При этом усложняет картину ещё и то, что оба – номад на коне и пузан в кресле – действительно реально движутся. Ибо изменения в сознании получают практически одинаковые…
К таким выводам приходит одно из новейших ответвлений антропологической науки – антропология движения, с докладом о последних исследований в которой выступил на заседании Президиума Российской академии наук член-корр. РАН Андрей Головнёв.
«В древности прачеловек обладал высокой физической мобильностью, - рассказал он. - Самый значительный итог палеолита — освоение ойкумены — достигнут за счет удивительной способности человека к пространственной экспансии».
А вот сегодняшний человек - скорее сидящий и лежащий, чем прямоходящий, отметил учёный, работающий главным научным сотрудником Института истории и археологии Уральского отделения РАН. Благодаря технологиям связи и транспорта случилась «смерть расстояний», а заодно кризис живой коммуникации. Современный «движущийся человек» — сидячий менеджер с мобильным телефоном. Однако при этом его мобильность настолько глобальна, что ни гунны с монголами, проходившие Евразию насквозь, на викинги, добравшиеся до Америки, ни русы, освоившие гигантские территории будущей России, сравниться с физически малоподвижным менеджером не могут.
Но если движение понимать как мотивированную активность, считает антрополог, то ключевым понятием оказывается деятельностная схема, и воплощение различных деятельностных схем в жизнь и создаёт культуру и в конечном итоге – цивилизацию. Но если мы знаем, какую геополитическую конфигурацию, лежащую в основе современной культурной мозаики Евразии, создали, например, воинственные кочевники моря и степи создали геополитическую конфигурацию, то, вероятно, можем и представить, во что выльется современное «кочевание» при помощи телевизионного пульта. «Визуальная культура стала сегодня актуальной долей общекультурного фонда, формируя в человеке новую матрицу мировосприятия, от экранной грамоты до стилизации под экран, - подчеркнул Головнёв. - Становление новой аудиовизуальной культуры само по себе вызывает к жизни адекватную антропологию».
Со своей стороны, добавил исследователь, антропология, оснащенная современными методами наблюдения, в частности аудиовизуального, позволяет фиксировать эти схемы в реальном времени и реконструировать их применительно к истории. Но при этом гораздо сложнее предсказать, куда движется современный «человек телевизионный».
Правда, сегодня, информировал Головнёв, уже запущен проект «Атлас движения», который должен стать экспериментальной площадкой для апробации визуальных методов в антропологии движения. Результаты этих исследований помогут не только восстановить прошлое человечества, но и представить его будущее.