Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русы и хазары

В связь с нашим источником надо поставить и одно любопытное сообщение, сохраненное географами другой группы (X в., ал-Балхи, ал-Истахри), но находящееся в стороне от общей массы их сведений о славянах и руси. Географ ал-Истахри (30-50-е годы X в.) включил в свой географический труд, который, в свою очередь, основан на не дошедшем до нас сочинении ал-Балхи (20-30-е годы X в.), следующие строки: «И то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар, точно так же и шкуры бобра, которые везут во все концы света, - и их нет нигде, кроме тех рек, что в стране булгар, русов и Куйабы (т.е. Киева. -Л.Я.)» (215) Ученик ал-Истахри Ибн Хаукаль писал: «А русы - варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и между славянами на реке Итиль... (216) и то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска и бобровых шкур, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар. И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках, что в стороне булгар, русов и Куйабы» (217). Вывод, который можно сделать из этого тек ста, тот, что было время, когда Киев (Куйаба) не рассматривался как город русов. Если же страну русов IX в. (именно страну, а не «остров», ибо дальнейший рассказ нашего источника говорит о большой стране с многими городами) поместить где-то в северной части Восточной Европы, то указанные выше противоречия устраняются. Такое представление смыкается и с данными русской летописи, согласно которой русский князь Олег лишь на рубеже IX и X вв. захватил Киев и объединил север и юг восточнославянских (и частично финно-угорских и балтийских) земель.

Да.
Археология даёт нам ответ: археологически скандинавы на территории будущей Руси прослеживаются начиная со второй половины IX века. Кроме Ладоги, конечно, где они осели ещё в 760-х годах. Это именно та граница, выше которой мы можем наблюдать, как скандинавы уже не просто русили туда-обратно между своим Севером и манящим Югом. А стали задерживаться, поселяться, жить и умирать в той стране, что они чуть позже назвали Гардарикой, а другие – Русью.
Постепенно интересы местных, постоянно живущих норманнов расходятся с «находниками» из-за моря. Взаимодействия с местными резидентами – и с хазарами в особенности, потому что мимо них вообще ни до какого серебра не доберёшься – приобретают постоянный и договорно оформляемый характер.
Ну, а дальше всё идёт как следствие. Однажды эти «местные» норманны – на каком-то этапе ставшие величаться русами - должны были и формально перейти под чью-то руку. Вряд ли – под руку из собственной среды. Слишком мало ресурсов у каждого желающего. А вот под чью-то иную, которая была бы разом сильнее любой русской ватаги…
Что послужило поводом или причиною – неизвестно. Норманны были, конечно, далеко не зайчиками. Выйдя в своих поисках на Днепр, Дон, Оку и Волгу, они тем самым выходили и на Степь. И могли вполне ввязаться в разборки местных крутых парней – ведь они и сами были крутыми парнями и наверняка хотели вмешаться в процесс дележа чужого имущества. Тем более, что аргументов – и крайне острых – у них хватало.
Но однажды перед ними встал традиционный вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» (в конце концов, культура фехтования боевыми топорами – тоже культура). И, надо полагать, русы – те самые, пустившие корни на местности, - должны были выбрать хазар метрополии. Вряд ли они задумывались о неинтеллигентности антисемитизма, но твёрдо должны были знать, что на пути к восточному серебру сидят хазары метрополии. Кто бы ни был там прав в вопросах веры – тем более, что какая разница, если всё равно волк Фенрир однажды сорвётся с цепей, и настанет Рагнарёк, - Б-г на стороне больших батальонов. То есть – большого серебра.
И, видимо, однажды что-то случается, из-за чего русы переходят под руку хазарского кагана. Вряд ли война. Скорее – сам по себе постепенно выкристаллизовалсь структура, которая постоянно имела дело с хазарами. По делам транзита, например. И этой структуре стало однажды просто выгодно вступить в постоянные вассальные отношения с тем, кто на горле транзита руку держит. Это же всё равно. Абы только обогащаться не мешал. И чести не поруха – вассалитет дело людей благородных.
Собственно, о том, что русы служат хазарскому кагану, прямо говорит багдадский путешественник Аль-Масуди. И по времени заметки его – как раз в 940-х годах сделаны. Хотя и затрагивают несколько более ранние времена, ибо основываются на рассказах жителей Табаристана и других прикаспийских стран:

«Что касается язычников в [хазарском] государстве, то среди разрядов их находятся сакалиба [славяне] и русы, которые живут на одной стороне этого города [Итиля]. … Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя [хазар] и являются его слугами.

Это подтверждается и археологически. Всаднические особенности вооружения славян-северян отсюда и берут начало – из покорения их хазарами и последующей службы кагану. Ну, а русы на той же службе не могли не проникнуться эффективностью кавалерийских подразделений в степях. И, соответственно, взять всё лучшее себе.
Собственно, и кагану выгоден такой коллективный вассал. Кто, например, соберёт дань для него по лесам славянским? Его степные всадники? Нет. Это сделает только морская пехота, которая по рекам могла достичь населённых пунктов лесовиков. Тем более, что опыт у скандинавов в этом смысле большой. Ещё в своей Скандинавии они точно так же финнов трясли. Раз в год – вперёд, ватажка, на сбор дани для своего конунга!

Осенью они поехали на юг, в Трандхейм, и явились к конунгу. Он принял их самым приветливым образом. Брюньольв стал тогда лендрманном конунга. Конунг поручил ему ездить в Финнмарк и собирать дань и дал ему право торговать с лопарями и еще другие права. После этого Брюньольв вернулся домой в свою вотчину, а Бард остался при конунге и сделался его дружинником.


Что в этом куске из «Саги об Эгиле» не подходит к восточно-европейским условиям? Заменить Трандхейм на Семендер, да конунга – на хакана. А что лопари, что славяне – это уж последний по принципиальности вопрос…
Собственно, тут и умозаключать нечего. Ибо сказано прямым текстом. Кусок из него мы уже знаем, а вот что ему предшествовало в тексте арабского географа персидского происхождения Ибн Русте, который составил в 930-х годах компилляцию сведений от разных авторов:

Они имеют царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там.


И всего лишь логично становится, что каган позволяет каким-то русским отрядам оперировать на землях смежных племён, опираясь на какие-то хазарские базы. Например, на Киев.
Были ли это Аскольд или Дир - предположение подкупающее, более того, объясняющее арабские известия, что «первым русским царём был Дира». В этом случае увязывается и то, почему послам росов пришлось совершить вынужденное европейское турне – в степях действительно было неспокойно, и те же венгры, например, могли шалить на порогах, не пропуская в Самватас киоавский.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что известно о практически полном отсутствии скандинавских следов в районе Киева до конца IX века. Так что, не исключено, что та группа русов, что стакнулась с каганом, могла базироваться севернее – скорее всего, в районах повышенного скандинавского присутствия под Смоленском (Гнёздово) или Тимерёво около нынешнего Ярославля. На Гнёздово указывает одно любопытное совпадение: В гнёздовском кургане № 47 была (раскопки Д.А.Авдусина) найдена монета императора Феофила (829-842 гг.), а также причерноморская гончарная керамика. Нелегко устоять перед соблазном «вложить» эту монету в руки одного из русских послов в Ингельгейме, если даже сам Г.С.Лебедев указывает, насколько это редкая находка:

Курган № 47 относится к числу ранних «больших курганов». Вторая монета того же императора Феофила (серебряная, превращенная в подвеску) обнаружена в одном из камерных погребений Бирки, № 632. Если учесть редкую встречаемость византийских монет этого круга к в кладах, и в могильниках [в Гнездове – 4, в Бирке – всего 2 византийских монеты на 184 монетных находки в могилах], то появление двух очень редких монет одного императора в обоих крупных международных центрах можно объяснить только функционированием Пути из варяг в греки уже во времена Феофила..


То есть съездили парни по делам в Европу, а валюту после возвращения сдать не захотели…
В любом случае, подобный вассалитет предполагал экономический выход в виде выплат дани сюзерену. Точно так же, как в мафиозных структурах. Может быть, отголоски такой возможности сохранились в ПВЛ легендами о хазарской дани.
В общем, экстремист сказал бы так: на территории Руси появилось ещё одно скандинавское государство. Которое прикрыло лаз на Восток для других скандинавских государств.
Но поскольку государств и в Скандинавии ещё как таковых не существовало, то сформулируем осторожнее: родилось некое протогосударственное образование, которое перехватило пути к арабам и в Византию.
Возможно, именно с этим согласуются слова исландских саг, что ярлы и конунги ходили затем в вик только до Сюслы (Эзеля), а дальше не шли - земли были под контролем чужой власти.
А значит, теперь заезжие, «неорганизованные» гастролёры из Скандинавии сразу попадают в иную правовую среду: на месте прежних бесхозных транзитов с общими факториями-виками появляется вассальная Хазарскому каганату протогосударственная структура. И отныне ты либо дерёшься с нею, либо вливаешься в неё. Либо отправляешься домой несолоно хлебавши. И затем с проблемой подкормиться обрушиваешься на мирно спящие Гамбург или Йорк.
А здесь тебе уже не тут! – здесь уже отдельное конунгство. Во главе с каганом. И не смотри, что у него, у конунгства, нет единой столицы, единой армии, единого руководства. Здешние нас называют русами, а конунгом у нас – каган, и этого достаточно.
И резко снижается приток серебра в Бирку. Точнее, по словам Г.С.Лебедева, в 839 году кончается первая волна восточного серебра в Бирке. Это означает только одно: транзитные пути через Русь были закрыты. Могло быть так только в случае, если на Руси (на территории будущей Руси, если быть точным) появилась враждебная скандинавам власть. Или даже не враждебная – а просто самостоятельная, независимая от скандинавов. И которая вовсе не склонна из благотворительных целей отдавать чужим норманнам то серебро, которое должно радовать местных хозяев.
Из-за чего, скорее всего, несогласные с этим элементы в Скандинавии предприняли интервенцию в Ладогу. И, скорее всего, тогда и наложили дань, став теми самыми «варягами из-за моря», со злодеяний которых начинается летописная история Руси.
Так что, думаю, бессмысленно искать то место, куда не могли возвратиться наши разоблачённые шведо-русы. Оно было рассеяно по всей территории Восточной Европы, где имели свои дела и фактории русы. В том числе и в Киеве. В хазарской крепости.
Временно осаждённой венграми.
Итог. Послы представляют некий народ, о котором ранее франкам не было известно даже имени. Греки к этому народу относятся индифферентно, считая – и справедливо – их силой не самостоятельной. Некто называет этот народ словом «Рос». Сами послы обозначают к этому тоже индифферентное отношение: да, такой народ есть и его следует называть так-то. Кто мы есть по национальности – не имеет значения, потому что мы теперь идентифицируем себя в качестве народа Рос.
Поэтому, несмотря на всю скомканость такого появления, тем не менее на мировой арене впервые выступает народ рос. Или, говоря без экивоков, - народ русский.
В своей, конечно ещё некоей «пред»-форме, но тем не менее. Ибо от него, в конечном итоге получились мы.
Нет, можно, конечно, по примеру многих национальных энтузиастов забираться в глубины истории, пользуясь для своих фантастических реконструкций предков русских самыми фантастическими же домыслами. Вон один уже договорился и до того, что письменность русскую изобрели первые кроманьонцы. Это, конечно, по-своему вызывает восхищение… но за свидомыми историками соседней независимой державы всё равно не угнаться: они древних укров непосредственно из питекантропа вывели. Так что останемся на ниве исторических документов, пусть даже и позволяя себе необщепринятые их трактовки. Ибо документ – это сила! Русские послы предъявили документы представителей русского рода в 839 году – и нормально! Зачем нам, с нашей-то историей, прибавлять себе пару столетий, чтобы удостоиться сомнительной чести стать потомком мужчин

с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей –


-а? Да ещё по соседству с народом амазраты и людьми-псами? Амазонки, конечно, несколько скрашивают такую компанию, но что нам делать с одной грудью? Да и феминизм у них, надо сказать, брутальных размеров достигал. Конечно, ради любви можно и жизнь отдать, - но быть убитым после всего одного полового акта? Это, как говаривала незабвенная корнет Шурочка, «даже по-гусарски – слишком».
Нет, в данном случае рождение – или, точнее, «зачатие» - нового народа происходило почти буднично и почти – на наших глазах. Ничего особенного: чья-то готовая, экономически и территориально созревшая «яйцеклетка» оказалась пробождённой (пробуждённой!) чьим-то энергичным «сперматозоидом». И пошла взрывная реакция деления клеток и рождения нового народа - в крике и крови!
Чья яйцеклетка? - и славянская в том числе. Но и угро-финская, и балтская.
Чей сперматозоид? Скандинавский, ясное дело, - никого другого на обозримом пространстве в качестве дотоле не известной силы, способной с моря угрожать Царьграду, просто не было.
Как назвали рожденного младенца? Об этом послы и рассказали. В Ингельгейме.
Subscribe

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…