Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Кто такие варяги-2

(Кусок про куны и белей уже был, он практически не менялся, я его опускаю)

Кстати, а почему – за море? Потому, ответит каждый, что это были –

варязи, приходяще изъ заморья.


А зачем это уточнение? Разве и так неясно, что варяги сидят за морем? Разве летописец нам не рассказал давеча, что это люди, которые и так где-то там, далеко, -

- присѣдять от запада къ полуденью и съсѣдятся съ племенем Хамовомъ?

Может быть, сделал он это для того, чтобы отделить варягов из заморья от каких-то других, местных?
Да конечно! У нашего летописца полная ясность: варягов много, варяги разные, есть те, которые сидят в Англии, а есть те, которые сидят здесь. Только за предел Симов не заходят.
Кто же это такие?
Чтобы узнать, продолжим разбираться с тем, как летописец понимал, что такое русь и с чем её едят.

В лѣто 6370. … Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе.

Итак, мы видим синонимику: русь есть варяги.
И сразу вся предыдущая схема -

Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ, русь, аглянѣ, галичанѣ, волохове, римлянѣ, нѣмци, корлязи, венедици, фряговѣ и прочии, присѣдять от запада къ полуденью и съсѣдятся съ племенем Хамовомъ.


- поломалась. В ней варяги и русь идут через запятую. Вот если бы поставить двоеточие в другом месте -

- потомство Иафета также варяги: шведы, норманны, готы, русь, англы, (а также) галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие…


В принципе, можно: в старину знаков препинания не знали, так что мы несколько вольны в них. Но так можно далеко зайти. Поправлять первоисточник – о, на этом русская медиевистика собаку съела! Тут не только поправки и толкования: уже целая отрасль науки возникла – об истории поправок и толкований. Трактовать трактовки – это божественно! И процентов на девяносто так называемая академическая история этим и занимается.
А мы не будем.
Тем более что само это разъяснение летописца –

- сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе… -


- даёт нам это самое искомое двоеточие. Эта фраза попросту говорит –
1. о НАДнациональном характере понятия варягов, ибо им объединены народы реально разные,
и –
2. ВНЕнациональном характере понятия варягов, ибо совершенно твёрдо известно, что не было никакого «суперэтноса», объединявшего шведов, норвежцев, датчан и так далее. Скандинавы? - да; но скандинавы – понятие не национальное, а всего лишь географическое. В этом смысле варяги наши получаются именем собирательным для скандинавов.
А что говорят о варягах зарубежные источники? Если варяги у русского летописца идентичны руси, а русь иностранцы знают, то, должно быть, и варягам место в истории найдётся.
Заглянем в документы.
Вот самый авторитетный автор X столетия, византийский император Константин Багрянородный пишет большой политический трактат под названием «De administrando imperio» («Об управлении империей») своему сыну. В этом принципиально важном труде, наполненном описаниями соседних с Империей народов и советами, как с ними обращаться, император о варягах говорит … ничего он о них не говорит!
При этом он знает, что русы - существуют: он лично принимает русскую княгиню Ольгу, знает о существовании архонта Ингора, его сына Сфендослава и проч. Он знает, что у него русы воюют за Крит и вообще их довольно много. Русы и взаимоотношения с ними находят отражение на страницах обращённого к сыну трактата.
А кто такие варяги, император не знает! А если и знает, то в своём труде не упоминает. То есть для него существуют политически значимые русы, но нет политически значимых варягов. Зато в другом трактате – «О церемониях» («De ceremoniis aulae Bizantinae») - Константин при описании приёма тарсийских послов, упоминает, что на нём присутствовали –

- крещённые росы.

Иными словами, даже в императорском дворце охрану несут русы. А варягов просто нет.
Или - ещё нет.
Ибо позднее они в византийских источниках появляются. Вот только… никто их с русами не связывает! Например, как следует из очень интересного исследования дореволюционного русского историка В.Г.Василевского, в целом ряде византийских императорских распоряжений – хрисовулов – варяги и русы, находящиеся на службе империи, не только не являются синонимами, но и прямо разделяются друг от друга национально. Аналогично тому, как булгары от франков, а сарацины от немцев:

…варангов, рос, саракинов, франков …

рос, варангов, кульпингов, франков, булгар или саракинов…

росов, варангов, кульпингов, франков, булгар, саракинов…

…рос, варангов, кульпингов, инглингов, франков, немицев, булгар, саракин, алан, обезов, «бессмертных» и всех остальных…


Кроме того, Кекавмен, автор середины XI в., рассказывая об осаде города Идрунт в Италии, сообщает, что его обороняли –

- росы и варяги.


И вдруг тут проявляется рефрен из русской летописи:

…совокупи воя многы — варягы, и русь, и поляны, и словѣны…


И оказывается, что вовсе не идентифицирует летопись варягов с русами! Точно так же, как и у византийцев, следует вполне чёткое и последовательное разграничение одних от других!
В то же время германский посол при византийском дворе и епископ Кремонский Лиутпранд разъясняет, что русы - это норманны:

Ближе к северу обитает некий народ, который греки по внешнему виду называют русиями, rousioj, мы же по местонахождению именуем норманнами. Ведь на немецком языке [lingua Teutonum] nord означает север, а men - человек; поэтому то северных людей и можно называть норманнами.

Ни он, ни греческие источники не выделяют варягов в общем русском войске (как, впрочем, не выделяют и славян):

Королём этого народа был [некто] по имени Игорь [Inger], который, собрав тысячу и даже более того кораблей, явился к Константинополю. Император Роман, услыхав об этом, терзался раздумьями, ибо весь флот его отправлен против сарацин и на защиту островов. После того, как он провёл немало бессонных ночей в раздумьях, а Игорь разорял всё побережье, Роману сообщили, что у него есть только 15 полуполоманных хеландий, брошенных их владельцами вследствии их ветхости. Узнав об этом, он велел призвать к себе калафатов, т.е. корабельных плотников, и сказал им: «Поспешите и без промедления подготовьте оставшиеся хеландии, а огнемётные машины поставьте не только на носу, но и на корме, а сверх того - даже по бортам». Когда хеландии по его приказу были таким образом подготовлены, он посадил на них опытнейших мужей и приказал им двинуться против кораблей Игоря. Наконец они прибыли. Завидев их, расположившихся в море, король Игорь повелел своему войску не убивать их, а взять живыми. И тогда милосердный и сострадательный Господь, который пожелал не просто защитить почитающих Его, поклоняющихся и молящихся Ему, но и даровать им победу, [сделал так, что] море стало спокойным и свободным от ветров - иначе гркам было бы неудобно стрелять огнём. Итак, расположившись посреди русского [флота], они принялись метать вокруг себя огонь. Увидев такое, русские тут же стали бросаться с кораблей в море, предпочитая утонуть в волнах, нежели сгореть в пламени. Иные, обременённые панцирями и шлемами, шли на дно и их больше не видели, некоторые же, державшиеся на плаву, сгорали даже посреди морских волн. В тот день не уцелел никто, кроме спасшихся бегством на берег. Однако корабли русских, будучи небольшими, отошли на мелководье, чего не смогли сделать греческие хеландии из-за своей глубокой посадки. После этого Игорь в великом смятении ушёл восвояси; победоносные же греки, ликуя, вернулись в Константинополь, ведя с собой многих оставшихся в живых [русских пленных], которых Роман повелел всех обезглавить в присутствии моего отчима короля Хьюго.

Таким образом, у нас вырисовывается тождество русов и норманнов. Для западного наблюдателя. Но варягов не знает и он.
Самое забавное при этом, что русы-норманны варягов знают. Но своими не считают. Для русского – а великий князь Владимир, по всей очевидности, имеет право считаться таковым – варяги являются элементом чуждый, и хотя и полезным, но таким, коего и обмануть не грех.
Вот как около 980 года великий князь Владимир Святославич сплавляет варягов к византийскому императору:

Посемъ рѣша варязи Володимеру: «Се град нашь, и мы прияхом ̀и, да хощем имати откупъ на них по 2 гривнѣ от человѣка». И рече имъ Володимиръ: «Пожьдете, даже вы куны сберут за мѣсяць». И жьдаша за мѣсяць, и не дасть имъ. И рѣша варязи: «Съльстилъ еси нами, да покажи ны путь въ грѣкы». Онъ же рече: «Идете». Изъбра от нихъ мужа добры и смыслены и храбъры и раздая имъ грады; прочии же идоша Цесарюграду. И посла пред ними слы, глаголя сице цесареви: «Се идуть к тебѣ варязи, не мози ихъ дѣржати в городѣ, или то створят ти въ градѣ, яко здѣ, но расточи я раздно, а семо не пущай ни единого».


То есть, повторюсь, самым очевидным образом варяги для князя – кто угодно, только не русы.
Впрочем, не только для него и не только в это время. И позднее, спустя больше чем полвека, в русском обществе и государстве никакой самоидентификации с варягами не наблюдается. В юридическом смысле закон их со «своими» не путал. Если вспомнить «Правду Русскую», то в этом древнерусском «уголовном кодексе» права варягов никак не защищены – в то время как права «русинов» выделяются особо:

1. Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

При этом примечательно, что номенклатура общества расписана весьма подробно, и каждому в кодексе определено место, за каждого – своя цена:

Аже оубиють огнищанина… А въ княжи тивоуне… А конюхъ старыи оу стада… А въ сельскомъ старосте княжи… и в ратаинемъ… А в рядовници княже… А въ смерде… и въ холопе… Аще роба кормилица… любо кормиличицъ… А оже оуведеть чюжь холопъ…


Даже кони и овцы есть в этом списке! Нет его – варяга!
Варяг всегда фигурирует в качестве чужака, чьи права и обязанности оговариваются отдельно от прав и обязанностей членов русского общества:

Аще будеть на кого поклепная вира, то же будеть послухов 7, то ти выведуть виру; паки ли варягъ или кто инъ, тогда (а).


То есть имеется общее обозначение «кого-то», и по отношению к этому обществу варяг стоит там же, где и «кто инъ».
Аналогичным образом вне общества «Правды Русской» варяги ставятся и в других статьях:

Аче попъхнеть мужь мужа любо к собе ли от собе, любо по лицю оударить, ли жердью оударить, а видока два выведуть, то 3 гривны продажи; аже будеть варягъ или колбягъ, то полная видока вывести и идета на ротоу.

Аще ли челядинъ съкрыется любо оу варяга, любо оу кольбяга, а его за три дни не выведоуть, а познають и в трети день, то изымати емоу свои челядинъ, а 3 гривне за обидоу.


И неважно, что лучше – два видока или «полная». Факт, что «мужъ» и «варягъ» стоят раздельно. И коли «мужъ» - член общества, - а так оно и следует из статьи первой, - то варяг, получается, не член общества. То есть чужак!
Это ещё больше видно из таких слов Ярослава Владимировича, князя новгородского, который в 1112 году, в грамоте немецким послам устанавливает правила взаимоотношения между русинами и варягами:

Оже емати скотъ Варягу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы: идеть роте, възметь свое.


При этом тут, по справедливому замечанию великолепного российского исследователя А.Л.Никитина, -

- «варяг» оказывается синонимом «немец».


Но в любом случае русский гражданин варягу противопоставляется в правовом положении. А когда такое происходит? Очевидно, тогда, когда права чужака защищаются каким-то отдельным от закона, но равным ему по правомочности документом. А таковым в те времена – как, впрочем, и сегодня – являлся только договор от имени законной государственной власти. Таким образом, как холоп в правовом поле своего хозяина, так и варяги находились в правовом поле князя.
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments