Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - повелители славян. Глава 2. Парадокс призвания

Следующий парадокс – само призвание:

«Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами».

Учёные объясняют это по-разному. Причём снова в зависимости от политических своих воззрений.
Одни видят в этих словах отражение строк из некоего договора между приглашающей стороною и варягами: дескать, вы – князья-наёмники, ваше дело будет наряд, то есть закон охранять. И ссылаются на аналогичный опыт будущей Новгородской республики, которая князей именно так правителей и приглашала.
Другие с этим не соглашаются и утверждают, что посланцы к варягам заявили себя едва ли не холопами. И также указывают на почти юридическую неправомочность формулировки –

володѣть нами.


Потому как не могли сказать такого вольные люди, пусть и пострадавшие в ходе беспорядков.
Третьи приводят примеры аналогичных приглашений, не видя в этом никакого криминала и антинационального подтекста. Похожим образом, согласно пассажу из «Деяний саксов» хрониста Х века Видукинда Корвейского, бритты позвали саксов:

...когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, (жители Британии) послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И послы (из Британии), прибывшие к саксам, заявили: «Благородные саксы, несчастные бритты, изнурённые постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стеснённые, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить (бриттов) без помощи»... отцы ответили на это кратко: «Знайте, что саксы — верные друзья бриттов и всегда будут (с ними) в равной мере и в их беде, и в их удачах». (...) Затем в Британию было послано обещанное войско (саксов) и, принятое бриттами с ликованием, вскоре освободило страну от разбойников, возвратив жителям отечество.

Четвёртые просто, не мудрствуя лукаво, предлагают всем подумать о том, что текст ПВЛ создавался через двести лет после этих событий и создавался если не по заказу, то в угоду князю Владимиру Мономаху, которого, не имевшего прав на великое княжение, как раз именно и позвали-пригласили «княжить и володеть нами». И во времена Мономаха такая формула уже существовала и означала как раз приглашение на власть. То есть мы зовём тебя во властители и обещаем слушаться и покорствовать…
Все позиции небезосновательны – но и небезупречны. Если отрешиться от национального и политического «гнева и пристрастия», то историческая картина вберёт в себя все эти четыре краски. И в то же время будет окрашена иначе, чем они все.
Конечно же, в слове –

- нарядъ –

- можно услышать отзвук слова «закон». Только что это меняет? В феодальном, как и в раннефеодальном обществе закон творил и требовал его соблюдения хозяин, владелец удела. И сколько ни ссылайся на то, что известная «Русская правда» была отражением существовавших норм бытового права – тем не менее расписана и утверждена она была полномочными князьями, владельцами Русской земли. И своё, княжеское, они там очень жёстко защитили. Так что, позвав –

- княжить и володѣть нами, -

- неведомые просители действительно передали и себя, и закон над собою в руки позванных варягов. И ссылка на Видукинда и саксов именно поэтому здесь не работает: те звали помочь от врагов, а эти – владеть и собою…
Да ещё сулить за это обилие земли своей.
Кстати, Видукинд тоже далеко не современным свидетелем тех событий был – и далеко не беспристрастным. Так что эта ссылка не работает вообще.
Следующая загадка:

И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля.

И тоже на первый взгляд – ничего особенного. Ну, решили три брата поучаствовать в миротворческой миссии. Ну, пришли к славянам. Город, то есть в тогдашнем понимании – крепость поставили. Разошлись по другим городам, сели там князьями-феодалами. Заодно и гарнизоны поставили, как же без этого.
Но одно смущает. Не были тогдашние варяги – если понимать под ними скандинавов – пацифистами. Другим бы я тоже, впрочем, не доверил роль Снегурочки на новогоднем празднике, но по образу жизни и мышления скандинавов у нас есть прямые и непосредственные данные. Это их саги. Документ не исторический, но – психологически очень красноречивый.
Так что же понимали скандинавы под словами «приходить и владеть»?

Говорят, что когда наступила весна, Олав конунг отправился на восток в Эйсюслу, высадился на берег и начал разорять страну, но жители Эйсюслы подошли к берегу и вступили с Олавом в бой. Олав одержал победу, обратил их в бегство и стал разорять их страну.

Этой самой осенью Ингьяльд конунг собрал войско, чтобы напасть на тестя с зятем. Это войско было из всех тех его владений, которые он себе подчинил. Когда тесть с зятем слышат об этом, они собирают войско в своих владениях, и им на подмогу приходит Хёгни конунг и его сын Хильдир, которые правили в Восточном Гаутланде.

Сёльви, сын Хёгни с острова Ньярдей, был морским конунгом, который ходил тогда в викингские походы в Восточные Страны. У него были владения в Йотланде. Он отправился со своей дружиной в Швецию.
Затем Сёльви отправляется в Сигтуны и требует, чтобы его провозгласили конунгом. Но шведы собирают войско и хотят защищать свою страну.


Как это могло выглядеть в приложении к Ладоге?
Возможно, вот так:

После этого конунги созвали тинг. На нем Олав конунг объявил всему народу о своем решении и своих притязаниях на власть. Он просил, чтобы бонды провозгласили его конунгом всей страны и обещал им за это сохранить старые законы и защищать страну от нападений иноземных войск и правителей. Он говорил долго и красноречиво, и его речь всем понравилась. Потом вставали конунги и говорили один за другим, и все поддерживали Олава конунга. В конце концов Олав был провозглашен конунгом страны и наделен властью по законам Упплёнда.

Могло ли быть так? Вернее, можно ли представить себе, что русы, пришедшие из-за моря по просьбе ладожан, заключили с местными жителями честный ряд-договор?
Да, мы такие примеры знаем:

Ярицлейв конунг отвечает: «Нам очень нужна от вас помощь и совет, потому что вы, норманны, — мудрые мужи и храбрые. Но я не знаю, сколько вы просите наших денег за вашу службу». Эймунд отвечает: «Прежде всего ты должен дать нам дом и всей нашей дружине, и сделать так, чтобы у нас не было недостатка ни в каких ваших лучших припасах, какие нам нужны». «На это условие я согласен», — говорит конунг. Эймунд сказал: «Тогда ты будешь иметь право на эту дружину, чтобы быть вождём её и чтобы она была впереди в твоём войске и княжестве. С этим ты должен платить каждому нашему воину эйрир серебра, а каждому рулевому на корабле — ещё, кроме того, половину эйрира». Конунг отвечает: «Этого мы не можем». Эймунд сказал: «Можете, господин, потому что мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране, и будем мерить это мы, а не наши воины. И если будет какая-нибудь военная добыча, вы нам выплатите эти деньги, а если мы будем сидеть спокойно, то наша доля станет меньше». И тогда соглашается конунг на это, и такой договор должен стоять двенадцать месяцев.


Почему бы такому не быть и в Ладоге?
Мешают два обстоятельства. Одно – умозрительное, но тем не менее более чем основательное. Миролюбие Эймунда проявляется в условиях, когда он ведёт переговоры, фигурально говоря, со всем русским государством. Пусть даже с его новгородской частью – ибо данный эпизод явно отражает тот период, когда Ярослав Мудрый был ещё Ярославом-просто-Владимировичем и только готовился к проведению сепаратистских акций против власти Киева и своего отца Владимира Красно Солнышко. Готовился с помощью как раз скандинавских варягов-наёмников.
А насколько хватило бы того эймундова миролюбия, буде перед ним не мощный город как часть мощного государства стоял бы, а – ряд мелких и средних поселений, разодранных гражданской войною и неизбежными её спутниками – голодом, террором, беззаконием и безвластием?
Второе обстоятельство – собственно ответ на этот вопрос.
Вот какой пацифизм видит археология:

Около 840 г. поселение постигла катастрофа в результате вражеского вторжения.
Традиционно обжитой в течении жизни трех поколений участок в пределах раскопа Е.А.Рябинина на уровне V яруса (около 840 - около 865 гг.) превращается в пустырь; уничтожается и стеклодельная мастерская.

В середине 860-х гг. (около 865 г.) поселение очередной раз подвергается полному разгрому. Кроме мощного слоя пожара, драматичность этого события подчеркивают обгоревшие останки женщины и ребенка, обнаруженные в заполнении дренажной канавки в раскопе А.Н.Кирпичникова.

Любшанская крепость до X века не дожила. Судя по многочисленным стрелам, найденным в основании стены со стороны Волхова, а также по слою пожара, крепость гибнет после штурма. Но стрелы не скандинавские, а местные. По ПВЛ в IX веке лишь два события могут претендовать на объяснение гибели Любши: изгнание варягов и последовавшая за ним междоусобица («встал род на род»).


В середине 860-х гг. (около 865 г.) поселение в очередной раз подвергается полному разгрому.
...
Плотность застройки на площадке Земляного городища на уровне VI (около 865-890-е гг.) и VII (890-е - 920-е гг.) ярусов заметно ниже, чем в предшествующие десятилетия IX в.

То же касается и Пскова с соседним Изборском:

В VII—IX вв. на площадке Псковского городища существует поселение, оставленное прибалтийско-финским населением, родственным носителям рыугеской культуры. Выявлено до восьми строительных горизонтов этого поселения, что свидетельствует о долговременном характере посёлка. Позднейший из горизонтов погиб в пожаре начала 860-х годов (спил бревна из слоя пожара датирован методом дендро-хронологии 860 г.).
Ремесленно-торговое поселение конца IX — начала XI вв. непосредственно сменило во времени и в пространстве предшествовавшее ему крупное (несколько сотен человек) ремесленное поселение последней четверти 1 тыс. по Р.Х. Слой пожара 860-х годов, в котором погиб посёлок, указывает на то, что ремесленно-торговое поселение конца IX в. не выросло из предшествующего поселения, а сменило его, причем смена одного поселения другим происходила далеко не мирным путем.


Разумеется, все эти разрушения могли быть оставлены теми самыми боевыми действиями, когда -

- и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша.


И раскопки сожжённой и уничтоженной Любши, кажется, об этом и свидетельствуют –

- стрелы не скандинавские, а местные
.

Однако в каждой войне есть свой бенефициарий. Ведь у неё должен быть победитель. Не обязательно тот, кто вонзил меч в горло последнему врагу – войны, бывает, заканчиваются и ничейным результатом. Но бенефициарий в них бывает всегда. Тот, кто получил при любом исходе наибольшие выгоды.
В нашем случае очевидно, кто начал процветать после описанных в летописи событий:

С этого момента можно говорить о сходстве его топографии с североевропейскими виками и т.н. «открытыми торгово-ремесленными поселениями» Восточной Европы.

2 период (VI-VII яруса; около 865-920-е гг.). Пожалуй, именно в это время Ладога наибольшим образом напоминает североевропейские центры типа Бирки и Хайтхабу. Расширяется площадь поселения, вокруг него формируется некрополь, в котором представлены разнотипные погребения. Наиболее ярким памятником является норманнский могильник в урочище Плакун, единственный в своем роде на территории Руси. Рядом раскопана большая насыпь, отличная от сопок и содержавшая помимо кремаций камерное погребение воина с конями на вершине. Аналогии насыпям Плакуна уводят на юг Скандинавии. Норманнские древности отчетливо просматриваются на общем фоне культуры поселения. Все это дает основания видеть в летописном предании о призвании варяжского князя Рюрика, часто отождествляемого с Рериком Ютландским западных хроник, историческую основу. Открытый раскопками Е.А.Рябинина и В. И. Равдоникаса дворцовый комплекс свидетельствует о наличии в Ладоге резиденции первых Рюриковичей или их наместников.


И снова - то же самое в Изборске и Пскове:

…во второй половине IX в. (после 860 г.) посёлок резко (в течение нескольких десятилетий) вырос, достигнув к середине Х в. площади приблизительно 12-15 га. Очевидно, что рост территории поселения связан со значительным (в 5-7 раз) увеличением числа жителей. Ни о каком демографическом взрыве говорить не приходится: значительная часть населения, безусловно, сформировалась за счет переселенцев-иммигрантов, причем среди них безусловно присутствуют выходцы из Скандинавии.

В VIII-IX вв. в Нижнем Повеличье, заселенном в это время по-преимуществу автохтонным прибалтийско-финским населением (в языковом отношении родственным предкам современных эстонцев), одновременно существовали два крупных несельскохозяйственных поселения. Одно из них - Псковское городище - являлось племенным центром автохтонов, а другое - Труворово городище - представляло собой внеплеменное торгово-ремесленное поселение, основанное группой славянских переселенцев.
Во второй половине IX в. (вскоре после 860 г.) в низовьях Великой появляется группа варягов. Пришельцы уничтожают и торгово-ремесленное поселение на Труворовом городище, и племенной городок на Псковском городище, а на месте последнего возводят собственную крепость. В составе городской общины вплоть до XI в. сохраняется заметное варяжское присутствие, а жители города оставались в это время (судя по находкам скандинавских амулетов и курганному обряду захоронения горожан) по преимуществу язычниками. Стратегически выгодное положение города при входе во внутреннее пространство Восточной Европы по водно-торговому пути, ведущему с Балтики, обеспечивало поселению стабильное существование.

Итак, археология отмечает с очевидностью одно: приходят скандинавы и с помощью вооружённой силы захватывают местные города и фактории. Независимо от племенной и властной принадлежности. Затем они же здесь поселяются.
Уже одно это хоронит версию славянских романтиков, повествующую о том, что Рюрик-де был западным славянином из города Ререг и пришёл в Ладогу по просьбе Гостомысла-родственника. Родственников так не разоряют. И Рюрик с Ререгом имеют лишь поверхностное сходство, ибо под именем Рюрик-Хрёрекр – громадная скандинавская традиция и бесспорная лингвистика, а славянских имён с таким звучанием никто не знает.
Наконец, от западных славян не остаётся норманнских древностей.
Но и об этом – позже. А пока – ещё одна загадка.
Subscribe

  • Иммер ли локт дас вайб?

    Есть в немецкой поэзии прелестная строка: "Und immer lockt das Weib". В смысле - всегда нас женщина манит. И вот тут возник вопрос: когда именно…

  • Обращение к мужчинам по поводу Женского дня

    Дело это было на зоне. На какой – не вспомню. То ли в Перемерках… Там было много разговоров о бабах: аккурат у самого периметра стояло женское…

  • Был он великим повесою...

    Оригинал взят у eregwen в Был он великим повесою... "Герцог Орлеанский показывает свою любовницу", Эжен Делакруа, 1825-26 г.:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Иммер ли локт дас вайб?

    Есть в немецкой поэзии прелестная строка: "Und immer lockt das Weib". В смысле - всегда нас женщина манит. И вот тут возник вопрос: когда именно…

  • Обращение к мужчинам по поводу Женского дня

    Дело это было на зоне. На какой – не вспомню. То ли в Перемерках… Там было много разговоров о бабах: аккурат у самого периметра стояло женское…

  • Был он великим повесою...

    Оригинал взят у eregwen в Был он великим повесою... "Герцог Орлеанский показывает свою любовницу", Эжен Делакруа, 1825-26 г.:…