Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Славяне до русских

В дальнейшем, однако, — в VI — VII веках — по непонятной причине в пражско-корчакской культуре распространяется курганный обряд погребения. Он даже выделяет эту группу из других близких к славянской культур. Впрочем, внутри курганов находились всё те же остатки трупосожжений в горшках. Возможно, по мнению valdemarusэтот курганный обряд стал распространяться после встречи и перемешивания «праго-корчакцев» с носителями культуры карпатских курганов.

Но как бы это всё ни убого выглядело в наших глазах, современники были далеки от презрительных оценок. Напротив, византийский автор VI века Маврикий Стратег сообщает, к примеру, что славяне —

– обладали большим количеством различного скота, и их дома были набиты зерном, в основном пшеницей и просом.

Для географической локализации славян у нас существует надёжный маркер — керамика пражско-корчакского типа. Так вот, на рубеже V — VI веков границы этой культуры пролегают от Верхней и Средней Эльбы на западе до припятского Полесья на востоке и дальше. Восточную границу определяют находки в бассейне реки Тетерев вокруг города Житомир.

То, что этот ареал культуры соответствует ареалу славян, показывают описания этого племени у современных «праго-корчакцам» авторов.

Так, Иордан указывает:

Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсинским, до Данастра, а на север — до Висклы...

По мнению Е.Ч.Скаржинской, город Новиетун — это Новетун на Савве, а Мурсианское озеро — водоём возле около города Мурсы (Осиек). Некоторые высказывают мнение, что  Мурсиенским озером могло скорее называться озеро Балатон, путь к которому тоже начинался от города Мурсы. Иные это оспаривают. Но нам здесь это неважно — в принципе, регион-то один. Только Иордан обозначил «праго-корчакцев» в то время, когда те начали расширять свои пределы — как раз спустились вдоль Дуная до Днестра. Обходя Гепидию-бывшую Дакию и образуя между Днестром и Нижним Дунаем чересполосицу с антами.

Единственное, чего не указал Иордан — это продолжения пражско-корчакской культуры с северной её стороны почти до Днепра. Что понятно и извинительно — информаторов в такой дали у него не было. Более того: в его время «праго-корчакцы», похоже, до Приднепровья ещё и не добрались:

И.П.Русанова, уделившая немало внимания хронологии этих древностей, определяет самые ранние пражско-корчакские памятники Поднепровья VI в. По всей вероятности, в конце IV — начале VI в. эти земли из-за чрезмерной увлажнённости были непригодны для ведения земледелия и вообще не были заселены. <…> Исследуя водные названия Правобережной Украины, О.Н.Трубачёв пришёл к выводу, что «на правобережье Припяти сосредоточена значительная часть древних чисто славянских гидронимов».  Это, по-видимому, тоже один из показателей незаселённости этих земель перед миграцией славян. /265/

Словом, новая культура расположилась и затем начала распространяться в тех местах, где когда-то верховодили кельты, готы, гепиды, лангобарды, вандалы, руги и прочие народы, участвовавшие в Великом переселении. Действительно: «иных уж нет, а те — далече…«

Кельты-бойи, давшие имя Богемии, сгинули во тьме времён. Гепиды добрались до Дакии, попробовали построить там своё королевство — но солоно им там пришлось. Пропали и они из истории. Обиженные всеми и на всех герулы вернулись в лоно своих предков из ясторфской культуры — в Ютландию. Где тоже вскоре стёрлись со страниц времени. Лангобарды долго воевали со всеми — по очереди и сразу, добрались до Италии, где ещё дали имя провинции Ломбардия… и тоже растворились в новых народах. Вандалы прошли дальше всех, они прошли аж в Африку. Сделали несколько экспедиций в Италию, разграбили Рим самым вандалистским образом, но через пару поколений и они сгинули под мечами византийских легионов Велизария.

Готы сделали больше всех. Они ликвидировали Западную Римскую империю и отослали императорские инсигнии в Константинополь, императору римлян восточных. Никто, конечно, не понял тогда историчности этого события — просто готы с примкнувшими к ним ругами решили, что империю им содержать не по карману. А вот своё варварское королевство на италийских и рядом лежащих землях — пожалуйста. Руги, правда,  растворятся в нём почти немедленно, оставив на территории нынешних Австрии и Баварии лишь несколько топонимов вроде Ruzaramarcha. Да стойкую традицию называть ругами будущих русов. А готы повоюют ещё с византийцами крепко, когда императору Юстиниану поблазнится восстановить прежнюю Римскую империю. Италию в двадцатилетних войнах оба врага опустошат полностью, так что по-настоящему история Римской Империи будет закрыта именно тогда. Рим станет небольшим провинциальным городком. На Капитолии — наконец-то, радуйтесь, сабины и италики! — завоют волки. Но и готы — остроготы — в этой борьбе свой путь земной окончат.

И на Волыни вельбаркские-черняховские поселения свою жизнь закончат. Как на пути к Дунаю остатки «черняховцев» стирали анты, так и тут на месте древних готов сели другие люди. Наследники венедов.

Нет, а что ни говори — жаль всё же готов! Большой был народ. Размашистый. По-хорошему великий. Впрочем, и по-плохому — тоже. Но… —

– и сотрут, как стирают слезу…

А славяне остались.

Заключение

Но…

Мы завершили разговор о славянах. Но мы-то — русские! А ни один русский, если его схватить за пуговку, вдумчиво глянуть в глаза и дерзко спросить:

– Вот ты, говоришь, славянин… А какого племени ты славянин? —

– замнётся и не ответит ничего. Ибо нет в истории славянского племени русских. Хорваты есть. От хорват пошли. Сербы есть. От сербов. Чехи. Поляки. Словаки. Даже в Германии живут жалкие остатки славян, воплощённые в лужицких сорбах, — но они знают, каких славян они потомки. А русские?

Потомки полян?

Никто не знает, кто такие поляне.

Древлян?

Так древлян русские же и ликвидировали. Спалили Искоростень. 

Радимичей?

Те от русского воеводы Волчьего Хвоста бегали.

Вятичей?

Но русские и с ними воевали и покорили.

И не в том дело, что воевали и покорили — в том, что русские, получается, рядом с вятичами и вне вятичей существовали.

И вне радимичей. И вне кривичей. И вне северян. И вне дреговичей.

И вообще — кого ни назови из известных восточнославянских племён — русские стоят вне их. Русские — другие.

Не славяне. Ибо нет их среди славян. Они всё время вне.

И в то же время — внутри.

Так откуда они взялись?

Об этом — книга четвёртая.

КОНЕЦ ТРЕТЬЕЙ КНИГИ

Tags: Славяне до русских
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments