Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - повелители славян. Глава 3.3. Словене



Снова придётся начать с общего обзора, чтобы понять, откуда взялись словене. Ибо они по всем признакам – часть славян. А откуда взялись на Руси славяне, мы пока не знаем. Но ладно – мы! Мы-то ещё попробуем в этом разобраться. Но характерно, что никаких славянских племён на русской территории не знает и… наш первый летописец!

Примечание об отсутствующих славянах

Начнём с того, что внимательно просмотрим отчёт летописца об известных ему народах:

Въ Афетови же части сѣдить русь, чюдь и вси языцѣ: меря, мурома, всь, мордва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, югра, литва, зимигола, корсь, лѣтьгола, либь. Ляховѣ же, и пруси и чюдь присѣдять к морю Вяряскому. По сему же морю сѣдять варязи сѣмо къ вьстоку до предѣла Симова, по тому же морю сѣдять къ западу до земли Агаряньски и до Волошьскые.

Все есть! Даже югра и зимигола! Славян нет. Вспомнили лишь ляхов. И то в связи с Варяжским морем. И всё. Нет славян на Руси!
Более того, летописец, словно издеваясь над адептами славянского величия, не указывает их и среди т.н. «Афетова колена»:

Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ, русь, аглянѣ, галичанѣ, волохове, римлянѣ, нѣмци, корлязи, венедици, фряговѣ и прочии, присѣдять от запада къ полуденью и съсѣдятся съ племенем Хамовомъ.

Но как же так? А всякие поляне-древляне? Кривичи-дреговичи? Они же тоже упоминаются в летописи. И даже прямо говорится…
А что, собственно, говорится?
А говорится о славянах вот что:

А Афетови же вся полунощная страна и западная: Мидия, Олъвания, Армения Малая и Великая, Каподокия, Фефлагони, Галатия, Кольхысъ, Воспорий, меоти, дереви, сармати, тавриани, Скуфия, фраци, Македония, Далматия, молоси, Фесалия, Локрия, Пеления, яже и Полопонисъ наречется, Аркадия, Ипириноя, Илурикъ, словене, Лухития, Аньдриакия, Аньдриатиньска пучина.

В общем, ясно без перевода: «словене» - это ни в коем случае не страна, а некий народ без определённого места жительства. Где-то между Иллириком и некоей Лухитией.
Это явно не Русь.
Во-вторых, ясно, с чьего голоса поёт наш летописец. С византийского. Переписывает наш Нестор, нагло попирая конвенцию об авторских правах, византийский атлас стран мира. Который, в свою очередь, называет оные страны, начиная от соседей Византии на востоке и затем идее против часовой стралки вдоль берега моря. Сначала Чёрного, а затем и Средиземного. И получается у него логичная картина.
Мидия – юго-восток Чёрного моря, южнее нынешнего Трабзона и вплоть до Азербайджана.
За нею Азербайджан и следует: в те времена его называли Албанией, но своё имя страна получила от последнего сатрапа Мидии Атурпатака (или Атропат), который после смерти Александра Македонского устроил было в горах южнее нынешней Нахичевани независимое государство.
Далее следует Армения, вполне там, где ей и положено быь. Затем, правда, наш атлас делает резкий кувырок в сторону: Капподокия на юге, Пафлагония на севере и Галатия между ними – это части нынешней Турции. Затем, однако, последовательное повествование продолжается.
Колхида севернее Армении, Боспор севернее Колхиды, меоты сидят в болотах у Азовского моря.
Кто такие «дереви», история умалчивает, а заниматься их идентификацией не входит в состав задач данной работы. Важно, что дальше закономерно идут степные сарматы, за ними жители солнечного Крыма, за ними – Скифия северо-западного Причерноморья. Затем фракийцы; причём отметим – не Болгария. А значит, путеводитель наш составлен во времена, когда государства Болгарии ещё нет, но и в составе Византии эта местность не числится. Потом южнее – Македония. Далмация, где ещё не водились чёрно-белые собаки. Молоси-молоссы – народ, населявший Эпир; то, что данной провинции летопись не знает, опять-таки указывает на время, когда Византия это место уже не, а кто-то новый ещё не…
Дальше идёт собственно Греция: Фессалоники, Локрида – историческая область в средней Греции, известная педофильскими традициями, Пелопоннес, Аркадия… Ипириноя – это опять Эпир, но уже западный. За ним идёт Иллирик – по сути, территория всей бывшей Югославии. Лухития – это Дассаретия античных источников, сегодня, грубо, Албания. Что такое Аньдриакия, Аньдриатиньска пучина – никто толком не знает. Адриатика с Адриатическим морем? С чего тогда летописцу записывать море в страны, где поселилось потомство Иафетово? Некоторые относят Аньдриакию к Адрианополю – но это и нарушение логики, и, в общем, это всё равно никакая не страна, а в лучшем случае провинция Фракия.
Впрочем, это нам и не важно. Важно, что славяне помещены в некое неопределённое место за Иллириком. И помещены, в общем, с точки зрения науки текстологии, довольно небрежно. Если для других представленных в списке не стан, но народов, существует вполне внятная географическая локализация – именно там, где они и должны были находиться, - то славяне воткнуты в прямом смысле в географическую пустоту. Создаётся чёткое впечатление, что туда их воткнул сам летописец, таким образом как бы «узаконив» их существование.
При этом руководствовался он какими-то ему известными справочниками, до нас не дошедшими. Вот куда он помещает славян во второй попытке:

По раздрушении же столпа и по раздѣлении языкъ прияша сынове Симовы въсточныя страны, а Хамовы же сынове полуденныа страны. Афетови же сынове западъ прияша и полунощьныя страны. От сихъ же 70 и дву языку бысть языкъ словенескъ, от племени же Афетова, нарѣцаемѣи норци, иже суть словенѣ.


Дотоле общий для оборзевшего человечества язык, информирует нас автор сего исторического обзора, был разделён решительным в воспитательных вопросах Иеговою на 72 диалекта. Один из них стал славянским. На нём говорили некие норики, которые вместе с сыновьями Афета дошли до северных стран.
А Норик – это и было как раз за Иллириком – южная Австрия.
И вот тут, наконец, вписав в нужное место нужных славян, летописец с облегчением вышел на торную дорогу:

По мнозѣхъ же временѣхъ сѣлѣ суть словени по Дунаеви, кде есть нынѣ Угорьская земля и Болгарьская. От тѣхъ словенъ разидошася по земьли и прозвашася имены своими, кде сѣдше на которомъ мѣстѣ. Яко пришедше сѣдоша на рѣцѣ именемъ Моравѣ, и прозвашася морава, а друзии чесѣ нарекошася. А се ти же словѣне: хорвати бѣлии, серпь и хорутане Волохомъ бо нашедшим на словены на дунайскые, и сѣдшимъ в нихъ и насиляющимъ имъ. Словѣне же ови пришедше и сѣдоша на Вислѣ, и прозвашася ляховѣ, а от тѣхъ ляховъ прозвашася поляне, ляховѣ друзии — лютицѣ, инии мазовшане, а инии поморяне.


Спустя долгие времена расселились говорящие по-славянски – те же, надо полагать, норики – вдоль Дуная, отчего назвались по-разному. То же было и с теми, кто дошёл до будущих русских пределов:

Такоже и тѣ же словѣне, пришедше, сѣдоша по Днепру и наркошася поляне, а друзии деревляне, зане сѣдоша в лѣсѣхъ, а друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною и наркошася дреговичи, и инии сѣдоша на Двинѣ и нарекошася полочане, рѣчькы ради, яже втечеть въ Двину, именемь Полота, от сея прозвашася полочанѣ. Словѣне же сѣдоша около озера Илмера, и прозвашася своимъ именемъ, и сдѣлаша городъ и нарекоша и́ Новъгородъ. А друзии же сѣдоша на Деснѣ, и по Семи, и по Сулѣ и наркошася сѣверо. И тако разидеся словенескъ языкъ, тѣмьже и прозвася словеньская грамота.

Так и разошлись люди славянского языка по земле, говорит автор. И грамоту назвали славянской по языку своему. А так-то славянами себя назвали только словене новгородские. И именно они для него – собственно славяне и есть:

И приде въ словены, идеже нынѣ Новъгород, и видѣвъ люди ту сущая, какъ ихъ обычай и како ся мыють и хвощются, и удивися имъ. И иде въ Варягы, и приде в Римъ, исповѣда, елико научи и елико видѣ, и рече имъ: «Дивно видѣхъ землю словеньску, идущю ми сѣмо…»


А другие – нет, не славяне:

Поляномъ же живущиим о собѣ и владѣющимъ роды своими…

Ибо древний автор, в отличие от нынешних энтузиастов, склонностью к переводу обощённых лингвистических понятий в конкретные этнические не страдал. И прекрасно знал: не все, кто говорит на одном языке, принадлежат к одному народу. Как, урмане не принадлежат к свеям и наоборот. Народ – это одно. Как он говорит – другое. Иначе он и думать не мог, наш автор. Между словенами новгородскими и, скажем, вятичами для него не существовало ничего общего. Огромные расстояния, разный образ жизни, разные обычаи, разные погребения. А что язык похож – так ясно же: когда разделили человечество, получили и те, и другие один из 72 языков через предков-нориков…
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe

  • Новый солдат империи - завершена работа...

    Вышел последний том трилогии "Новый солдат империи" - "Плата кровью". Можно распрямить спину - как мог, попытался показать…

  • Тревожно стало...

    Что-то загадочное: либеральная газетка упомянула "Мстителя Донбасса". Одним словом, конечно, но неужто что-то в лесу сдохло? Или в…

  • Обалденный отзыв на книжку мою...

    Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга "Новый солдат империи. Воин Донбасса" Пересвет Александр Анатольевич не оставит тебя равнодушным,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments