Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Русские - покорители славян. Глава 3.6. Соседи. Глава 3.6.2. Скандинавы.2

Но вопрос о государственности пока мы ставить не будем. Мы знаем пока одно: какие-то варяги, как сообщается, пришли в Новгород и основали Русь. Варяги, как считали их современники, - скандинавы.
И ещё мы знаем также, что от скандинавов на территории будущей Руси остался заметный археологический след. Значит, они вполне подпадают под рассмотрение тех сил и этносов, которые присутствовали при начале русской истории. А уж как присутствовали, какую роль играли – в этом будем разбираться дальше.
Итак.
Мы знаем, что скандинавы присутствовали уже при основании Ладоги. Более того, не исключено, что они, собственно, и создали здесь первое поселение. Сами или сразу с кривичами вместе – не важно. Как мы помним, вопросы этнической принадлежности тогда не стояли так остро, как нынче в головах историков. «Свой» или «чужой» - вот и вся дихотомия. И скандинавы те представляли не этнос свой, и тем более не ненавистную Швецию, а исключительно сами себя. А что поселились на территории будущей Руси – ну так они же не знали, что через много веков развернётся бурная деятельность по вытеснению их из русской истории. В пользу поляков.
Но Ладогу мы уже разбирали. А были ли скандинавы ещё где-либо на Восточно-Европейской равнине?
Оказывается, да.
Одно из крупнейших вообще в Европе мест погребений скандинавов как раз там и находится – в местечке Гнёздово под Смоленском.
По этому поводу, правда, историки славянофильского направления тоже ломают много копий. В основном, в попытках либо приписать характерные скандинавские некрополи неким неизвестным славянам, либо доказать, что погребений скандинавов настолько меньше, нежели славянских, что о них и говорить неуместно.
Ну, второй тезис мы даже опровергать не будем. Заметим лишь на полях, что во времена Екатерины Великой дворянских могил было тоже неизмеримо меньше, нежели крестьянских. Тем не менее, это не означает, что власть в России принадлежала последним, а Екатерину звали Маланьею и происходила она на самом деле из Торопецкого уезда.
Для нас пока важно, что скандинавы здесь наличествуют. Что автоматически означает, что некую роль во времена образования Руси они играли.
Что же до первого тезиса, то сразу возникает закономерный вопрос: о каких славянах речь? Смоленская земля, как мы уже знаем, принадлежала кривичам. Значит, здесь, в Гнёздове, должно было быть много их могил. Характерного облика в виде «длинных курганов». И что же мы видим?

Все попытки обнаружить сколько-нибудь ощутимое присутствие «местных» кривичей среди погребенных в Гнёздове [Шмидт, 1970] не дали результатов - в некрополе практически нет древностей длинных курганов [при том, что в небольшом количестве они имеются на поселении и даже производились там - Eнuocoвa, 1999. С. 15].

Иными словами, кривичи проживают рядом, в какой-то мере участвуют в местном производстве, но некрополь этот - не их, и своих покойничков они хоронят в другом месте. То есть можно отметить зону определённого размежевания между местным населением и чужими для него обитателями некоего поселения, которым некрополь и принадлежал.
Запомним.
Кто же эти чужаки?
Были попытки хотя бы часть из них вновь записать в легендарные поляне. Ещё в 1960 годах великая наша археолог И.П.Русанова указывала на сходство некоторых гнёздовских захоронений с трупоположениями в подкурганных ямах с захоронениями в киевском киевском некрополе. Однако затем последовали открытия аналогичных погребений в других местах. В частности, всё в той же нашей Ладоге. При этом экспансия пресловутых полян в том направлении никаким больше находками не подтверждалась. Напротив: в этих погребальных комплексах обнаружились скандинавские вещи. А это, в свою очередь, заставило вспомнить об аналогичных погребениях в шведской Бирке – признанном центре викингующих и торгующих скандинавов.
Таким образом, ситуация становится решительно непонятной: поляне, конечно, такие поляне – но Бирка никак не могла принадлежать к лука-райковецкой культуре. И объяснение данному проколу могучих киевлян может быть только одно: подобные захоронения принадлежат неким людям, входившим – не национально, но корпоративно – в состав той общности, которая имела право хоронить своих людей в Гнёздове.
Это тоже стоит запомнить.
И что же это за общность?

Ныне очевидно, что «ансамбль некрополя»… Гнёздова - трупосожжения, трупоположения в ямах и камерах - действительно идентичен «ансамблю» Бирки. Более того, тот же «ансамбль» характеризует и некрополь Киева X в., точнее - то, что от него осталось в процессе развития города (около 150 погребальных комплексов).

Чем характерен этот ансамбль? Там много черт, но основная – так называемые большие курганы. Их достаточно много в Гнёздове, но… их немало также под Черниговом, под Ладогой, в Ярославском Поволжье.

В Чернигове - обосновалась местная княжеская династия, представители которой были похоронены в огромных курганах «Княжны Чорны» и «Чёрной Могиле», Князей окружали могущественные бояре, величественные погребальные насыпи которых являются центрами отдельных курганных групп.

У многих историков возник великий соблазн — и многие ему поддались – записать оные курганы в памятники так называемой дружинной культуры Древней Руси. Но, в общем, это попытка усидеть в подвалах Сталинграда после того, как Маншетйну так и не удалось разблокировать несчастную 6-ю армию. Ибо достаточно взглянуть на инвентарь этих курганов, чтобы понять, кто был основателем этой самой «дружинной культуры»:

Характерные для больших курганов Руси и Скандинавии черты погребального обряда — «языческое» трупоположение или трупосожжение (на Руси), часто в ладье, использование оружия и пиршественной посуды, иногда размещенных на кострище особым образом (оружие — в виде «трофея»), жертвоприношения. Жертвенный котёл со шкурой и костями, съеденного во время погребального пира козла (или барана) располагался в центре кострища курганов Гнёздова и Чернигова; в кургане Скопинтул на королевской усадьбе Хофгарден возле Бирки котёл содержал человеческие волосы (принадлежавшие жертве?), как и в самом большом кургане могильника Кварнбакен на Аландских островах.

То есть снова та же линеечка нарисовывается – от Руси до Бирки. И для неё характерен не только вот этот типичный для скандинавов котёл – настолько важный в их мировоззрении предмет, что служил даже в качестве человеческого имени: Ketill. И многих его производных. И, кстати, слово это было достаточно значимым для того, чтобы войти в современный славянский русский язык. То ли через скандинавов в русских дружинах, то ли, что мне кажется логичнее и проще – непосредственно от русов, то есть из первоначального русского языка, который, как дальше будет доказано, имел скандинавское происхождение.
Так вот, для этой «линеечки» характерен не только котёл, нет –

- вся обстановка погребального обряда свидетельствует о том, что совершавшие ритуал следовали представлениям о Вальхалле, загробном чертоге Одина, где бог принимал избранных героев — ярлов и конунгов, павших в битве, зале, украшенном доспехами, с пиршественным котлом, где варится мясо «воскресающего зверя» и т.д.

Дальше исследователи указывают, что –

- эти представления были исполнены для язычества — особенно язычества последней, дохристианской поры, эпохи кризиса родо-племенных традиций — особого смысла. Правитель — вождь, конунг или князь — был не только гарантом права и благополучия («мира и изобилия» в скандинавской традиции) своей страны: он был гарантом всех традиционных устоев, включая сферу религиозного, «сверхъестественного»— устоев Космоса. Один набирал в Вальхалле дружину героев, чтобы сразиться с угрожающими миру богов и людей силами Хаоса, и смерть правителя — особенно смерть в бою — должна была усилить эту дружину; поэтому при похоронах правителей соблюдался воинский ритуал и сам погребальный обряд воспроизводил загробную жизнь в Вальхалле. Поэтому особую значимость в сфере религиозного культа вообще получали погребальные памятники правителей — большие курганы.

Но это для нас уже не так важно, хотя и интересно. Важно другое: «линеечка» наша – скандинавская.
Кстати, и сами большие курганы, выделяющиеся из массы других, а также прочих видов захоронений, возникли как класс как раз в северной Европе, в эпоху ещё Великого переселения народов. Как с очевидностью доказывается археологией, принадлежали сии курганы большим племенным вождям, конунгам, правителям.
Итак, Северная Европа - Бирка – Гнёздово – Киев. И везде – присутствие одной общности. Не будем смущённо ковырять ножкой землю, скажем сразу: эта общность – скандинавского исторического и археологического облика. Скажем это не только вслед за Т.Арне, который считал гнёздовские курганы свидетельством скандинавской колонизации Руси и который, как ненавистный швед, может быть пристрастен. Мы скажем это вслед за Д.А. Авдусиным, который признал скандинавскую доминанту в населении Гнёздова, а также –

отсутствие кривичских и невыразительность других славянских древностей в погребальном обряде Гнёздова.

И вот в X в. эти «элитные» и монументальные погребальные комплексы появляются в Восточной Европе, на территории будущей Руси. Эти памятники высотой от 2 до 10 метров очевидно близки скандинавским, а место они занимают именно там, где вскоре появляются главные государственные центры – Ладога, Ростов, Смоленск, Чернигов, Киев. Если там похоронены не конунги – а там, судя по Чёрной могиле близ Чернигова, похоронены не конунги, то наличие таких захоронений означает лишь одно: для неких скандинавов эта территория была чиста от общественно-политической организации, и, следовательно, конунгом мог тут объявить себя любой авторитетный вожак войска.
А далее у нас есть ещё одно место, где открываются очень похожие картины.
В интересной работе «Ростов: что выросло, то выросло» археолог Е.Арсюхин рассказывает:

В свое время Сарское поразило археологов… обилием скандинавских находок. По числу северных вещей оно едва ли не соперничало с городами в самой Скандинавии. Чтобы не быть голословным, сразу приведу в качестве примера уникальный варяжский меч, обнаруженный на Сарском еще в 19-м веке. …Нашли его с внешней стороны вала… Меч хорошо сохранился – и клинок длиной почти метр, и, главное, рукоять, на которой после расчистки обнаружилось латинское клеймо «+LUN FECIT+» («Лун сделал»). … Мастер работал по канонам, принятым в его время, но обладал нетипичным почерком, что выдаёт его яркую индивидуальность. Специалисты по оружию сошлись на том, что Лун работал в крупной западноевропейской мастерской, считался элитным специалистом, и делал исключительно штучные вещи, и только на заказ. Меч легко укладывается в принятую классификацию (тип Е)… В Европе подобные мечи находят в слоях начала – середины 9 века. В это время, по нашему мнению, и работал мастер Лун. А поскольку контекст находки именно этого меча уже непонятен, можно предположить, что меч попал на Сарское городище не в 10-м, а в 9-м веке. Помимо этого меча, на Сарском собрана представительная коллекция других видов варяжского вооружения: ланцетовидные наконечники стрел, наконечник копья, топор, наконечники ножен меча и боевого ножа-скрамасакса. Эти вещи датируются по аналогиям 8-9 веками.

Сарское городище лежит возле нынешнего Ростова Великого. По данным археологов, оно основано около середины VIII века. С этим, как водится у археологов, кое-кто спорит, но в данном случае важна не датировка, а принадлежность. И вот тут интересно: тот, кто основал Сарское, делал это по плану. Это не какое-то племенное поселение, из которого впоследствии что-то выросло значительное. Нет, пришельцы обосновались в голом поле, на ничьей земле, быстро выстроили крепость по заранее продуманному плану, отведя в ней место для военной и для торговой части. И ряд характерных особенностей ставит это поселение в один ряд со скандинавскими.

Существовала княжеско-военная зона, где жили князь (или его наместник) и дружина, а рядом находилась ремесленно-торговая территория. Раскопаны металлургическая, керамическая мастерская, мастерская ювелира, ряд хозяйственных построек. Найдена даже баня.

Здесь же обнаружены два клада восточных серебряных монет начала IX века. На ряде монет есть процарапанные рунические знаки, символы скандинавского бога Тора.
Многие историки записывают Сарское в один из центров мери. Причём на таких же основаниях, на коих базируются утверждения, что Гнёздово – славянский центр: дескать, скандинавских погребений гораздо меньше, чем всех прочих, а мерянский культурный пласт весьма солиден.
Но, с другой стороны, и положение этого пласта такое же, как кривичского под Смоленском: наособицу и в основном в ремесленнической зоне. И, следовательно, отражает такую же ситуацию – местное население обслуживает неких скандинавов, ходящих за восточными монетами, а на данном месте устроивших свою базу.
Как пишут исследователи, проникновение скандинавов, скорее всего, было мирным –

- следов войн или какого-то геноцида не улавливается.

И следовательно, мерянские поселенцы с излучине реки Сары вполне мирно подтягивались к базе пришельцев. Так же мирно, напомним, как было в Ладоге между скандинавами и кривичами до пришествия туда словен.
Об этом же говорит и карта расселения мери:

Колоссальная их концентрация – на юге, у Волги. И севернее лишь два островка – у Неро и у Белого озера. Как раз там, где сели варяги. Так кто к кому пришел? Варяги прибыли в места, заселённые мерей, чтобы установить там дань, как пишут российско-советские историки? Или варяги выбрали точки пустынные, лишь бы удобнее было в плане логистики, а уж меря сама к ним подобралась? Конечно, всё убеждает в последнем.

Эту мысль исследователи дополняют этимологией, связываемой с озером Неро, оно же Ростовское:

Обычно эти корни выводят от «нер/няр» - «заболоченная низменность». Но даже с названием не всё так просто. Колебания ранней летописи («Ростовское озеро») говорят о том, что мерянское и варяжско-славянское название появились едва ли не одновременно, и на равных конкурировали друг с другом. То есть меря дали имя этому «болоту», лишь когда сами его впервые увидели – не раньше конца 7-го века, одновременно с варяго-славянами, также давшими своему городу (Сарскому городищу) имя «Ростов», а озеру – «Ростовское».

Вот только насчёт «варяжско-славянского» названия города Ростов я бы поспорил.
Как ни странно, уверенной его этимологии – несмотря на кажущееся прозрачным славянское значение и распространённость топонима – нет. Даже очевидное «раст/рост-ов» самостоятельного развития в славяноязычной среди практически не показывает.
Специалисты по угро-финским языкам также внятной угро-финской этимологии тоже не показывают.
Зато Rostofa из древне-северного очень просто восстанавливается. Особенно если обратить внимание на то, как оно даётся в записанной между 1265 и 1275 годами «Саге об Одде Стреле», одной из немногих, в которой Руси уделяется относительно большое внимание. Вплоть до того, что подозревается, будто в образе главного героя отражены приключения русского великого князя Олега. Который Вещий. Так вот, в этой саге Ростов передаётся через Ráðstofa. Что прямо-таки вышибает слёзы: Ráð- совет, решение, stof-a – помещение, дом. Дом Советов, словом. Ленинизм всеми корнями своими уходит в народную почву, да.
На самом деле это так здорово, что не может быть правдой. Скорее всего, это та самая «народная этимология», которой деток пугают лингвисты. Осмысление неких звуков чужого языка на языке собственном. Тем более во времена, когда вполне себе славянскоязычный Ростов цвёл и пах.
Но что можно установить с уверенностью. Что славяне появились здесь лишь в Х веке, а торгово-ремесленное поселение, хорошо, кстати, укреплённое, существовало по меньшей мере уже за столетие до того. И без имени явно не оставалось. Могло это имя иметь в своём составе слово «дом» по-скандинавски, раз уж там жили скандинавы? Например,

Rað-stofa – Дом змей,
Rauð-stofa – Красный дом, а то ещё лучше – Кровавый дом,


Или вот, прелестное

Rоð-stofa – Дом Змеиной Кожи.

Или – вообще по делу:

Rоðr-stofa – Дом гребцов.


А если при этом склонить свой ум к гипотезе, что само слово «русь» произошло от этого Rоðr – «гребцы», то перед нами и вовсе открывается блистательное «Дом руси»!
И главное – всё это возможно! Не противоречит, как говорится.
Противоречит только одному – мере. Не племени, а норме. А мере и норме отвечает одно очень простое понятие из древневерхненемецкого:

rasta - «место стоянки, отдыха».

По Германии эти «ростовы» и сегодня вдоль всех автобанов понатыканы. Называются только чуть иначе: Rasthof (а звучит-то! – чистый «растов»!) – «постоялый двор». Сосиски вкусные там. С пивом немецким хорошо идут.
Но и это – предположение. А доказать, как только что было отмечено, можно только два факта: славяне пришлю к Саровскому поселению, когда оно уже имело имя, и – что скандинавское название пришло к нам из почти художественных произведений, из времён, когда Ростов был славяноязычным русским княжеством и из третьих-пятых-сотых уст.
Но из этого можно зато сделать интересный вывод: скандинавские названия для русских городов не только нормальны, но и отражают взаимосмешивания и взаимовлияния скандинавских и славянских языков. И мы ещё увидим, какое это значение имело для формирования русского народа.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe

  • Его Сиятельство главарь

    Атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов остался в истории одним из главных героев Отечественной войны 1812 года, чьи казаки внесли заметный…

  • Все, в продажу пошёл "Тайный дневник фельдмаршала"

    Нравились мне "Русские...". Но там больше ум писал. Но тут... Нет, не сердце. Иногда это было перевоплощение до мистики. Каждый день делая марш,…

  • Победитель победителя

    Исполнилось 200 лет со дня смерти величайшего полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Кому-то превосходная степень покажется чересчур смелой? Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Его Сиятельство главарь

    Атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов остался в истории одним из главных героев Отечественной войны 1812 года, чьи казаки внесли заметный…

  • Все, в продажу пошёл "Тайный дневник фельдмаршала"

    Нравились мне "Русские...". Но там больше ум писал. Но тут... Нет, не сердце. Иногда это было перевоплощение до мистики. Каждый день делая марш,…

  • Победитель победителя

    Исполнилось 200 лет со дня смерти величайшего полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Кому-то превосходная степень покажется чересчур смелой? Но…