Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

По поводу давешнего разговора про галкинские русские каганаты в степях

Не буду описывать всех идей и аргументов, приводимых сторонниками гипотезы о русах-степняках и наличии у них некоего своего каганата. Который якобы и был представлен двумя шведами при дворе франкского (или уже германского?) императора. Просто задам один вопрос энтузиастам того славного и славянского каганата: может, хоть монетку предъявите? Какой же каган без своей монетки? Нешто не спросили любопытные франки у гостей-послов: да покажите же что-нибудь вашего! Помнится, всего-то лишь Украина образовалась - а любопытно было на их новую валюту посмотреть. А уж послы-то - как минимум с некими свидетельствами их статуса должны были посылаться. С флагами, гимнами, подписями кагана, печатями гербовыми... Ну, пусть не было этого тогда - но уж печатки соответствующие на перстнях обязаны были быть. Вон нынче в Новгороде без всякого каганата печати древнерусской великокняжеской налоговой инспекции находят. А тут целая империя - и без единого уцелевшего государственного символа?
Да и вообще – что-нибудь предъявите из вещественных доказательств! Вон черняховская культура, даром, что не каганат ни разу, - а сколько археологии даёт! Аварский каганат – тож. Не говоря уж о Хазарском.
Но тут нам в качестве доказательства наличия русского каганата в лучшем случае предъявляют салтово-маяцкую культуру. Которая, конечно, всем хороша. По-своему. Но является не более чем археологической культурой. А каганат, напомню, - империя. А от империй обычно остаются документальные следы. Ибо империи обычно начинаются со зверств – а это не та тема, которую подвергаемые зверствованию склонны обходить молчанием. Вон русы, даром что ещё в 839 году их никто не знал – а уже двумя десятилетиями спустя какого шороху на главную столицу тогдашнего мира навели! Жаль, что не взяли тогда Царьграда – вот была бы эпика!
Но забавно не это. Забавно то, что салтово-маяцкая культура археологами признаётся за вполне… хазарскую! В смысле – культуру населения каганата. Со всем многообразием укладов, но явными взаимовлияниями в силу общего пространства под единой политико-силовой крышей. Или «крышей», как угодно. Вот как, по мнению известного хазароведа Плетнёвой, эту культура возникла и что она означает:

Длительная война с арабами тяжелее всего отразилась на экономике молодого Хазарского государства. Арабы неоднократно… вторгались на его территорию, разоряли и грабили города, жгли поселения, вытаптывали нивы и виноградники, угоняли скот с зимовищ, а население, как правило, забирали в плен и обращали в рабство. Поэтому уже в период войн началось постепенное, но настойчивое переселение алан, болгар и самих хазар на север — на широкие и обильные пастбища волжских, донских и донецких степей…
Появление в донских и приазовских степях населения, занимавшегося на Северном Кавказе земледелием, причем развитым, орошаемым земледелием, привело к тому, что донские и приазовские болгары стали активно оседать на землю.
Вот это массовое оседание на землю, переход к новому способу ведения хозяйства — земледелию, а вместе с тем и к ремесленному производству положили начало сложению культуры, названной салтово-маяцкой.
Уже сегодня мы можем наметить границы ее распространения: на севере — верховья Донца и Дона, на западе — правобережье Донца и Северное Приазовье, на юге — Восточный Крым и Восточное Приазовье, Кубань и далее до Каспия по предгорьям, на востоке — Каспийское море, левый берег Волги до Саратова и затем — междуречье Волги и Дона.
Культура эта делится на локальные варианты, тем не менее для нее характерен ряд общих, объединяющих особенностей:
1) бесфундаментная, «двухщитовая» кладка стен (довольно часто щиты сложены насухо без раствора; в южных вариантах типична кладка «елочкой»);
2) жилища трех основных типов: полуземлянки, юрты, сырцовые на цоколях (первые преобладают в лесостепи, вторые — в степях, третьи — в Приазовье, Крыму);
3) исключительное единство в керамическом комплексе (самая типичная посуда — серая или желтая столовая с лощеной поверхностью: кувшины, кружки, горшочки, пифосы, миски; затем следует кухонная: горшки разных размеров и подвесные котлы с внутренними ручками, украшенные сплошным или зональным линейно-волнистым орнаментом, причем горшки лесостепи, изготовленные с примесью крупной дресвы, тяжелее и массивнее степных, сделанных из глины с примесью легкого речного песка);
4) широкое распространение тарной посуды, особенно амфор (изготавливались они в основном в Крыму и отчасти, видимо, в Подонье), которая не попадала только в Предкавказье (по-видимому, потому, что там была принята другая тара — красноглиняные кувшины, аналогичные закавказским);
5) близость типов бытового инвентаря: сбруи, оружия, украшений (правда, одни и те же формы всех перечисленных категорий вещей были известны во всем кочевом и полукочевом мире Европы и Азии, что, очевидно, следует объяснить общностью экономического развития кочевых обществ той эпохи, но тем не менее особенно близкими являются вещи, принадлежавшие этнически родственным культурам и вариантам культур).
Единство культуры на всей указанной территории свидетельствует, по нашему мнению, о том, что это была культура не столько этническая, сколько государственная. Границы ее распространения совпадают с границами Хазарского каганата, о которых писал каган Иосиф, перечисляя пограничные с каганатом племена, страны и народы.


Так что получается, что в поисках неведомого славянского русского каганата приходят энтузиасты к каганату Хазарскому!
Правда, одно время выдающийся русский археолог В.В.Седов высказал мысль, что русы с их неведомым каганатом – это волынцевская культура. В самом деле: в 830-840-х годах на северо-западной границе Хазарского государства было воздвигнуто семь крепостей - городища Алексеевское, Верхнеольшанское, Верхнесалтовское, Колтуновское, Красное, Маяцкое и Мухоудеровское. Все – серьёзные сооружения:

Они имели отчётливую геометрическую планировку, а по периметру - стены, сложенные из обработанного камня или кирпича. Природные факторы в их обороне играли второстепенную роль, естественную защиту имела лишь одна, выходившая к реке сторона крепости. … К этому же типу укреплений принадлежит и Саркел. … Названные крепости не имеют генетической связи с местным фортификационным строительством. Их планировка и использованные строительные приемы, несомненно, восходят к традициям византийской крепостной архитектуры.

Интересно, не правда ли? Построить в те времена крепость, да ещё руками византийских мастеров, - это не фунт изюму скушать. Это как сегодня подводный ракетоносец заложить или, на худой конец, автозавод поставить. Что же за опасность могла грозить хазарам из-за Тихой Сосны и Северского Донца?
По мнению В.В.Седова, этой опасностью были представители так называемой волынцевской культуры. Её этногенез исследователь расшифровывает так:

Ареал этой культуры распространялся на всё Днепровское левобережье. В регионе Киева волынцевские памятники известны и в правобережье (между нижними течениями рек Роси и Тетерева). На северо-востоке племена волынцевской культуры постепенно расселялись также в бассейне Среднего Дона и на Верхней Оке. Корни волынцевской культуры обнаруживаются в Среднем Поволжье, где в IV-VII вв. существовала именьковская культура, формирование которой было обусловлено миграцией большой группы населения из Черняховского ареала в связи с гуннским нашествием. В конце VII в. в результате расселения в Среднем Поволжье кочевых орд болгар основная масса славян именьковской культуры вынуждена была оставить эти земли и возвратиться в Поднепровье, где и сложилась волынцевская культура.

При этом интересно, что в своей работе учёный никак не пытается идентифицировать волынцев с каким-либо известным племенем. Указывается лишь на его славянскую принадлежность. Таким образом, кажется, что русский каганат нашёлся. Причём достаточно сильный, чтобы хазары против него воздвигали византийские крепости. В силу такой силы (ага!) данное государственное образование вполне могло принять на себя конкурирующее с хазарским звание империи.
Однако слабость такой идентификации всё в том же общем обстоятельстве, которое мешает зримо представить себе прошлое. Она состоит в том, что мы… не позволяем себе зримо представить себе прошлое.
Что мешает связать наших русских то ли посланников, то ли шпионов в Ингельгейме с волынцевскими координатами их каганата? Не только то, что в другой своей работе тот же В.В.Седов идентифицировал носителей волынцевской культуры как северян, о чём у нас ещё пойдёт речь. А северяне, согласно нашей летописи, были такой мощной «империей», что платили хазарам дань. От которой их освободил только Олег Вещий, возложив, впрочем, свою. Мешает в первую очередь весь корпус сведений о русах, что содержится в других источниках.
Например, упоминание о нападении русов на Амастриду.
Случилось оно, как то следует из документа под названием «Житие Св.Георгия из Амастриды», в период между 820 и 842 годом. Вот что там написано:

Было нашествие варваров, росов – народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравом, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чём другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они – этот губительный и на деле и по имени, народ – начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигнул наконец и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жён; не было никого помогающего, никого, готового противостоять...

Некоторые исследователи приводят доводы, что данный кусок – позднейшая вставка в источник, в целом аутентичный и современный описываемым событиям. Я склонен разделить это мнение. По сути, речь в данном отрывке идёт не о локальном набеге, а о серьёзной войне. Пропондита – это Мраморное море. Амастрида – это провинция Пафлагония, она располагалась на южном берегу Чёрного моря примерно напротив Крыма, там, где сейчас стоит Синоп. Следовательно, описанное нападение с точки зрения стратегической представляет собой театр военных действий глубиной 200-300 км. Что автоматически означает 10-15 дневные боевые действия, даже если бы русы, или кто там понимается под этим именем, просто делали пешие марши, не вступая в соприкосновение с противником. Если были морские переходы, принципиально это картины тоже не меняет – когда на собранном точно по параметрам корабля викингов судне в 1893 году прошли от Норвегии до Ньюфаундленда, средняя скорость составляла 8,5 км/час, то есть 4,7 узла. Это под парусом и без остановок.
Таким образом, это настоящий поход, а не набег.
С точки зрения оперативной описанная картина предусматривает прохождение флота русов мимо Константинополя и по Босфору – иначе как попасть из Мраморного моря в Чёрное? Что, в свою очередь, означает, что каким-то образом из состава противодействующих сил должен был быть исключён византийский флот. Кроме того, и византийская армия должна находиться где-то достаточно далеко, чтобы в течение двух недель не успеть к району боевых действий. А вот русская армия, со своей стороны, должна была насчитывать достаточно бойцов, чтобы безусловно нейтрализовать фемное ополчение. Если считать по средним показателям в три турмы от фемы, в три банда в турме и три гекатонтархии в банде, то в той же Вифинии противостоять русам могло до 3000 воинов, не считая милиции. Что опять же нас приводит к выводу, что на Амастриду если и напала какая-то отдельная банда (уже в другом смысле этого слова) русов, то была она уж во всяком случае частью большой армии большого похода.
Таким образом, после такой интервенции и таких жертв о русах не могли вспоминать как о «народе незаметном, народе, не бравшимся в расчёт». Ничего себе незаметность – две недели безнаказанно разорять Римскую империю! И уж, конечно, случись такая война до 860 года, Фотий никак не мог бы назвать народ, её устроивший «безвестным — но получившим имя от похода на нас». Да, от похода! Но, безусловно, имелся в виду набег 860 года.
А теперь вернёмся к волынцевским русам В.В.Седова. Живут они, условно, в районе Сум - Харькова – Курска – Белгорода - Липецка. Лесостепь, дубравы, хмельные полыни по холмам, овраги, болота и крутящие хула-хуп задорные речки. Живут «русы» хорошо: согласно тому же В.Седову и другой известной исследовательницы М.Гимбутас, -

землянки, некоторые квадратной формы, 6 х 6 метров. В северо-восточном углу находился открытый очаг, построенный из пористой местной глины. У дома была плоская крыша, труба отсутствовала. …В деревнях обнаружены железные ножи для плугов, серпы и точильные камни. …В могилах встречаются стеклянные и пастовые бусины, браслеты с утолщенными концами, железные ножи и кольца.
…Население волынцевских и роменских поселений выращивало скот, лошадей, коз, овец и свиней, ловило рыбу в близлежащих реках. От диких пчел получали мёд и воск. В доме, раскопанном в городище Вишнёвая гора, обнаружен сосуд, внутри которого находится деревянная чаша, наполненная желтоватым веществом. Химический анализ показал, что это мёд и воск.
Хорошо развивались ремёсла. Изделия из железа не отличаются от периода Киевской Руси, но кроме них встречаются медные, серебряные и золотые вещи. В кладах обнаружены разнообразные ювелирные изделия, часто искусно сделанные.


Надо ли нам теперь думать, эти вот добрые любители мёда собрались в дружину массою не менее 3 тысяч копий, сплавились к Чёрному морю, переплыли его и обрушились на крайне мирную, безоружную, белую и пушистую Римскую Империю, поставили её на уши, побили народа немеренно и вернулись обратно? В принципе, возможно. Творили же нечто подобное готы, дунайские славяне! По пояс голые, едва ли не с дубьём – но брали крепости византийские! Так что и удивляться нечего, что у волынцевских русов внятного вооружения не находится. Как пишет в своей профессиональной археологической работе по холодному оружию Днепровского Левобережья X-XI вв. А.В.Зорин, -

- клинковое оружие на северянской территории представлено редкими образцами мечей, сабель и палашей.

Кстати, его вообще крайне мало – оружия, которое можно было бы отнести к славянскому. По словам исследователя и реконструктора старинного холодного оружия С.Рыжкова, из многих десятков мечей, что найдены за весь период Древней Руси и ранее на нашей территории, всего два носят клейма, которые можно с известной степенью достоверности отнести к славянским. Остальное – сплошь так называемые «франкские» клинки – произведённые в нескольких мастерских в Германии, на Рейне. Кстати, и эти два славянских клинка – тоже всего лишь реплики «франкских».
Или такое наблюдение –

- крайне редкие находки мечей на Днепровском Левобережье …

Любопытно окончание этой фразы:

…объясняются, помимо иных причин, ещё и тем влиянием, что оказывали хазары на своих данников в том числе и в области вооружения.

Исследователю оружия достаточно этого, а нам интересно как раз другое:

…на своих данников…

Собственно, материал А.В.Зорина «РУСЫ И СЕВЕРЯНЕ: ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ» неопровержимо доказывает: оружие северян – в основном хазарского типа и «заточено» под задачи конницы:

Довольно полно представить комплекс вооружения славян мы можем только на примере северян Битицы, где найдена сабля салтовского типа с наплывом вместо перекрестья, кистень, булава, небольшой железный щит, боевые топоры, наконечники стрел, копий и особенно много дротиков. Судя по находкам снаряжения коня, только часть северянских воинов были пешими, другую, очевидно, небольшую, часть, как и в аланском войске составляла легкая конница, -

- пишут в статье «Вооружение и военное дело Хазарского каганата» А.В Комар и О.В.Сухобоков. Казалось бы, неплохо. Есть что вбить в голову хитрому греку! Но!
Беда в том, что Битицкое городище погибло в результате военного разгрома в первой половине IX века. И после этого на северянской территории более нигде не прослеживается столь крупных центров, которые могли бы выступать, как средоточие дружины и княжеской власти. Об этом же говорит и В.В.Седов:

Определить, где была столица Русского каганата, пока не представляется возможным. Не исключено, что таковая в этом зарождающемся государстве еще не сформировалась…

У империи нет столицы?
Да нет, есть. Сформировалась. Только была, оказывается настолько плотно под властью хазар, что даже погибла в ходе знаменитой гражданской войны в каганате после принятия там иудаизма ханом Обадией. И с тех пор у волынцевцев-северян столицы не было.. А значит, не было её «заказчиков» - князя, дружины, государственной и торговой элиты. Что, в общем, свидетельствует об одном: после 830-х годов волынцевско-северская цивилизация входила в состав стороннего государства. Которому элита и служила – и естественно, поближе к тем местам, где эту службу заметят и оценят. То есть к столице.
Ну, совершенно очевидно – и археология это подтверждает – что таким сторонним государством могла быть только Хазария. И мы можем констатировать, что «Русский каганат» в годы нападения руссов на Византию не был не только каганатом, но и не имел даже призрачной автономии, которую даёт собственный племенной центр.
А уж послы – дивно как хороши! К императору! От кагана!
У которого, правда, дворец… в виде землянки шесть на шесть метров…


(следует)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments