Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Славяне до русских

Глава 11. С раскосыми и жадными очами?..

Насчёт раскосых и жадных очей поэт ошибался. Не было у скифов «раскосых очей». Европейского склада глаза у них.

Вот жадными — да, были те очи. Точнее, по мнению скифов, не жадными, а справедливыми. Ибо это всего лишь естественно — изъять собственность у того, кто не умеет с нею правильно обращаться. Критерий правильности и вовсе прост. Раз не умеет хозяин защитить свою собственность — значит, она ему не дорога. Следовательно, используется нерачительно. А ведь собственности не так уж и много, чтобы позволять ей гнить в неправильных руках. И только справедливо, коли она перейдёт в руки правильные. В руки победителя.

А скальпы убитых врагов у седла — это так, для отчётности. Иначе какой порядок?

Поэтому порядок скифский, по словам Геродота, был таким:

…всё опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа.

А что такого? На то и воины, чтобы славы и богатства хотеть, чтобы в битвах ярость свою воинскую тешить. Смерть — не самая большая неприятность. Зато всем хорошо: одни с добычей и славой домой вернулись, другие увлечённо месть готовят, третьи уже с богами чаши заздравные поднимают, честь великую принимают. А прислуживают убитые ими. С отрезанными большими пальцами, чтобы по ту сторону Кромки сражаться со своими победителями не могли.

Отважные ребята с подобной жизненной философией стали следующей волной степных «кузенов» арийцев, что выплеснулась на тогдашний «цивилизованный мир» из-за пределов Ойкумены на рубеже VШ — VП веков до н.э., когда началась новая, более влажная и прохладная климатическая эпоха — субатлантическая.

Выплеснулась волна и — что для нас крайне важно! — была зафиксирована в исторических источниках грамотными иноплеменными современниками. Благодаря им мы не только можем рассуждать об археологических культурах, характерных для скифского времени, и пытаться реконструировать их быт и нравы, но и узнать, что делали, как жили и о чём думали легендарные наши предки. А благодаря скифскому неповторимому искусству — ещё их и увидеть.

Но главное для нас в нынешней работе  не сами скифы, которые, как мы знаем, генетическим славянам являются всего лишь дальними родичами из совсем другого субклада гаплогруппы R1a1. Куда важнее разобраться с феноменом так называемых «скифов-пахарей», которых всё тот же «отец истории» в общем и целом отделяет от собственно скифов — кочевников.

В четвёртой книге своей «Истории» он помещает этот народ в четырёхугольник со сторонами по Дунаю — Чёрному морю — Дону — примерная линия, параллельная черноморской и отстоящая от неё на 4000 стадий. Стадий Геродота определить легко. В одном месте (в рассказе про войну Дария со скифами же) он описывает пролив Босфор:

Устье этого моря в ширину четыре стадия, длина же этого устья — пролива, названного Боспором… доходит до 120 стадиев.

Мы знаем, что длина Босфора — 33,4 км. Нетрудно подсчитать, что стадий Геродота составляет 278 м. Пусть 280. Почему это противоречит нашим знаниям про классическую длину стадия (~180 м), я не знаю. Но если верить Геродоту, то северная граница Скифии располагается, следовательно, в 1100 — 1120 км от черноморского побережья. Это расстояние как раз от Перекопа до Москвы!

Такая география, конечно, может не быть правильной: немало искажений могло случиться на пути этой информации до ушей добросовестного античного историка. Но, по крайней мере, мы можем представить масштабы, в которых он и его современники мыслили себе Скифию. Особенно в сравнении с размерами материковой Греции.

С другой стороны, есть одно очень знаковое совпадение. Именно в районе Москвы во времена Геродота располагалась пра-финно-угорская дьяковская культура. Гаплогруппы N, надо полагать.

Хорошие люди: это они подарили русским сказкам избушку на курьих ножках. Именно их «домики мёртвых»  — этакие склепы в виде прямоугольных бревенчатых полуземлянок высотой около 2 м с двускатной крышей и очагом у входа  — как считается, и послужили прообразом жилища Бабы-Яги.

Вот как выглядело типичное дьяковское погребение в таком домике:

Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5 — 6 человек, мужчин, женщин и детей <…> В нескольких случаях прах был помещён в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра… 326

А что — всё совпадает! Зашёл себе в избушку передохнуть, водички испить. А тут появляется финно-угорская старушенция, унюхивает чуждую гаплогруппу, кричит: «Здесь русский дух, здесь русским пахнет!», запихивает тебя в горшочек (или сажает на лопату), суёт его в очаг у входа — и пожалуйте!

И одновременно —

– доказано, что дьяковцы перенимали некоторые технологии у скифов — так, их костяные наконечники стрел подражают скифским формам, найдено также некоторое количество привозных вещей из Скифии. 67

Так что Геродот-то, похоже, именно дьяковцев и имел в виду, говоря —

– севернее этих царских скифов живут меланхлены — другое, не скифское племя. Севернее меланхленов, насколько мне известно, простирается болотистая и безлюдная страна.

Севернее дьяковцев действительно болотистая и тогда почти пустынная Вологодчина и Белоозеро.

И вот тут и появляются скифы-земледельцы:

…Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, ещё выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идёт уже безлюдная пустыня. Это — племена по реке Гипанису к западу от Борисфена.

То есть по реке Буг. Далее местопребывание скифов-земледельцев уточняется:

За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от неё живут скифы-земледельцы. <…> Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу — на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги — особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.

Геродот идёт с запада на восток в своём описании. Следовательно, Гилея — это область Тавриды, между излучиной Днепра и Азовским морем. Дневной переход Геродот обозначил: 200 стадий, или 56 км. Значит, земледельцы наши живут в 600 км выше устья Днепра и на север от Тавриды. И получается это район между нынешними Кременчугом и Черкассами. Там сейчас Кременчугское водохранилище. На три дня пути к востоку от него, то есть в 160 — 170 км, из относительно крупных рек только одна — Ворскла.

Археологи дополняют:

Именно в этом регионе сосредоточено значительное количество городищ и селищ. Так, только на территории киево-черкасского локального варианта данного этнокультурного массива, которая протянулась вдоль правого берега Днепра примерно на 380 км, зафиксировано 64 поселения, в том числе 18 городищ. Среди последних самое небольшое  — Шарповское (площадь 8 га), тогда как основная масса городищ насчитывает десятки (Макеевское, Хотовское, Млынок и др.) или же сотни (Матронинское, Трахтемировское, Журжинцы и др.) гектаров.

Близкая картина наблюдается и в бассейне р.Ворсклы. Несколько хуже исследованы и, в силу этого, менее известны городища на территории восточно- и западноподольских локальных вариантов. Однако и тут имеются памятники интересующего нас типа  — Севериновское, Переоркское, Григоровское городища, среди которых особое место занимает Немировское площадью около 100 га. 240

В эпоху раннего железного века — с 750 до 500 года до н.э. — интересующие нас места населяли представители чернолесской культуры, о которой уже была речь. Располагались её поселения в Кировоградской, Черкасской, Полтавской областях Украины, по берегам и притокам рек Ингулец, Ингул, Ворскла, Тясмин и т.д.

Но! Для этой культуры характерны круговые поселения. Например: 22 дома, расположенных по окружности. Примечательно, что наибольшее количество круглых городищ находится в долине реки Тясмин, что течёт как раз через Черкасскую и Кировоградскую области и впадает аккурат в Кременчугское водохранилище! Неплохое совпадение с геродотовой локализацией!

Но проблема не в этом. Как раз фраза про то, что «интересующие нас места населяли представители чернолесской культуры», в этот период звучит уже не совсем верно. Дело в том, что как раз к началу VIII века до н.э. классическая чернолесская цивилизация приходит в упадок. Эти самые селеньица о 20 домиков в круг начинают замечаться новыми, гораздо большими по площади. Раз этак в десять. Нет, по технологиям это ещё явно чернолессцы, но вот их селения зачастую превращются в настоящие крепости. Опять-таки круглые, диаметром от 40 до 100 м, с глинобитным валом, деревянным частоколом поверху и довольно серьёзным рвом — шириной в 9 и глубиной в 3,75 м. А то и больше. Гораздо больше.

Например.

Бельское городище (конец VI — начало III в. до н.э.), самое большое в Восточной Европе (4021 га). Уникальный памятник скифской культуры в лесостепной зоне Северного Причерноморья. Нахождение — село Бельск Полтавской области УССР.  ...Мысовое, расположено на возвышенности между р. Ворскла и Сухая Груня. Городище имело сложную фортификационную систему, состоящую из четырёх укреплений. Окружено рвом и стенами с деревоземляной конструкцией (бревенчатая основа). Общая длина стен — 33 833 м. Раскопаны жилища — наземные срубы и землянки, хозяйственные помещения, железоделательные и бронзолитейные мастерские, кузница, святилище с многочисленными глиняными жертвенниками и остатками деревянного храма с колоннами. Обнаружено множество культовых предметов из глины: антропоморфные и зооморфные статуэтки, модели зёрен культурных растений, плуга, ярма и т.д. Кроме огромного количества находок разнообразных вещей местного производства, представлены и привозные — стеклянные бусы, родосско-ионийская керамика, хиосские, протофасосские и фасосские амфоры. Б [ельское] г[ородище] отождествляется с г.Гелон Геродота и трактуется как административный ремесленный, торговый и религиозный центр политического объединения гелонов, невров и будинов. 228

Вот 30-километровые стены — это хорошо, но сразу возникает непростой вопрос: а, собственно… какой армией их защищать?

Если расставить бойцов по стене хотя бы через 10 м друг от друга, то это уже под 4 000 воинов. Очень крупная величина по тем временам. Но каждые 10 м — это смешно. Без огнестрельного оружия такая оборона невозможна. Даже и 5 м между бойцами лишают их локтевого взаимодействия. Оптимальная дистанция — 2 — 2,5 м. Необходимые для обороны стены силы — 10 — 15 тысяч воинов. Сегодняшняя дивизия…

Кроме потребной для обороны такого периметра величины армии, эти крепостные сооружения предполагают наличие сразу нескольких важных условий:

– многочисленное население: у бойца хотя бы по одной жене, да по отцу с матерью, да детей трое-пятеро — это ещё под 100 тысяч постоянных жителей;

– серьёзную сельскохозяйственную и логистическую инфраструктуру: при тогдашней урожайности на такую прорву народу пашенных площадей нужно было не меньше 100 тыс га; да соответствующие мощности по доставке, складированию, хранению и т.д.;

– крепкий военно-промышленный комплекс, включающий рудную, литейную, обрабатывающую промышленность, снова соответствующую логистику, центры обучения, кадры — с семьями опять же!

– крепкую финансовую сферу: содержание такого войска, по сути, равно содержанию трёх римских легионов; а это и деньги немалые, и необходимость их где-то добывать, для чего тогда не придумано было способов иных, кроме как отнять или получить в процессе продаж;

– сильную государственную власть: на такую ораву сколько полиции надо? а заставить людей 30 км валов накопать, да стены возвести? а держать под контролем сотни офицеров и минимум трёх генералов (естественно, их тогдашних аналогов) 15-тысячной армии? наконец, просто организовать и обеспечить всё вышеперечисленное соответствующей политической волей!

Надо ли говорить, что ничего близкого для содержания такого населённого пункта окрестности Бельского городища даже не предлагают! К тому же такие городища-гиганты появляются —

– практически одновременно в конце VII или начале VI в. до н. э. и не имеют никаких прототипов среди предшествующих им чернолесских городищ.

Но что ещё интересно: внутри этих стен отмечены очень большие… незастроенные площади! Выходит пустоту должны были охранять такие мощные крепости?

Словом, понятно, что наличие такого города — фантастично.

Но тем не менее Бельское городище было. Более того, их было немало, подобных городов.

Чем это объяснить?

Я склонен в ответе на этот вопрос поддержать остроумную версию В.Ю.Мурзина и Р.Ролле, которые полагают, что речь идёт о центрах господства в регионе скифов-кочевников. Тем более, что здесь немало курганов — типичных погребальных памятников высшей скифской аристократии.

Тогда мы легко разбираемся с вопросом о сильной государственной власти — кто как не грозные скифы-кочевники, получившие гигантский боевой опыт в ходе походов на Ближний Восток и Переднюю Азию, а заодно и насмотревшихся на функционирование тамошних городов-государств, лучше всего подходит на роль «царей»? Кстати, получаем и объяснение введённого Геродотом понятия «царские скифы» — а какие ещё?

Получаем ответ и на вопрос о пустых пространствах внутри городищ —

– здесь могли располагаться кибитки и юрты номадов, что требовало, как известно по этнографическим данным, значительного пространства.

Ясность наступает и с количеством населения: было оно вполне разумным для окружающих географических и исторических условий. И представляло собою ремесленную и пищевую обслугу кочевнического войска. Пребывавшего в городах временно и потому не требовавшего всей той гигантской инфраструктуры, о которой мы только что говорили.

Но от кого собирались обороняться такие города — да к тому же с подозрением, что управлялись они скифами?

Учитывая характер укреплений, от конных скифов же эти «новые» чернолессцы и пытались обороняться. Судя по фортификации, она в первую очередь предназначалась для защиты от конницы. Конечно, всаднику и спешиться недолго. Но главная задача будет достигнута — таранной силы при наличии такого рва и вала удар кавалерии иметь уже не будет.

Вывод прост. Поскольку мы твёрдо знаем, что само умение, способность и экономическая возможность крепостного строительства возможны к реализации только под сильной централизованной властью, то необороимо приходится признать: к этому времени черолессцев кто-то покорил. И заставил их строить крепости для защиты от другого конного врага. И нашёл для этого достаточно материальных и управленческих средств. Хотя не обладал технологиями, которые «закопали» бы чернолесские.

Что получается? Получается, что некая формация скифов завевала чернолессцев и осела у них элитою. В качестве правящего класса. Своего не привнесли ничего — а и что взять-то? В степи родились, ковылю молились... Но зато организовали население на дать отпор захватчику. И, похоже, знали, что делали. Недаром тот же Геродот упоминает о «царских скифах», которые себя объявили вождями всего и вся. И племён, да и просто бродящих отрядов скифов было явно немало. И те, кто покорил чернолессцев, опасность эту представляли прекрасно. И защищались от неё, судя по результатам раскопок, вполне успешно.

Но… во всяком явлении кроется его отрицание. Археология показывает ясно: степные богатыри очень скоро расслабились рядом с соблазнительными женщинами-чернолешенками. Хлебнули отравленной неги оседлого существования. Почувствовали, что собственность хороша не только в качестве реквизиции. И… —

– и превратились в земледельцев. Унаследовали быт покорённого племени. Не в первый и не в последний раз в истории, поскольку законов математики отменить не в силах никто, А в данном случае процесс квантовой трансформации мы видим вообще воочию!

К концу VII в. до н. э. степное влияние в лесостепи усилилось настолько, что все оружие, все принадлежности сбруи, наконец, звериный стиль получили широкое распространение, и здесь сложилась своеобразная культура жаботинского этапа. Эта территория зажила общей жизнью со степью, сохраняя самобытность в характере поселений, жилищах, в составе стада, деталях одежды, в керамике, в погребальных сооружениях и ритуале.

Вот они у нас кто — скифы-земледельцы! Грубо говоря, это чернолессцы под властью скифов. И довольно скоро оставшиеся в степи скифы археологически с «пахарями» уже не смешиваются:

…уже в этот период, несмотря на общую основу, проявляются отличия лесостепной культуры в типах поселений, экономических и общественных отношениях, религиозных верованиях. <…> За исключением немногих скифских зеркал, стеклянных бусинок, так называемых скифских пуговичных серёг и небольшого количества фрагментов греческих ваз, изготовленных на гончарном круге, влияние иностранной культуры практически не ощущается. 102

Вот откуда появились «скифы-земледельцы» — вроде и скифы, но какие-то не такие. Вроде и местное население, но какое-то скифоподобное... И снова прав Геродот, когда не дал им какого-то имени — вроде невров или андрофагов. Потому как и не было у них другого имени! Завоеватели дали своё.

Но культуру восприняли — завоёванных. Ничего необычного, впрочем, — практически на наших глазах, уже в «письменное» время, то же произошло с болгарами и венграми.

Земледелие на местных прекрасных почвах под защитою воинственных скифов развивается очень бурно:

Анализ огромного количества костей животных, обнаруженных в обоих поселениях и в крепостях, показывает, что на 90% они принадлежат домашним животным. Преобладают коровы и свиньи, кости лошадей, овец, коз и собак встречаются реже. Отпечатки пшеницы, ячменя и проса и явные следы муки позволяют сделать вывод о развитии сельского хозяйства. Геродот пишет о том, что «скифы-земледельцы» сеяли зерно не только для еды, но и на продажу, то есть говорит о достаточном количестве сельскохозяйственных продуктов. Хотя основную часть зерна выращивали для домашнего употребления, собранного хватало для продажи и уплаты племенной дани.

<…>

Обнаруживаемые во время раскопок в деревнях и укреплениях глиняные формы, шлак, тигли, форсунки свидетельствуют о постоянном совершенствовании приёмов обработки металлов. Увеличивается и количество железных предметов: топоров, серпов, иголок и удил для уздечек. Появляются разные виды украшений: бронзовые или железные булавки с плоскими, круглыми или загнутыми в форме пастушьего посоха головками, браслеты, ожерелья, серьги. 102

По берегам рек Тясмина, Рось, Ингулец, верхнего течения Южного Буга, Сулы, Псёла, Ворсклы, Сейма и Северского Донца обнаружены сотни поселений скифов-земледельцев. По сути, большая страна, должного внимания которой Геродот не уделил лишь потому, что далековато до неё было от причерноморских греческих колоний.

Поскольку, однако, на добровольную инъекцию из Степи новообразованный скифо-пахарский этнос был готов не более, чем старый чернолесский, то укрепляться он тоже не забывал. И повторим в связи с этим главное: подобного рода сооружения из чисто экономических оснований не могли обходиться без весьма и весьма сильной власти. Авторитарной. Местное вече, может быть, и в состоянии разобрать кражу свиньи у соседа или проголосовать по новому разделению пойменного луга. Но принять решение, выходящее за рамки здорового обывательского эгоизма, может только уже оторвавшаяся от этого обывателя власть. Иначе говоря — власть государственная. Так что можно без особенной натяжки признать, что первое прото-государственное образование у прото-славян появилось лет за 300 — 400 до рождества Христова.

Вот только что-то помешало ему сохраниться и развиться.

Или кто-то.

Кто?
Tags: Славяне до русских
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments