Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - повелители славян. Глава 4. Парадокс географии

Прежде чем перейти к поискам ответов на названные загадки, назовём ещё пару тёмных мест, которые являются камнем преткновения в дискуссиях по древнерусской истории. Касаются они географических реальностей.
Одно, о чём уже упоминалось:

поӕша по собѣ всю русь


Это что ж за русь такая, что её можно «поять» сразу всю? Можно ли «поять» всех шведов? Или всех норвежцев? А ведь нас уверяют, что –

- сице бо сѧ звахуть и . варѧзи суть . ӕко се друзии зъвутсѧ…

Весь народ состоит из трёх родов? Забавно. Особенно в сочетании со вторым (впрочем, каким уж там по счёту) тёмным местом:

ѿ тѣхъ [Варѧгъ] прозвасѧ Рускаӕ землѧ Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци ѿ рода Варѧжьска . преже бо бѣша Словѣни.

Этого разумно понять невозможно. Русская земля от русов – пожалуй, нормально. Точно так во Франции от норманнов появилась Нормандия, а в Англии от данов - Дэнло. Но каким образом прежние славяне стали от рода варяжского? Что кроется за этой фразой?
Итак, давайте разбираться с географией, которая затронута в этом куске о «призвании».
Начнём с элементарного. Варяги для летописца Нестора или Сильвестра – наёмные чужаки-скандинавы. Иных варягов в своей действительности он не видит и не знает.

И бѣша у него словѣни и варязи и прочии, прозвашася русью. Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани словѣном, и кривичемъ и мерямъ, и устави варягом дань даяти от Новагорода 300 гривенъ на лѣто, мира дѣля, еже до смерти Ярославля даяше варягом.


Переводим: варяги – не славяне. Варягам платят дань, дабы не нападали. Но ближние княжьи словене и варяги называются русью. Русь – княжеский двор, ближники и войско.
При Владимире это подтверждается:

Посемъ рѣша варязи Володимеру: «Се град нашь, и мы прияхом ̀и, да хощем имати откупъ на них по 2 гривнѣ от человѣка». И рече имъ Володимиръ: «Пожьдете, даже вы куны сберут за мѣсяць». И жьдаша за мѣсяць, и не дасть имъ. И рѣша варязи: «Съльстилъ еси нами, да покажи ны путь въ грѣкы». Онъ же рече: «Идете». Изъбра от нихъ мужа добры и смыслены и храбъры и раздая имъ грады; прочии же идоша Цесарюграду. И посла пред ними слы, глаголя сице цесареви: «Се идуть к тебѣ варязи, не мози ихъ дѣржати в городѣ, или то створят ти въ градѣ, яко здѣ, но расточи я раздно, а семо не пущай ни единого».


Снова переводим: варяги – чужаки, они требуют от князя-нанимателя отдать им княжескую столицу на поток и разграбление. Их, однако, можно обмануть, а у них нет сил покарать обманщика. И снова князь отбирает из наёмников тех, кто готов служить ему и включает их в состав своей элиты. То есть, по логике «прозвавшихся русью» – в состав руси.

варязи бяху мнози у Ярослава и насилье творяху новгородьцемь. И, вьставша на нь, новгородьци избиша варягы


То же самое: варяги-чужаки, да и сами чувствуют себя в Новгороде, как в чужом захваченном городе. Представляете? – «союзная» солдатня, находящаяся под защитой князя-нанимателя и считающая, что ей всё позволено по праву силы. Ой, бедные жёны новгородские…

Ярославъ же множество совокупи руси, варягы, словены, поиде противу Болеславу и Святополку


Иными словами: русь – НЕ варяги и НЕ словены, варяги – НЕ русь и НЕ словены. Словены, соответственно, - тоже не русь (вспоминая пресловутого К.Крылова, - «нерусь»?) и, конечно не варяги, а значит, и не «от рода варяжска».

Ярослав же собравъ воя многы — варягы и словены

Снова русь – не вои собственно. Русь можно совокупить с кем-то, чтобы собрать большое войско. Но когда собирают воев, руси среди них нет. Вот варяги - вои. Солдаты.

Приведоша варягы и вьдаша имъ скотъ, и совькупи Ярославъ воя многи.

Наёмникам платят.

…видѣ лежачи исѣчены от своихъ сѣвѣръ и варягы Ярославлѣ, и рече: «Кто сему не рад? Се лежить сѣверянинъ, а се варягъ, а своя дружина цѣла»

Чужаков не жалко…
Конечно, ничто не запрещает предполагать, что варягами были некие западные славяне, эсты, ливы и так далее. На некоторых даже есть ссылки в сагах… на то. Что они нападали на кораблях. Иными словами, были викингами. Но в русской летописи варяги – в тех немногих случаях, когда раскрывается их национальная принадлежность, - всегда скандинавы:

Игорь же, пришедъ, и нача съвокупляти вои многы, и посла по варягы за море, вабя и́ на грѣкы, паки хотя поити на ня.

Хотящю ити Володимѣру на Ярослава, Ярослав же, посла за море и приведе варягы, бояся отца своего.

и посла Ярославъ за море по варяги. И приде Акунъ с варягы, и бѣ Акунъ сь лѣпъ

Видѣв же Ярославъ, яко побѣжаемь есть, и побѣже сь Якуномъ, княземь варяжькимь, и Акунъ ту отбѣже луды златое. А Ярослав же приде к Новугороду, а Якунъ иде за море.


Опять же – можно как угодно изгаляться, изобретая этническую принадлежность имени Якун-Хакон. Однако, если не браться изобретать лишних сущностей, то три «ноги» собираются на раз:
- варяги – это скандинавы из свеев, урман и так далее;
- варягов нанимают за морем;
- имена нанимаемых за морем варягов соответствуют скандинавским.
Конструкция на треноге всегда устойчива.
Таким образом, географически русы – первоначально скандинавское племя. Но здесь мы возвращаемся к тому же замкнутому кругу: нет в Скандинавии такого племени! Никто не знает. Отсюда – жалкие попытки идентифицировать их с ругами, давно сошедшими с исторической арены к данному времени. И не менее жалкие – поместить их в область Рогаланд, которая, правда, возникла лишь в… XIV веке. Да и главное – саги скандинавские не знают такого народа!
В общем, повисают наши русы вне географического пространства. И остаются только – в социальном.
После того как – «прозвашася русью»?
Оставим пока.
И ещё одно географическое обстоятельство в ту же шкатулку противоречий.
Варягов-русь призывают в Новгород. И новгородцы суть «от рода варяжска». Только что?
Только объективная археология свидетельствует, что никакого Новгорода во времена призвания Рюрика ещё не было!
Самый именитый исследователь этого города, академик В.Л.Янин говорит о главной трудности в понимании происхождения города –

- видимом противоречии между показаниями письменных источников и состоянием археологических материалов по самому раннему периоду в истории Новгорода.


Противоречие состоит вот в чём:

В летописях Новгород упоминается впервые под 859 г. –

- но! –

- …953-м годом датируется самая древняя из построек, исследованная археологами.

Почти сто лет!
Конечно, возможно, какая-то более древняя постройка ещё будет обнаружена – сегодня говорится уже о датировке находок 930-ми годами. Но статистику не обманешь: если б Новгород был древнее хотя на век, то за 70 лет плотнейших археологических изысканий что-нибудь из соответствующих древностей уже обнаружилось бы.
Более того, в те годы Новгород не представлял собою единого поселения вообще. На его месте было –

- три изначальных посёлка, политическое объединение которых на определённом этапе сменилось их физическим слиянием.


Это три позднейших городских конца – Славенский, Неревский и Людин. Более того: сами эти концы-посёлки представляли собою –

- совокупности отдельных посёлков и усадеб - то, что называлось концом в Новгородской земле ещё в XV в.: группа нескольких деревень, объединённых в административное целое.

Деревни. Важная столица, центр земли, якобы приглашающая Рюрика, представляет собою на деле «группу нескольких деревень»!
Или, например, раскопками обнаружено, что Неревской конец образовался из –

- двух первоначальных посёлков, которые лишь по мере своего расширения слились со временем в одну улицу. До этого их разделял пустырь, постепенно застроенный с обеих сторон.


В общем, не было города, которым якобы так долго управляли предки Гостомысла и куда мог быть вызван его внук-ободрит! Которому, добавим, в благодарность дедушке нечего было бы даже и сжечь, кроме нескольких овинов.
Может быть, существовали на Руси другие города, годные на звание Великого? Нет, и тут остаётся только с сожалением пожать плечами. В древности в Новгородской земле хоть какими-то городами можно было назвать лишь Ладогу и Старую Руссу. При известном великодушии сюда же можно ещё отнести крепость около речки Любша и Рюриково городище.
Но Старая Русса сильно моложе Новгорода (первое упоминание о ней в летописях относится к 1167 году).
Рюриково городище, судя по результатам раскопок, - не более чем дружинно-торгово-перевалочный пункт.
А самый древний и самый «Великий» из всех – Ладога - и в X веке была городком невеликой площадью всего в 6-8 га. Вместе с прилегающими поселениями. И по оптимистичным оценкам. По пессимистичным – площадь её не превышала 2-4 га.
Но и без этого Ладогу – как и Любшу – к указанной легенде пристегнуть сложно. Во-первых, возникла она –

- в балто-финской и саамской среде.

А во-вторых, благодаря хорошо сохранившимся остаткам деревьев хронология Ладоги ясна едва ли не с точностью до года. Дата её основания — 750-е годы. Археологи иной раз даже уточняют – 753-й. Дендрохронология позволяет.
При этом культурный облик первопоселенцев Ладоги характерен следующими вещами:

Овальная скорлупообразная фибула, языковидное кресало, колесовидные бляшки, фрагмент железной гривны из перевитого дрота, фризские костяные гребни, бронзовое навершие с изображением Одина, наконец, т.н. «клад» инструментов.

Это всё –

- находит аналогии в североевропейском круге древностей.

Иными словами, Ладогу на землях финских племён основали скандинавы!
Славяне же здесь появляются лишь два десятилетия спустя. И весьма драматичным образом:

Смена построек I яруса постройками II яруса связана с появлением в нижнем течении Волхова новой группы населения. Изменение домостроительных традиций и планиграфии застройки, прекращение работы кузнечно-ювелирной мастерской, выпадение и не изъятие «клада» инструментов подчёркивают отсутствие преемственности в жизни поселения на этом этапе. По всей вероятности, не позднее рубежа 760-770-х гг. скандинавская колония прекратила существование в связи с продвижением в Нижнее Поволховье носителей культурных традиций лесной зоны Восточной Европы.

То есть даже если предположить, что ту, скандинавскую Ладогу сожгли персонажи татищевско-иоакимовской легенды, а потом стали там жить, то мешают два обстоятельства.
Первое – из легенды о великой славянской столице выпадают вот эти археологические эпизоды:

…на рубеже 830-840-х гг. Ладога была захвачена группой норманнов. Вряд ли стоит сомневаться, что они заняли в ней доминирующее положение. … Появление в Ладоге около 840 г. новой группы норманнов подтверждается находками деревянной палочки с рунической надписью, подвески «молот Тора», игральных шашек, особой концентрацией в ярусе деревянных игрушечных мечей, копирующих форму боевых каролингских клинков.

В середине 860-х гг. (около 865 г.) поселение очередной раз подвергается полному разгрому. Кроме мощного слоя пожара, драматичность этого события подчеркивают обгоревшие останки женщины и ребенка… Плотность застройки на площадке Земляного городища на уровне VI (около 865-890-е гг.) и VII (890-е - 920-е гг.) ярусов заметно ниже, чем в предшествующие десятилетия IX в. … С этого момента можно говорить о сходстве его топографии с североевропейскими виками и т. н. «открытыми торгово-ремесленными поселениями» Восточной Европы.


То есть в 840 году какие-то скандинавы захватывают Ладогу и остаются в ней жить в качестве доминирующей силы. В 865 году кто-то ещё раз нападает на город, после чего он надолго приходит в запустение, при дальнейшем развитии предстаёт в качестве нормативного для скандинавской цивилизации торгово-ремесленного поселения. Такого же, каким мы застаём, например, Гнёздово или Тимерёво, о которых более подробно речь ещё пойдёт.
Таким образом, русы приходят… не в славянский город! А в скандинавский. И отнимают и разрушают его в рамках какой-то межскандинавской войны.
Так что либо Рюрик чересчур сурово обошёлся с родным городом собственного деда, либо он всё-таки не был ободритом. И я всего лишь проявляю великодушие, «расправляясь» в своём эссе в готами (да воскрежещет Видерда зубьями!) и оставляя Ладогу на какое-то время в руках местных племён.
Второе обстоятельство частично связано с первым. Нет «ободритской» археологии в Ладоге! И вообще на севере будущей Руси. Нет ободритских имён среди имён правителей будущего русского государства. Нет в тех самых договорах, подписанных от «рода русского» Карлами-Фарлофами-Стемидами. Нет ободритских слов в дошедших до нас названиях порогов на «росском» языке. Нет особых прав для ободритов в законах. Нет, наконец, следов ободритского языка в государственном лексическом фонде Древней Руси. Скандинавских – и то очень мало. Но западно-славянские языковые черты проявляются лишь на севере Руси и никогда не выходят за её пределы. Региональный акцент, не более.
В общем, не видят ободритов на Руси история с археологией. Максимум – черепа у новгородцев похожи. Да и об этом спорят…
Пожалуй, достаточно загадок. Попробуем начать искать разгадки.
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe

  • Новый солдат империи - завершена работа...

    Вышел последний том трилогии "Новый солдат империи" - "Плата кровью". Можно распрямить спину - как мог, попытался показать…

  • Тревожно стало...

    Что-то загадочное: либеральная газетка упомянула "Мстителя Донбасса". Одним словом, конечно, но неужто что-то в лесу сдохло? Или в…

  • Обалденный отзыв на книжку мою...

    Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга "Новый солдат империи. Воин Донбасса" Пересвет Александр Анатольевич не оставит тебя равнодушным,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments