Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - покорители славян. Глава 3.7. Соседи. 3.7.3. Хазары

Одним из ключевых игроков на Восточно-европейской равнине в рассматриваемую эпоху был Хазарский каганат.
Что каганат – это важно. Каганат означает «империя». Империй тогда в мире было три: Византийская, Франкская (впрочем, распадающаяся) и Хазарская. Даже арабы, при всём том, что добирались до Инда на востоке, Нигера на юге, Луары на западе и до Самары на севере, - эти мощные парни не создали империи.
Что не менее важно: эти империи были взаимно признаны. То есть формально они не только находились на вершине тогдашней международной иерархии, но были там официально. А как, наверное, многим известно – особенно тем, кто смотрел фильм «Первый рыцарь» - в феодальном обществе вопросы иерархии стояли крайне остро. Не рыцарь не смел объявить себя рыцарем. За это, вообще-то, могли и повесить. Граф не смел выдать себя за герцога. Поднять даже великое княжество до королевства можно было, только заручившись благословением папы римского. Или, во всяком случае, добиться перекрёстного признания соседей, а потом всё равно получить знаки королевского достоинства или от того же папы, или на худой конец от императора.
А потому империи были штучным товаром. Вернее, они были наследным образованием. Две – прежней Римской империи и одна – великого Тюркского каганата.
Разговор не праздный, ибо, как мы увидим позднее, некие люди, представившиеся русами, но оказавшиеся шведами, заявили, что являются посланниками от некоего «хакана». И так и непонятно, до конца, имелось ли в виду имя их лидера Хакон, искажённое хазарское «каган» или же парни вовсе себя объявили каганатом. То есть империей. По понятиям того времени это то же самое, как если бы по понятиям 90-х годов на поделённом бандами «раёне» появились неизвестные «быки» и объявили, что они – «воры в законе».
Но об этом речь впереди. А пока же есть смысл рассмотреть, откуда взялась и в каком состоянии была к моменту образования Руси одна из важнейших внешних сил, имевшей прикосновенность к русскому генезису.
Основная опора наша в этом обзоре – на прекрасную монографию замечательного историка С.А.Плетнёвой «Хазары».
Итак.
Хазария, как и многие другие степные орды и каганаты того времени, корнями уходит в гуннскую империю. Увлечённые гуннским самумом в Европу, многочисленные племена, входившие в состав этой кочевой орды, не успели слиться в один этнос до того, как в 454 году гордая готская девушка Ильдико прирезала необузданного Аттилу в постели. Или прирезала необузданного в постели – неважно. Факт, что затем наследники покойного разыграли его империю чуть ли не в карты. Но масть не пошла, покорённые было народы восстали, и гуннская империя сначала превратилась в клубок дерущихся собак, а затем рассыпалась на отдельные своры.
Из них затем образовались многочисленные кочевые и полукочевые народы. Например, акациры, савиры, авары, оногуры, утигуры, кутригуры, болгары, хазары — перечень далеко не полный. Любопытно, что впоследствии часть из них хазары считали своими родственниками и даже в какой-то мере предтечами. Так, в известном ответе царя Хазарии Иосифа придворному кордовского халифа Абдаррахмана III Хасдаю Ибн-Шафруту (это середина Х века), хазарский лидер заявляет, что -

- народ его происходит из рода Тогармы, сына Иафета (в древнееврейской литературе Тогармой (Тогаром) именовали все тюркские народы).

В свою очередь у Тогармы, пишет Иосиф, -

- было 10 сыновей: Агийор (Авийор, или Уюр), Тир-с (Турис), Авар (Аваз), Угин (Угуз), Биз-л, Т-р-на, Хазар, Знур (Янур), Б-л-г-д (Б-л-г-р), Савир.

Легко узнаются авары, болгары, савиры, с оговорками – огузы, тюрки. Таким образом, Иосиф гордо считает себя «царём Тогармским», то есть повелителем всех тюрок, а главными тюрками, таким образом, становятся хазары.
Между тем, поначалу это было далеко не так. Поначалу хазары представляли собою маленький народец, что кочевал в степях нынешнего Дагестана. Их почти никто не знал, упоминали их куда реже, нежели забытых сегодня савир, и до начала VI в. хазары на историческую арену, можно сказать, и не выходили.
Но затем их словно что-то подхлестнуло и они стали хамить окружающим:

В царствование персидского шаха Кавада I, по данным позднейших арабских сочинений (Балазури, ал-Я'куби), хазары захватили Грузию, Албанию и Армению. Кавад с большим трудом освободил эти земли и построил для защиты от подобных сокрушительных нашествий между Ширваном и Дарьялом стену из сырцовых кирпичей с множеством замков вдоль нее. Я'куби добавляет, что персидский шах завоевал после этого ещё Дербент, Табарсаран, Беленджер, т.е. вторгся уже в земли хазар. Однако последние быстро отобрали у него все завоёванные территории.

Что же произошло?

Примечание об истинных создателях Хазарии

Шах Кавад I правил дважды: в 488 — 496 и 499 — 531 годах. Это был яркий представитель первобытных коммунистов, который, став во главе страны, развязал большой террор против богатой и непокорной знати, натравив на неё так называемых маздакитов. О последних рассказывать долго, скажем лишь, что с точки зрения религиозной они исповедовали что-то вроде оптимистического манихейства, а в социальной области активно проповедовали идеи равенства, братства и бесклассового общества. Но как говорил недавний провозвестник таких же принципов, «и идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами». Массами идея овладела вполне, когда выяснилось, что «царь» вполне одобряет экспроприацию экспроприаторов в виде конфискации имущества знати и передачи его всем нуждающимся. Несогласные с этим были, как водится, объявлены врагами народа и подвергнуты массовидному террору.
Но Кавад, как оказалось, не дорос идейно до тезиса об усилении классовой борьбы по мере приближения к коммунизму, а потому проявлял мелкобуржуазную мягкотелость, отчего и был свергнут. Но не убит, и сумел с помощью иностранной державы (государства эфталитов) вернуться на трон. И хотя во втором заходе от троцкизма он уже отказался, но было поздно: страна оказалась разорена и деморализована, и лёгенькой классической интриги враждебной Византии хватило, чтобы на неё с севера обрушились дотоле малоизвестные варвары. Это произошло вскоре после 506 года.
Вот так и получилось, что Хазарию, по сути, создала Византия. В том числе заработав будущие проблемы и для самой себя…
Но! Далее - забавная ухмылка истории: подняться на ноги Хазарии помогли… персы.
После того, как все наелись радостями большевизма, третий и самый талантливый сын Кавада Хосров убедил отца окончательно порвать с революцией. Ренегат начал гонения на маздакитов, быстро перешедшие в их физическое истребление. Местный «Маркс» - Маздак – был казнён.
После этого Хосров перешёл к мести варварам (и византийцам, хотя последним и не сразу). Но при этом обрушился шах прежде всего на савиров. Откатившиеся в родной Дагестан хазары оказались ударами персов почти не затронуты и в отсутствие савиров смогли закрепить за собою усиливающееся первенство в Прикаспии.

Однако, как мы уже не раз отмечали, хорошего много не бывает. В Азии появился новый каганат – Тюркский. Естественно, сразу же начал кидаться на окружающих. В частности, это из-за него на запад подались авары, позднее взбурлившие половину Европы, в особенности славян с лангобардами, и уничтожившие антов. Причём авары до того, похоже, успели изрядно насолить и тюркам, раз сам их вождь, несравненный Истеми изволил молвить:

Авары не птицы, чтоб, летая по воздуху, избегнуть мечей тюркских, они не рыбы, чтоб нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины, они блуждают по поверхности земли. Когда покончу с эфталитами, нападу на аваров, и они не избегнут моих сил.


Действительно, тюрки рассеяли и уничтожили государство пресловутых эфталитов. Но авары к этому времени были уже далеко, весело катались на запряжённых в арбы дулебских дамах и вообще вели насыщенную европейскую жизнь. Тюрки же, не поделив наследство эфталитов с союзными дотоле персами, решили восстановить справедливость. Но через Железные Ворота на Дербенте они прорваться не смогли, а потому расположились аккурат на том месте, где и кочевали хазары. Не они одни, впрочем, покорились тюркам:

Арабский ученый Табари в своей «Истории пророков и царей» писал, что после победы над эфталитами тюркский каган Синджибу (Истеми) покорил б-н-дж-р (болгар), беленджер и хазар… Отступив от Дербента, тюрки подчинили алан и утигур.

Да и вообще, как считают великодушные из историков, в свои лучшие годы Тюркский каганат простирался от Азовского моря почти до Жёлтого.
Правда, лет этих было не так много. С 578 по 593 годы в каганате бушевала гражданская война. Но коренные проблемы столь многоэтнического государственного сооружения разрешить в её ходе не удалось, и в 603 году оно распадается на Западно- и Восточнотюркский каганаты. И тем открывает возможности для нового взлёта Хазарии.
Сначала хазары проявили себя в составе Западнотюркского государства. Их правитель Джебу-каган заключил даже тюркско-византийский союз во время ирано-византийской войны 602—628 гг. А в 627 году хазарское войско обрушилось через Дербент на Кавказскую Албанию и Иберию, и в конечном итоге захватило штурмом Тифлис.
Описывают их в это время не сказать чтобы красавцами:

как «безобразную, гнусную, широколицую, безресничную толпу», которая «в образе женщин с распущенными волосами» устремилась в Закавказье.


В данном случае враги, конечно, «пущали пропаганды», но, в общем, такими тюркских кочевников обычно и изображали. Начиная с гуннов.
В 630 году хазары накинулись было на Армению, но тут снова начались междоусобные столкновения в каганате, и на сей раз всё закончилось окончательным его крахом.
Вот тут Хазаристан и начал играть уже полностью самостоятельную роль. Вылупился из яичка, можно сказать. Тем более что правящую династию в новой державе основали наследники некогда правившего «большим» каганатом тюркского рода Ашина. Именно благодаря этому обстоятельству хазары и считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата и своего правителя называли каганом. А государство их закономерно стало — да, именно империей.
Бывшие члены братской семьи народов с этим, как водится, были не согласны. Особенно ярились болгары. Им казалось, что при дележе союзного наследства Хазария не дала им достойной доли, во взаимоотношениях между суверенными государствами проявляет имперские амбиции, а также не даёт воровать га... то есть не пускает в набеги на подконтрольные ей территории. Более того – сама претендует на один спорный полуостров. Но не тот, о котором вы подумали, а Таманский.
При разрешении этих разногласий Приазовье досталось хазарам, а болгарам пришлось эмигрировать частью на Дунай, частью на Каму. Третья часть во главе с ханом Батбаем осталась на родине и влилась в состав братского народа. Впрочем, окончательно национальную идентичность всё равно не потеряла и сегодня продолжает существовать в образе балкарцев.
При этом, отмечает С.А.Плетнёва, -

- захват Приазовья казался хазарам настолько важным, что царь Иосиф считал этот политический акт началом образования Хазарского государства.

Что-то это мне мучительно напоминает… Овеществление страшного кошмара Збигнева Бжезинского, что ли?

Хазары, великий народ..., овладели всей землей вплоть до Понтийского моря, —

- сокрушался тогдашний теоретик «всемирной шахматной доски» Феофан Исповедник.
В общем, размеры Хазарии сразу увеличились вдвое, выросло количество населения и в целом –

- возникла федерация равных, возглавленная хазарским (тюркским) родом Ашина и номинально управляемая каганом, происходящим всегда из этого рода.


Федерация здесь упомянута не для красного словца. Как свидетельствуют источники, хазары, завоёвывая кого-то, не вырезали правящую верхушку покорённых, а втягивали её в своё общество, связывая лишь клятвой вассалитета. То есть, входя в состав хазарской империи, местная аристократия, по сути, ничего не теряла, по-прежнему сохраняя власть над собственными племенными «низами». Зато приобретала она, фигурально говоря, весь мир. У империи ведь и интересы – имперские. Это тебе не с каким-нибудь грязноногим Аршаком из-за пастбища резаться. Тут вон хочешь – Византия под боком, что означает добычу и славу. Можно за Железные ворота сходить, грузинок погонять. К славянам за данью сходить – и денежно, и безопасно…
К началу VIII в. федеративный союз племен, возглавляемый хазарами, отмечает Плетнёва, занимал степи и предгорья современного Дагестана и Прикубанья, приазовские степи, частично степи Северного Причерноморья и большую часть Крыма с входившими в неё приморскими городами. При этом хазары брали дань со славян – вятичей, радимичей, северян, - а также с буртасов, эрзи, черемисов, болгар, сувар. В вассальной зависимости от Хазарии долгое время находилась Волжская Булгария.
Любопытно, что согласно данным археологии выплата дани хазарам… шла на пользу подданным племенам! Нет, девок, конечно, жалко, но зато –

- показательно, что одновременно, с VIII в., начинается интенсивное развитие славянских культур — роменской, относящейся к северянам, в Среднем Поднепровье, на Левобережье, и боршевской, приписываемой вятичам, на Дону. Можно считать провидческим взгляд В.О.Ключевского на «хазарское иго», как на отношения, способствовавшие развитию экономики славян… Об очевидном этнокультурном симбиозе славян и кочевников в лесостепной зоне свидетельствуют как дохазарская пеньковская культура (которой и принадлежали клады «антов»), так и позднейшая (VIII–IX вв.) волынцевская культура в Левобережье Среднего Днепра, на памятниках которой обычны керамика и другие вещи салтовской культуры, характерной для населения Хазарии… Показательно, в частности, и отсутствие выраженных укреплений на большинстве поселений волынцевской культуры.

«Федеративность» Хазарской империи также видна по археологии:

Три типа погребальных сооружений вокруг Чир-Юрта принадлежат, по-видимому, трём разным этническим группам, представители которых заселяли город: катакомбы — аланам, ямные погребения — болгарам и, наконец, подкурганные катакомбы, — очевидно, господствующему народу — хазарам.


При этом сами хазары оставались кочевниками, лишь частью и местами переходившими к земледелию. Но уже очень скоро возникает развитая система обработки земли: поля начинают орошаются водой из рек, почти в каждом поселении появляются сады и виноградники.
А параллельно и в ходе этого процесса господствующий этнос, очевидно, превращался в господствующий класс:

Это была богатая аристократия города и «страны» Беленджер.

Кроме того, хазары, в принципе веровавшие в божеств Тенгри и в их лидера Тенгри-хана, начинали христианизироваться:

На курганном кладбище исследователи обнаружили две небольшие выстроенные в VIII в. церковки, свидетельствующие о христианизации правящей верхушки каганата в то время.

Государство хазар в эту эпоху – эпоху перед драматическими изменениями – было устроено так.
Основным правящим классом были хазарские всадники – наследники древних тюркских родов. Источников по этому вопросу мало, но, насколько можно судить, к гуннам свои родословные не возводили. Что, возможно, говорит о том, что гуннов как таковых, возможно… не было. А была сборная орда различных степных банд, среди которых настоящие хун-ну давно растворились. Как позднее монголы в том сборном новообразовании, которое стали называть татарами.
Арабский автор Истахри писал, что хазары делятся на белых и чёрных. По аналогии с другими тюрками можно заключить, что это означало две социальные категории. Чёрные хазары – плебс, народ, податный слой. Белые - родовая и служилая аристократия.
Именно аристократы первыми оседали на землю, превращая временные поначалу зимовища в постоянные укреплённые пункты. Их окружали стенами, сложенными из белого камня. А вокруг этих уже фактически крепостей постепенно сгущалось и «чёрное» население, рассчитывая обменивать свои услуги и свою покорность на безопасность.
Затем часть особенно «популярных» и, следовательно, окружённых большими поселениями зaмков перерастали в города.
Но, похоже, родовая аристократия и вела себя как аристократия, предпочитая утруждать себя охотами, битвами, вином и девками. Во всяком случае, источники свидетельствуют о наличии в Хазарии довольно мощного класса государственных чиновников. Например, Ибн-Фадлан рассказывает, что

царя замещает муж, называемый кундур-хакан, а этого также замещает муж, называемый джавшигыр.

Премьер, вице-премьер, министр, начальник департамента и т.д.
Была и мощная «третья власть» - судебная. Причём –

- судей было много, и судили они по разным законам: христиан — по-христианскому, мусульман и иудеев — по Корану и Торе, язычников — по «обычному» праву, т. е. по законам общины.

А роль полиции, полагают историки, играла наёмная гвардия кагана, состоявшая из мусульман, переселившихся из прилегающих к Хорезму земель. Назывались они лариссии, или ал-арсии. По поводу чего С.А.Плетнёва делает остроумное предположение, что –

- очевидно, это остатки аорсов-алан, обитавших, по словам Бируни, в нижнем течении Амударьи.

Это тоже немножко к вопросу о поисках русских предков где угодно, только бы не в скандинавии. Уж аорсов-то в древние русы не записывал только ленивый славянофил…
Во главе этого общества находился каган. Он был, как это ныне принято говорить, представителем богов на Земле. Не только его власть, но и персона была сакральной. Ещё бы! – правитель в самом прямом смысле обязан был побывать у самой кромки смерти, где и получал божественные качества:

Когда они желают поставить кого-нибудь хаканом, то приводят его и начинают душить шелковым шнуром. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: «Как долго желаешь царствовать?» Он отвечает: «Столько-то и столько-то лет».

И всё – никто больше на эту власть не претендовал. Но горе было кагану, ежели выяснялось что то ли приврал он о своём божественном озарении, когда шнурок давил шею, то ли сам Тенгри-хан отказался от него впоследствии. А такое, как известно, случается, особенно в степях – то засуха, то арабы шальные из-за Кавказа вырвутся, то ещё какое несчастье приключится. И тогда, по свидетельству источников, народ -

- чернь и знать –

- приходили к царю и заявляли ему:

Мы приписываем свое несчастье этому хакану, и его существование нам приносит несчастье. Убей его или отдай его нам — мы его убьём.

И уже бесполезно было топать ногами, наподобие великолепного Филатовского царя, крича:

Энто как же, вашу мать,
Извиняюсь, понимать?
Мы ж не Хранция какая,
Чтобы смуту подымать!


Бесполезно было и оправдываться:

Мой народ - моя родня.
Я без мыслей об народе
Не могу прожить и дня!..


Та самая удавка на шею и – здравствуй, Тенгри-хан!
Однако поскольку такое развитие событий было ни для кого не желательно, то кагана предпочитали ограждать от неправильных решений и поступков. Существовала очень плотная цепь всевозможных запретов, которую было не разорвать. А все решения – и, естественно, ответственность за них – доставались на долю только что упомянутого «царя». Он же каган-бек, бек, шад.
Скорее всего, полагает С.А.Плетнёва. власть кагана и пошатнулась-то во время арабских войн, -

- когда ему пришлось бегать по степи, спасаясь от арабских конных разъездов, и в конце концов принять под угрозой лишения власти религию врагов — мусульман. Вот тогда и выдвинула жизнь соправителя кагана из среды наиболее дееспособных и богатых (не разорённых войной) донских болгарских ханов. Вполне возможно, что в те годы болгары просто могли сбросить кагана с полуразрушенного трона, однако они сделали более мудрый шаг к достижению власти в государстве: кагана полностью табуировали, а соправителю, который в арабских источниках называется царь, каган-бек, бек или шад, фактически предоставили право устранять (убивать) неугодного владыку. Носитель древних, освященных традицией обычаев остался на троне, окончательно связанный этими обычаями по рукам и ногам, а свободный от всяких условностей царь единолично правил Хазарским государством.

И вот его-то власть была и реальной, и огромной.

У хакана власть номинальная, его только почитают и преклоняются перед ним при представлении... хотя хакан выше царя, но его самого назначает царь.

По словам Ибн-Русте, -

- царь не дает отчета никому, кто бы стоял выше его, сам распоряжается получаемыми податями и в походы свои ходит со своими войсками.

Царю же подчинялась и армия. Она состояла из двух частей – собственных войск царя и феодальных дружин, выставляемых аристократами в качестве вассальной повинности. Таким образом, делает вывод С.А.Плетнёва, царь был уже настоящим феодальным сюзереном. Войско его представляло собой регулярную наемную армию, соединенную с феодальным ополчением. Он собирал подати — для этого при нем существовали чиновники.
Он мог решать даже такие вопросы, как перевод всей страны в новую веру!
Об этом свидетельствует сам каган – правда, из более позднего времени:

Рассказывая о принятии иудаизма хазарами, Иосиф писал, что хазарский каган Булан заверил ангела, который явился ему во сне, в том, что сам он, безусловно, перейдет в иудаизм, но «народ, над которым я царствую, — заметил Булан, — люди неверующие. Я не знаю, поверят ли они мне... Явись к такому-то главному князю их, и он поможет мне в этом деле...» Только после вмешательства этого царя (князя), новая вера была якобы одобрена народом.

Вот тут как раз мы и подошли к тем драматическим событиям, которые едва не сломали хребет Хазарскому государству.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe

  • "Русские до славян" вышли в бумажном виде

    Вот же ж! Совсем забыл признаться в стыдном. Будете смеяться, но у меня опять вышла книжка. "Русские до славян". Продолжение…

  • Вышли "Русские до истории".

    Как забавно! Пока я в Луганске презентовал одни книги, вышла новая. Уже не публицистика - попытка научно-исторического расследования. Вот такую…

  • Ещё одна работа окончена

    Вчера, точнее, сегодня ночью отправил в издательство книжку "Русские до славян". Трудом далась большим, но и удовольствием немалым, с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments