Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Хронология вокруг Ладоги (конспект, не текст ещё)

В 500-е годы нашей эры кривичи достигают Чудского озера и реки Великой, где появляются первые «длинные курганы», подавляющим большинством учёных относимые к их культуре.
Каким путем шли кривичи, и что их гнало так далеко, не очень ясно. Возможно, уже сильно заселенные прибрежные территории, к тому же подвергающиеся постоянным войнам, их либо не привлекали, либо их туда не допускали. По маршруту получается, что кривичи прошли по линии раздела между прибалтийскими и угро-финскими племенами. Возможно и вероятно, что финно-уграми их примиряло естественно-природное разделение труда - кривичи и славяне селились вдоль рек и пахали поля, угро-финны больше охотились, и их интересовали лесные территории.
Вопрос: кто теснил кривичей. Направление его ведь кем-то диктовалось. В то время леса Западной Двины и Верхнего Днепра кажутся пустынными - а кривичей что-то толкает наверх, поближе к агрессивным в то время эстам. Примечательно и то, что кривичи не останавливаются около Новгорода, если они шли сушей. В конце 600-х годов мы их видим как раз в далекой северной Ладоге, где сразу же возникает поселение с крепостью и святилищем Велеса.
Возможно, кривичи добрались сюда, как в будущем норвежцы до Исландии, морем. Но, в общем, трудновато представить себе такую морскую экспедицию - тем более что позже никаких свидетельств любви кривичей к морю мы не замечаем.
В это же время появляется жизнь в Изборске. Первоначальное городище расположено на треугольной площадке 90х70 м, с двух сторон имело почти отвесные склоны, а с третьей сооружен дугообразный вал шириной 10 м. Считается, что это тоже был один из племенных центров кривичей.
В это время мы видим и первые исторически зафиксированные набеги скандинавов на прибалтийские земли. Между 600 и 625 годами шведские викинги нападают на эстонские острова и саму Эстонию, причем гибнет сын конунга Швеции Эйстейна Ингвар. При этом необходимо отметить, что поход был ответом на нападения и грабежи эстов.
Экстраполируя эту эстонскую активность на общие правила войн, мы можем допустить, что эсты проникают и на восток, в будущие славянские земли. Точно так же можно предположить, что и шведы неплохо знают театр военных действий и бывают по меньшей мере на Ладоге.
В 753 году к Ладоге приходят скандинавы, близкие к готландцам. По соседству с кривичской (ставшей уже межплеменной) крепостью в Любше возникает город Ладога (от финского Alode-jogi - «Нижняя река»), что очень достоверно датируется по дендрохронологии. Домостроительство носит усадебный характер с общеевропейскими чертами. Населена Ладога 27 этническими группами, из которых главные - славяне, балты, финно-угры.
Иными словами, возник укрепленный пункт коалиции самых разноплеменных народов, включающей скандинавов. Последние входят в состав постоянного населения возникшего города.
Затем, в конце 760-начале 770-х годов первый ярус застройки Ладоги прекращает существование. Очевидно, в результате военного столкновения. Кардинальная смена населения поселка документирована неизъятием «клада» инструментов, сооружением на месте кузницы постройки иного типа и распространением принципиально иной домостроительной традиции, для которой характерна развитая техника сруба:

С застройкой II яруса связываются находки древностей севера лесной зоны Восточной Европы второй половины I тысячелетия н.э. Жизнь скандинавской колонии обрывается в результате продвижения на север носителей культурных восточноевропейских традиций — славян или приведенных ими в движение аборигенов.

Любопытна религиозная сторона дела:

К этому времени в Ладоге существует прямоугольная ритуальная постройка площадью 120 кв.м со сторонами более 11 м и мощными двухрядными стенами, сравнимое с языческим храмом в Арконе.

Ещё одно подтверждение западности ильменьско-ладожских славян. Но кроме того, это еще и свидетельство то ли веротерпимости, то ли вообще условности тогдашнего «богостроительства» - нет святилищ скандинавов или других племен. И кроме того, это доказывает преобладание славянского населения в Ладоге.

Так, в истоке Волхова и на Ильмене формируется племенной центр ильменских славян, со святилищем Перуна. Другой центр славян складывается в Ладоге вокруг святилища Велеса. То есть главные славянские боги сохранили свое положение.

Поэтому сообщение, что с середины 700-х до начала 800-х годов Ладога была под властью варягов, представляется не очень достоверным. Точнее, мы вообще сегодня не можем судить о том, чья была тогда власть в Ладоге. Мы знаем только как факт, что Ладога развивалась как славянский город с пришлыми элементами других этнических групп. Если уж на то пошло, то археологически показано наличие в Ладоге с самого начала «власти золотых поясов» - то есть возникновение олигархических-феодальных семейств по новгородскому в дальнейшем типу.
Если не считать археологические данные, то относительно исторические данные о контактах скандинавов со славянами в те времена мы имеем около 770 года. Внук короля Ивара, имевшего уже владения в Ливонии и Эстонии и сумевшего объединить Южную Швецию и Данию под своим владычеством, Харальд, подавляет восстание в Швеции, но в конце концов он разбит шведами при Бравалле, что в тогдашнем Восточном Готланде (ныне - Ёстергёталанд, недалеко от Норчёпинга). Его королевство распалось, и многие сторонники Харальда вынуждены были эмигрировать.
Примерно 786 годом датируется первый клад арабских дирхемов в Ладоге. С одной стороны, это несомненный признак, что здесь побывал тот, кто лично сходил в южные походы. Насколько это можно связывать со знаменитым нападением князя Бравлина (новгородца, как его именуют!) на Сурож, вопрос достаточно деликатный. Скорее всего - вряд ли. Но что в 786 году в Ладоге случилось что-то неординарное, из-за чего владелец не забрал дорогое богатство - можно предположить с уверенностью.
Тем временем дошедшие сюда западные славяне выстраивают свой мир, лишь похожий, но не идентичный приднепровскому. В VIII - IX вв. меняется облик археологических памятников Северной Руси: появляются вещи, близкие славянским культурам южного побережья Балтики и отличные от днепровских.
793 год. Нападение викингов на монастырь на острове Линдисфарн около Нортумбрии. Считается, что этим событием и начался период яростной норманнской экспансии.
Что послужило причиною – внятно, пожалуй, не сформулирует никто. Некоторые исследователи видят за этим даже некий ответ языческих патриархов на экспансию христианской церкви на подконтрольное им пространство. Экспансия эта осуществлялась на копьях франков, и потому у множества европейских языческих народов накопился значительный объём далеко не только религиозных вопросов. И потому «морских королей», нацеливавших свои удары на франков побережья Северного моря, покорённое население встречает как освободителей. Саксы и фризы указывают лучшие подходы к замкам ненавистных франков, к укрепленным монастырям и аббатствам, открывают изнутри ворота городов.
Поначалу. Ибо довольно скоро стало выясняться, что северных воинов, конечно же, ведёт в бой не жажда восстановить времена древних богов, а обыкновенная жажда пограбить. Тем не менее, в начале-середине IX века, побережья Европы вокруг Северного моря являются ареной ожесточённого ристалища между северным германским язычеством и ещё не крепким христианством.
А в это время в будущей Северной Руси меняется облик археологических памятников. Появляются вещи, близкие славянским культурам южного побережья Балтики. Население, которое их оставляет, безусловно, славянское. Но культура его очень сильно отличается от синхронных днепровских культур. Так, по всему северу Руси –

- распространена специфическая фельдбергерская керамика, характерная для балтийских славян VIII - Х веков. На посаде города Пскова она составляет в соответствующих слоях свыше 80 процентов. Много её в Новгороде и других городах, доходит она до Верхней Волги и Гнёздова на Днепре… А в Киеве её нет вовсе.

Вокруг Ладоги формируется комплекс земледельческих орудий, впоследствии характерный для всей Северо-Восточной Руси. Дома здесь строятся двух видов: славянские квадратные срубы с печью в углу и скандинавские «большие дома».
Судя по всему, тогда в бассейне Волхова и на Ильмене и стал формироваться будущий племенной центр ильменских славян. Чуть позднее, но тоже в эту эпоху отмечается поселение на Белозерье с финно-угорским населением (скорее всего, весь). Важное значение здесь имеет металлургия.
Параллельно видно, как происходит постепенная колонизация края скандинавами. В 800 годах твёрдо устанавливается наличие скандинавоморфного поселения в Рюриковом городище. Точнее, это славяно-скандинавское поселение, причем славяне западные. Дома в виде квадратных деревянных срубов со стенами длиной 4-6 м и печью-каменкой в одном из углов. Возможно, расположенное на острове «Рюриково городище» и было тем первоначальным поселением, что «отметилось» в скандинавских сагах в качестве Хольмгарда-Новгорода – «Островной город».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments