Как рассказать, к примеру, про футбольный мяч, забитый в окно учительской?
Что такое мяч? Надутая сфера из кожи. Думаете, дальше трудно будет объяснить, что такое сфера? Ничуть! Трудно объяснить, что такое – «надуть»! Сам процесс показать можно, но они не понимают цели! Они тут даже лягушек не надувают. Опять тот же детский удивлённый взгляд: а зачем?
Зачем мяч? Чтобы играть. Что такое – «играть»?
Тут не играют. Некогда играть. Маленькие дети возятся с камушками и косточками. Дети побольше уже копируют взрослые занятия. А лет с семи уже начинают участвовать в «производственном процессе» - отыскивать дополнительную пищу в лесу, помогать при разделке животных, обрабатывать кости и сухожилия.
Хорошо, понятно: как бы понарошку как бы воевать с как бы чужим как бы племенем, борясь за наполненный воздухом похожий на голову предмет, стремясь забросить его на территорию противника. Теперь понятно, но, прости, дух, ведь это же идиотизм! Голова – это ценная добыча, показатель доблести воина. Вон у вождя Яли, например, четыре высушенных головы. И одна, ещё не высушенная – голова аннува. У вождя Ваху тоже четыре головы. Но среди них нет аннува. Поэтому вождь Ваху очень хочет убить аннува, чтобы сравняться в доблести с вождём Яли. И его воинам надо убить аннува, а то давеча на охоте голова врага досталась воину из клана Яли. Но швыряться головами в противников? Свою добычу и доблесть им отдавать? Нет, спорт у вас, у покойников, достойный, слов нет. Настоящий, воинский. Но как-то неладно вы его устроили. Вот если бы противнику головы снимали да к себе в ворота забрасывали. Кстати, что такое ворота?
Сашка развеселился. Представляю, подумал он. «Милан» с «Интером», ага! Догнали всемером одного и бошку ему долой! Или спартаковцы за динамовцами с шашками гоняются и головы им смахивают! А ворота – что ворота? Это место, естественно, куда закидывают оторванные бошки!
Да, суровые у вас там нравы, у покойничков, качали головами воины. То-то вида наш духовидящий в тебе, парень, могучего воина обнаружил. Но что такое учительская?
Ну, что такое учительская, Сашка и сам им не говорил. Тщательно подобрав слова, он нарисовал им что-то вроде «священно помещение нескольких вид, где они общаются с духами и готовятся рассказывать о правильной охоте молодым воинам». Представил себе директора. Да, а главный вида у них – директор Дир, добавил Саша. Такой могучий вида, что волосы себе на голове полностью выдернул. Все. До единого. Остальные виды ему подчинены. Вот ему юный воин Саса с другим юным воином Штырчиком («Штыр… Ш-ш… Штыр-чик…») в порыве священной ярости голову в окно забросили. В смысле – в продух его вигвама.
Сашка против воли фыркнул. Представил Дира в вигваме, лысого, в зубах и клыках… ну, в ожерельях, то есть… и перьях... изрисованного, как вида Да, всяческими каракулями по самое не балуйся… И в обнимку с мумией Макаренко! Привязанной к колышку, чтобы не падала…
Саша даже забыл, в каких сложный обстоятельствах сам сейчас находится. Только окружение воинов – ага, в зубах, клыках и перьях! – увлечённо внимающих каждому его слову, удерживало от того, чтобы от души похохотать над представившейся картиной.
И что сделал могучий вида Дир на такое проявление неуважения? Ведь это же, получается, вы этой головой, ему заброшенной, заявили, что сильнее его?
Да, вздохнул Саша, с интересом взглянув на догадливого воина, задавшего этот вопрос. Из клана Ваху воин. Да, вот он нас и наказал. Меня вот сюда отправил. К вам. Ну, не к вам, но получилось, что к вам. А юного покойничка Стырчика («Ш-ш… Шшштыр-чи-ка») – ещё куда-то. А может, тоже сюда. Но только, в отличие от меня, с вами не встретился.
Может, к аннува прибился, - неведомо зачем добавил Сашка. ОЙ! Вот именно так: ОЙ! Нет, точно, какая-то сила его тут озаряет! И эта сила – на его стороне. Она подсказала эту фразу!
Так что если Штырчик («Ш-ш…») к аннува прибился, то надо будет ему, Саше («Са-ш-ше…»), отправиться туда и вытащить друга… не понимают… ну да, нет тут друзей… вытащить родича от аннува и привести к уганрам. И тогда точно вся поддержка всех белых покойничков уганрам гарантирована будет. Нет, грозный вида Дир возражать не будет. Он на самом деле нас не от злобы сюда забросил, а чтобы могли мы буйство своё молодецкое среди вас потешить. На стажировку, в общем. Да. Есть такое священное слово: «стаж… ж… ж-ж-ж… ста-ж-жир-ров-ка». Стажировка.
Вот таким примерно образом проходили доклады мальчика уганрам о положении дел в потустороннем мире. Это были даже не переводы на другой язык. Это было перетолковывание понятий одного мира в понятия другого. Причём какой отклик то или иное понятие найдёт в головах здешних слушателей, заранее предсказать было невозможно. После истории с директором и закинутой ему в учительскую юрту головой простые воины сильно зауважали белого духа. Вождь же Яли явственно переменил своё отношение к мальчику. У него всё щёлкнуло, став в голове на правильные места. Потому мальчишка и безбашенный – драться с ним хотел, несмотря на то, что гораздо слабее. И оружием здешним не владеет. Просто он ещё не воин, его только учат. Но можно представить, какова там воинская учёба, коли мальцы головы в чумы могучих вид забрасывают. А те их в ответ не убивают, а наоборот – в мир живых забрасывают, на какую-то «стажировку». Яли был опытным вождём. Он понимал, что молодого воина от игр детских – головами, жуть! – на реальную охоту или тем более войну отправить – да это поощрение, а не наказание! Мудр вида Дир, весьма мудр! Правильно воинов готовит. Больших воинов готовит!
Об этом вождь Яли сам Сашке сказал. Умолчал, правда, о том, что и в нынешних условиях хорошо во всех отношениях было бы мальчишку просто съесть. Полезным он будет: много у него оказалось нужных качеств. С другой стороны, очень невыгодно его есть сейчас. Он - дух ещё маленький. Съешь его – маленькие достоинства впитаешь. Не развитые ещё. А потому самое ценное сейчас в нём – именно его связь с потусторонним миром. И вида – или как там, у них? - директор Дир наверняка сейчас за своим любимым учеником наблюдает. А что не реагирует – так на то и стажировка. Он бы, вождь Яли, тоже в последнее мгновение на помощь к юному воину из своего клана пришёл бы. Когда б тот, к примеру, с волком или кабаном не мог справиться. Только так воина большого и воспитывают.
А значит, бессмысленно, ко всему прочему, есть маленького духа. Всё равно вида Дир его в последний момент обратно утащит. И останется вождь Яли ни с чем. Будет объектом насмешек...
Так что трижды прав мудрый вида Да – нельзя есть белого духа. Он именно как дух ценен. Как связь. С тем могучим миром мёртвых, откуда он пришёл. С такой связью ему, Яли, вообще никто страшен не будет. Ни уламры другие, ни аннува злобные. Ни Ваху, змей подколодный. С парнем дружить надо, хоть и не по рангу это ему, могучему вождю Яли. А через него – с его миром, где ездят на мамонтах, летают на птицах, охотятся на носорогов и главное – имеют таких могучих директоров, что те запросто перебрасывают их, как хотят, через Кромку меж мирами живых и мёртвых…