Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - повелители славян. Глава 3.3. Словене. 3

Итак, Нестор или кто-то неизвестный, сочинивший эту историческую справку о славянах в составе ПВЛ, довольно верно отписывает то, что мы сегодня знаем из комплекса исторических и археологических исследований.
Но вот в части, касающейся появления славян и славяноморфных племён на территории будущей Руси он точен гораздо менее. Сразу виден большой процент изустных преданий, не парирующихся документальными источниками. Прямо видишь, что в описании первоначальных славян у летописца были в руках какие-то письменные свидетельства, а вот в описании их расселения по Руси – увы… Сразу появляются какие-то Радимы. Вятко, какие-то невнятные перемещения, присвоения себе имён по имени речек и лесов, словно на Русь пришли дотоле безъязыкие и безымянные народы…
Процесс был и проще и одновременно сильно сложнее того, что описал нам летописец.

Примечание про расселение славян по территории будущей Руси

Начнём с того, что вторжения… не было!
И в то же время оно было.
Как это так?
Просто часть исторических славян – не венедов, о которых мы говорили выше, а именно «праго-корчакцев» - ниоткуда на Русь не приходили. Славяне в «узком» смысле — восточная часть пражско-корчакской культуры — с самого образования её сидели себе на землях Волыни. И продолжала функционировать в родных местах, не вмешиваясь в южные авантюры соотчичей, взявших за моду кусать Империю.
И в этом связи славяне на Руси автохтонны, и их вторжения, следовательно не было.
Но…
Впервые за последнюю тысячу лет — со времён скифов-пахарей — это пространство не сотрясалось топотом вражеской конницы и вторжениями западных агрессоров. Однако хорошего долго не бывает. И спусковым крючком новых пертурбаций опять стала степная конница. Это были авары, которые около 550 года появились на Кавказе, где вступили в контакт с римлянами.
Правда, на сей раз кочевники не бросились на земледельцев леса и лесостепи. То ли силёнок у авар — а так звали новых номадов — было маловато, то ли не привлекли их могучие богатства «пеньковцев» и «колочинцев» с их землянками и горшками, но проскакали авары по краю славянских земель вдоль Лукоморья мимо да и обрушились на Дунай.
Политическая история их каганата, что в результате образовался в Паннонии — история беспрерывных войн, множества военных стычек и ограбления побеждённых народов. Ещё в 570 году авары начали войну с Византией и вторглись в её пределы, но их натиск был отбит. В 573 году авары вынудили Византию заключить мир при условиях выплаты тою ежегодной дани. Но всё равно Константинополь штурмовали. На саксов ходили. Франков задирали.
И со славянами авары не поладили. Славянские переговорщики тоже разговаривали поначалу с аварами не то что не менее нагло, чем анты, а просто по-хамски. Вспомним Менандра:

Баян послал к ним гонцов с требованием добровольно подчиниться аварам и платить им дань. Ответ славян был следующим: «Разве есть на земле человек, который осмелился бы насмехаться над таким народом, как наш? Мы привыкли подчинять другие народы, но не признавать их власть. Мы не позволим никому править нами, пока можем сражаться и держать в руках оружие». Произнеся похвальбу, они убили послов Баяна.

Убийство послов — это больше даже, чем война. Это пощёчина, которая смывается только кровью. После этого длительная борьба за покорение славян была запрограммирована. И закончилась в итоге победой авар, что и ознаменовалось забегами колесниц с дулебскими жёнами вместо коней, о чём есть знаменитый и прелестный рассказ из «Повести временных лет»:

В си же времена быша и обре, иже воеваша на цесаря Ираклия и мало его не яша. Си же обри воеваша на словѣны и примучиша дулѣбы, сущая словѣны, и насилье творяху женамъ дулѣбьскымъ: аще поѣхати бяше обрину, не дадяше въпрячи коня, ни волу, но веляше въпрячи 3, или 4, ли 5 женъ в телѣгу и повести обрина, и тако мучаху дулѣбы. Бяху бо обри тѣломъ велицѣ, а умомъ горди, и потреби я Богъ, и помроша вси, и не оста ни единъ обринъ. И есть притча в Руси и до сего дни: погибоша аки обри, ихъ же нѣсть ни племене, ни наслѣдка..

В 623 — 624 годах славяне восстали. Фредегар:

... не в состоянии терпеть оскорбления и притеснения, славяне взбунтовались, отказались подчиняться аварам и двинули на них своё войско.

Как раз в это время –

– один человек по имени Само, родом франк из округа Сенонаго собрал около себя значительное число торговцев и отправился с ними к славянам, иначе винедам, ради торговых целей.

Но как-то так получилось, что встал Само во главе славян —

– и там в деле с аварами он так пригодился, что было удивительно, и огромное множество их было истреблено мечом винидов.


В результате образовалось первое славянское государство во главе с этим самым Само. И просуществовало до его смерти 35 лет. Воюя успешно с франками, тюрингами, аварами.
Ненадёжность угнетённого славянского тыла авар показывала себя и во время вторжений болгар, и во время войн с франками. Даже позднейшая гуманизация аварского режима не помогла укрепить государство, и в 791 году они были побеждены Карлом Великим, а несколько позже и разгромлены окончательно его сыном Пипином Коротким.
Но нас во всей этой истории интересует одно: в результате аварских зверств, войн и агоний на Русскую равнину в поисках менее занимательного существования начали прямо выливаться потоки дунайских славян.
Сначала конвульсии прошли по дулебам. И значит, эти проблемы затронули уже «нашу» территорию. Ибо дулебы археологически тождественны волынянам — уже летописным представителям пражско-корчакской культуры. А летописные волыняне, в свою очередь, археологически представляют один массив с летописными древлянами и с летописными же полянами.
Стало быть, аварские художества с дулебами затронули непосредственно население будущей столичной области Древней Руси.
А когда авар победили франки и сами хлынули на Дунай — не ради же освобождения славян они старались! — уже массы народа вынуждены были оставить земли на Среднем Дунае. Там теперь Австрия, бывшая Восточная марка Франкского государства.
Не с этим л связано упоминание неких волохов, от которых славянам пришлось уходить на восток?
И двинулись эти массы туда, где ничего не кипело, где было относительно пусто и где не имелось никакой государственной власти. На Русскую равнину они пошли.
Так что и вторжение славян было.
Вот только происходило он сложнее, нежели описано в уже приводившееся каноническом отрывке:

Такоже и тѣ же словѣне, пришедше, сѣдоша по Днепру и наркошася поляне, а друзии деревляне, зане сѣдоша в лѣсѣхъ, а друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною и наркошася дреговичи, и инии сѣдоша на Двинѣ и нарекошася полочане, рѣчькы ради, яже втечеть въ Двину, именемь Полота, от сея прозвашася полочанѣ. Словѣне же сѣдоша около озера Илмера, и прозвашася своимъ именемъ, и сдѣлаша городъ и нарекоша и́ Новъгородъ. А друзии же сѣдоша на Деснѣ, и по Семи, и по Сулѣ и наркошася сѣверо. И тако разидеся словенескъ языкъ, тѣмьже и прозвася словеньская грамота.

Напомню: началось всё с дулебов и садомазохистских развлечений авар с их женщинами.
Добавим в эту картину лишь один штришок из замечательного обзора К.Егорова —

– материальным свидетельством аварского периода стали находки, относимые к VII веку, на городище Хотомель в Белоруссии и в Мартыновском кладе в Поросье элементов железных доспехов аварского типа —

– и пейзаж можно считать законченным. На нём даже и взыскательный зритель увидит совмещение пражско-корчакских древностей и военно-технических связей людей из этого ареала с аварами. Нет, я не хочу сказать, что именно какой-то аварин добрался до Хотомеля на упряжке из дулебских красоток, а тут местные пуритане радикально изменили его отношение к сексуальным развлечениям. Нет, доспехи вполне могли принадлежать доброму славянскому парню, что когда-то отправился за лучшей долей в войско кагана. А через какое-то время вернулся мужественным красивым воеводою с горячащим девичьи сердца шрамом на лице. Так что у нас есть то, что есть: «праго-корчакцы» — славяне в «узком» смысле, носили эсоконечные кольца на территории вплоть до Поросья. Где мы фиксируем и их материальную связь с аварским миром.
Значит, мы имеем на территории России не только славян вообще, не только потомков венедов, но и славян в «праго-корчакском» смысле. И следовательно, те племена, которые мы найдём вышедшими из «узких» славян, будут не только подлинно славянскими по происхождению, но и местными, ни с какого Дуная не пришедшими.
Давайте снова взглянем на археологию.
На Руси, в лесостепной части правобережной Украины славянская пражско-корчакская культура к началу VIII века постепенно трансформируется в лука-райковецкую.
Почему — не очень ясно. Я имею в виду — с точки зрения чисто исторической. Ни завоевания, ни смены этноса. Даже поселения VIII — IX веков по топографическим условиям не отличаются от прежних. Правда, число их растёт, растут их площади. Значит — увеличивается население, значит — налицо и рост экономики.
Да, и землянки, наконец, начинают — правда, только начинают — уступать место срубным жилищам.
По керамике чёткой грани между лука-райковецкой посудой и пражско-корчакской тоже не отмечается. Наблюдается постепенное развитие к более профилированным сосудам. Появляются узоры и орнаменты, в IX веке — и посуда, изготовленная на гончарном круге.
По не очень понятным причинам в IX–X веках курганные погребения —

– полностью вытесняет захоронения в грунтовых могильниках.

Но здесь тоже — никакой особенной смены ориентиров, ведь курганная обрядность начиналась ещё у «праго-корчакцев». Сейчас эта обрядность победила. Возможно, местный языческий патриарх провёл церковную реформу…
Налицо тот редкий для нашей кипящей истории случай, когда одна культура эволюционировала в другую просто под влиянием экономического развития.
И что характерно — лука-райковецкая культура получила распространение только в восточной части пражско-корчакского ареала. От верхнего течения Западного Буга до правобережья Киевского Поднепровья. Ещё бы! Там, на западе и юго-западе, бьются. Теряют и приобретают. Покоряют и покоряются. А здесь — живём, братья! Кто же на ны? Когда нет тут никого, кроме ны…
А рост населения и экономики привёл к ещё одному закономерному явлению. Люди начали осваивать пространства, уже не слишком близко друг от друга строя свои «соты» задружные. Расходятся по рекам, по поймам, расширяя свои пространства… и в то же время оставляя их между собой.
И вот мы начинаем видеть неравномерное распределение лука-райковецких памятников. А затем на месте различных областей их концентрации — появление различных племён.
Подметивший это В.В.Седов указывает на —

– четыре более или менее крупных региона концентрации памятников, отделённых друг от друга незаселёнными лесными или болотистыми пространствами:
1) верховья рек Буга, Стыри и Горыни;
2) бассейны рек Тетерева и Ужа;
3) среднее течение Припяти (округа Турова);
4) киевское поречье Днепра с Ирпенью и устьем Десны.


И эта археология стыкуется с летописными племенами:

Так, первый регион в общих чертах совпадает с областью волынян. Скопление памятников VIII — IX вв. в верховьях Ужа и Тетерева соответствует коренной территории древлян. Группа памятников VI — IX вв., сосредоточенная в той части Припятского Полесья, где позднее был основан племенной центр дреговичей Туров, надёжно связывается с ранними дреговичами. К полянам должен быть отнесён регион правобережной Киевщины. [305]

Почему обособились? А потому, что между реками водоразделы, лесами густыми укрытые. Порядочному человеку там и делать нечего: пахать неудобно, водой из ручьёв — это тебе не реки! — не наполиваешься, а землица в лесах – не та, что в пойме. Тем более — бояться теперь некого, по чащам прятаться не надо…
И между людьми словно вырастают пустынные лесные пространства…
Но только преувеличивать разницу между племенами не следует. У них, прямых и непосредственных наследников пражско-корчакских славян, женские височные кольца практически одинаковые:

В курганах волынян, древлян, полян и дреговичей нередко встречаются эсоконечные кольца, которые… были характерны для славян раннесредневекового образования, вышедшего из пражско-корчакского культурного круга. В тех же курганах обычны и полутораоборотные височные кольца… которые следует рассматривать как этнографический маркер юго-западной группы восточных славян. [305]

Едины не только кольца:

Ещё А.А.Спицын в работе, положившей начало археологии восточнославянских племён, писал о полном единстве элементов обрядности и вещевых инвентарей курганов IX — XII вв. этой группы племён. Действительно, этнографические черты женского убранства волынян, древлян, полян и дреговичей бесспорно общие. Для всех этих племён свойственны простота и скромность украшений, отсутствие шейных гривн, нагрудных привесок, малочисленность браслетов и перстней и малочисленность перстнеобразных височных колец общеславянского облика. Только крупнозернёные металлические бусы в составе шейных ожерелий выделяют дреговичей среди иных племён юго-западной группы. [305]

А ведь это они — первые из списка «подлинных» славян по «Повести временных лет»! Люди лука-райковецкой культуры. Которые, наследуя свою прежнюю пражско-корчакскую общность и сохраняя единый материально-культурный фундамент, обособились по ландшафту. Из-за чего постепенно утрачивают этническую идентификацию друг с другом. И называют себя по-разному. Но ощущение единого былого корня, былой принадлежности к единому этносу у них — и у окружающих — остаётся.
Так что никуда не приходили поляне. Не расселялись в лесах древляне, а в полотах Полесья – дреговичи. Просто-напросто утомлённые шумом колокольчиков на девичьих тройках под окнами такие же культурно славяне переселялись из беспокойной Европы к своим волынским соплеменникам. И несли сюда тем самым два важных явления – увеличения демографического количества и культурного качества для здешних лесовиков. Отчего жить тем становилось настолько лучше и настолько веселее, что бедненький их пражко-корчакский быт стал технически закономерно подниматься на лука-райковецкую стадию.
Так что опять: не было вторжения… но был приток.
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment