Что-то он часто её вспоминать стал. Он же официально в Альку влюблён!
Ладно.
Отличница наша рассуждала бы так.
Слово «живой» употребляется в разных смыслах. Поскольку дед дальше говорил о животных, значит, надо, чтобы дух не возвращался, чтобы он поселился в зверя. Для чего полагается сделать так, чтобы зверь человека съел.
Господи, ну и уроды они здесь!
Дальше. Раньше они съедали людей, отчего впадали в одержимость. Или наоборот: считалось, что в тех, кто по той или иной причине стал шизой, вселился дух?
Наверное, так.
Значит, Если съел человек, то он становится одержимым, если животное, то оно становится ручным. А после смерти такого двоедушного существа все духи отправляются на небо и больше не возвращаются. Правда, человека надо сжечь для надёжности. Так?
Шиза…
А бывшего вождя, нынешнюю мумию, в своё время не съели. Значит, его дух находится в свободном плавании, и даёт племени мудрые советы. Выходит, вовсе не опасны и вредны такие вот неприкаянные духи? Что-то как-то нелогично, что ли... Хотя какая там логика в древних верованиях, рассказанных на малопонятном языке…
- Сказать, уважаемый (как тут будет уважаемый? чёрт! по-русски сказать? не поймёт…), сказать, большой вида Да, как это: дух-нет-сжечь, дух-нет-съесть-зверь, дух-есть-зверь-съесть-дух-нет? И как-дух-есть-старый вождь?
Дед напрягся. Похоже, не всё понял из Сашкиной тарабарщины.
Но отвечать начал важно.
Во-первых, это ты мне сказать должен, понял Саша его заход. Это ты у нас белый, как дух, и пришёл фиг-знает-откуда. Как там у вас, куда деваются духи, когда приходят вместе с умершим зверем? К нам-то они точно не возвращаются: мы хищников не едим. Только медвежью лапу, когда удастся. Чтобы сильным быть.
И «видерда» выжидательно уставился на мальчика.
Сашка молчал, переваривая. Эх, почему он не лингвист! Сейчас бы разложил все слова на части, всё понятно стало бы. Язык-то простой, из маленьких частичек состоит! Например, часто слышится «ан»: ан-нува, уг-ан, ул-ам, он же ул-ан, когда речь идёт о мужчине. То есть «ан» - это человек, в смысле мужчина. «Ас» - женщина. «Ам» - когда об обоих полах речь идёт. Или не так? Ладно, освоим, легкомысленно решил Саша. Слова простые, грамматику бы только освоить. А то поместил одно и то же слово-частицу на другое место в большом слове – уже другое значение. А эти времена! Сделал-только-что, сделал-давнее-чем-только-что, сделал-давно, сделал-вчера, сделал-два-дня-назад, сделал-долго-давно – фантастика!
Не дождавшись реакции, дед продолжал. Если дух мёртвого «ам» вселился в живого «ам», то последнего надо убить. Два духа в одном теле – плохо. Добра не будет. «Ам» в таком состоянии – накудышний охотник. «Ас» - злая баба. Готовить не может. Собирать пищу не может. Убить ребёнка может.
А что с таким трупом делать? Зверю не скормишь – на что зверю два духа? Заметили уже: не есть зверь таких покойничков.
А когда человек честно на охоте погибает, то его тело надо зверю оставить. Справедливо, разве нет? Зверь в итоге благодарен, и нам польза: дух теперь в нём сидит. А когда зверь умрёт, или съедят его, то дух человека в другой мир уходит, потому что вернуться ему некуда. А дух зверя в свой мир уходит, туда людям доступа нет.
То же и на войне. Убитого врага лучше съесть, если тот храбр был. Но не всего, а частями. Тела. Если всего съешь – не добро то будет: дух его в тебя вселится и через тебя всему племени его врагов мстить будет. Сердце надо выбросить, и мозг. А мышцы рук или там ног – только на пользу. Женщинам ягодицы обычно дают – чтобы у них свои задницы покрепче были, захихикал колдун.
Специалисты, правда, не пришли пока к единому мнению, что делать с воином, погибшим в войне с аннува. Пусть его аннува съедают? Неизвестно, что дух его тогда делать будет: то ли мстить им, то ли, наоборот, подчинится и будет им помогать. Лично он, вида Да, полагает, что павших в бою с аннува воинов надобно прикопать в земле. Аннува их выкапывать уже не будут, а зверь, коли захочет, запросто могилку разроет и съест героя.
Правда, вида из другого племени, рарган, возражает. Он боится духов, которые остаются в закопанных телах. Вдруг зверь их никогда не съест? Тогда так и будут духи бродить рядом с могилою, дожидаясь момента, чтобы в кого-нибудь вселиться. Но это всё беспредметный разговор, уверен вида Да. До сих пор подобных случаев не было. Бывало, вселится в кого-то чужой дух, а проведёшь расследование – нет, не ходил человек рядом с местом, где с аннува бились. Чей-то ещё дух в него вселился…
Честно говоря, Сашка уже давно, что называется, «поплыл» от всех этих рассуждений. Ещё когда колдун о поедании частей тела человеческого рассуждал, как мама дома о пользе, например, ненавистного варёного лука говорила. Зря только спросил!
Но вот тут дед и перешёл к главному. К тому, зачем ему мальчик понадобился.
Оказалось, пользы большой он не видел в том, чтобы попросту съесть его ноги, как того вождь Яли хотел. Не поможет это тому, чтобы по небу ходить. Вот ведь мальчишка сам по небу не ходит. Нет?
Нет, подтвердил Саша в ответ на выжидательный взгляд колдуна. Ага, даже если бы и ходил! Так и тебе и скажу, старый хрыч! Чтобы ты сам потом мои ноги сожрал?
Тут же его передёрнуло. Чёрт, о чём я рассуждаю! Я уже совсем в этих уламров превратился.
Вот! удовлетворённо молвил деда Да. Оно и видно. Вон как ноги сбиты: видно, не привык ты по земле ходить. И мог бы по небу идти, то и шёл бы. Глуп вождь Яли, только что мышцами силён. Как бы он привёл пленника сюда, коли бы тот по небу ходить умел? Взял бы, да и ушёл, так ведь?
Так, согласился Саша. Ох и ушёл бы! К аннува хорошим. Не вечно же Антоха без сознания будет. А там… Три руки на камень – и дома!
Хотя…
Хотя, если честно, теперь, когда жизнь на волоске больше не висит, тут стало даже интересно! Когда ещё увидишь, как подлинные троглодидты жили? Или как их – троглодитды? Троглодиды? Неважно.
А хитрый в теории деда Да простодушно выкладывал, зачем ему нужен чужой мальчик. Пользу он видит в том, что явно, на его, виды, взгляд, знает тот мальчик много о жизни в той стране, куда в конце концов переселятся все уламры. Ведь одет он странно, так? Не будет возражать маленький-белый-как-дух-похожий-уламр?
Белый-как-дух возражать не стал.
Ведёт себя странно, верно?
Верно, согласился маленький-белый-как дух.
Камень режущий есть? Кстати, где он? – хитро стрельнул глазками упрямый старик.
Дематериализован, - не менее упрямо ответствовал белый-как-дух Сашка.
Значит, что? Значит, полезен маленький дух мощному старику, заключил мудрый Да. Поделится с видой технологиями духобытия. Оттого станет вида Да ещё более мощным видою, мудрым, как старый вождь. И на ежегодном собрании уламрских вид у священной горы, покажет Да свою мудрость, и признают его самым большим видою уламров. А паршивый вида рарганов, коего имени даже и называть невместно, сдохнет от злости. И тогда его сожгут. Чтобы не шатался тут больше и не отравлял действительность своим вонючим присутствием. Зато когда помрёт вида Да, то сделают из него мумию, и будет он окружён вечной заботою своего племени.
Вот такая программа.
Что характерно: ни разу не упомянул вида Да мнение старины Тутанхамона, на чьё место нацелился. Как и подозревал Саша, позиция ветерана формировалась прежде всего в мозгу виды Да.
И ещё об одном не рассказал колдун. А что будет с маленьким-духом, ежели тот не сможет или не захочет делиться своими технологиями? Или что с ним будет, если не постигнет двойной дух мудрого Да технологий будущего? Не сложновато ли будет ему разобраться в принципе действия автомата Калашникова? В каковом, кстати, и сам Саша не разбирался – видел лишь схему на плакате в классе ОБЖ.
В общем, не спасение для него этот переход под покровительство шамана. Только отсрочка. Думай, Сашка, думай! Думай, как сбежать от этих… уламров. Которые людей едят не со зла и не от голода, и чисто в интересах душевного здоровья…