Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. Глава 1. Завоевание Славинии

Парадоксы географии

Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос назовём ещё пару тёмных мест, которые являются камнем преткновения в дискуссиях по древнерусской истории.
Одно:

поӕша по собѣ всю Русь


Это что ж за русь такая, что её пожно «поять» сразу всю? Можно ли «поять» всех шведов? Или всех норвежцев? А ведь нас уверяют, что –

- сице бо сѧ звахуть и . варѧзи суть . ӕко се друзии зъвутсѧ…

Весь народ состоит из трёх родов? Забавно. Особенно в сочетании со вторым (впрочем, каким уж там по счёту) тёмным местом:

ѿ тѣхъ [Варѧгъ] прозвасѧ Рускаӕ землѧ Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци ѿ рода Варѧжьска . преже бо бѣша Словѣни.


Этого разумно понять невозможно. Русская земля от русов – пожалуй, нормально. Точно так во Франции появилась Нормандия, а в Англии – Дэнло. Но каким образом прежние славяне стали от рода варяжского? Что кроется за этой фразой?
Многие считают просто: наёмники были не норманнскими. Варяжскими же, но славянскими. С запада, от прибалтийских славянских племён. От ободритов, к примеру. И город там был Ререг. По-славянски «сокол». Мог так князь зваться? Мог. Вот вам и Рюрик. И был этот Рюрик не просто славянином, а родственником новгородского старейшины Гостомысла.
Сторонники этой версии опираются на приведённые выдающимся русским историком XVIII века В.Н.Татищевым отрывки не дошедший до нас новгородской – «Иоакимовской» - летописи. Там события описываются примерно так.
Варяги захватывают Великий град и возлагают тяжкую дань на словен, русь и чудь. Словене шлют к князю Буривою и просят дать им на княжение сына Гостомысла. Гостомысл изгоняет варягов, строит на море в честь старшего сына град Выбор, заключает с варягами мир. Войны и болезни уносят в могилу четырёх сыновей Гостомысла, и тот на старости лет, боясь пресечения рода, обращается к волхвам в Земиголу (Земгалию). На территория нынешней Латвии. Наконец, ему снится сон, согласно которому от средней его дочери Умилы произойдёт новый княжеский род. Затем Умила вышла замуж за ободритского князя Годлава, а потом её сын Рюрик и был призван править Новгородом.
И всё было бы замечательно, если бы та летопись сохранилась. А поскольку её нет, многие историки боятся доверять всего лишь автору обзора, пересказавшему некоторые древние сюжеты.
Тем более, что Гостомысл – имя не княжеское по нормативам Древней Руси. Умила – имя вообще странное. То ли от Амельфѣ – что на славянское не похоже. То ли вовсе образованное с помощью «удалительной» приставки «оу-» при корне «-мила»… А уж Годлав – тот ещё славянин должен быть…
Однако даже доверяя Татищеву (многие его пересказы соотносятся с другими летописями), необходимо отметить, что и в самом лучшем случае приводил он не достоверные (хотя бы относительно) сведения, а – легенды. Так сказать, «народную историю», подтверждения которой нет в каких-либо достоверных источниках.
Более того. Очень похоже, что и легенды это были… не местные! А занесённые из очень большого далка.

…Но меня терзают смутные сомнения, что приведенный Вами отрывок из Ксантенских анналов говорит не о западных славянах, а о датчанах. Насколько я понимаю, Регнхери - идентифицируется как Рагнар Лодброк, а Рорик - вернее всего был королем Хедебю…


Так написал один из интереснейших моих собеседников в Сети. Отвечая ему, я вдруг поймал себя на том, что углубляюсь и углубляюсь в этот, казалось бы, несложный, но, как выяснилось, очень глубокий вопрос. Так и родилась попытка проанализировать содержание Ксантенских анналов с точки зрения идентификации не только Рюрика, но и вендов. Которых, как известно, чаще всего относят к западным славянам.
Так что спасибо Вам, Hugy!
Что такое – Ксантенские анналы? Это погодная летопись, составленная на территории Германии в IX веке. Первая часть составлена клириком Гервардом, умершим в 860 году. Вторая часть создана неизвестным автором в Кёльне. Анналы описывают период 831-874 годов. И в них есть несколько интересных для нашей темы эпизодов.

В год 834. … в славнейшее селение Дуурстеде вторглись язычники и опустошили его с чудовищной жестокостью; и в то время королевство франков само в себе было сильно опустошено, и бедствия людей с каждым днем многократно возрастали.
835. …язычники снова вторглись в земли Фризии, и немалое количество [христиан] было убито язычниками. И они снова разграбили Дуурстеде.
836. …язычники снова напали на христиан.
837. …язычники опустошили Вальхерен и увели с собой многих женщин, захваченных там вместе с неисчислимыми богатствами различного рода.
841. … В том же году по всей Саксонии могущество сервов сильно выросло над их господами и они присвоили себе имя Стеллинга и совершили много безрассудных поступков. И знатные люди той страны были очень подавлены и унижены сервами.
842. … И после того, как там при посредничестве деятельных мужей государство франков снова было разделено на три части, они разошлись с миром, однако, ненадёжным, и отправились: Лотарь в Аахен, Карл в Галлию, а Людовик в Саксонию; последний [по возвращении] со славою разбил заносчивых и чванливых саксонских сервов и возвернул [их] в обычное состояние.
844. … В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, остальные же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушел, они тотчас нарушили её.
845. …король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, поражённый Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели.
846. … В том же году Людовик отправился из Саксонии за Эльбу против вендов. Он пошел со своим войском дальше против чехов, которых мы называем Beu-winitha, подвергаясь большой опасности.
849. В то время, когда король Людовик был болен, его войско из Баварии начало поход против чехов; но после того, как многие из них были там убиты, они возвратились в родные края, сильно униженные. Язычество же с севера, как обычно, причиняло вред христианству и оно всё больше и больше усиливалось, но, если рассказывать более подробно, это вызывало бы скуку.
850. … Норманн Рорик, брат упоминавшегося уже юного Гериольда, который бежал прежде, посрамленный Лотарем, снова взял Дуурстеде и коварно причинил христианам множество бедствий.


Рукопись нашли в Британском музее в 1827 году. В подлинности и аутентичности её сомнений нет.
А теперь расставим фигуры на доске.
Операционная линия императора Людовика: Аахен - Майнц - Аугсбург. То есть вдоль левого берега Рейна. И далее в борьбе за наследство сыновья Людовика режутся в основном по этой же рейнской линии.
Правый берег, следственно, был ненадёжен. А сверху, с севера, мы видим постоянные нападения «язычников» на Фризию, на Доорстеде.
Какие это могли быть язычники? Судя по тому, что для сухопутного нападения на Фризию надо было пройти саксов, это могли быть только либо сами саксы, либо... Либо даны - но только если те шли морем.
Могли ли саксы тогда считаться «язычниками»? Вряд ли. Во-первых, они уже замирены Карлом Великим. Во-вторых, когда в Саксонии поднимается бунт, хронист так и называет саксов саксами.
Могли ли под «язычниками» пониматься славяне? Могли и понимались. Но не в этом случае. Ибо на вендов император отправляется из земли саксов. Венды шлют к нему послов в Саксонию же. Таким образом, на Дуурстеде – Дорестад на территории нынешней Голландии - венды нападать не могут, ибо для этого надо пройти форпостную Саксонию. Да и само расстояние от устья Эльбы до устья Рейна довольно велико, чтобы можно было рассчитывать на неожиданность нападения.
Остаются только даны. В их числе могли быть, конечно, и славяне, и саксы, и кто угодно, но это совершенно непринципиально: от того, что в русской армии 1812 года были башкиры, ещё не выходит, что это они победили Наполеона.
А что у нас ниже данов, в середине ненадёжного восточного фронтира? Под данами мы видим уже упомянутых саксов. Они ещё помнят свое поражение от Карла, а «Песнь о Нибелунгах» в эпическом, конечно, формате, но утверждает, что даны и саксы по меньшей мере могли воевать вместе. Для ликвидации угрозы опасного союза между ними франки и строят свои крепости, разъединяющие враждебных им потенциальных союзников. В частности, Гамбург. Одновременно эти опорные пункты и держат саксов, и являются форпостами против данов и вендов.
Ниже саксов – чересполосица франков, алеманов, тюрингов и баваров. Так или иначе, но эти в германском смысле уже «оцивилизованы», так что в роли «язычников»-врагов выступать не могут.
Итак, треугольник: даны, саксы, франко-германцы.
А теперь вернёмся к тексту анналов.

834 - «в славнейшее селение Дуурстеде вторглись язычники и опустошили его с чудовищной жестокостью…»

Явные даны.

835 – «язычники снова вторглись в земли Фризии, и немалое количество [христиан] было убито язычниками. И они снова разграбили Дуурстеде».


Снова даны.

837 – «язычники опустошили Вальхерен и увели с собой многих женщин, захваченных там вместе с неисчислимыми богатствами различного рода».

Даны.

841 – «В том же году по всей Саксонии могущество сервов сильно выросло над их господами и они присвоили себе имя Стеллинга и совершили много безрассудных поступков. И знатные люди той страны были очень подавлены и унижены сервами».

Восстание в Саксонии, довольно знаменитое в германской историографии.

844 - «В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, остальные же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности».


С чего бы? Они же, вроде как, иностранцы? Ответ логический один: венды явно вмешались в саксонскую смуту, а после франкского возмездия либо признали суверенитет Людовика над собой, либо поклялись не вмешиваться в дела его земель. Вероятно, произошло первое, поскольку «когда он ушел, они тотчас нарушили её» - т.е. клятву.
Ну и, самое примечательное – появляется «король Густимусл». Не Гостомысл ли из зафиксированных Татищевым новгородских преданий?
Дальнейшие строки анналов только укрепляют в мысли, что речь идёт именно о чём-то похожем на известие из «Повести временных лет»: «варяги имаху дань со словен...», а их затем «прогнаша».

«В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию».

Совершенно очевидная попытка франков восстановить статус-кво. Результат очевиден: венды замирены, но территории свои сохранили формально независимыми: заложники – свидетельство вступления в союзнические отношения, то есть - сохранения суверенитета.

«После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Рёгинхери, который грабил христиан и святые места, умер, поражённый Господом».

Возможно, беднягу звали Рёгнхерр или Рёгнхерн. Впрочем, это совершенно неважно, потому как Рёгин- (Рагн-, Рёгн- = Ragn-, Rögn-) – скандинавский корень («боги» или «власть»), а -хер (-her) означает «войско, армия». Иными словами, получается, что вендский вожак – скандинав или германец.
И ещё одно важное примечание: ровно за год до этого или в этом же году Лотарь отбирает Фрисландию у некоего Рорика. Назовем его Рорик №1. Кем он был, нам пока неважно, но факт, что пока его не лишили Фризии, даны туда не ходили.

«Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели».

Здесь снова появляется Рорик. Какой? № 1? В сочетании с Рёгнхерром – похоже. Но в то же время из контекста следует, что Рорик этот – венд. Король вендов, во всяком случае. Так что назовём его на всякий случай Рориком №2.
Можно ли определиться поточнее?
Помогают другие анналы - Бертинские:

845. Эрик (Euric), король норманнов, с шестьюстами кораблями, направился вдоль реки Эльбы, чтобы атаковать Людовика Немецкого. Саксы приготовились встретить его, дали бой и с помощью нашего господа Иисуса Христа победили.

Сходится весьма многое: некий норманн Эрик пытается напасть на империю через Эльбу – то есть земли вендов. Людовик, собрав саксов – кого же ещё в пограничной земле? – идёт им навстречу опять-таки в землю вендов. Там происходит битва. Людовик побеждает. Но кого?
Ответ вытекает из самого текста. Венды, узнав, что на них идёт император с армией, делают попытку откреститься от осуществляющегося через их земли нападения норманнов. Они засылают послов, дают заложников, но сохраняют свою независимость. С норманнами же у Людовика происходит битва, в которой погибают много агрессоров. После чего по какой-то причине новый вождь их – Рорик №2 – оказывается в сложной ситуации и, по сути, возвращает императору всё захваченное.
Зато становится королём славян.
Что происходит дальше?

846 – «По своему обычаю, норманны разграбили острова Остерго и Вестерго и сожгли Дуурстеде с двумя деревнями на глазах у императора Лотаря, когда он находился в крепости Нимвеген, но был не в состоянии покарать их за злодеяние. Те же возвратились в родные края, нагрузив корабли огромной по размерам добычей [в виде] людей и вещей».

Это – снова даны. На войну они плавают, а не ходят, как должны ходить венды, живущие за Эльбой. Впрочем, тут и гадать нечего, поскольку Бертинские анналы прямо указывают:

846. Датские пираты высадились во Фризии. Они оказались в состоянии выбить из людей такие контрибуции, какие желали, и, будучи победоносными в битвах, остались хозяевами почти всей провинции.

А что венды?

«В том же году Людовик отправился из Саксонии за Эльбу против вендов. Он пошел со своим войском дальше против чехов, которых мы называем Beu-winitha, подвергаясь большой опасности».

Иными словами, император оставил вендов на левом фланге и отправился против, очевидно, богемов. Это означает, что он либо замирил вендов, либо победил их. Но поскольку речи о победе не идет, Людовик, скорее всего, снова заключил с ними мир.
На каких же условиях?
Интересно, что в это же время действует ещё один Рорик – член княжеского дома из местности с многозначительным названием РУСтринген. У него достаточно сложные отношения с франкскими королями, но известно, что в 841 году вместе со своим братом (или кузеном) Харальдом они атаками на Фризию принудили короля Лотаря дать её им в лен или управление. Любопытно, что Харальд получил богатый торговый остров, называющийся… ну, конечно! – Вальхерен. Что получает Рорик, полагаю, нетрудно догадаться: Дуурстеде, т.е. Дорестад!
Радость данов была, однако, недолгой. Харальд умирает – или его убивают, Лотарь пользуется случаем и Фризию отбирает, а Рорика кидает в тюрьму. Однако тому удаётся убежать. И оказывается он не где-нибудь, а у короля Людовика! И живёт некоторое время в Саксонии, как о том повествуют «Анналы Фульды».
Что же получается? У нас наметился уже третий Рорик? Причём такой, который явно должен был воевать вместе со своим королем против Рорика №2?
А может быть, ситуация становится понятнее, если предположить, что Рорик №3 попросту захватил контроль над землёй вендов, и при этом был настолько лоялен императору, что тот осмелился подставлять ему свой тыл?
И тут настало время вспомнить Рорика №1. Это, как нетрудно заметить, тот же Рорик, которого выгнали из Фрисланда. То есть – Рорик №3.
Чтобы не запутаться, попробуем восстановить эволюцию Рюрика №1-3. Итак, в 844 или 845 годах его изгоняют из Фризии. В том же году войско данов нападает на империю со стороны Эльбы. Империя готова к удару и наносит данам поражение. Их вождь погибает. После этого даны возвращают добычу, а у вендов в вождях появляется некий склонный к христианству Рорик. Мы его назвали №2. Но не наш ли это знакомый №1-3, который, оскорбившись на Лотаря, решил вместе с данами примерно покарать франков и саксов, но потерпел поражение? Зато сумел каким-то образом оказаться во главе вендов и вознамерился продолжить борьбу. Однако и здесь у него ничего не вышло, с Людовиком пришлось замиряться и превращаться в его вассала – настолько надёжного, что ему не боялись показывать тыл.
И на что же это похоже?
Ответ – снова прост до очевидности! Больше всего это похоже на рассказы Иоакимовской летописи о призвании варягов!
Есть тут у нас венды-славяне, которым кто-то наносит поражение и вынуждает платить дань. Есть вождь Гостомысл, который умирает или погибает, оставляя свой народ в положении, когда тот вынужден дать клятву верности чужому королю.
Однако наступает ситуация, когда эту клятву венды преступают. По русской летописи –

- изгнаша варяг за море и не даша им дани.

После этого, впрочем, лучше вендам не становится, и после ряда сложных испытаний во главе их оказывается норманн Рюрик. Тот самый: №№1, 2 и 3!
Вот вам и ответ на извечный вопрос, было ли призвание варягов! Было! Остались славяне без вождя. Позвали к себе вождём беглеца – вот уж точно пришедшего к ним «со своим домом» (ибо настоящего дома его лишили) и «верными воинами» (которым тоже никак нельзя было оставаться на растерзание ворогам)! И в воспоминаниях и преданиях славян (а мы знаем, что новгородцы славяне и языком, и антропологией долгое время весьма были похожи на ободеритских-полабских западных славян) – в преданиях людей, переместившихся на север, но каким-то образом получавших информацию от оставшихся на Эльбе родственников, - в их преданиях и пришельцы из Рустрингена не могли не совмещать в себе поименования «русы» и скандинавской, «варяжской» идентифкации!
Было призвание! Только… не в Новгороде. А в Полабье, у полабских славян. И лишь потом эти события каким-то образом попали в летописи славян восточных.
И ещё одно в ту же шкатулку фактов. Объективная археология свидетельствует, что никакого Новгорода во времена призвания Рюрика ещё не было. Самый именитый исследователь этого города, академик В.Л.Янин говорит о главной трудности в понимании происхождения города –

- видимом противоречии между показаниями письменных источников и состоянием археологических материалов по самому раннему периоду в истории Новгорода.

Противоречие состоит вот в чём:

В летописях Новгород упоминается впервые под 859 г. –

- но! –

- …953-м годом датируется самая древняя из построек, исследованная археологами.

Конечно, возможно, какая-то более древняя постройка ещё будет обнаружена – сегодня говорится уже о датировке находок 930-ми годами. Но статистику не обманешь: если б Новгород был древнее хотя на век, то за 70 лет плотнейших археологических изысканий что-нибудь из соответствующих древностей уже обнаружилось бы.
Более того, в те годы Новгород не представлял собою единого поселения вообще. На его месте было –

- три изначальных посёлка, политическое объединение которых на определённом этапе сменилось их физическим слиянием.


Это три позднейших городских конца – Славенский, Неревский и Людин. Более того: сами эти концы-посёлки представляли собою –
- совокупности отдельных посёлков и усадеб - то, что называлось концом в Новгородской земле ещё в XV в.: группа нескольких деревень, объединённых в административное целое.

Деревни. Важная столица, центр земли, якобы приглашающая Рюрика, представляет собою на деле «группу нескольких деревень»! Или, например, раскопками обнаружено, что Неревской конец образовался из –

- двух первоначальных посёлков, которые лишь по мере своего расширения слились со временем в одну улицу. До этого их разделял пустырь, постепенно застроенный с обеих сторон.

В общем, не было города, которым якобы так долго управляли предки Гостомысла и куда мог быть вызван его внук-ободрит.
Может быть, существовали на Руси другие города, годные на звание Великого? Нет, и тут остаётся только с сожалением пожать плечами. В древности в Новгородской земле хоть какими-то городами можно было назвать лишь Ладогу и Старую Руссу. При известном великодушии сюда же можно ещё отнести крепость около речки Любша и Рюриково городище.
Но Старая Русса сильно моложе Новгорода (первое упоминание о ней в летописях относится к 1167 году).
Рюриково городище, судя по результатам раскопок, - не более чем дружинно-торгово-перевалочный пункт.
А самый древний и самый «Великий» из всех – Ладога - и в X веке была городком невеликой площадью всего в 6-8 га. Вместе с прилегающими поселениями. И по оптимистичным оценкам. По пессимистичным – площадь её не превышала 2-4 га.
Но и без этого Ладогу – как и Любшу – к указанной легенде пристегнуть сложно. Во-первых, возникла она –

- в балто-финской и саамской среде.

А во-вторых, благодаря хорошо сохранившимся остаткам деревьев хронология Ладоги ясна едва ли не с точностью до года. Дата её основания — 750-е годы. Археологи иной раз даже уточняют – 753-й. Дендрохронология позволяет.
При этом культурный облик первопоселенцев Ладоги характерен следующими вещами:

Овальная скорлупообразная фибула, языковидное кресало, колесовидные бляшки, фрагмент железной гривны из перевитого дрота, фризские костяные гребни, бронзовое навершие с изображением Одина, наконец, т.н.«клад» инструментов.

Это всё –

- находит аналогии в североевропейском круге древностей.


Иными словами, Ладогу на землях финских племён основали скандинавы!
Славяне же здесь появляются лишь два десятилетия спустя. И весьма драматичным образом:

Смена построек I яруса постройками II яруса связана с появлением в нижнем течении Волхова новой группы населения. Изменение домостроительных традиций и планиграфии застройки, прекращение работы кузнечно-ювелирной мастерской, выпадение и не изъятие «клада» инструментов подчёркивают отсутствие преемственности в жизни поселения на этом этапе. По всей вероятности, не позднее рубежа 760-770-х гг. скандинавская колония прекратила существование в связи с продвижением в Нижнее Поволховье носителей культурных традиций лесной зоны Восточной Европы.

То есть даже если предположить, что ту, скандинавскую Ладогу сожгли персонажи татищевско-иоакимовской легенды, а потом стали там жить, то мешают два обстоятельства.
Первое – выпадают вот эти археологические эпизоды:

…на рубеже 830-840-х гг. Ладога была захвачена группой норманнов. Вряд ли стоит сомневаться, что они заняли в ней доминирующее положение. … Появление в Ладоге около 840 г. новой группы норманнов подтверждается находками деревянной палочки с рунической надписью, подвески «молот Тора», игральных шашек, особой концентрацией в ярусе деревянных игрушечных мечей, копирующих форму боевых каролингских клинков.

В середине 860-х гг. (около 865 г.) поселение очередной раз подвергается полному разгрому. Кроме мощного слоя пожара, драматичность этого события подчеркивают обгоревшие останки женщины и ребенка… Плотность застройки на площадке Земляного городища на уровне VI (около 865-890-е гг.) и VII (890-е - 920-е гг.) ярусов заметно ниже, чем в предшествующие десятилетия IX в. … С этого момента можно говорить о сходстве его топографии с североевропейскими виками и т. н. «открытыми торгово-ремесленными поселениями» Восточной Европы.


То есть в 840 году какие-то скандинавы захватывают Ладогу и остаются в ней жить в качестве доминирующей силы. В 865 году кто-то ещё раз нападает на город, после чего он надолго приходит в запустение, при дальнейшем развитии предстаёт в качестве нормативного для скандинавской цивилизации торгово-ремесленного поселения. Такого же, каким мы застаём, например, Гнёздово или Тимерёво, о которых более подробно речь ещё пойдёт.
Так что либо Рюрик чересчур сурово обошёлся с родным городом собственного деда, либо он всё-таки не был ободритом.
Второе обстоятельство частично связано с первым. Нет «ободритской» археологии в Ладоге! И вообще на севере будущей Руси. Нет ободритских имён среди имён правителей будущего русского государства. Нет в тех самых договорах, подписанных от «рода русского» Карлами-Фарлофами-Стемидами. Нет ободритских слов в дошедших до нас названиях порогов на «росском» языке. Нет особых прав для ободритов в законах. Нет, наконец, следов ободритского языка в государственном лексическом фонде Древней Руси. Скандинавских – и то очень мало. Но западно-славянские языковые черты проявляются лишь на севере Руси и никогда не выходят за её пределы. Региональный акцент, не более.
В общем, не видят ободритов на Руси история с археологией. Максимум – черепа у новгородцев похожи. Да и об этом спорят…
Пожалуй, достаточно загадок. Попробуем начать искать разгадки.

Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments