Тем временем у Рюрика восстание. Относительно много источников по этому поводу, хотя в ПВЛ ничего нет.
870 | Рюрик убивает Вадима и много его «советников» и берет власть в свои руки. |
870-873 | По западным источникам, в 870-873 годах Рюрик возвращается на Запад и улаживает владельческие отношения с королем Франции Карлом Лысым и королем Германии - Людовиком Немецким. В это время и создается антирюриковская коалищция во главе с Вадимом Храбрым. |
872 | В этом году было восстание новгородцев против Рюрика и убийство Вадима Храброго |
871 | Славяне, «много зла потерпевшие от Рюрика и от рода его», поднимают восстание, но терпят поражение. Оставшиеся в живых бегут в Киев. |
Итак, канва понятна: восстают, их казнят, остатки убегают. Явно интерпретируется один и тот же источник – уже нам известный.
Из того же источника –
877 | Смерть Рюрика «в войне в Кореле». Княжение переходит к его сроднику (или шурину) Олегу. |
879 | Рюрик умирает. Отмечается самая монументальная из сопок ладожской сакральной зоны, названная впоследствии «Олеговой Могилой». |
Отметим в скобках, что захоронение в «Олеговой могиле» относится к IX в. и, значит, не может быть погребением Олега, зато вполне может быть погребением Рюрика.
Итак, мы и здесь имеем разночтения в источниках.
И следовательно, необходимо проанализировать - нет ли определенных закономерностей в датировках? Ведь, с одной стороны, мы имеем свидетельства летописей, часто друг другу противоречащих. С другой – анализ А.Журавля, возможно, небесспорный, но хотя бы приближившийся к пониманию того самого первоначального временного ствола. С третьей – археология. С четвертой – природные явления. И если отбросить все датировочные интерпретации, неведомо на чем основанные, у нас сложится следующая картина захвата Рюриком власти на Руси:
Пожар и изгнание приходятся на 859-860 годы. Тогда логично призвание варягов в 862 году. Это – первая временная система (назовем ее системой ПВЛ).
Пожар, смерть Гостомысла, голод, усобица номер 2 – 864-865 годы. И логичное призвание варягов в 866-м с их прибытием в 867-м. Это вторая временная система.
Из второй системы можно исключить легендарного Гостомысла, но зато изгнание варягов, связанное с пожаром, включается.
Таким образом, обе системы равноправны – но различаются на 5 лет.
Какой можно было бы отдать предпочтение?
Основная трудность здесь – датировка пожара слоя Е2 в Ладоге. В различных источниках его относят то к 860 году, то 860-м годам, то к 865-му, то к 865-870-м. Проще всего было бы исключить эту часть уравнения, однако без нее останутся лишь непроверяемые устные данные.
Но если придерживаться их, то обнаруживаются еще две пятилетних разницы в датах: нападение Аскольда и восстание Вадима. В первом случае Полоцк штурмовали через 6 лет после прибытия Рюрика и в 862 году, и в 867-м. Во втором – через 8 лет. И на весах у нас остается лишь одно относительно надежно привязывающее нас ко времени известие – голод 864-865 годов, отмечаемый исследователями по византийским и болгарским источникам.
Если вспомнить классическое: «повышение выше обычного уровня нужды и бедствий угнетенных классов», - то не было бы большой натяжкой совместить антиваряжское восстание с голодным мором. Это логично: жили-жили, от пушного-серебряного транзита копеечку свою имели, хотя бы пропитую варяго-русами, - и вдруг нате! Как мы уже видели, в условиях Ладоги этого «вдруг» быть не могло – слишком хорошие силы и организация были задействованы. А голод – крайне ценный идеологический фактор против всякой наличной власти, как показал даже опыт КПСС.
Если же учесть этот фактор, то мы вынуждены принять хронологию «№ 2».
И тогда начало Руси выглядит следующим образом:
840 – война со шведскими варягами и установление шведского контроля над входом в транзитное пространство Руси;
840-850 – постепенное привыкание к новой власти и выстраивание отношений между аборигенами и пришельцами на базе взаимного дележа выгод от серебряного транзита; появляется понятие «своих» варягов, которые не «бьются», а русят себе потихоньку по речкам, а потом привозят из дальних стран серебро и стеклянные арабские «глазки»;
839 – эти шведо-русы даже присылают двух эмиссаров то ли для установления отношений, то ли (что скорее) на разведку в Царьград;
852 - нападение «чужих» варягов из заморья – возможно, уппсальский конунг просто решил предъявить свои права на шведскую Ладогу; как бы то ни было, особого притока серебра в Скандинавию это не вызвало не исключено, что «сарские», «тимерёвские» и «гнёздовские» русы не давали конунгу Эйрику транзита; с другой стороны, это могло быть нападение направленных Эйриком данов;
864 - на севере также гуляет общий голод (а то и сильнее, чем в южном Киеве); вполне возможно, что «чужие» варяги не хотели с этим считаться в своих требованиях дани; во всяком случае, против них зреет заговор, для воплощения которого хватает лишь искры; что и происходит, и уцелевших варягов выгоняют за море;
865 – из-за смерти ли Гостомысла, из-за дележа ли власти, из-за голода или из-за варяжской блокады – а скорее, из-за всего вместе – в Ладоге и окрестностях начинаются усобица, бунты, сепаратистские выступления и всяческие «экспроприации экспроприаторов» (дело-то еще родовое, трудно было понять, отчего это родич не делится житом с родом, так надо его поучить, вырода такого!);
866 – старейшины в отчаянии посылают за старыми добрыми русами – закона в земле нет, наряду нет, порядку нет, ничего нет, но земля наша, вы помните, велика и обильна, так что возвращайтесь и правьте нами, как прежде, до «заморских» варягов;
867 – русы прибывают во главе с Рюриком; он потихонечку прибирает земли в свои руки, воюет карелу и даже женится;
873 – то ли в ответ на рюриковы попытки навредить Киеву, то ли сами по себе, но на Полоцк нападают киевляне; это почти наверняка не более чем карательный рейд небольшой дружины, иначе аскольдовы ветераны, прибившие щиты на ворота Царьграда не могли не взять небольшую укрепленную факторию;
875 – забывшие обо всем хорошем, что им сделали русы, ладожане восстают во главе с Вадимом, которому Рюрик персонально тоже сделал немало хорошего; впрочем, о национальной принадлежности восставших судить невозможно – хоть Вадим кажется и не скандинавским именем, и бежали бунтовщики в Киев, где варяжского элемента было мало, но с тем же успехом восстать мог и некий свежий ярл, которому тоже хотелось славянских шкурок и женщин; возможно, впрочем, что никакого Вадима с его восстанием и вовсе не было, а Татищев всего лишь оказал услугу драматургу Дмитриеву, дав ему «образ вольности».
877 или 879 – Рюрик умирает – вроде бы убивают его в Кореле. Но вообще говоря, если следовать той же пятилетней логике разницы с датами ПВЛ, то Рюрик должен бы умереть в 882 году. Это может ничего не значить, но может быть и не совпадением всего лишь то, что первое летописно зафиксированное деяние Олега – взятие Киева - приходится как раз на этот год.
Итак, сказание о призвании варягов при всех разноречиях отражало, скорее всего, реальные события, связанные с появлением в Ладоге норманнского конунга с его окружением. Тем самым скандинавы гарантировали себе устойчивость транзита, благодаря которому именно через Русь в Скандинавию поступало более половины бывших в обращении материальных ценностей.
Собственно, в таком случае хорошо бы понять, кто такие русы. И как получилось, что чисто скандинавское мероприятие по захвату контроля над транзитом пирвело к возникновению государства Русь…