У некоторых встречается шип в виде маленького крючка. Извлекается из раны вместе с большим куском плоти.

К тому же у киммерийцев были свои «танковые корпуса прорыва». Захоронение в кургане Уашхиту в Закубанье подтверждает существование у них колесниц:

В южной части ямы сохранились остатки колесницы и её упряжи. Место собственно колесницы отмечено двумя ямками от колёс со следами дерева внутри. На костяках четвёрки сопряжённых вместе коней обнаружены уздечные принадлежности, среди которых удалось выделить предметы — индикаторы упряжек колесниц. 230

Что же из этого следует? Киммерийцы разбогатели на грабежах так, что им было не жалко положить в могилу какому-то их древнему «Гудериану» дорогущий тогдашний «танк». Это раз. Два — это действительно наследники ариев, у которых, согласно «Авесте», колесница является атрибутом царей и богов. «Стоящие на колеснице» — одно из трёх сословий древнеиранского общества, из которого происходит царь.

Но кроме того, киммерийцы были вооружены весьма (если не самыми) совершенными для своего времени мечами с железным клинком и бронзовой рукоятью. Распространены они были куда шире, чем известный нам по истории ареал собственно киммерийцев: на Северном Кавказе, в Центральной Европе и в Волжско-Камском междуречье.

Тем временем в тех местах, где мы оставили среднеднепровцев и их наследников, развиваются новые культуры. Речь идёт о белогрудовской и её продолжении — чернолесской -  культурах XIIX и IX—VII веков до н.э. соответственно.

Это родственники киммерийцев: белогрудовская культура тоже  выходит из срубной. Здесь уже обрабатывают железо, а для чернолесского времени изготовление железного оружия и хозяйственных вещей стало обычным делом.

И вот как раз в VIII веке до н.э. из степей на чернолесские племена днепровского Правобережья напали киммерийцы. Себе на беду. Чернолессцы в итоге их отбили, начав строить укрепления, которые, по одной из версий, стали предтечами известных позднее «уже совершенно эпических «Змиевых валов».

Но киммерийцы, хотья сами, конечно, ни разу не зайчики, в данном случае оказалсь сугубо страдательной фигурою истории. Им просто некуда было деваться кроме как лезть на всех вокруг: на них очень жёстко и с удивительно последовательными геноцидными намерениями «наехали» скифы. И начали их неумолимо вытеснять на запад и вообще из жизни.

Отчего? 

Считается, что изначально ситуацию дестабилизировали китайцы. Вынужденно, конечно, из оборонительных соображений, но тем не менее. И сделали это так радикально, что дело зашло о самой жизни многочисленных народов.

Об этих событиях —

– повествуют летописи времён династии Чу. В них рассказывается о диком племени хиунг-ну, предшественниках, как полагают, самих гуннов, впоследствии опустошивших большую часть Европы, которые уже тогда тревожили мирных земледельцев западных приграничных земель Китая. К IX в. до н. э. они стали наносить такой существенный ущерб, что император Суань (827-781 гг. до н. э.) был вынужден предпринять против них военные действия. Его карательной экспедиции удалось отбросить племя хиунг-ну далеко на запад от границ Китая. Будучи исключительно оборонительной мерой, этой акции было суждено иметь неожиданно широкие последствия для территорий, расположенных на расстоянии многих сотен миль к западу от поля боя, так как отступающие неизбежно вытесняли своих западных соседей с их традиционных мест стоянок. Те в свою очередь столкнулись с другими племенами, которые в подходящее время внезапно напали на племя, обитавшее к западу от них, так что вскоре вся степь пришла в движение: каждое племя нападало на своего западного соседа, пытаясь овладеть новыми пастбищами. 277

И действительно, из других источников известно, что где-то в районе Средней Азии массагеты напали на скифов и сдвинули их с их пастбищ. Сдвигаясь на запад, скифы наткнулись на киммерийцев. Разводить руками и ссылаться на форс-мажорные обстоятельства никто не стал. «Пастбища мне нужны, а ты — нет» — вот и вся конструктивная аргументация.

Обмен мнениями киммерийцы проиграли и отправились искать нового счастья по двум направлениям: через Дарьял в царства Ван и Урарту — и по степям на Запад, к Дунаю. Тогда и получилось, что один их «рукав» напал на чернолессцев, а второй обрушился на Кавказ.

Скифы, однако, продолжили их преследование. Тех киммерийцев, что пошли на Запад, прогнали до самого края степи, до Карпат. Далее, собственно, идти было некуда: в горах степнякам делать было нечего, а на Венгерскую равнину отступать захотели не все:

С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

«Поныне» — это во времена Геродота, который и рассказал об этой истории.

Скорее всего, дело было иначе: судьбу народа предоставили решать богам — по результатам поединка между диспутантами. Но легенда красивая.

Только «разумное решение» не помогло. Скифы не прервали уничтожение киммерийцев. Причём не только на западе. На южном направлении их продолжают неуклонно оттеснять к границам Ассирии и в Малую Азию. Где-то в 615 году до н.э. скифы сломили врага окончательно. Киммерийцы подались во Фригию, где правил царь Мидас (тот самый, из мифов Древней Греции, чтопревращал всё в золото), и опустошили её полностью. Затем та же участь постигла Лидию, а позднее и греческие ионийские города. Но и здесь скифы их догоняли и уничтожали.

А киммерийцы, которые в Степь вернуться уже не могли по причине захвата её скифами, рассеялись по лесам и поймам рек, постепенно растворившись в местном населении.

При этом оставив, однако, один очень характерный предмет украшения.

Очень интересна эта деталь:

В женских захоронениях встречаются глиняные сосуды, иголки, золотые или бронзовые с золотой плакировкой височные кольца…

Те же самые височные кольца! Тот же самый характерный признак для славянских племён Восточной Европы VIIXI веков. Да, но мы встречаемся с этим атрибутом уже второй раз — и задолго до появления собственно славян. И значит, эта традиция зародилась ещё во времена  Великого исхода земледельцев от озверевших от засухи степных кочевников.

А киммерийцы прекратили историческое существования. И в Степи на долгие века воцарились скифы.

Которые вскоре тоже пришли в лес к предкам славян...
Tags: Славяне до русских
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments