Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - покорители славян. Глава 4. Кто такие русы? 4.1.5. Хазарские источники. 3

Но вернёмся к нашему разбору.
Что же это могли быть за интересы у русов в тогдашней Тмутаракани?
Ключевое место для понимания этого вот:

…Ингоря, который… к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок.


Интересно получается. Побеждённый, разгромленный Игорь, с обожжёнными, израненными остатками войска удирает не к устью Днепра, что и ближе к Киеву, и безопаснее. А идёт то ли поперёк, наискось через Чёрное море, то ли – если не решился напрямки – вдоль всего турецкого, а затем кавказского побережья. Чтобы прийти куда? Во владения хазар, где сладострастно потирает ладошки проклятый Песах, сумевший стравить двух врагов?
Что-то не верится. После разгрома разбитые и деморализованные части отводят обычно в тыл. Где лечат, откармливают, переформируют. А по вечерам отпускают в увольнение, где танцы и девки.
При этом тыл должен быть собственный. По крайней мере, по тем временам. Ибо будь даже Песах союзником, ни один суверенный правитель с распотрошённым воинством не мог в ту эпоху довериться ему. Слишком велик соблазн у того одним махом решить политические и территориальные проблемы. Не забудем: совсем недавно Олег отнял у хазар данников – северян и радимичей. И уж совсем недавно вовсе дрался с хазарами за Самкерц-Тмутарокань.
И коль скоро это так, то, получается, не очень-то разгромил Песах нашего Х-л-гу-Олега! Осталась Тмутарокань в русских руках!
Как это было возможно? Об этом можно только гадать. Но не исключено вероятия, что сохранение устья Кубани в руках русов было одним из условий мирного договора между ними и хазарами.
Вспомним: Олег занял Самкерц неким воровским способом, потому как там не было начальника. Как так? Уехал в командировку? И заместителя не оставил? И гарнизон с собою забрал? Ай-яй-яй!
А потому более логичным представляется предположение, что город хазарами по какой-то причине был утерян. Возможно, восстание какое, возможно, столкновение интересов, чьё-то нападение – трудно сегодня судить. Можно лишь нарисовать предположительную связь между нападением на хазар печенегов, а также гузов и неких асиев (их полагают аланами) в 914 году. Примерно тогда же – в 915 г. – застаём в русской летописи заметку:

Приидоша печенѣзи пѣрвое на Рускую землю и, створивше миръ съ Игоремъ, идоша къ Дунаю.


Даты и имена, как мы знаем, в этой части не сильно достоверны, но в данном случае, как видим, корреляция налицо. Возможно, какие-то источники о первом появлении печенегов у летописца под рукою были.
Так или иначе, сотворил ли мир с печенегами Игорь и сотворил ли его Игорь – не суть важно. Важно, что с этим нападением новых злых кочевников на Хазарию можно связывать утерю последней контроля над Самкерцем. Сожгли, гады, гавань и убрались к себе в степи. Не моряки они, им порт ни к чему. Им бы его лучше ограбить и отойти. А русы этим воспользовались.
И главное, геополитически совершенно это было бесспорное завоевание: власти над городом нет, с печенегами мир, хазары, может, зубами и поскрипывают, да ничего не поделаешь – не русы же у них город отняли, а печенеги. Вот с ними и разбирайтесь, а по мирному договору город они нам передали!
Подошли морем, высадились в устье Кубани, и стали себе жить-поживать, да добра наживать. Вместе с уцелевшим от печенегов населением. Или вместо него.
В прямом смысле – добра наживать. Ибо вместе с контролем над Таманским полуостровом получили они и возможность русить по Тамани. А сия река приводила их не более и не менее как к месторождению живого серебра…

Примечание о «Русской реке»

Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджгира, в земле Хорасана.


Это ал-Масуди пишет. У него вообще много красочных сведений о русах. Не всегда они понятны, не всегда логичны. Но данный отрывок позволяет достаточно надёжно локализовать землю русов по наличию серебряного рудника. Ибо серебряных рудников много не было, а на территориях, которые мы хотя бы теоретически можем отнести к тем, где бытовали русы (т.е.на Восточно-Русской равнине), - нет вовсе. Кроме одного. И не на равнине. Замечательно, что из всех возможных районов локализации русов серебряные рудники в их времена наличествовали только на Кавказе:

Главным образом по сѣв. его склону въ областяхъ Кубанской (Худесское мѣсторождение) и Терской (Садонскiй рудникъ)…


Специально взял «Энциклопедическiй словарь» Брокгауза и Ефрона, дабы не искажать картину позднейшими советскими геологическими открытиями.
Садонский рудник мы трогать не будем - это район Владикавказа, далековато от любых разумных локализаций руси. А вот Худесский - это Карачаево-Черкессия, аккурат верховья Кубани. Конечно, это тоже не территория руси, как мы привыкли понимать слово «территория» ныне. Но в том подвижном мире, где –

- никто кроме них (Русов) не плавает по нему –


- территория считалась того, кто был в состоянии до неё добраться и пользоваться. При нужде давая в репу иным претендентам. Хотя бы и местным. И русы, которые по рекам ходить умели, а дрались вообще лучше всех, это себе позволить могли. Так что, в общем, резьба Редеди князем Мстиславом имела не только молодеческий, но и сугубо экономический характер. А также давние исторические традиции.
Так что дорожка (голубая) - прямая (то есть как раз наоборот, с изгибами-излучинами, но это неважно): по Русской реке, по коей никто больше не плавает, до её верховьев, где есть принадлежащий русам серебряный рудник. Но только дорожка эта прямо и безальтернативно требует помещения русов на реку Кубань. А значит, на тот самый Таманский полуостров-остров, на котором Кубань даёт множество прелестных заводей, где так славно устроить базу для флотилии.
А теперь есть смысл процитировать отрывок полностью:

В верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто кроме них (Русов) не плавает по нему и они живут на одном из его берегов. Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону; между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Бургар. Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджгира, в земле Хорасана.


Что Хазарская река (как считают, Волга, но с куда большим основанием ею может быть Терек) где-то соединяется с некою рекою (опять же многие считают, что это Дон, что просто глупо) - это у арабов дежурное место. Люди стороны света путали, что уж там. Но вот всё остальное в их описаниях указывает на то, что Русская река, она же рукав моря Найтас, - это та самая наша Кубань. И значит, Остров русов - это таки Тамань. И русы живут тут на берегу моря, по которому и плавают. И плавают в том числе в земли болгар, под которыми мы можем понимать и волжских, и дунайских, и тем более кавказских, подданных Хазарии. Ибо Масуди их добросовестно путал. И на данный момент (момент создания информации, попавшей к Масуди) у русов этих нет ни царя, ни государства. То есть находятся они в некоей стадии вольного пиратства - то ли в силу ослабления рядом лежащей Хазарии, то ли в результате какого-нибудь восстания - например, того же пресловутого Х-л-гу. Но это опционально - мало ли периодов безвластия и межвластия может случаться в местах, где множество пиратов имеют хорошие убежища, внеконкурентный флот и месторождение серебра под боком…

И ещё одно обстоятельство представляется мне важным в этой связи.
Судя по тому, как принято вести боевые действия и как подсказывает история военного дела, русы должны были собирать флот для нападения на Константинополь в 860 году тоже где-нибудь здесь, на Тамани. Больше просто негде, кроме, разве что, устья Днепра, или в Днепро-Бугском лимане. Разговоры о сборе в Киеве – гиль: не было ещё Киева. Или была на его месте хазарская же фортеция.
Но сборы флота в районе лиманов – заведомый провал операции: там постоянно торчат рыбаки из византийского Херсонеса, так что никакой внезапности получиться не могло бы. А внезапность была – иначе император не ушёл бы на войну на востоке, оставив столицу. И главное – из этой диверсии русы привезли восточное серебро, а не византийское. И значит, база их была где-то на территории Хазаристана. Которому в 860 году Самкерц-Тмуторакань и принадлежал. Во всяком случае, это сюда в 861 году приезжал из Херсонеса Константин Философ, – который тот самый Кирилл-и-Мефодий, - в ходе своего визита в Хазарию, когда он вёл переговоры о мире с хазарским каганом, а также участвовал в религиозных диспутах с иудеями и мусульманами.
Напомню то, что мы уже рассматривали.
Константин едет в Хазарию с двумя задачами. Первая – установить мир с Хазарией. В контексте событий точнее будет сказать – восстановить, ибо хазары в то время с греками не воевали. На греков только что нападали русы.
И судя по тому, что один из ведущих академиков империи едет мириться в Хазарию, византийцы за что-то чувствовали свою вину – раз, а русы служили хазарам – два. Помните? –

- Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчёт, народ, причисляемый к рабам, безвестный…


Скорее всего, греки поддержали венгров в их войне с хазарами. А те, соответственно, отправили на Константинополь русских диверсантов.
Обменялись, так сказать ударами шпаги. А теперь настало время мириться – и тем, и другим досаждали арабы.
Второй задачей академика Константина стало – отреагировать правильным образом на странный, на первый взгляд, призыв некоего посольства от хазар, которые хотели найти правую религиозную концепцию:

Мы исперва Бога знаем и кланяемся ему на Восток. Но, держась стыдных обычаев, иудеи привлекают нас в свою веру, а сарацины с своей стороны, предлагая нам мир и дары, уверяют нас, что их вера наилучшая. Живя с вами - греками, в мире и дружбе, зная, что вы великий народ и царство от Бога держите, обращаемся к вам и просим вашего совета. Пошлите нам мужа книжного. И, если вы переспорите иудеев и сарацин, мы примем вашу веру.


На всяческие эпитеты и определения внимания обращать, как обычно, не будем. Люди тогда были пристрастные, да и источник – «Паннонские жития св. братьев Константина и Мефодия» - излишней объективностью не страдает. Зато зададимся вопросом: что это за хазары такие, чтобы обращаться с такою просьбою аж к византийскому императору? У них что – веры нет? Или они язычники?
Да нет, не язычники. Уже больше полувека прошло с начала реформ Обадии и официального принятия Хазарией иудаизма. Иудаизм, как известно, крайне веротерпим. К иудеям. Все остальные религии он считает практически безбожием. Хотя и делает скидку так называемым «авраамическим» - христианству и исламу. А с врагами израилевыми – известное дело –

И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом. (Нав 6:20)


Вплоть до ослов безбожных, в общем.
Так могли ли иудейские правители Хазарии послать к императору христианскому со словами о своих «стыдных обычаях»?
Нет, конечно. Оное же соображение касается и «сарацин». Уж чего-чего, а принцип «всё истребить мечом», что не в рамках «истинной веры», Мухаммед взял из Библии полностью. Разве что опять-таки с послаблениями для «авраамических» религий или «религий Книги».
Таким образом, правильного учения взыскали какие-то язычники, на которых с двух сторон оказывали давление иудеи и мусульмане.
Кто это? Какие-нибудь «чёрные» хазары? Кочевники? Аланы? Болгары?
Нет. Во-первых, никакие кочевники к таковому призыву просто не готовы ментально. Даже если они вообще знают, кто такой император византийский и во что он верует, то к организации посольства они не способны. На кошевом сходе они за него проголосуют, что ли?
Во-вторых, это не болгары и не аланы. Те частично или изгнаны из империи или загнаны в неё так, что уж не дёргаются. А большею частью вовсе переселены в степи, где образовали ныне известную под именем салтово-маяцкой археологическую культуру.
В-третьих, это вообще не подданные каганата. Ибо никакие сарацины по отношению к таковым презелитическую политику вести не могли. По той простой причине, что были очень серьёзно вырезаны совсем недавно, в 854 году, в рамках всекаганатской кампании гонений на мусульман.
Словом, это кто-то, стоящий в относительно свободе от каганата, хотя и остающийся в рамках империи. Вассал, яснее говоря.
Вот что рассказывает об этой миссии средневековый автор Гавдерик:

…Философ отправился в путь и, прибыв к тому народу, к которому был послан (ad gentem illam, ad quam missus fuerat, veniens), при содействии Искупителя всех Бога, проповедью и убедительностью своего красноречия отвратил от заблуждений всех тех, кого пленило неправоверие как сарацин, так и иудеев (... convertit omnes illos ab erroribus, quos tarn de Saracenorum, quam de Judeorum perfidie retinebat). Утвержденные в кафолической вере и наставленные они с великой радостью благодарили Всемогущего Бога и Его служителя Константина Философа. Сверх того они послали императору письмо, благодаря его, что он постарался обратить их к истинной и кафолической вере и утверждая, что они за это всегда останутся вернейшими подданными его власти (affirmantes se ob cam rem imperio ejus eempersubditos et fidelissimos de cetero velle manere).

Это, конечно, красивости и вообще пропаганда, но деталь очень иллюстративная: объявить себя подданными византийского императора подданные хазарского кагана никак не могли. Это государственная измена с последующим испытанием на прочность анальных мышц на колу. А вот некие вассалы по договору… Что ж, они могут выбирать.
Кто это такие? Да вот же они:

И обрет же ту Евангелие и Псалтирь роушькими письмены писано, и человека обрет глаголюща тою беседою.


Любой профессионал информационной деятельности знает: привлечение некоего понятия в текст, с этим понятием не связанный, - всегда не случайно. Поэтому «русский» здесь – очевидный отблеск истинной миссии Константина. Из той же серии деталь о дарах кагана – или того, с кем беседовал языковед и философ о мире и вере:

«Дай мне сколько имеешь здесь пленников. Это мне больше всех даров», -


- говорит Кирилл.
Что и исполняется – 200 пленников ему отдают. Откуда они здесь и кто их ранее пленил – очевидно. Хазарский каган с греками не воевал. А вот русский…
То есть…
С каким, с каким каганом беседовал Константин, если был у русов? С русским?
Ох, встретим мы ещё это понятие…
Да, а ещё Кирилл «200 чадий» крестил. И если вспомнить, что уже через 5 лет после завершения его миссии русов объявляют христианами и даже назначают к ним епископа, то становится совершенно ясно, среди кого и где вёл проповедь греческий академик.
Итак, появление русов в Тмутаракани лишь в 910 – 920 годах объясняет «загадку Песаха – Игоря». Русы захватывают Самкерц во времена безначалия, вызванного захватом и опустошением города печенегами.
Со своей стороны, иудеи – люди не злые. Но памятливые. И зло помнят долго. И потому однажды приходит некто Песах во главе войска, отнимает полюбившийся город и задаёт сакраментальный вопрос: с кем вы, мастера культуры? В смысле – культуры забивать гвоздики в головы людям. И сам же даёт подкупающий своей безальтернативностью ответ: ежели не с нами, то отбираю у вас всё и навсегда. А жалко! Тут такая база, с которой так славно можно выбегать пограбить и куда можно быстро смыться. За это греки вон уже и дромитами прозвали. Тут такие плавни, куда никакой флот мстителей не доберётся. Тут такая дорожная инфраструктура, по которой можно запросто добраться от Персии до Скандинавии, от шкурок Бьярмии до покупателей Багдада. А одна из таких дорожек вообще к месторождению серебра ведёт, причём дорожка собственная, по которой вообще больше никто не ходит…
Нет, жиды, конечно, гады. Но если уж так убедительно просят, то греки ведь, если трезво рассудить, тоже гады не меньшие. Да нет – просто звери! Опять же правоверных иудеев у себя недавно гоняли. На кострах сжигали! И кого! Этих замечательных людей, которые готовы оставить нам нашу базу, если мы накажем греков! Да, жиды. А вы что – не знаете разницы между жидами и иудеями? Да греки сами нас подставили! Это нас Роман подбил с тобою воевать, ребе Песах! Мы и не виноваты вовсе.
В общем, договорились. Мы грекам гвоздики позабиваем, а вы уж нам городишко сей малый оставьте. Ну, и добычу мы вам отдадим, конечно. Кому же ещё? Мы с иудейскими братьями всегда заодно! Непременно поссоривших нас лукавых греков накажем!
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments