Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские среди славян

Монеты, обнаруженные в кургане, действительно позволяют говорить, что захоронение может датироваться приблизительно годом смерти Редвальда. Но вот вопрос: а действительно ли это он был там захоронен? Действительно ли такое богатое захоронение может принадлежать какому-то английскому корольку тех достаточно бедных времён? Почему обряд столь похож на вендельский? Почему – корабль? В смысле – почему такое захоронение в Англии единично, где таким же образом похороненные другие короли хотя бы этой династии?
Побережём пока эти вопросы. У нас впереди ещё много любопытного обнаружится в ходе этого расследования.
А пока ещё раз – к предметам в захоронении.
Там лежали десять серебряных чаш, изготовленных в Византийской империи в VI веке. На одной из чаш – надпись по-гречески: «Это поможет быть тебе здоровым долгие годы». По данным археологических исследований, чаша пришла откуда-то с Ближнего Востока.
Но что ещё интересно: найденные в могиле кусочки битума тоже имеют ближневосточное происхождение! Судя по геохимическому анализу, они пришли с территории Сирии.
Две серебряные ложки тоже византийской работы. Тоже с записями по-гречески: "Павел" и "Савел" – с явным отсылом к евангелическому превращению злого гонителя христиан Савла в фактического создателя христианства Павла.
Далее копья, меч, подставка в виде фигурки волка, ножны, конская сбруя, пояс. Всё - богато украшено золотом и гранатами. Здесь - очень настойчивые аллюзии на меровингский стиль. Или – сарматский:

Сарматским по своему происхождению также был обычай украшать головку меча красным гранатом в золотой оправе. Этот обычай распространился по всей Европе и был особенно заметен в период царствования династии Меровингов.

Наконец, шестиструнную лиру, которая хранилась в мешке из бобровой шкуры.
Но прежде чем попробовать связать эти факты в непротиворечивую картину, не забудем напомнить сами себе: этот богатый курган – не единственный в Саттон-Ху. Соответственно, вот какие находки описываются в других захоронениях:
Курган 2: железные гвозди, которые, вероятно, остались от погребальной ладьи. А под ладьёю была камера размером пять на два метра. В ней были найдены фрагменты кубка из синего стекла, два позолоченных бронзовых диска с зоологическим орнаментом, бронзовая брошь, серебряная пряжка, позолоченные шпильки.
Курган 3: кремированные останки человека и лошади, франкский метательный топор,  предметы из восточного Средиземноморья: бронзовая крышка кувшина, резное изображение крылатой богини Ники, фрагменты украшенного костью ларца.
Курган 4: кремированные останки мужчины, женщины, лошади, а также, возможно, собак; игральные кости.
Курган 18: очень похожее захоронение: три погребения, мужчины, женщины и ребёнка. В могиле мужчины – ременные пряжки и нож, женщины - кожаная сумка, булавка и цепочка , ребёнка - пряжка плаща и маленькое копьё.
Курганы 5, 6 и 7: кремированные останки людей в бронзовых чашах, кроме того, кости сожжённых лошадей, оленей, овец и свиней. Здесь же пояса для ношения мечей, гребни и сосуды.
Курган 17: захоронение мужчины с лошадью. При нём: меч, бронзовая пряжка, украшенная гранатами и перегородчатой эмалью, налобные украшения, накладка для ножен, железное огниво, кожаный мешочек с гранатами и кусочками цветного стекла, изготовленными в античной технике миллефиори. Кроме того, два копья, щит, небольшой котелок, бронзовая чаша, глиняный горшок, уздечка, украшенная круглыми позолоченными бронзовыми пластинами с орнаментом.
Курган 14: похоронена женщина, рядом с нею цепочка, крышка кошелька, миска, несколько пряжек, застёжка платья. Все предметы - из серебра.
Что нам дают эти сведения?
Если учесть, что большинство курганов были довольно сильно разграблены, но в ним, тем не менее, остались предметы из серебра, дорогие мечи и чаши, то перед нами – элитное кладбище. Причём людей очень богатых: меч стоил как несколько деревень, а тут их несколько. Мечи, лошади, украшения указывают, что элита – воинская. Частые восточносредиземноморские мотивы указывают на связь похороненных с этим регионом. Мотивы меровингско-сарматские как раз не удивляют. Сарматский стиль был тогда в моде: культовая сарматская символика в виде спирали часто обнаруживается в Скандинавии  и Англии в вендельскую эпоху (кстати, ворон из кургана в Саттон-Ху несёт изображение той же спирали). Ну, а меровингские франки – соседи.
В то же время захоронения женщин, детей, в том числе женщин отдельно указывают, что это – не дружинное захоронение.
То, что кое-где похоронены семьи, говорит явно об одновременной смерти. То есть о смерти от какой-то общей болезни или от убийства. Тела в здешней кислой почве не сохранились вообще, так что более определённо о причинах одновременной гибели сказать ничего нельзя.
Итак: кладбище элитное, богатое, но не дружинное, а семейное. Единственная не разграбленная в древности могила – чрезвычайно богата. Судя по мечам и серебру, оставшимся после разграбления, другие могилы были, как минимум, не менее богаты. А то и более, раз на курган условного "Редвальда" не польстились.
Вывод однозначен: здесь хоронили королей. И их семьи.
Но вот англских ли?
Давайте тоже посмотрим, подумаем.
Королевство Восточная Англия, говорит сухая справка, было образовано германскими племенами англов, прибывшими на остров Британия из Ютландии и осевшими в восточной его части. После победы над королевством Нортумбрия в 616 году Восточная Англия становится на некоторое время сильнейшим государством среди англо-саксонских королевств острова.
А когда же англы образовали своё королевство? Вскоре после того, как прибыли в Британию. А прибыли они вместе с саксами и ютами. И был этот процесс не одномоментным, а длительным.
Первые наёмники-федераты из германцев – и, кстати, сарматов (!) – прибывали сюда ещё по призыву римлян. Археологи обнаруживают их следы с первых лет V века - кстати, особенно в Восточной Англии. Оно и понятно: на то побережье совершали налёты пикты, и кто-то умелый в воинском деле должен был обеспечивать защиту расслабившихся под тенью римских орлов романо-бриттам. А Рим как раз в 407 – 410 годах Британию и покинул.
Вскоре после этого англы оказались вынуждены отражать морские набеги саксов. Для этого нужно было обеспечить тыл из сородичей, а не из поджимавших при виде варваров губы романо-бриттов. И в 430–440 годах отмечается прибытие сюда первых массовых переселенцев с родины англов – с территории нынешнего Шлезвига.
Вождь бриттов Вортигерн приглашает в 449 году саксов во главе с вождями Хенгистом и Хорсом (хорошие люди, судя по именам: Жеребец и Кобыла). Те тоже должны были воевать против пиктов и скоттов, но – возможно, при виде хорошо обосновавшихся англов – решили, что всяко лучше будет не воевать, а доить этих слабаков бриттов, и в 455 году начали завоевание Британии для себя.
Так что когда говорят об англо-саксонском завоевании, то это верно не до конца: англы отжали свои территории тихой сапою, в то время как саксы открутили свои войною и насилием. Хотя и довольно умеренным – они просто расселялись, где хотели, а потом защищали свои приобретения военной силою.
Как утверждают историки, в те годы своей политической организации у интервентов ещё не было – они как-то вписывались в оставленные ещё римлянами муниципии и вообще приспосабливались к местным органам власти. Свои королевские династии начинаются только после массового переселения новых толп германцев с материка, происходившего в первой трети VI века.
И вот тут мы подходим к самому главному.
Но сперва – ещё один материал для размышления.
Если допустить, что в Саттон-Ху действительно захоронены англские короли, то это могла быть династия (если от Редвальда в обратную сторону идти) из следующих правителей: Редвальд Титилсон - Титила Вуффсон - Вуффа Веххсон - Вехха Вилхамсон – Вилхам неизвестно чей сын. Этот жил на рубеже V—VI веков и, как считается, это он был тем, кто первым из династии прибыл в Британию с материка. Если так, то, вероятно, как раз в составе наёмников. Где и продвинулся до такой степени, что смог оставить сыну Веххи достаточно власти и силы, чтобы тот мог позволить себе нападать на соседние бриттские государства Кайр-Лерион и Кайр-Вент.
Династия, вообще-то, весьма даже значимая – не каждая удостаивалась чести попасть в эпос ("Беовульф"), литературные произведения (англосаксонская поэма «Видсид») и в упоминания хронистов. Но вот – династия ли? И откуда в ней взялась мода хоронить умерших властителей в кораблях? И откуда вообще в довольно солидной уже по длительности – больше ста лет – династии в Англии заводится вендельская традиция из Швеции? Если никто из шведов Восточную Англию не завоёвывал?
В результате у нас рождается принципиальное противоречие. Совсем огрубляя (ибо о народах в нынешнем смысле слова говорить ещё не приходится, германцы просто не разошлись по отдельным этносам), его можно сформулировать так: развиваясь в совершенно разных парадигмах, исторических и географических, в изоляции друг от друга в течение по меньшей мере 200 лет, англы и свеи вдруг в вендельское время проявляют чудеса сближения в обрядах, в технологиях, в организации власти, в искусстве и даже в эпосе.
Как это может быть?
Очевидно, что единственным сближающим элементом и для тех, и для других является сам вендель.
Очевидно, что для объяснения венделя надо отталкиваться от корабля в захоронениях. Потому что, как очень верно сформулировал известный нам по прежним работам блестящий исторически аналитик mazzarino, -

- в чём мы находим новшество? В ингумациях или в ладье? Может, тогда и определимся с тем, откуда пришла традиция? Ингумации не были диковиной в Скандинавии, да и у германцев вообще.

А откуда появляется корабль?

А вот символика погребального корабля более всего была характерна для Готланда и восточной Швеции вообще, скорее всего, её надо ассоциировать с гутами, -

- считает mazzarino.
Хорошо, но мы уже знаем, что и там этот культ появляется внезапно. И, как мы уже видели, после запустения  в VI веке.
Итак, итожим. Чем то, что стало при венделе, отличается от того, что было?
1. Новой обрядностью, причём привнесённой.
2. Новой политической организацией, причём тоже привнесённой, а не выросшей из общества, как прежняя.
3. Широким географическим ареалом при связности элементов политики, обрядности и культуры, что требует транспортной связности через море.
4. Трансъевропейским культурным флёром.
5. Восхождением этих элементов к единому базису, общему для свеев, данов, сконцев, гаутов, англов, саксов и так далее.
Можно ли найти этот единый базис?
Да. Более того, такие гипотезы уже высказывались, и я лично счастлив, что пришёл к тем же выводам собственным путём.
Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments