Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русы и славяне - кто кого? 2

Итак, о серьёзных услугах можно поговорить.
Кстати, а с кем? С лесовиком замшелым, что кроме своей сошки да ложки и не видел ничего?
Нет, конечно. Разговаривать надо с теми, кто принимает решения. С родовою верхушкой. С местными полевыми командирами. С князьками.
А что им предложить, дабы они, примученные, интерес к чему-то большему проявили, нежели к тому, чтоб просто жизни свои сохранить?
Встречный вопрос – а что у русов было, что они могли предложить лесным славянам? Вспомним: меха, валютный ресурс тогдашний, они получают от славян. Еду, кормёжно-подножное – тоже у них, аж на всю зиму наведываются погостевать-попточеваться. Лодки-моноксилы – тоже. По сути, получается, русам нечего и предложить славянами в качестве обменного ресурса, кроме мечей своих! 
Нет, постойте. Одно забыли. Русы транзит держат! Через их посредство серебро-узорочье заморское до местных княжат-бояр доходят. Много ты своих древлян-лесовиков насобираешь, чтобы до Царьграда дойти? Даже и не в набег – а в обыкновенную торговую экспедицию. А сколько по пути тебя рук жадных, загребущих ждать-щупать будет? Промолчим о печенегах. Даже о русах промолчим. Когда свой же «брат»-улич-уголич тебя на лиманах, у Березани, встретит! Это ведь академики-потомки изобретут понятие славянства. А мы тут в лесу родились, пню молились – для нас и дрегович болотный чужак опасный. А мы для него – добыча законная. Потому как тоже чужаки.
Вот у нас и пункт второй вырисовался: за и с силой русов многое просто удобнее делать.
Как сейчас вспоминаю свой собственный разговор в Джабаль-ус-Сирадже, с одним торговцем, неспешным и по-восточному природным философом. Дело было в 1997 году, афганская война уж давно отгремела и откровянилась. Напротив, война всех против всех и ещё против талибов шла в Афганистане вовсю. Талибы захватили Кабул и войну, по сути, выиграли. Но «Северный альянс» ещё сопротивлялся, и «панджерский лев» Ахмад Шах Масуд готовился забрать Кабул обратно.
А чайхана на краю пыльной площади в Джабаль-ус-Сирадже казалась перенесённой в наш мир из книг про Ходжу Насреддина. Из всего, что достигло человечество за последние шестьсот лет, здесь наличествует - когда наличествует - только электричество. Да автобусы за окном. А в остальном всё так же, как было при Тамерлане. Толстый, отдувающийся чайханщик с явной шельмой в глазах. Обязательный мальчишка-помощник, бодро разносящий чайники посетителям. Запах прогорелого жира, лепёшки из жёсткого теста, помосты с убогими ковриками, на которых здесь сидят, жёлтые пятки скрещённых ног. Ревущий за окном ишак. Стойкий запах выгребной ямы...
Мне, конечно, никогда не понять их, сидящих вокруг меня. Я для них – чужой, «франк», неведомо как оказавшийся на караванной тропе правоверных, и они косятся на меня в некотором недоумении. А они для меня, да и все вокруг – кадры из ожившего фильма из средневековой истории Востока…
Но тем не менее с одним из них мы сидели в этой маленькой чайхане и неспешно беседовали о том, что зря так оно вышло с руси. В смысле, с шурави. Шурави - это советские. Руси - понятно. Руси – это сейчас, и с ними у нас сейчас войны нет. И не было. С шурави была. Но и с шурави зря всё так вышло. При шурави лучше было. Ведь, по совести, мешать они не мешали. Сидели по своим городкам, их и не видели почти. Ну, где-то воевали, не без того. А и неизвестно ещё, что лучше. Когда свои придут, из пуштунских отморозков с юга, да головы крестьянам их же мотыгами поразбивают, - это тоже радости не приносит. Надо идти к своему вождю. Хорошо, у нас тут Ахмад Шах, у него сила большая, и сюда не сунутся. А вон по ту сторону хребта от талибов стон и плач стоял, пока тех кто-то не утихомирил. Говорят, это пакистанцы там зверствовали.
А с шурави – какой-никакой порядок, а был. По дорогам не в пример спокойнее было ездить. Опять же – товары шли. Да, через ваших. Там дальше у гор их городок был. Солдаты покупали аппаратуру, джинсы, а люди везли это из Кабула и Пакистана. А потом советские ушли, а наши покупать это всё не хотят. Что вон с этих водопроводных кранов, что на местном базаре продают? Вот скрутили их в бывшем общежитии советских специалистов. И всё. Не покупают. Никому не нужно. Весь базар - это рис-изюм-кишмиш, ножи-мотыги, ткани ручной выделки. В каждом кишлаке все это производится. А значит, никто и не покупает. А нет продажи – нет денег. Если б русские сейчас вошли в Афганистан, их встречали бы как родных.
Старик прихлёбывает чай.
- Запчасти нужны, - без перехода продолжает он. – Много советских машин. Можно было бы продавать запчасти.
И выжидающе смотрит на меня, словно я директор «ВАЗа».
Но я – не директор «ВАЗа»…
А ведь нынешний Афганистан – это почти один в один родо-племенное общество, что существовало в той, начальной Руси. И чтобы его понять, нам надо не только сравнивать узор на черепках. Но и сравнивать узор душ сегодняшних современников нас тогдашних…
Так что уже одним тем нужны были русы будущей Руси – что в зону вечной экономической мерзлоты натурального хозяйства принесли товарообмен. Или по крайней мере дали этому товарообмену мощный толчок. Ведь основные клады серебряных монет начинаются как раз с их приходом на просторы Восточной Европы.
*  *  *
Что ещё можно почерпнуть из текста Константина Багрянородного?
Ну, прежде всего, понимание истинного смысла слова «пактиоты», что употребил император по отношению к славянским племенам. Пактиоты – это, понятно, от слова пакт. То есть союз. Союзники, по определению, равноправные стороны. Но здесь явно не тот случай. К равноправным партнёрам ты не ходишь сперва примучивать, а затем кормиться на зиму. То есть тут тот самый случай, что проходит косолапо через всю русскую историю: все звери равны, но некоторые – равнее. Славянские пактиоты в данном случае – ещё всё же подчинённые и данники. Но не оккупированные, не порабощённые, не закрепощённые. Этакий "пакт", где один всё-таки выплачивает другому дань.
Как это возможно? Да всё то же, уже немного поднадоевшее явление – рэкет. Сначала я кого-то запугиваю. Не хватает аргументов – «примучиваю» уже всерьёз. Но затем я не заинтересован в том, чтобы мой «клиент» жил хуже, чем жил до меня. Напротив, я ему даже помогу! Защищу, когда-то выручу деньгами, когда-то – даже вложусь в его активы, зная, что оно окупится. То есть я действительно становлюсь в каком-то смысле его партнёром. Только – более «равным». Права у меня – выше. Не только на часть прибавочного продукта, но и на суд, и на расправу.
Вот такой у нас получается союз.
*  *  *
А кто же союзники?
Константин Багрянородный называет следующие племена:

…моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. …Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии…

…Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов.


Значит, у нас есть города – явно важные центры, в которых есть кораблестроение и,или производится сбор судов для дальнейшей отправки заказчику. Иными словами, это те самые центры организации, о которых уже шла речь. Племенные центры? Посмотрим.
Итак, это

Немогард
Милиниски
Телиуцы
Чернигога
Вусеград


Рядом мы имеем список Славиний:

Кривитеины
Лендзанины
Вервианы
Другувиты
Кривичи
Северии


Что сразу обращает на себя внимание? Кривичи упомянуты дважды, да к тому же по-разному. Есть некие лендзанины, ни разу не упомянутые в нашей летописи. С другой стороны, нет никаких полян, вокруг которых, якобы, и развернулась вся Русская земля. Какие-то вервианы, по поводу которых, впрочем, в науке мнение сформировалось единое: это древляне, просто ошибочно записанные, буковки перепутаны. Другувиты и северии понятны.
Второе, на что сразу падает взгляд, - практически нет совпадений между городами и племенами. Лишь Милиниски – если это Смоленск – упоминается в источниках как племенной центр кривичей.
И что же это за "племенные центры" такие?
О том, как он функционировал, что вообще представлял собой тогдашний город на территории будущей Руси, прекрасно описано в авторитетной работе В.Я.Петрухина и Т.А.Пушкиной «К предыстории Древнерусского города». На примере Смоленска:

…Поселение площадью около 16 га состоит из укрепленного городища в устье правого притока Днепра р. Свинец (площадь около 1 га) и селища. Поселение первоначально возникло на рубеже IX-X вв. на небольшой площади, отмеченной следами углубленных в землю построек и скоплениями лепной керамики. Ко второй половине X в. поселение разрастается по берегам Днепра и Свинца и смыкается с курганами, охватившими его полукольцом.
…На поселении развиваются бронзолитейное, кузнечное, косторезное, гончарное ремесла, о чем свидетельствуют находки кузнечных шлаков, бронзолитейных тиглей, каменных литейных форм, льячек, ювелирных и слесарных инструментов, бракованных незаконченных изделий из металла и кости, керамики и др.
…Различия в составе и характере находок, происходящих из разных частей поселения, свидетельствуют не только о хронологической, но также о хозяйственной и, видимо, социальной их неоднородности.
…От сельских поселений и могильников, а также от предшествующих им родовых поселков Гнёздово отличало не только развитие ремесла и размеры (обычно площадь сельских поселений не превышала 1-3 га), но и разноэтнический состав его населения. Об этом свидетельствуют не только различия в погребальных обрядах, но и наличие этнически характерных вещей в погребальном инвентаре и культурном слое поселения (бракованные или незаконченные украшения балтских типов, скандинавские женские украшения и амулеты и т. п.). Здесь вместе со славянами жили балты и скандинавы. Заметим, что подобное сосуществование групп различного этнического происхождения на одном поселении едва ли было возможно при родовом строе - племенные распри, захват территории иноплеменников приводили либо к истреблению либо к быстрой ассимиляции этих групп. Гнёздовское же поселение не только нормально функционировало, но и отличалось сравнительно высоким развитием ремесла.
…С другой стороны, характер самой торговли и ремесла в раннефеодальную эпоху был социально ограниченным: привозные вещи - будь то каролингский меч, горчица, драгоценное блюдо или ткань (обнаруженные в гнёздовских курганах) - не отражают потребностей внутреннего рынка в целом, свидетельствуя прежде всего о потребностях феодализирующейся знати. О накоплении богатств в Гнёздове, помимо дорогих вещей, говорят клады; показательно, что богатство использовалось знатью для поддержания социального престижа - на роскошный погребальный инвентарь и сооружение больших курганов.
…На удовлетворение потребностей дружинной знати было ориентировано частично и местное ремесло. Косвенное свидетельство тому - предметы убора, характерные для костюма знати, обычные для дружинных курганов (поясные наборы, фибулы и другие вещи, которые, судя по местному «гибридному» стилю орнаментации, могли производиться на месте. в Гнёздове), и наличие инструментов ремесленников в инвентаре дружинных погребений на Руси X в. Эта ограниченность производства - на заказ - характерна для всей раннесредневековой Европы: ремесленниками относительно высокой специализации обслуживались прежде всего дворы князей и феодализирующейся знати.

…О том, что какая-то часть дружинной знати была местной, говорят особенности погребального обряда: в нем явно ослаблены норманнские черты, что произошло, видимо, под длительным ассимилирующим влиянием славян (возможно, в Гнёздове жили скандинавы не первого поколения). Кроме того, по материалам больших курганов известен специфически русский («варяжский») обряд тризны вокруг ритуального котла. Этот обряд, описанный в скандинавских источниках, тем не менее не встречен в погребениях самой Скандинавии, равно как и на Руси, за исключением больших курганов Чернигова. Видимо, он возник в среде варягов, оказавшихся на Руси, и свидетельствует о местном, русском происхождении гнёздовских варягов. Важное значение дружины для Гнёздова подчеркивали М. Н. Тихомиров и Б. А. Рыбаков; Д. А. Авдусин указывал на необходимость присутствия дружины на поселении, контролировавшем волок. Таким образом, среди жителей Гнёздова были дружинная знать и рядовые общинники, ремесленники и купцы.

Итак, никакой это не племенной центр. Это – фактория.
При этом, что характерно, -

…Наблюдается значительный разрыв между датировкой обнаруженных древнейших слоев древнерусских городов и временем их образования, за которое условно может быть принято первое упоминание в летописи: в Смоленске и Ростове, например, упомянутых в IX в., не обнаружено напластований древнее XI в. С другой стороны, восточнославянские ремесленные поселки VIII-IX вв. типа Хотомеля, Зимно, Шумска (бывшего также административным и культовым центром небольшой округи) по тем или иным причинам прекратили существование к IX-X вв., не превратившись собственно в города.
…В городских культурных слоях Руси не прослеживается IX век….


Ещё раз – фактории. Фактории русов.
На ходу превращающаяся в один из городских центров для складывающейся вокруг экономики фактории - знати. Даже в ущерб формирующимся протогородским центрам местного населения.
Та же картина – в Ладоге, около Ростова, возле Чернигова… А в Пскове – картина иного плана, но по результатам – та же:

В VII—IX вв. на площадке Псковского городища существует поселение, оставленное прибалтийско-финским населением... Позднейший из горизонтов погиб в пожаре начала 860-х годов (спил бревна из слоя пожара датирован методом дендро-хронологии 860 г.).
…Следующий по времени период застройки… Серийно представлены предметы прибалтийско-финского и скандинавского происхождения, а также подражания таким предметам и гибридные финно-скандинавские вещи, так что можно определенно говорить об этнической пестроте жившего здесь населения.


Так что несовпадение «Славиний» и поименованных Константином Багрянородным городов – далеко не случайность.
 
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe

  • Его Сиятельство главарь

    Атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов остался в истории одним из главных героев Отечественной войны 1812 года, чьи казаки внесли заметный…

  • Все, в продажу пошёл "Тайный дневник фельдмаршала"

    Нравились мне "Русские...". Но там больше ум писал. Но тут... Нет, не сердце. Иногда это было перевоплощение до мистики. Каждый день делая марш,…

  • Победитель победителя

    Исполнилось 200 лет со дня смерти величайшего полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Кому-то превосходная степень покажется чересчур смелой? Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Его Сиятельство главарь

    Атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов остался в истории одним из главных героев Отечественной войны 1812 года, чьи казаки внесли заметный…

  • Все, в продажу пошёл "Тайный дневник фельдмаршала"

    Нравились мне "Русские...". Но там больше ум писал. Но тут... Нет, не сердце. Иногда это было перевоплощение до мистики. Каждый день делая марш,…

  • Победитель победителя

    Исполнилось 200 лет со дня смерти величайшего полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Кому-то превосходная степень покажется чересчур смелой? Но…